ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Ключникова Оксана Евгеньевна

Учитель-логопед

МБДОУ «Д/с «Малышок»

Нижегородская область

г. Перевоз

 

«Согласовано»

на заседании ППк  МБДОУ «Д/с «Малышок»

протокол № ___ от «__»________20___ г.

 

 

 

 «Утверждаю»                                                                                                                   Заведующий МБДОУ «Д/с «Малышок»

_____________   С.П. Мухина                                                                                                                            «       » _____________ 20__ г

 

 

 

 

 

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

на 2019-2020 учебный год

 

Ф.И. ребенка: Долинина Ксения

 Дата рождения:13.04.14

 Возраст на момент составления программы: 5лет

 

Группа: Средняя

 

Основания: заключение ТПМПК городского округа Перевозский Нижегородской области № 34 от  21.10.19

 

 

 

 

 

Индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с ФГОС дошкольного образования, в соответствии с п. 6част1 статьи 6 ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013. № 19, ст. 2326, № 30, ст. 4036, подпунктом 5.2.41 Положения о Министерства образования и науки РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013г. № 446 (Собрания законодательства РФ, 2013, № 23, ст 2923; № 33, ст.4386; №37, ст 4702), пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов  и внесение в них изменений, утвержденных в  постановлением Правительства Российской Федерации, 2013, № 33, ст.4377)

 

В ИОМ учитываются:

  1. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые образовательные потребности;
  2. Сотрудничество организации с семьей;

Цель ИОМ:

  1. Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей с ТНР (с тяжелыми нарушениями речи) и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы общеобразовательного детского сада, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников.
  2. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка

Основные задачи коррекционного обучения

1.Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова). Устранение назального оттенка голоса (развитие речевого дыхания, работа над голосом, активизация мягкого неба)

2.Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

3.Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ТНР.

4.Формирование грамматического строя речи.

5.Развитие связной речи старших дошкольников.

6.Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Срок реализации ИОМ – 1 год.

 

Содержание работы учителя-логопеда

 

Содержательный раздел программы подобран с учетом особенностей развития ребенка.

Диагностическая работа включает:

- своевременное выявление детей с ОВЗ;

- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с ОНР, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ОВЗ;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ОВЗ;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка;

- анализ успешности коррекционно- развивающей работы.

Коррекционно- развивающая работа включает:

- выбор оптимальных для развития ребёнка с ОВЗ коррекционных программ/ методик и приёмов обучения в соответствии с его особыми потребностями;

- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- коррекцию и развитие высших психических функций;

- развитие эмоционально – волевой сферы и личностных сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ОНР; единых для всех участников образовательного процесса;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально- ориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ОНР;

- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ОНР.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, открытые мероприятия). Направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - детям с ОНР, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения. 

Направление работы:

Развитие понимания обращенной речи и формирование коммуникативных функций языка

Формирование продуктивного взаимодействия со взрослым.

Стимулирование речевой деятельности.

Формирование вербальных и невербальных способов общения.

Коррекция нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций;

Развитие речевого дыхания и голоса, формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции;

Нормализация просодической системы речи;

Формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи;

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа;

Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук;

Нормализация лексико-грамматических навыков;

Удовлетворение потребности в общении с окружающими;

Развитие познавательной деятельности.

 

 

 Характеристика речевого развития ребенка.

Общее звучание речи: Разборчивость речи-нарушена, речь-нечеткая, невнятная, мало понятная для окружающих, с назальным оттенком.

Особенности словарного запаса: Объем словаря не соответствует возрастной норме. Затрудняется называть предметы, выходящие за рамки бытовой лексики. Не умеет подбирать антонимы к словам. Затрудняется в объяснении слов в переносном значении. Испытывает трудности в актуализации словаря- с трудом подбирает родственные слова, заменяет по ситуативному сходству.

Особенности грамматического строя речи: В речи использует простые малораспространенные предложения, состоящие из 2-3 слов. Наблюдаются аграмматизмы при согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, согласовании глаголов с личными местоимениями в лице, числе. Не умеет самостоятельно образовывать глаголы движения с помощью приставок. Испытывает трудности в образовании относительных и притяжательных прилагательных.

Особенности связной речи: Составление рассказа по картинке заключается в перечислении знакомых объектов. Сюжетная линия не прослеживается. Пересказ текста выполняет с помощью логопеда только после многократного прочтения и тщательного разбора содержания.

Особенности слоговой структуры речи: Слоговая структура речи нарушена негрубо. Встречаются перестановки, пропуски звуков и слогов.

Особенности фонематического восприятия: Слуховая дифференциация фонетически близких звуков нарушена. В процессе разговора смешивает глухие и звонкие звуки. Контур слова произносит нечетко, неразборчиво.

Звукопроизношение: Нарушено произношение всех групп звуков. Ведущая рука – правая.

Заключение: ОНР IIIур. (Ринолалия)

Коррекционно-развивающая работа.

  логопедические занятия подразделяются на:

- подгрупповые;

- индивидуальные. 

Проводятся занятия (подрупповые) следующих видов:

  • по накоплению формированию лексико-грамматических категорий -1 занятие в неделю;
  • по развитию связной речи – 1 занятие в неделю
  • по формированию фонетико-фонематических категорий – 2 занятия в неделю;
  • занятие длится 25 мин.

 

Направление работы

 

Содержание

РАЗВИТИЕ

ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Для развития понимания речи использовать наглядные ситуации режимных и игровых моментов, пользуясь словами «покажи», «положи», «принеси», «возьми».

Расширять фразы обращения: «Покажи, где красный карандаш», «Подойди, если повязал шарф».

Учить различать:

- слова, сходные по звучанию (несет – везет);

-действия, близкие по ситуации (вяжет – шьет);

-действия и признаки, противоположные по значению (открой – закрой);

- действия, выраженные личными и возвратными глаголами (купает – купается).

Различать с использованием парных картинок:

- действия, выраженные глаголами (ед. и мн. Числа –плывет-плывут)

- м. и ж. род прош. вр. ед. числа (Валя пел- Валя пела);

- падежные формы (где малыш надевает шубу – где малышу надевают   шубу)

- пространствееные отношения предметов, выраженные предлогами в, на, под.

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

·       Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

·       Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

·       Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

·       Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

·       Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.

·       Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

·       Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

·       Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Называть:

- имена близких людей, друзей, кукол, состоящие из 2-х слогов, с ударением на первом слоге (Валя, Вова);

- односложные слова типа: суп, сок;

- двусложные слова с ударением на первом слоге (лапа, сани);

- трехсложные слова с ударением на первом слоге (кубики, ягоды).

Наращивать к части слова один и тот же слог (лягуш—ка, катуш—ка).

Усвоение первоначальных навыков словообразования (сначала на слух):

- слова с уменьшительно-ласкательным значением (домик, носик).

Учить подбирать названия:

·       Субъектов к названиям действий (идет (кто?) - …….),

·       Действий к названиям субъектов (машина (что делает?) - …….)

·       Признаков к названию предмета (мяч (какой?) - ……)

Учить овладевать навыками передачи связей слов с помощью продуктивных окончаний:

·       Согласовывать гл. и сущ. в числе и лице,

·       Сопоставлять различные формы слова (упал – упала),

·       Образовывать падежные формы сущ. ед. и мн. Числа (стол-столы)

·       Составлять простые предложения по модели: Кто? Что делает?

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА

И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Развитие просодической стороны речи

·       Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

·       Закрепить навык мягкого голосоведения.

·       Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

·       Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

 

Коррекция произносительной стороны речи

·         Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

·         Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

·         Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

 

Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов

·         Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

·         Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

 

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

·       Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

·       Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.

·       Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

·       Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

·       Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

·       Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.

МОТОРИКА

·       Общая: создание условий для совершенствования переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных упражнений.

·       Мелкая: создание условий для совершенствования статической и динамической координации движений.

·       Артикуляционная: вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата (точность движения, плавность и легкость (без подергивания, дрожания), устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому

·       Развитие дыхания: сформировать сильный, плавный ротовой выдох.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

1.     Обучение правильному произношению звуков раннего и среднего онтогенеза: вызывание отсутствующих звуков, их автоматизация и дифференциация.

2.     Коррекция физиологического и речевого (фонационного) дыхания.

3.      Развитие полноценного небно-глоточного смыкания.

4.     Устранение назального оттенка голоса.

 

1.Артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звука.

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щёточка», «Футбол», «Фокус»;

для шипящих: «Тубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р,Р`: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемёт;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

2.Дыхательная гимнастика.

Цель: нормализация тонуса дыхательных мышц, закрепление навыка правильного дыхания.

Упражнения: «Фокус», «Футбол», «Задуй свечу», «Понюхай цветочек», «Шторм в стакане» и др.

 

3.Пальчиковая гимнастика.

Цель: активизация речевой зоны путём воздействия на пальцы ребёнка методами пальчиковой гимнастики и массажа Су-джок.

 

4.Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Цель: развитие умения различать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию.

Проводится параллельно с коррекцией звукопроизношения на отработанном в произношении материале.

 

5.Постановка звука.

Цель: Вызывание отсутствующего звука или исправление искажённого звука.

Постановка звуков в такой последовательности: ГЛАСНЫЕ   ЗВУКИ            

       А, Э, О, Ы, У, И,Я, Е, Ё, Ю, Й СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Ф, С, Ш, Щ, П, Т, К, Ц,  В, З, Ж, Б, Д, Г, Л,Р,М,Н                                 

 

            Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

Способ постановки смешанный.

6.Автоматизация поставленного звука.

Цель: закрепление  правильного   звукопроизношения в самостоятельной речи детей.

·       в слогах

·       в словах

·       в  предложениях

 

7.Дифференциация звуков.

Цель: развитие умения различать звуки сходные по артикуляции и звучанию.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

·       Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

·       Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.

·       Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

·       Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

·       Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

 

·       Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами.

·       Развивать глазомер в специальных упражнениях и играх.

·       Учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку.

·       Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге.

·       Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и объемные фигуры.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

 

·       Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.

·       Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4—8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.

·       Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу). Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме.

Ребенок понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками.

Ребенок понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь.

Ребенок без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении.

Уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту.

 Ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке. Ребенок не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках. Ребенок называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов.

Уровень развития грамматического строя речи соответствует возрастной норме.

Ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными. Ребенок образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных.

Уровень развития связной речи соответствует возрастной норме.

Ребенок без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки.

 Ребенок не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.

Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме. 

 

                Календарно – тематическое планирование для ребенка с ТНР (ОНР)

 

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Фонетико-фонематическая сторона речи

Грамматический строй речи

Сентябрь

Обследование детей старших групп

 

 

 

Октябрь

1

Осень. Труд взрослых.

Звук У

Одушевленные и неодушевленные существительные

 

2

Овощи

Звук А

Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами -чик, -очк, -ечк.

 

3

Фрукты

Звуки А-У

Именительные падеж множественного числа существительных

 

4

Сад-огород

Звук И

3 лицо единственного и множественного числа глаголов настоящего времени

 

5

Сад-огород

Звук Н

Существительные с уменьшительно-ласкательным значением

Ноябрь

1

Лес, грибы, ягоды, деревья

Звук П

Притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ

 

2

Перелет

ные птицы

Звук Т

Глаголы прошедшего времени единственного числа

 

3

Одежда

Звук К

Винительный падеж единственного числа существительных.

 

4

Обувь, головные уборы

Звук К-Т

Родительный падеж единственного числа существительных без предлога и с предлогом У

Декабрь

1

Ателье

Звуки П-Т

Приставочные глаголы

 

2

Зима. Зимние забавы

Звуки П-Т -К

Предлог НА

 

3

Мебель. Части мебели

Звук Х

Предлоги НА, С

 

4

Новогодний праздник

Семья.

Звуки К-Х

Составление рассказа «Зима» по опорным словам и картинкам

Январь

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

Зимующие птицы

Звук О

Предлоги НАД, ПОД

 

4

Животные зимой.

Звук ХЬ

Род. падеж мн. числа.

Февраль

1

Почта

Звук ПЬ

Пересказ сказки «Три медведя» с опорой н на серию картинок с элементами драматизации

 

2

Транспорт

ЗВУК ТЬ

Пересказ отрывка из сказки «Сказка о золотой рыбки» с опорой на сери. картинок

 

3

Комнатные растения

Звук КЬ

Род имен существительных

 

4

Наши защитники. Масленица.

Звук Ы

Понятие «ПРИЗНАК»

Март

1

Весна.  День рождения весны

Звуки И-Ы

Пересказ русской народной сказки «Снегурочка» по серии сюжетных картинок

 

2

Праздник

8 Марта

Звук ЛЬ

Притяжательные прилагательные с суффиксом –ин-

 

3

Профессии

Звуки ЛЬ-Й

Составление повествовательного рассказа «Скворечник»

 

4

Наша пища

Звук В

Составление описательного рассказа «Весна идет» по простым сюжетным картинкам.

Апрель

1

Откуда хлеб пришел?

Звук Ф

Относительные прилагательные

 

2

Посуда

Звук ФЬ

Относительные прилагательные

 

3

Мой дом

Звук и буква С

 

Притяжательные прилагательные  с суффиксом –й-

 

4

Домашние животные и их детеныши

Звуки СЬ.

Буква С

Сравнительная степень качественных прилагательных

Май

1

Наша страна.

Мой родной край.

Звук и буква Ш.

 

Заучивание стихотворения А.К. Толстого «Колокольчики».

 

2

Человек

Звуки С-Ш

 

Образование прил. от сущ.

( флаг, гимн, герб России). Согласование слов в предложении.

 

 

3

Насекомые

Звук ХЬ

Образование глаголов ед. числа во мн. число. Родит. падеж мн. числа.

 

4

Лето

Звук З

Употребление прилагательных в сравнительной степени. Образование глаголов прошед. времени.

Планирование логопедической работы с детьми, страдающими открытой ринолалией.

Период

Основное содержание работы

Рекомендации

Развитие фонематического восприятия

 

 

Сентябрь- первая половина

ноября

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая половина ноября – февраль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март- май

 

 

 

 

1.      Обследование речи ребенка. Заполнение речевой карты.

2.      Формирование физиологического и фонационного дыхания:

1)     Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания.

2)     Отработка направленной воздушной струи при фонации

 

3)      Дифференциация носового и ротового дыхания. Схема последовательности выполнения различных видов вдоха и выдоха (по А.Г. Ипполитовой)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Формирование артикуляционных укладов и артикуляционных движений

 

1)   Логопедический массаж артикуляционных и мимических мышц

2)   Гимнастика артикуляционного аппарата

 

 

 

 

 

 

 

4.    Развитие полноценного небно-глоточного смыкания

1)     Массаж мягкого и твердого неба

2)     Гимнастика мягкого неба и задней стенки глотки

 

5.    Коррекция  звукопроизношения.

   Последовательность работы над звуками (по А.Г. Ипполитовой)

ГЛАСНЫЕ   ЗВУКИ              А, Э, О, Ы, У, И,Я, Е, Ё, Ю, Й

     СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ               

 Ф, С, Ш, Щ, П, Т, К, Ц,В, З,Б, Д, Г,Л, Р, М, Н   МЯГКИЕ   ЗВУК в том же порядке

1)    Для работы над гласными звуками используем символы звуков (по А.Г. Ипполитовой)

 

2)    Формирование длительного ротового выдоха на примере фонем: Ф, С, Ш, Щ, Х

     Работа над звонкими согласными проводится в последовательности                                   В, З, Ж, Б, Д, Г.

3)    Формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных звуков

П, Т, К, Б, Д, Г.

4)    Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании произношения сонорных звуков и аффрикат: Л, Р, М, Н, Ц, Ч.

5)    Формирование мягких звуков

6)    Вызванные звуки автоматизируются на доступном речевом материале

 

7)    Работа над просодикой речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добиваться легкого дутья без напряжении, не напрягая плечи, шею. Занятия проводят лежа, сидя, стоя в игровой форме.

Положить на живот мягкую игрушку для зрительного контроля.

 

 

 

   Дыхательные упражнения выполняются не более 5 раз подряд.

Дома заниматься по 10-15 минут до 5 раз в день. Предлагаем ребенку поплевать на высунутый язык, подуть на кончик языка (положить ватку), выплюнуть крошку и т.д.

     Используем специальную дыхательную гимнастику (см.приложение).

 

   Обращаем внимание детей к ощущениям от проходящей по слизистой ротовой и глоточной полости во время вдоха и выдоха. Движения выдыхаемой через рот струи контролируем ваткой.

     У детей необходимо устранить патологические особенности артикуляции и взаимодействия артикуляционных и мимических мышц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика проводятся одновременно, ребенка знакомят с органами артикуляции:

игра «Что нам помогает говорить?». Развитие артикуляционного праксиса проводится одновременно с развитием речевого дыхания.

 

Массаж мягкого неба проводится в течение 6-8 месяцев после уранопластики. Продолжительность массажа на одном участке 3

 

Коррекция звукопроизношения идет параллельно с работой над дыханием.

 

Каждое занятие начинается с повторения всего изученного. В начале проводятся многократные повторения каждого типа упражнений, позже, после усвоения материала, достаточно беглого их повторения.

 

 Обращаем особое внимание на положение кончика языка при произношении гласных звуков, на выдох изо рта, каждый ротовой выдох контролируется ваткой, окрашенной в разные цвета. Очень важно добиваться открытия рта на 2 пальца.

                 

   Звуки произносятся сопряжено, отраженно, ребенок самостоятельно «читает» по символам.

    Тренировка правильного ротового выдоха продолжается, как при формировании гласных, так и согласных звуков.

 

     Следим, чтобы ребенок заранее не знал, над каким звуком будем работать.

 

    При работе над согласными звуками используем символы. Например,      

     « Парусная лодка», где «парус» - это язык. Или «Погреем руки» при постановке звука Х.

 

      При постановке звуков используем тактильно-вибрационный контроль.        Указательный палец ребенка кладем на щитовидный хрящ, логопед демонстрирует, при ротовом выдохе без голоса у глухих звуков гортань мягкая, а у звонких звуков гортань напрягается.

    Поставленный звук обозначается соответствующей буквой.

    Обратить внимание детей на мгновенность и порывистость выдыхаемой струи. Опять используем контроль ватой и тактильно-вибрационный контроль.

При постановке всех звуков используем опорные (исходные) звуки. Это облегчает и ускоряет работу. Цепи опорных звуков по А.Г. Ипполитовой

Так же используется общепринятая методика.

 

Формирование мягких звуков проводиться в той же последовательности, что и твердых звуков. При отсутствии сопутствующих расстройств – тугоухости, дизартрии, ОНР постановка мягких звуков у детей не составляет особых трудностей. Часто

они появляются спонтанно.

 

Вся логопедическая работа с детям с ринолалией должна быть максимально наглядной и эмоциональной.

 

Проводится в общении, игре, при чтении.

 

 

1.     Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки

·            Звучащих инструментов (свисток, дудочка).

·            Звучащих предметов (крупа в коробочке, шелест листьев).

·            Действий предметов (хлопанье, скрип, звуки транспорта)

·            Игры на узнавание голосов товарищей и тд. (Игра «Кто позвал?», «Кто кричит?», «Угадай, на чем играют три медведя», «Кто пришел в гости»)

·            Дифференциация речевых и неречевых звуков.

·            Различение слогов из правильно произносимых звуков.

Работа по развитию фонематического слуха проводиться только на материале правильно произносимых звуков. Если дети смешивают

ротовые-носовые звуки, ротовые звуки заменяются на носовые, работа по дифференциации слогов проводиться наиболее

полно.

 

 

 

 

 Если у ребенка дефекты произношения типичны для других речевых нарушений, то работа с детьми этой группы проводиться выборочно и материал изучается в достаточно быстром темпе.

 

    После того, как ребенок хорошо научится различать  сложные слоговые ряды,  проводится работа по различению слов, близких по звуковому составу на примере правильно произносимых звуков:

 

·     повторить за логопедом слова, близкие по звучанию.

·     сравнить лексические значения слов, близких по звучанию.

·     подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу. (Выдели слог «на» из слогового ряда – на – ма – да – на – ма).

·     Найди лишнийслого на-на-ма-на.

·       Повтори за логопедом слова, близкие по звуковому составу, обратив особое внимание на конечный согласный звук: вол-пол-дол-кол-тол.

·  Сравнить лексические значения слов, близких по звучанию: лыжи-лужа.

·       Подобрать картинки к словам, близким по звуковому составу: лук-сук, булка-белка,

уточка-удочка.

·     Выбери лишнее слово по звуковому составу не похожее на остальные: мак – бак – так – башмак.

Дополни предложение, выбрав по картинке нужное слово:

       У девочки (батон, бутон)

       У мальчика (бинт, винт)

·     Исключить лишнее слово: кот – дом – сом – мох.

·     Разделить картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки       н-м  в 2 столбика (машина, носки, майка, ноги, мыло, мухомор).

·     Отобрать из набора картинок только те, в названии которых есть звук Ф: фартук, вата, фата, фантик, ванна, фрукты, флажок, флакон, ворона.

·     Игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихотворение, ребенок должен вставить пропущенное слово:

ü Шепчет ночью

мне на ушко

  Сказки разные….(подушка)

 

ü    Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась…(шишка)

 

·     Логопед читает стихотворение, ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное слово.

ü  Что скатали мы зимой? (дом, ком, гном, сом)

ü  Что построим мы с тобой? (дом, ком, гном, сом)

ü   На крючок в реке попал? (дом, ком, гном, сом)

ü  Может все, хоть ростом? (дом, ком, гном, сом)

 

  1. Развитие звукового анализа и синтеза.

  Ребенок должен овладеть следующими навыками:

·     Вычленение первого и последнего звука в слове.

·     Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

  • Определение звука перед или после выделенного звука, последовательности звуков в слове.
  • Определение количества звуков или слогов в словах.

 

 

 

 

 

 

    Выделяют два этапа обучения звуковому анализу:

1.     Подготовка к звуковому анализу и синтезу на уровне предложения, составление схем предложений, определение количества слов и их порядок.

2.     Звуковой анализ и синтез на уровне звука. Звуковой анализ и синтез проводится только на материале правильно произносимых звуков.

 

 

   Особенность работы над звукопроизношением у детей, страдающих ринолалией заключается в следующем:

·         Параллельность в работе над дыханием и звукопроизношением.

·         Осознанный слуховой контроль ребенка над звукопроизношением.

·         Введение буквенного обозначения изучаемых звуков, что также служит подготовкой к обучению грамоте.

·         Автоматизация и дифференциация звуков в различных условиях (слог, слово, предложение, текст.)

·         Предупреждение дисграфии.

·         Если у ребенка наблюдается еще ОНР, то лексико-грамматический материал отрабатывается в соответствии с Программой работы по преодолению ОНР.

            В итоге логопедической работы ребенок, страдающий ринолалией открытой, должен правильно артикулировать, произносить звуки в различных формах речи и быть готовым к школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная карта речевого развития ребенка Варвары А.

 (методика определения уровня речевого развития О.А. Безруковой)

Показатели

Максимальное количество баллов

Начало года

конец

года

 

Представления об окружающем мире

12

6

 

Лексическая системность (объем словаря и многообразие связей).

Задание 1-9

75

32

 

Словоизменительные и словообразовательные навыки и умения.

Задания 10-18

38

12

 

Фонематические процессы, навыки звукового анализа и синтеза, фонетическое оформление речи.

Задания 19-25

27

6

 

Понимание и самостоятельное продуцирование / репродуцирование текста. Задания 26-29

19

8

 

 

  Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.