ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Зозуля Юлия Сергеевна

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение « средняя общеобразовательная школа №31»,

г. Белгород, Россия

Аннотация. В статье дается характеристика понятия «орфография», разделы русской орфографии, характеристика принципов, а также рассмотрение вопроса о преподавании русского языка в школе.

 

В настоящее время существует необходимость изменения и пересмотра существующих орфографических правил. Как считают учёные - лингвисты такое положение сложилось от того, что ныне действующий  «свод правил»  от 1956 года считается устаревшим, появилось много неологизмов для которых не существует правил, правописание многих слов на практике также изменилась[2,  с. 174].

Своими основами русская орфография базируется на старославянской орфографии и поэтому с самого своего возникновения начала расходиться со звуковым составом русского языка. Как система орфография исторически начала складываться в XVIII веке, изначально появилась в трудах Сумарокова, Ломоносова, Тредиаковского .Затем разработка орфографии продолжалось, к XIX веку появились многочисленные труды по грамматике таких авторов: Востоков,  Буслаев. В последствии орфография была приведена в систему.

В 1917 года состоялась первая реформа русской орфографии, затем в 1956 году был составлен новый свод правил русской орфографии и пунктуации

 Значительной вехой в развитии истории русской орфографии являются труды известных языковедов: А. А. Шахматова, Ф. Ф. Фортунатова, А.И. Соболевского, Ф.Е. Корша, А.И. Бодуэн де Куртенэ, Р.И. Аванесова, В.В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, Н. М. Шанского, Л. В. Щербы и др.

В отечественной науке в учении о фонеме и ведущем принципе орфографии сложилось два направления: ленинградское, или щербовское (Л. В. Щерба, Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич, А. Н. Гвоздев, Ю. С. Маслов, Л.Л. Буланин, В.Ф. Иванова), и московское (Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, В.Н. Сидоров, А. А. Реформатский, Л. Ю. Максимов, М. В. Панов).

Сама слово «орфография» произошло от двух греческих слов «орфос», что означает«прямой», и «графо» - «пишу». Таким образом, орфография - это такое раздел языкознания, который определяет способы передачи слов с помощью буквенных и не буквенных символов, а также устанавливающий правила.

 Другое определение орфографии более емко, приведем его ниже, орфография это:

  • система написания, которая сложилось исторически и которой пользуется общество,
  • Правила, которые обеспечивают единообразное написание,
  • Порядок соблюдение правил
  • Наука о языке, которая изучает, устанавливают единообразие написание графических символов а также разрешает их вариантность [4, с. 47].

В основе русской орфографии лежит фонематический принцип, именно он определяет правила орфографии, другие же принципы используются частично. Орфография помогает людям писать всем одинаково, потому что многие слова произносятся не так как пишутся. Русскую орфографию принято подразделять на пять разделов:

  • Первый раздел - написание морфем,
  • Второй раздел – слитное, раздельное, дефисное написание слов,
  • Третий раздел - употребление прописных букв,
  • Четвертый раздел - правила переноса слов,
  • Пятый раздел - графическое сокращение слов.

Орфография определяет перед пишущим какую букву выбрать для обозначения того или иного звука, причём этот выбор должен соответствовать общепринятым нормам.В основе орфографии лежат принципы, которые являются общими основаниями для написания слов и морфем.

Каждый принцип орфографии объ­единяет свою группу орфографических правил, являющихся приложением этого принципа к конкретным языковым фактам.

У лингвистов нет единого мнения о количестве принципов русской орфографии и их наименовании А. М. Гвоздев, Л. Р .Зингер, В.В Иванов, В. Ф. Иванова считают, что русское правописание построено на трех принципах; морфологическом, фонетическом и традиционном. Ю.С.Маслов называет пять орфографических принципов: морфологический, фонетический (фонематический), символико-морфологический (грамматический), дифференци­рованный и традиционный (исторический).

Рассмотрим морфологический принцип написания. Как теоретическая основа правописания морфологический принцип был провозглашен в «Российской грамматике» М В Ломоносова еще в 1755 г, затем окончательно утвержден Российской Академией в выпущенной ею грамматике 1802 году. «Правописание, строящееся на морфологическом принципе. внешне расходится с произношением, но не резко и лишь в определенных морфологических звеньях речи: на стыке морфем, в абсолютном конце слов для согласных и внутри морфем для гласных» [1, с. 41].

Морфологическое правописание является следствием понимания носителями языка структурного членения слова по составляющим его значимым частям (морфемам) и имеет своим результатом по возможности единообразную передачу этих частей на письме Название принципа - морфологический - связано с единообразной передачей морфем

 Все морфемы имеют определенное значение Несмотря на разное произношение одних и тех же морфем, мы пишем их единообразно В русском письме значимая часть слова имеет единый графический образ, благодаря чему достигается быстрое понимание и осмысление текста В лингвистической литературе морфологический принцип получил не одно определение Л. В. Щерба употреблял названия «этимологический» и «словопроизводственный» как синонимичные, имея в виду морфологические написания с соблюдением графического единообразия морфем [2, с.215].

В. В. Иванов, называя основным принципом русской орфографии морфологический, поскольку все значимые части слова, повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся, дает ему определение «фонемный» или «морфофонематический», понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфем.

Морфологический принцип сложился исторически, мы продолжаем писать те же буквы, которые когда-то писали в соответствии с произношением. Однако это не просто дань традиции, существуют причины сохранения на письме тех букв, которые раньше писались по произношению [3, с.32]

Нарушают морфологический принцип орфографии некоторые отступления и написания, отвечающие фонетическому принципу...

В науке фонетический принцип также получил не одно определение. Бодуэн де Куртенэ называл такой способ письма фонемографией. «Фонемография обозначает односторонний, исключительно фонетический способ письма, при котором не принимается во внимание распадение предложений на синтагмы или синтаксические элементы и слова - на морфемы, те морфологические элементы»[5, с.184]

Фонетический принцип заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в перцептивно слабой позиции. Фонетический принцип орфографии обычно проявляется при передаче на письме фонетических чередований в одной и той же морфеме (по фонематическому принципу фонетические чередования на письме не передаются).

Рассмотрев принципы русского языка, перейдем к вопросу рассмотрения преподавания русского языка в школе. Раздел орфографии в школе считается одним из важных разделов курса обучения русскому языку.Среди необходимых  умений навыков по русскому языку именно орфографические умения играет важную роль. Орфографию начинают изучать с первого класса далее до седьмого, начиная с 8 класса основной упор идет на повторение и  обобщение материала. Во многих программах материал по орфографии не выделен отдельно в самостоятельно раздел, орфография изучается вместе с материалом по фонетике и словообразованию в комплексе [6, с. 44].

Орфография связывает и затрагивает многие навыки умения по русскому языку, она включается и в раздел фонетики, состава слова, морфологии, синтаксиса, лексики и др.Одной из важнейших тем по орфографии считаются:«правописание безударных гласных в корне слова в приставках и суффиксах», «правописание согласных звонких и глухих» и другие темы

Основы и принципы русской орфографии лежат в основе методики обучения русскому языку, орфография определяется по выбору методов и приемов обучения. Часто усвоение орфографических знаний вызывает у школьников трудности, поэтому педагогу необходимо направить работу на обучение орфографии, формированию орфографической компетенции.

Цель уроков изучения орфографии русского языка - это наработка орфографической грамотности, под ней можно подразумевать развитие навыков письма слов в соответствии с орфографическими правилами. Отметим какие виды навыков и умения формируются в школе:

  • Нахождение в слове орфограммы;
  • Написание слов с изученными орфограммами;
  • Обоснование орфограмм;
  • Нахождение ошибок.

В настоящее время на уроках русского языка не уделяется должное внимание для отработки сложных орфографических правил, так как этот процесс требует времени и определенной системы. Поэтому многие учащиеся не понимают тем по предмету, в следствие чего не достигают нужных результатов по обучению, это приводит к нарастанию проблем, который сначала мешают школьнику учиться, затем ребенок теряется в учебном процессе, что в итоге приводит к потери мотивации к предмету, так как оценка по русскому языку ставится по орфографическому критерию.

 

Литература

  1. Аванесов В. С. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. № 1, 2002.
  2. Иванова В. Ф. Принципы русской орфографии./ В. Ф. Иванова - Л.: Изд-во Ленингр. унта, 2007.-230 с.
  3. Коротаева Е. В. О ситуации успеха в учебной деятельности // Русский язык в школе. № 1, 2003.
  4. Коссаковский А., Ломпшер И. О концепции деятельности в педагогической психологии // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: Сб. научных трудов / Под ред. В.В.Давыдова и Д.А.Леонтьева. М.: Изд-во АПН СССР, 1990.
  5. Словарь справочник по методике русского языка/Сост. М. Р. Львов 2-е изд, испр. и доп. - М.: РОСТ, СКРИН, 1988. - 256 с.
  6. Михайлычев Е. А. Моделирование дидактического теста. Проблемы технологии // Школьные технологии. № 6, 1996.

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.