выполнила:
Головина Светлана Александровна
Педагог-психолог
МАДОУ ДС №119
Свердловская область
г. Екатеринбург
Ленинский р-он
Профилактика детских страхов.
Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.
С точки зрения психологии считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.
Врач и психолог А. И. Захаров назвал страх «аффективным (эмоционально заостренное) отражением в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека». Страх базируется на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.
В детском возрасте страх - это защитная реакция, тесно связанная с инстинктом самосохранения. Детские страхи – это проблема, с которой сталкиваются при воспитании ребенка многие родители. Психологи утверждают, что существует около 30 разновидностей страха – безобидных, серьезных, а иногда и смешных по взрослым меркам. По данным многочисленных исследований, большинство взрослых фобий были сформированы еще в детстве, в том числе самом раннем.
Нужно помнить, что малыш живет в собственном мире, где сказочные персонажи реальны, а неодушевленные предметы могут оживать. Именно поэтому маленький ребенок иногда видит угрозу там, где ее нет. Вне зависимости от того, чем вызвана и как проявляется боязнь, взрослые должны относиться к детским страхам серьезно.
Для борьбы со страхом важно понимать не сам феномен страха, но и причины возникновения
Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста.
Негативный опыт. Страхи могут быть вызваны конкретной ситуацией, произошедшей с ребенком (потерялся в магазине, покусала собака и т. д.).
Окружающая обстановка. Внутрисемейные отношения. Страх может быть вызван конфликтами в семье. Дети часто чувствуют себя виноватыми в ссорах родителей.
Так же причиной страха могут стать проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Если ребенку сложно в коллективе, его обижают, он может начать бояться посещения школы или садика.
Навязчивое внушение со стороны. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть вызваны предупреждениями об опасности со стороны взрослых. Родители, бабушки или воспитатели могут слишком эмоционально говорить ребенку о последствиях какого-либо действия или ситуации. Источником страхов становятся фразы «Не трогай – обожжешься!», «Не ходи – ты упадешь!» и т. п. Ребенок непроизвольно запоминает вторую часть предложения и чувствует тревогу. Реакция страха может закрепиться и распространиться на все похожие ситуации.
Богатая фантазия. Дети в дошкольном возрасте часто сами придумывают предмет страха. Почти каждый боялся в детстве темноты, в которой обычные предметы превращались в грозных монстров. Однако на собственные фантазии каждый ребенок реагирует по-разному. Кто-то легко забывает о них, а у кого-то могут развиться нервные расстройства.
Расстройства психики. Страхи у детей дошкольного возраста могут быть симптомом невроза – расстройства психики, которое требует обязательного лечения.
Рекомендация для предотвращения возникновения страхов у детей.
Рекомендации для предотвращения возникновения страхов у детей
Большинство детских страхов можно предотвратить.
- Признайте, что страх реален. Спокойно и уверенно скажите ребенку, что вы видите и понимаете то, чего он боится.
- Не заставляйте ребенка встретиться со страхом «лицом к лицу». Не нужно заставлять ребенка заглянуть в темный угол или под кроватку.
- Исключите из жизни ребенка источники страха в виде фильмов и мультфильмов, которые могут напугать ребенка. Дети часто переносят увиденное в реальную жизнь, забывая, что это выдумка. Не стоит пугать ребенка сказочным персонажем ради того чтобы добиться послушания.
- Ребенок не всегда может рассказать о своем страхе. Попросите ребенка нарисовать то, что его напугало. Посредством рисунка ребенок может безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и ситуациями, как-то повлиять на них, что значительно снижает детскую тревогу.
- Проиграйте страх. Игра для ребенка является естественным способом выражения чувств и познания мира, является ведущей деятельностью и несет много информации для взрослого. Ребенок проигрывает травмирующие жизненные обстоятельства и напряжение снимается.
- Используйте сказки в борьбе со страхами. Каждая сказка содержит в себе проблему и пути ее решения. Сочиняя сказку, родители должны сделать так, что бы ребенок отожествил себя с героем сказки, который побеждает свои страхи тем или иным способом.
- Часто для предотвращения возникновения страха, достаточно объяснения не понятной ребенку ситуации, например закипания воды в чайнике.
- Рассказывать ребенку о своих детских страхах. И обязательно поделитесь секретами, как вы их преодолели.
- Не смейтесь и не дразните своего напуганного малыша, это только усилит страх.
- Хвалите даже незначительный прогресс в преодолении страха ребенком и не критикуйте ребенка за регресс.
- Регулярно проводите время с ребенком наедине. В ходе общения, он сам поделится своими переживаниями, тревогами, секретами.
- А главное – помогайте ребенку, когда он нуждается. В любой ситуации ребенок должен чувствовать Вашу любовь и поддержку. Не упустите тот момент, когда страх перерастет в нечто большее и может сказаться тяжёлыми последствиями для психического здоровья.