ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 

выполнила:

педагог-психолог МБУ ДО «ЦВР»

Лазаренко Татьяна Васильевна

г. Балахна

2020 год

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми.

Задачи:

  1. Повышение сопротивляемости стрессу.
  2. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
  3. Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
  4. Сближение родителей и детей.

Оборудование и материалы: бумага, «сердечко», ручки, различные изобразительные средства, ноутбук, спокойная музыка.

Ход занятия

  1. Вступительное слово психолога.

- Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшнее занятие. Хочу еще раз сказать это чудесное слово «Здравствуйте! Здравствуйте!» Когда его говоришь, невольно поднимается настроение. Дело в том, что слово «здравствуйте» особенное. Говоря его, мы не только приветствуем кого то, но и желаем ему здоровья. Это слово обладает оздоровительной силой. В нем, как и в слове «здоровье», много звуков, которые дают нам заряд бодрости. Так будьте же здоровы, никогда не болейте! Наше сегодняшнее занятие не обычное, а с элементами тренинга. Поэтому предлагаю встать в круг и не много разогреться. Как Вы думаете почему в круг? По нескольким причинам: круг-это символ гармонии, мы обращены лицом ко всем остальным и внутри круга сосредотачивается положительная энергия группы, которая помогает двигаться вперед.

- Вопрос взаимодействия и понимания друг друга становится все более актуален внутри семьи по мере взросления ребенка. Ребенок взрослеет и меняется, так же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения. А для этого необходимо учиться понимать, смотреть и видеть друг друга. Трудности в установлении визуального контакта приводят впоследствии к непринятию проблем ребенка.

 

  1. Разминка. Знакомство.

Упражнение «Поздороваться разными способами» 1) Как люди очень застенчивые; 2) Как люди, которые куда-то торопятся; 3) Как люди, которые давно не виделись.

Многие из нас не знакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться.

Упражнение «Имя и движение» По очереди выходим в круг, говорим свое имя и показываем движение, остальные это движение повторяют.

Упражнение «Знакомство» Я по кругу буду передавать «сердечко», у кого оно окажется в руках, тот отвечает на три вопроса:

1.Как зовут Вашего ребенка (детей)?

2.Какое-нибудь прилагательное про каждого из детей. (например: «Влада- умная», «Ника-улыбчивая).

  1. Ваше любимое занятие с детьми? (например, Мы любим рисовать; играть.)

А теперь, пожалуйста - Вы….

Каждый из вас очень индивидуален. Показательно и то, что у каждого из вас не только разные цвет волос, глаз, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт.

III. Основная часть.

Упражнение «Я хороший родитель». Нужно продолжить предложение «Я хороший родитель потому, что….» «Я …, например, хороший родитель потому, что провожу все свободное время с детьми». Группа отвечает участнику: «Здорово! Мы рады за тебя!»

Упражнение «Человек и отражение» - выражение эмоций через движение, действие.

Каждая пара игроков определяет: кто будет играть «Человека», а кто его «Отражение». По хлопку ведущего «Человек» активно двигаясь изображает разные эмоции. А его «Отражение» в точности повторяет движения первого. По команде «стоп» пары останавливаются и «Отражение» называет, угадывает чувства и эмоции «Человека». Затем они меняются ролями и игра продолжается.

Обсуждение. Что было трудно, что далось легко? Что чувствовали во время выполнения упражнения? Всегда ли получалось угадывать?

Упражнение «Дорисуй и передай». На развитие коммуникативных умений, воображения, групповой сплочённости, сотрудничества.

Инструкция. Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как толь я включу музыку, вы начнёте рисовать, что хотите. Как только музыка останавливается, вы передаёте свой лист вместе с карандашом соседу слева и он дорисовывает на вашем рисунке то, что посчитает нужным для полного создания образа. Затем я вновь останавливаю музыку, и лист передаётся дальше по кругу до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.

Анализ. Понравилось ли вам то, что получилось? Поделитесь своими чувствами, настроением. Трудно ли вам было поддержать тему рисунка другого человека?

Методика «Семья в виде домика» (Н.Б. Кедрова) Инструкция: Нарисуйте домик, где каждый член семьи является какой-то его частью. То есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т.д. Затем каждый (по желанию) рассказывает про свой дом. Какие у него стены, из чего они? Какая крыша и т.д. После этого можно познакомить с краткой интерпретацией данного рисунка. Каждая деталь домика знакомит нас с семейной ролью членов семьи с т. з. автора рисунка. (Приложение 1).

Упражнение «Эмпатический танец». Упражнение позволяет отработать навыки эффективного взаимодействия. Для этого упражнения каждому нужна небольшая палочка (это может быть ручка, карандаш и т.п.). Включается спокойная музыка. Участники объединяются в пары. Каждая пара начинает танцевать медленный танец. При этом они держат два карандаша указательными пальцами на уровне глаз.  Затем, не договариваясь, а, только чувствуя партнера, им нужно опустить руки вниз, затем  развести их в стороны, не уронив карандаши. Затем - поднять руки вверх, а потом вернуть в исходную позицию. Если карандаши падают, нужно повторить все сначала до тех пор, пока не будет получаться. Затем можно поменяться парами.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши не падали? На что ориентироваться при выполнении действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

От этого обсуждения делается вывод психологического тренинга, на который пришли участники. Тренинг направлен на то, чтобы развивать необходимые умения — например, координировать совместные действия, устанавливать взаимопонимание с окружающими, «чувствовать» человека, который находится рядом. А такие умения необходимы для достижения успеха в очень многих жизненных ситуациях.

  1. Рефлексия.

Упражнение «Спасибо за прекрасный день» Встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Один из вас становится в центр, другой подходит к нему и произносит: «Спасибо за прекрасный день!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за прекрасный день!» Таким образом, группа в центре круга увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Упражнение «Ток»: Вы знаете, что улыбка – признак добра, любви и дружбы. Не зря в хорошо известной Вам песне поется «Дружба начинается с улыбки». Улыбайтесь чаще родным, близким, друзьям, знакомым, учите улыбаться своих детей. Давайте в заключении, посмотрим друг другу в глаза, улыбнемся и передавая «сердечко», скажем друг другу добрые слова и пожелания. Я тоже желаю Вам счастья, успехов, радости, благополучия! Возьмите памятки, которые я для Вас подготовила. (Приложение 2 и Приложение 3).

 

Приложение 1.

Возможные интерпретации к методике «Семья в виде домика»:

Фундамент - значение «+» : главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком всё держится; значение «-» : человек, которому в семье тяжелее всего, на которого все давят;

Стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;

Окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);

Крыша - человек в семье, который жалеет и оберегает автора рисунка, создаёт чувство безопасности, или автор хотел бы это от него получать;

Чердак - символизирует секретные отношения, а также желание автора рисунка иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у автора отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;

Труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции, плюс забота, создание комфорта, уюта;

Двери - информационный портал; тот, кто учит выстраивать отношения с миром; тот, у кого автор учится взаимодействовать с другими людьми; но еще и возможность уйти в любой момент;

Порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации, взаимодействия в будущем.

Выводы. Методика позволяет за достаточно короткое время определить роль для автора каждого члена семьи, а также понять, какую роль в своей семейной системе он отводит себе.

Приложение 2.

Советы родителям:

- родителям нужно уметь просить прощение;

- наступил предел – возьмите тайм-аут;

- не будьте безразличными;

- помогите ребенку стать СОБОЙ;

- помните: воспитывают не слова, а личный пример;

- поощряйте ребенка;

- не подкупайте, а вознаграждайте;

- поощряйте вопросы детей;

- учитесь говорить на языке ребенка;

- создавайте атмосферу доверия;

- учите ребенка уважать труд других людей.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.

Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Приложение 3.

Памятка для родителей

Игры для детей очень важны, ведь это ведущий вид деятельности в этом возрасте. Именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Игры «По дороге…»

Чтобы ваш ребенок с желанием шел в детский сад или еще куда-нибудь, с ним можно поиграть, по пути, например:

  1. «Все круглое (квадратное, треугольное)». Ребенок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути.

«Красные (зеленые) предметы» — по этому же принципу.

  1. «Волшебные фигуры». Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.
  2. «Загадки». По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Вкусная, в красивой обертке. Ее любят взрослые и дети. Что это?» (конфетка)

Или: «Лапки - царапки. Пьет молоко, «мяу» просит еще. Кто это?» (кошка)

Кто громко лает и в дом не пускает? (собака)

 

Во время игры ребенок учится:

  1. Осознавать свое реальное место среди других людей.
  2. Делает для себя открытие: что желания и стремления других людей не всегда совпадают с его потребностями.
  3. Уважать себя и верить в себя.
  4. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

Таким образом, чтобы ребенок получал должное развитие с самого раннего возраста, рос уверенным в своих силах, имел право на собственное желания и взгляды, следует уделять ему больше внимания не только в плане «обеспечения питанием и одеждой». Необходимо постоянно разговаривать с ним (даже если ваш ребенок еще не умеет говорить), играть, рассматривать картинки, то есть общаться, и главное – все делать вместе.

 

 

 

 

Советы взрослым:

  1. Для игры важна практика. (Играйте с детьми как можно чаще!)
  2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение. (Вы можете поприветствовать проявление радости, удивления, недовольство даже, но проявление агрессивности (толкнуть, ударить, забрать) ни в коем случае поощрять – нельзя!)
  3. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками. (Если ваш ребенок обнимает другого ребенка, протягивает ему игрушку, зовет поиграть – то обязательно надо подбодрить этого ребенка, похвалить. Это даст стимул к хорошему сотрудничеству между детьми)
  4. Обратите особое внимание на детей, которые просто не умеют играть. (Им надо обязательно помочь, увлечь процессом игры).

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.