ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Педагог-психолог, логопед – дефектолог

Местникова Татьяна Николаевна

МБДОУ д/с №27 «Кораблик»

Республика Саха (Якутия)

г. Якутск

Исследовательская работа на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе сюжетно – ролевой игры»

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования одним из направлений развития и образования детей является речевое развитие. Данная образовательная область включает обогащение словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Одной из конкретных задач данной образовательной области является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи [63].

Постепенное овладение языком напрямую отражается на формировании мышления ребенка, а также на развитии всех его психических процессов. Одновременно особенности протекания всех психических процессов в совокупности с характером воздействия среды, которая окружает ребенка, накладывают отпечаток на развитие речи. Качественные изменения в психике детей, формирование и развитие основных психических процессов и личностных качеств, появление психических новообразований, характерных для дошкольного возраста, происходят в процессе ведущей деятельности. Так, для детей дошкольного возраста основным видом деятельности является ролевая сюжетная игра.   В.С. Мухина утверждает, что «игра оказывает большое влияние на развитие речи [48; с. 304]. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения». Основной вклад в изучение этой проблемы внесли:  А.М. Бородич, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Конина, А.А. Леонтьев и др.

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Суть сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные аспекты жизни, особенно отношения со взрослыми, разъясняют свои знания об окружающей действительности. Постоянно, находясь в игровой среде, дети, общаясь друг с другом, вместе решают поставленные речевые задачи.

Актуальность работы заключается в том, что сюжетно- ролевая игра остается единственной областью, где ребенок может понять себя, свою внутреннюю жизнь, свое отношение к миру. Именно в ней ребенок проявляет инициативу и творческую активность. И в то же время именно игра способствует развитию связной речи, поскольку с помощью слова дети организуют сюжет и передают то, что они знают о своих сверстниках, взрослых и своих отношениях. Использование сюжетно-ролевых игр позволяет пополнять и активировать словарь, ребенок учится говорить, последовательно и связно выражать свои мысли. Формирование связной речи происходит на протяжении всего дошкольного возраста.  К концу его связная речь дошкольников должна быть сформирована.

Задержка психического развития оказывает больше влияние на процесс усвоения речи, поэтому самостоятельно дети овладеть связной устной речью не могут. Следовательно, возникает необходимость в проведении коррекционной работы по формированию связной устной речи у данной категории детей с использованием таких методов, которые способствуют коррекции нарушений связности речи. Так как сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте, то именно её мы использовали для коррекции речевых нарушений.

Объект исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: применение сюжетно-ролевой игры, как эффективного средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования:  определение возможностей сюжетно-ролевой игры как эффективного средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. 

Гипотеза исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития будет более эффективным, если педагогом и родителями применяются  сюжетно-ролевые игры в работе с детьми.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие «развитие связной речи» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психологического развития в психолого-педагогической литературе.
  2. Выявить индивидуально-психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психологического развития.
  3. Раскрыть специфику сюжетно-ролевых игр в развитии связной речи.
  4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по использованию сюжетно-ролевой игры для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психологического развития.

         Вопросами исследования в области изучения связной речи были актуальны во все времена и ее проблемами занимались многие исследователи: А.М. Бородич, Л.С Выготский, Э.П. Короткова,  В.И. Логинова, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн. Также нужно отметить научные исследования в области изучения состояния связной речи детей с задержкой психического развития Р.И. Лалаевой, Д.И. Бойкова, Н.Ю. Боряково итд.

Методы исследования:

  1. теоретические: анализ психолого–педагогической, методической и логопедической литературы с целью изучения состояния проблемы, нормативно-правовые документы;
  2. эмпирические: беседа, педагогический эксперимент.

Практическая значимость заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы логопедами дошкольного образования в работе с детьми по развитию связной речи.

База исследования: МБДОУ д\с №27 «Кораблик» г. Якутска. В исследовании участвовало 6 детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

2.1. Диагностика базовых уровней связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в МБДОУ д\с №27 «Кораблик» г. Якутска

Цель опытно - экспериментальной работы (ОЭР) -   разработка и апробация занятий с использованием сюжетно ролевой игры с целью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Опытно - экспериментальная работа проводилась в детском саду № 27 «Кораблик», г. Якутска. В исследовании участвовало 6 детей с ЗПР.

Исследование проходило в три этапа:

1 этап - констатирующий: диагностика уровней сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

2 этап - формирующий: развитие связной речи старших дошкольников с ЗПР посредством сюжетно-ролевой игры. 

3 этап - контрольный: повторная диагностика связной речи старших дошкольников с ЗПР после экспериментального обучения. Анализ результатов и рекомендации.

Задачей констатирующего эксперимента выступает диагностика состояния уровня сформированности связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития.

Краткая психолого-педагогическая характеристика детей, задействованных в опытно-экспериментальной работе таблица 1:

 

Таблица 1.

Характеристика  участников ОЭР

ФИ

Возраст

Диагноз

Характеристика

1.

Саша К.

5 лет 2 месяца

ЗПР

дружелюбный, улыбчивый, общается со сверстниками; упрямый, часто капризничает, если что-то делают не так, как он хочет; в игровой деятельности старается быть лидером, поэтому возникают конфликтные ситуации с детьми; словарный запас не достаточно сформирован, имеются нарушения в отдельных звуках.

2.

Кирилл М.

6 лет 3 месяца

ЗПР

эмоционально неустойчивый, проявляет агрессию, капризничает, быстро утомляется, неусидчив; на занятиях может спокойно встать и уйти со словами «я устал», «я пошел в группу»; проявляет избирательность в игровой деятельности, играет без интереса, быстро отвлекается, во время игры с детьми на контакт не идет, словарный запас беден.

3.

Миша С.

5 лет 6 месяцев

ЗПР

в течение дня имеет доброжелательный настрой, но контакты со сверстниками носят избирательный характер, также избирателен в играх, быстро истощается и утомляется, отвлекается на что-то постороннее.

4.

Владик П.

5 лет 6 месяцев

ЗПР

неусидчивый, не идет на контакт, имеет недостаточную концентрацию внимания, гиперактивен; в игровой деятельности не взаимодействует с детьми, проявляет агрессивность, не подчиняется игровым правилам; проявляется недостаточная дифференцированность словаря, говорит отдельными фразами.

5.

Тимур П.

5 лет 3 месяца

ЗПР

дружелюбный, общительный, легко идет на контакт, неусидчивый, в игровой деятельности проявляет избирательность.

6.

Гена Р.

6 лет 1 месяц

ЗПР

общительный, но на контакт идет с трудом, проявляет медлительность в действиях, эмоционально неустойчивый, быстро утомляется; проявляет интерес в игровой деятельности, взаимодействует с детьми, словарный запас ограничен.

 

 Перейти к  публикациям для педагогов

В соответствии с целью, гипотезой и задачами исследования на констатирующем этапе были использованы методики, которые выявляли уровень сформированности связной речи детей. В понятие «связная речь» мы включили следующие компоненты, которые и стали критериями:

  1. Уровень словарного запаса.
  2. Уровень сформированности грамматического строя речи.
  3. Способность к пересказу.
  4. Уровень развития звукопроизносительной стороны речи.

В качестве диагностического инструментария по определению развития каждого параметра связной речи были подобраны и адаптированы следующие методики:

  1. Для определения уровня словарного запаса были использованы практические материалы О.В. Боровика и С.Д. Забрамной [26; с. 89].
  2. При разработке методик исследования грамматического строя были использованы материалы Г.А. Волковой, Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой [39; с.123].
  3. При исследовании способности к пересказу были использованы материалы А.М. Бородич [7; с.287].
  4. Для выявления уровня звукопроизношения использовался иллюстративный материал О.Б Иншаковой [30; с.56].

Для оценки успешности выполнения заданий использовалась балльная система заданий. Все результаты заносились в протоколы, которые были оформлены в виде таблиц.

Представим методику проведения.

Методика №1. Уровень словарного запаса.

С целью определения уровня сформированности словарного запаса.

Описание: ребенку предлагается картинка, на которой изображены люди, предметы и различные действия. Его просят подробно рассказать, что изображено на данной картинке (см. Приложение 1).

Оценка результатов:

6-7 баллов – если в рассказе ребенок употребляет не менее 6-7 из перечисленных частей речи;

4-5 баллов – в рассказе встречаются 4-5 разных признаков;

0-3 балл — рассказ отсутствует или в нем содержатся хотя бы 2-3 слова, представляющие собой одну-единственную часть речи.

Высокий уровень (6-7 баллов): словарь ребенка характеризуется полным объемом словаря, употребляет все части речи, которые даны в протоколе, нелитературной лексики нет. Использует однородные члены предложения, употребляет слова с предлогами. Слова употребляются точно по смыслу.

Средний уровень (4-5 балла): объем словаря близок к допустимому, в активном словаре преобладает только половина признаков при описании картинки, встречаются жаргонизмы.

Низкий уровень (0-3 балла): объем активного словаря ниже уровня допустимой нормы, недостатки словаря выражаются в неправильных наименованиях и в замене существительных и прилагательных местоимениями. Употребляют из всех признаков только одну часть речи.


По результатам методики №1 получены следующие данные (диаграмма 1):

Диаграмма 1. Результаты методики №1

Исходя из полученных данных, только 2 (33%) из 6 детей показали средний уровень, более-менее рассказали, что изображено на картинке, рассказ был последователен. Остальные дети показали более низкий уровень (67 %) словарного запаса, справлялись только благодаря подсказкам и вопросам дефектолога. Из частей речи употребляли в основном существительные и глаголы в начальной форме. При планировании заданий коррекционной программы, необходимо формировать употребление в речи полных предложений с союзами, слов с предлогами, а также владение синонимами и однородными членами предложения.

Методика №2. Уровень сформированности грамматического строя речи.

Цель методики - определение уровня сформированности грамматического строя речи (см. приложение 2).

Оценка результатов:

3 балла – правильный ответ

2 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи

1 балл – форма ответа образована неверно

0 балл – нет ответа, невыполнение

Высокий уровень (11-15 балла): самостоятельно и правильно образует: уменьшительно-ласкательные формы существительных, существительные во множественном числе. Понимают и правильно образовывают относительные прилагательные, образуют приставочные глаголы противоположного значения.

Средний уровень (6-10 балла): допускает незначительные ошибки при образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, существительных во множественном числе. Образовывает относительные прилагательные и приставочные глаголы противоположного значения по уточнению педагога (правильный ответ после стимулирующей помощи), либо исправляет ошибки по наводящим вопросам.

Низкий уровень (1-5 балла): дети не могут самостоятельно образовать уменьшительно-ласкательные формы существительных, существительных во множественном числе. Не могут образовать относительные прилагательные, не понимают значение приставочных глаголов противоположного значения. Не понимают вопросы педагога: просто повторяют слова, демонстрируя непонимание задания, либо отказываются от выполнения его.


По результатам методики №2 получены следующие данные (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Результаты методики №2.

 

По результатам методики выявлено, что ни один ребенок не может образовывать приставочные глаголы противоположного значения, либо образовывает, лишь повторяя за дефектологом. Также в словообразовании названий профессий мужского рода дети нуждались в помощи, самостоятельно не могли обобщать языковые единицы. Достаточно легко и полно дети образовывали существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами, но в образовании слов с помощью суффикса - иц- нуждались в подсказке. Только Леша П. показал высокий уровень (17%), остальные – средний (49%) и только двое детей показали низкий уровень (34%). При планировании заданий коррекционной программы, необходимо обращать внимание на словообразование слов с помощью суффиксов и приставок.

Методика №3. Способность к пересказу.

Цель методики: выяснить уровень развития умения составлять пересказ.

Инструкция: «Послушай внимательно сказку «Репка» и запомни её (см. Приложение 3). Попробуй пересказать мне её самостоятельно».

В ходе пересказа оценивались следующие параметры:

  1. Объем сказки (определяется путем подсчета предложений):

Полный текст (15 предложений) – 3 балла;

Половина текста (6-8 предложений) – 2 балла;

Меньше половины текста – 1 балл.

  1. Смысловая целостность (последовательность всех действий):

Содержание текста в полном объеме – 3 балла;

Отмечаются нарушения последовательности действий – 2 балла;

Отмечаются пропуски частей текста – 1 балл.

  1. Средства связи (связность изложения):

Полностью соблюдается связность предложений – 3 балла;

Единичные смысловые несоответствия – 2 балла;

Связность изложения значительно нарушена – 1 балл.

  1. Самостоятельность (анализируется с позиции оказания помощи ребенку со стороны взрослого):

Пересказ составлен самостоятельно – 3 балла;

Пересказ составлен с помощью взрослого – 2 балла;

Пересказ составлен по наводящим вопросам – 1 балл.

Оценка результатов:

Высокий уровень – 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Низкий уровень – 1 балл

Высокий уровень – 9-12 баллов: ребенок изложил полный объем текста, последовательно и точно передал содержание текста, соблюдал связность предложений и действий, пересказ вёл самостоятельно, использовал авторские слова, не употреблял длительных пауз.

Средний уровень – 5-8 баллов: ребенок передал половину текста, в содержании присутствует изменение порядка действий, употребляет смысловые несоответствия, пересказывал текст с помощью дефектолога, употребляет короткие паузы.

Низкий уровень – 0-4 балла: неверное воспроизведение текста, предложений меньше, чем половина, отмечаются пропуски частей текста, связность изложения значительно нарушена, пересказ составлен по наводящим вопросам, в речи содержатся длительные паузы.


По результатам методики №3 получены следующие данные (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Результаты методики №3.

 

Опираясь на результаты методики, можно утверждать, что двое детей продемонстрировали низкий уровень (33 %), они не смогли пересказать текст, а Гена Р. (17 %) проявил негативизм и вообще отказался выполнять задание. Единственный высокий уровень у Миши С. (17 %). Пересказал сказку медленно, но сохраняя последовательность. Остальные дети показали средний уровень (33 %). В пересказе дети пропускали последовательность действия каждого героя, пропускали многие части текста видимо из-за невнимательности и утомляемости. При планировании заданий коррекционной программы, необходимо развивать способности детей к запоминанию, воспроизводить текст без нарушения последовательности.

Методика № 4. Уровень развития звукопроизносительной стороны речи.

Цель методики: обследовать звукопроизношение и выявить уровень звукопроизносительной речи ребенка.

Материал: различные картинки, в название которых входят исследуемые звуки.

Инструкция: «Перечисли все предметы, которые изображены на картинке».

Проверяются следующие группы звуков:

- сонорные: [р], [р, ], [л], [л, ], [м], [м, ], [н], [j];

- свистящие, шипящие, аффрикаты: [с], [с, ], [з], [з, ], [ц], [ш], [ч], [щ], [ж];

- заднеязычные [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'];

- звонкие [в], [з], [ж], [б], [д], [г].

Оценка результатов: при обследовании необходимо отметить характер произношения изолированных звуков: отсутствие, замена, или искажение. На основании этого делается вывод об уровне сформированности звукопроизношения.

Результаты обследования по предложенному заданию оцениваются в баллах следующим образом:

3 балла – четкое произношение данного звука;

2 балла – искажение или замена одного, или нескольких звуков группы;

1 балл – отсутствие всех или нескольких звуков группы.

Баллы, начисленные на каждую группу, суммируются.

Максимальное количество баллов – 75.

Высокий уровень – 61-75 балла;

Средний уровень – 35-60 баллов;

Низкий уровень – 0-34 балла.


По результатам методики №4 получены следующие данные (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Результаты методики №4.

 

Таким образом, дети не имеют нарушений в произношении заднеязычных и звонких звуков, часты нарушения, искажения и замены в шипящих и свистящих звуках. 3 детей получили высокий уровень (50%), остальные 3 – средний уровень (50%), низкого уровня не наблюдается, так как дети на достаточном уровне обладают звукопроизносительной стороной речи. При планировании заданий коррекционной программы, необходимо уделять внимание правильному произношению отдельных звуков в словах.

Анализ параметров обследования связной речи старших дошкольников с ЗПР показывает, что у детей с задержкой психического развития словарный запас ограниченный, скудный и находится ниже возрастной нормы. Дети в большинстве случаев употребляют существительные и глаголы в начальной форме. Отмечается неточность употребления значения слов, поиск подходящих слов происходит крайне медленно, с подсказкой педагога. Испытывают сложности в подборе слов синонимов.

По результатам грамматического строя речи выявлено, что у детей наиболее сформированными являются словообразовательные модели с использованием суффиксов -ик, -ек-, -к-. С образованием слов с помощью суффикса -иц- дети не могли справиться и нуждались в подсказках (платьице – платишко, платечко; деревце – деревушко). Дети использовали ограниченное число суффиксов, образовывали прилагательные в неправильных формах (мехная, пушная), а также не могли образовать в правильной форме приставочные глаголы противоположного значения (подъезжает – езжает) и названия профессий мужского рода.

Дети говорили не связно, отдельными фразами, без последовательности. Дети стараются пересказывать текст, но значительно сокращают его в объеме, утрачивают логическую цепочку, пропускают действия, нарушают связь между предложениями. В пересказе присутствует большое количество повтор и пауз. В картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков, наиболее распространены смешения свистящих и шипящих звуков [с-ш, з-ж, с-ч, с-щ], а также сонорных [р-л]. Дети испытывали трудности в речеслуховом восприятии и фонематических функциях.

Таким образом, связная речь у детей с ЗПР своеобразна и плохо развита, большинство детей не способны построить краткий или развернутый ответ, отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Речь детей с ЗПР характеризуется непроизвольностью и неосознанностью высказывания, часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями. Что касается общего развития речи, то у некоторых детей отсутствуют навыки культуры речи, они не умеют использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Проведение констатирующего этапа исследования позволило выявить уровень владения связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. В таблице 2 представлены результаты констатирующего этапа исследования.

Таблица 2.

Результаты констатирующего этапа

 

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Методика №4

Высокий уровень

0%

17%

17%

50%

Средний уровень

33%

49%

33%

50%

Низкий уровень

67%

34%

33%

0%

 

Исходя из полученных результатов по 4 проведенным диагностикам, мы сделали общий вывод таблица 3.

Таблица 3.

Результат по 4 проведенным диагностикам

Высокий уровень

21%

Средний уровень

41%

Низкий уровень

38%

 

Таким образом, проанализировав данные констатирующего этапа исследования в экспериментальной группе, можно сделать вывод о том, что количество детей с показателями среднего уровня выше, чем с низким или высоким, что позволяет сделать вывод о среднем уровне сформированности связной речи.

Итак, на формирующем этапе исследования следует решить следующие задачи:

  1. Расширять и обогащать словарный запас детей.
  2. Обучать навыкам культуры речи и развивать дикцию.
  3. Учить строить развернутые ответы, говорить полными предложениями.
  4. Уделять внимание развитию связной речи в сюжетно-ролевых играх.

 

2.2. Содержание занятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетно- ролевой игры

 

С целью повышения уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами был организован формирующий этап эксперимента. Мы исходим их предположения, что применение сюжетно-ролевых игр позволит развить связную речь у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического здоровья.

Каждая игра разрабатывалась по следующим направлениям:

 - развитие словаря: активизация и обогащение словаря по определенной теме, описание частей предметов, название действий с данными по теме предметами;

- формирование грамматических представлений: задания на словоизменение, на словообразование (уменьшительно-ласкательные суффиксы, приставочные глаголы противоположного действия, относительные прилагательные), употребление предлогов и союзов.

- связно и последовательно передавать содержание готового текста или самостоятельно составлять связный текст, формирование правильного звукопроизношения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать комплекс сюжетно-ролевых игр, развивающих связную устную речь детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
  2. Апробировать данную программу занятий.
  3. Оценить эффективность данной программы в контрольном эксперименте.

Формирующий эксперимент проводился на базе детского сада № 27 «Кораблик», г. Якутска. В исследовании участвовало 6 детей с ЗПР. С детьми проводились сюжетно-ролевые игры в групповой форме по 30 минут.

В ходе работы с дошкольниками соблюдались следующие условия:

  1. Подготовка к проведению сюжетно-ролевой игры, ее проведение и анализ.
  2. Руководство сюжетно-ролевой игрой.
  3. Учет особенностей развития детей.
  4. Использование разных игр.
  5. Поддержание интереса к игре.

При подготовке к сюжетно-ролевой игре были использованы следующие приемы:

- использование сюрпризных моментов с целью поддержания интереса детей к игре;

- чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев;

- проведение экскурсии по теме игры;

- проведение бесед по различным тематикам, сопровождаемых рассматриванием соответствующих иллюстраций и мультфильмов;

- оказание детям помощи в организации игровой обстановки.

Организуя работу по развитию связной речи у детей с ЗПР в процессе сюжетно-ролевых игр, прежде всего, мы планировали методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также предусматривали возможности реализации постепенно возрастающих речевых умений в контексте игр.

Коррекционная работа по развитию связной речи у детей с ЗПР в процессе сюжетно-ролевых игр включала в себя работу над словом, предложением и текстом. Эти направления коррекционной работы были тесно связаны между собой и реализовались параллельно. Так, например, расширение объема словаря и уточнение значений слов проводилось в ходе работы над предложением.

Учитывая, что основными задачами коррекционной работы по формированию связной речи являлись обогащение словаря, уточнение значений слов, усвоение грамматического строя речи, то успешное решение этих задач обеспечивало не только расширение словарного запаса за счет введения новых слов, но и точное употребление слов, умение свободно и правильно ими пользоваться, формирование чувства языка.

Работа по развитию речи была направлена на увеличение словарного запаса за счет усвоения новых слов и значений, качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов), овладение способами грамматически правильного построения развернутых высказываний в игре (ответы на вопросы), формирование четкого и последовательного изложения. Работа над словарем осуществлялась на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, начиная со слов, наиболее часто употребляемых в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным. Подбор речевого материала осуществлялся в соответствии с тематикой игры.

Были проведены ряд занятий с целью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством сюжетно- ролевых игр. («На приёме у врача в поликлинике», «Большая уборка»,  «Ветеринарная лечебница»,  «Горница»,  «Дом, семья», «Детский сад».)

  1. Название игры: «На приёме у врача в поликлинике».

Цель: научить детей действиям врача, осмотреть больного, измерить температуру. Послушать трубочкой, пользоваться в игре атрибутами по назначению, сопровождать свои действия речью, вести простые диалоги; воспитывать чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью.

Оборудование: градусник, регистратура, приём, поликлиника, процедура.  

Ход игры: Распределение ролей: врач, медсестра, больные.

У больных перевязано горло. Врач осматривает больного, спрашивает, что болит. назначение процедуры, выписывает таблетки. Рекомендует постельный режим и говорит, когда прийти в следующий раз. Затем на приём приходит следующий больной.

В ходе игры было заметно, что замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнёрами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи, устойчивость замысла, использование импровизации в игре.

  1. «Большая уборка»    

Цель: приобретение навыков общения, коллективной деятельности, культурного поведения, обучение самостоятельно производить уборку помещения, помогать друг другу.

Оборудование: тазики, мыло, порошок, веник, щётки, фартуки.

Словарь: уборка, коллективная работа, мыть, сушить.

Ход игры: Вступительная беседа.

Рассматривание картины "Семья" (роль мамы, папы, детей во время уборки). Под руководством воспитателя дети рассматривают оборудование для уборки помещения. Они отвечают на вопросы, относящиеся к названиям предметов, или показывают, что они будут делать этим предметом. Свои действия дети сопровождают речью.

Распределение ролей.

Практическая работа: мама и дочка убираются на кухне, папа и сын пылесосят, моют полы и т.д. По ходу игры педагог проводит индивидуальную работу с воспитанниками. Помогает выполнять те или иные действия. Оценивание ролей. Обмен ролями.

В ходе занятия было заметно разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Старшие дошкольники  совместно творчески развивали сюжет игры.

  1. «Ветеринарная лечебница»

Образовательные задачи:

 Коррекционные:

- обучать детей навыкам диалогической речи, расширять словарный запас и обогащать его новыми словами;

– учить детей применять усвоенные ранее знания в игровой деятельности;

- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;

- формировать речевое и ролевое взаимодействие;

– совершенствовать у детей представления о труде людей разных профессий, вызвать интерес к профессии ветеринарного врача;

-  развить связную речь

Материалы: вывески из картона: «Ветеринарная лечебница», «Регистратура», «Лаборатория», «Процедурный кабинет», «Аптека», медицинские халаты, шапочки, повязки, тюбики, коробочки, пластмассовые баночки для лекарств, карточки пациентов, рецептов, таблетки из цветного пластилина.

Игровые роли: ветеринарный врач, регистратор, медсестра, дети с больными животными (с мягкими игрушками), провизор.

В ходе сюжетно- ролевой игры было заметно вовлеченность в игру. У детей наблюдалось эмоциональная насыщенность, которая соответствовало замыслу игры;

  1. «Горница»

Игровой материал: столы со скатертью, чайные приборы, печь, чай, пироги.

Подготовка к игре. Этические беседы "Ждём гостей". Составление плана игры.

Игровые роли. Хозяева и гости.

Руководство и примерные игровые действия

Педагог проводит игру в разных вариантах. Ребята могут играть в своей группе в воображаемой ситуации, а могут пригласить гостей из другой группы.

Вначале педагог сообщает, что правила игры требуют, чтобы хозяева были вежливы, предупредительны, приветливы, употребляли вежливые слова: "кушайте на здоровье", "спасибо", "пожалуйста" и т.д.

После этого все игровые действия развёртываются вокруг подготовки к приёму гостей. Воспитатель сообщает ребятам, что перед приходом гостей хозяева должны украсить комнату, накрыть на стол, правильно расставить посуду. Затем воспитатель предлагает ребятам договориться, как будут встречать гостей, чем их займут. После чаепития "хозяева" с помощью педагога развлекают гостей коллективными песнями, подвижными и словесными играми.

Игры данного типа незаменимы для детей так как способствуют развитию представлений через характерные, подражательные движения на основе опорных зрительных впечатлений (показ, картинка, слайд и т.п.); помогают приобретению опыта совместных действий, развитию доверия между детьми и взрослыми; обучают согласованности действий в группе; развивают чувство ритма, музыкальность, двигательные навыки и т.д, а самое главное развивают речь детей благодаря проговариванию, повторению слов, заучиванию.

  1. «Дом, семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда. Развить связную речь.

Игровые действия: Игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы), «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей), «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях), «Наш выходной день», «Прогулка в лес», «Семейный обед» и др. Вносить в игру элементы труда: стирка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения. По ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать игровую обстановку с помощью игровых модулей, использовать собственные самоделки, применять природный материал.

Игровой материал: предметы домашнего обихода, куклы.

  1. «Детский сад»

Задачи: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада. Развить связную речь.

Игровые действия:

Воспитатель принимает детей, беседует с родителями, проводит утреннюю зарядку, занятия, организует игры... Младший воспитатель следит за порядком в группе, оказывает помощь воспитателю в подготовке к занятиям, получает еду… Логопед занимается с детьми постановками звуков, развитием речи… Муз. руководитель проводит муз. деятельность. Врач осматривает детей, слушает, делает назначения. Медсестра взвешивает, измеряет детей, делает прививки, уколы, дает таблетки, проверяет чистоту групп, кухни. Повар готовит еду, выдает ее помощникам воспитателя.

Игровые ситуации: «Утренний прием», «Наши занятия», «На прогулке», «Музыкальные развлечения», «Мы спортсмены», «Осмотр врача», «Обед в д/саду» и др.

В ходе занятия у детей наблюдалась заинтересованность в происходящем, это можно было отследить по общему поведению детей. Дети поддерживали внимание на протяжении всего занятия, у каждого была своя роль в игре. В процессе сюжетно-ролевой игры дефектолог выступал в качестве организатора совместной игры, иногда принимал участие для разрешения каких-либо вопросов, давал образец диалога в конкретной ситуации. Необходимым условием успешного развития связной речи детей в сюжетно-ролевой игре был подбор разнообразных игрушек. Наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшительном виде реальные предметы, дети использовали в игре предметы, которые замещали реальные (карточки, палочки, листочки т.д.). По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой было показано, что можно использовать карандаш вместо градусника, карточки с цифрами, вместо настоящих денег, палочки или бумажки вместо корма для животных, стулья вместо велосипеда. Обращение в игре к заменителям ставило детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появлялась речь, функцией которой являлось согласование совместных действий.

Таким образом, нами составлен и реализован цикл сюжетно-ролевых игр для развития связной устной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Далее проводится контрольный этап педагогического эксперимента для выявления динамики в развитии речи детей.

2.3.  Рекомендации по развитию связной речи детей с ЗПР

         Далее нами было проведено повторное исследование уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Цель контрольного эксперимента заключалась в оценке эффективности экспериментальной работы и рекомендации по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе сюжетно-ролевых игр. Для исследования нами были использованы методики:

  1. Уровень словарного запаса.
  2. Уровень сформированности грамматического строя речи.
  3. Способность к пересказу.
  4. Уровень развития звукопроизносительной стороны речи.

В результате исследования были получены следующие данные.


В диаграмме 5 предоставлены результаты методики №1 «Уровень словарного запаса». Инструкция и обработка результатов не изменялась.

Диаграмма 5. Результаты методики №1.

Таким образом, можно заметить, что дети повысили свой уровень по сравнению с констатирующим экспериментом. Двое детей (Саша К. и Миша С.) повысили свой уровень до высокого (34%). Их речь была более последовательна и связна, слова и предложения связывались союзами и предлогами. Увеличилось употребление существительных, глаголов и прилагательных, дети смогли подобрать однородные члены предложения. У троих детей (Кирилл М., Владик П. и Тимур П.) уровень поднялся с низкого до среднего (50%). В их рассказах появилась последовательность действий, но связности как таковой еще не было видно. С помощью дефектолога подбирали однородные члены предложения, Владик П. при рассказе употребил частицу НЕ. У Гены Р. (16%) не произошло изменений, результаты показали низкий уровень, так как ребенок выполнял задание без интереса и желания, речь была не связная, говорил отрывками.

В диаграмме 6 предоставлены результаты методики №2. Инструкция и обработка результатов не изменялась.

Диаграмма 6. Результаты методики №2.

 

По результатам методики выявлено, что Саша К, Миша С. и Владик П. показали высокий уровень (50%). Они уверено и без ошибок образовывали существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, усвоили образование слов с помощью суффикса -иц-. Помощь дефектолога почти не требовалась, задания выполняли достаточно самостоятельно и с интересом. Остальные ребята (Кирилл М., Владик П. и Гена Р.) повысили свои результаты до среднего уровня (50%). В образовании слов требовалась стимулирующая помощь дефектолога. В целом, можно сказать, что дети выполняли задания намного лучше и быстрее, но в образовании приставочных глаголов противоположного значения всем требовалась стимулирующая помощь, что говорит о недостаточном усвоении данного задания

В диаграмме 7 предоставлены результаты методики №3. Инструкция и обработка результатов не изменялась.

Диаграмма 7. Результаты методики №3.

Исходя из полученных данных, можно утверждать, что дети показали положительную динамику в способности к пересказу. Четверо детей показали высокий уровень (Саша К., Кирилл М., Миша С. и Владик П.) (66%), они смогли пересказать сказку самостоятельно, не упустив части текста, соблюдали последовательность действий каждого героя. Выполняли задание с интересом и желанием. У остальных же детей (Владик П. и Гена Р.) результаты показали средний уровень (34%). Дети испытывали потребность в подсказках дефектолога о начале действий, в рассказе преобладали смысловые несоответствия, пропускали части текста, изменяли сюжет, добавляя выдуманные действия героев.

В диаграмме 8 предоставлены результаты методики №4. Инструкция и обработка результатов не изменялась.

Диаграмма 8. Результаты методики №4.

Таким образом, результаты показывают, что развитие звукопроизносительной стороны речи дали положительные результаты именно в произношении шипящих звуков, звук [р] дети искажают, либо он вообще отсутствует, что свидетельствует о том, что для формирования звукопроизношения сонорных звуков требуется длительное время, а за несколько недель каких-то результатов добиться очень трудно.

Проведение контрольного этапа исследования позволило выявить уровень владения связной речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. В таблице 5 представлены результаты контрольного этапа исследования.

Таблица 5

Результаты контрольного этапа исследования

 

Методика №1

Методика №2

Методика №3

Методика №4

Высокий уровень

34%

50%

66%

50%

Средний уровень

50%

50%

34%

50%

Низкий уровень

16%

0%

0%

0%

 

Результаты контрольного эксперимента показали, что у детей произошли достаточно очевидные изменения в развитии связной речи: большинство детей от низкого уровня перешли к среднему, а от среднего – к высокому, что свидетельствует о положительной динамике сформированности связной речи. Не отмечено существенных сдвигов только у одного ребенка (Гена Р.).

Проведя контрольные методики по выявлению сформированности объема словаря, было отмечено, что у детей увеличился активный словарный запас. Он стал более сформированным, дети стали употреблять больше существительных, глаголов, подбирать прилагательные и однородные члены предложения, в предложениях стали соединять слова предлогами и союзами. Увеличилась точность употребления слов, дети стали более цельно, последовательно и связно излагать свои мысли.

В целом, анализируя результаты, можно сказать, что у каждого ребенка появились значительные изменения в развитии словарного запаса. Двое детей увеличили свои показатели до высокого уровня, трое детей от низкого уровня перешли к среднему, и только один ребенок не показал динамику в развитии словаря, что свидетельствует о том, что для этого ребенка нужно больше времени на формирования словаря.

Такие операции, как словообразование и словоизменение слов, показали значительную положительную динамику. Так дети самостоятельно и верно стали образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами, при назывании детёнышей животных стали допускать меньше ошибок, а образование относительных прилагательных в контрольном эксперименте давалось им значительно легче, чем прежде. Но умение образовывать приставочные глаголы с противоположным значением и профессий мужского рода не показали значительных изменений, но всё же имели тенденцию к улучшению.

Таким образом, уровень грамматического строя у детей значительно увеличился, низких показателей не осталось, 3 ребенка показали высокий уровень (50%), и остальные 3 от низкого показателя перешли к среднему (50%), что значительно отличается от констатирующего эксперимента.

Выполнение третьей методики «Способность к пересказу» не вызвало никаких затруднений у испытуемых, все дети улучшили свои показатели. Пересказ детей в контрольном эксперименте был наиболее связным, последовательным, содержательным. Действия почти не пропускали, длинные паузы отсутствовали, в подсказках почти не нуждались.

По результатам звукопроизносительной стороны речи после формирующего эксперимента видно, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшились произносительные навыки в словах, содержащих шипящие звуки. Сонорные звуки [р] и [р’] остались на том же низком уровне. Это объясняется тем, что развитие звукопроизносительной стороны речи занимает долгий период и не может быть изменено за несколько недель.

По результатам данного исследования мы можем сделать вывод, что количество старших дошкольников с высоким уровнем увеличилось на 29%, со средним на 5 %, с низким уровнем уменьшилось на 34%.

Следовательно, контрольный эксперимент показал, что у детей с ЗПР связная устная речь стала более свободной, более богатой по содержанию, более логичной и последовательной. Это может говорить об эффективности использования сюжетно-ролевых игр в развитии связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Итак, изучение связной устной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР выявило, что произошли следующие положительные изменения:

- расширение и обогащение словарного запаса;

- процессы словоизменения стали более сформированными;

- сократились ошибки при построении предложений;

- предложения детей стали распространенными, связными, последовательными;

- наименее выраженная динамика отмечена в процессах словообразования.

Таким образом, проведенную работу по развитию связной устной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе сюжетно-ролевых игр можно считать эффективной и для достижения наибольших результатов необходимо продолжать работу в данном направлении.

Рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр старшим дошкольникам с ЗПР:

  1. Игра должна соответствовать возрасту ребёнка;
  2. Нужна вовлечённость в игру (количество человек – участников игры);
  3. Соблюдение алгоритма игры;
  4. Эмоциональная насыщенность соответствует замыслу игры;
  5. Особенности поведения детей в игре, подчинение правилам игры;
  6. Степень удовлетворённостью игрой.

Показатели эффективности:

  1. Замысел возникает по инициативе самого ребенка, обсуждает его с партнёрами по игре, учитывая его точку зрения. Формулировка игровой цели и игровой задачи,  устойчивость замысла, использование импровизации в игре.
  2. Основное содержание игры, его разнообразие, соотношение предметных, бытовых и отражающих общественные отношения действий.
  3. Сюжет игры. Разнообразие, устойчивость и развёрнутость сюжета. Умения ребёнка совместно строить и творчески развивать сюжет игры.
  4. Игровая роль обозначается словом через ролевую речь, предметные действия, мимику. Степень развёрнутости ролевого диалога, его длительность, умение передать характерные особенности персонажа.
  5. Взаимоотношения, их численность, устойчивость и характер.
  6. Игровые действия: степень обобщённости, развёрнутости, разнообразия, адекватности.
  7. Отношение к правилам: умения выполнять их с взятой на себя ролью, следить за выполнением правил другими детьми.
  8. Достижение результата игры, умение соотносить его с замыслом.

Возможные риски:

  1. Бедность сюжетов детских игр, их однообразие.
  2. Отражение в игре отрицательных сторон жизни взрослых, подчинительная позиция отдельных детей в игре, где они выступают пассивными участниками.
  3. Частые конфликты по поводу распределения ролей, выполнению правил, обладанию игрушкой и др.

Как избежать:

  1. Обогащение детского опыта за счёт расширения, уточнения и систематизацию знаний об окружающем.
  2. Развитие игровых умений у детей.

В старшем дошкольном возрасте необходимо   скомплектовать игрушки по темам (для игры в больницу, почту, космонавтов, школу, библиотеку и др.) Подготовить готовые комплекты, состоящие из самых необходимых атрибутов и игрушек, дополнительного игрового материала, предметов – заместителей. Не давать детям материал в готовом виде, привлекать их к этому по мере развития игры.

Таким образом, прежде чем, вы будете организовывать, и проводить сюжетно – ролевую игру, необходимо изучить особенности сюжетно-ролевой игры. В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе сюжетно-ролевая игра рассматривается как деятельность особого рода, которая характеризуется наличием всех компонентов деятельности: цель, мотив, средства и даже в ряде случаев говорят о результате, но при этом каждый из элементов игровой деятельности специфичен.

 

 

Выводы

Цель опытно - экспериментальной работы -  разработка и апробация занятий с использованием сюжетно ролевой игры с целью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Опытно - экспериментальная работа проводилась в детском саду № 27 «Кораблик», г. Якутска. В исследовании участвовало 6 детей с ЗПР.

Исследование проходило в три этапа:

1 этап - констатирующий: диагностика уровней сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

2 этап - формирующий: развитие связной речи старших дошкольников с ЗПР посредством сюжетно-ролевой игры. 

3 этап - контрольный: повторная диагностика связной речи старших дошкольников с ЗПР после экспериментального обучения. Анализ результатов и рекомендации.

В качестве диагностического инструментария по определению развития каждого параметра связной речи были подобраны и адаптированы следующие методики:

  1. Для определения уровня словарного запаса были использованы практические материалы О.В. Боровика и С.Д. Забрамной.
  2. При разработке методик исследования грамматического строя были использованы материалы Г.А. Волковой, Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой.
  3. При исследовании способности к пересказу были использованы материалы А.М. Бородич.
  4. Для выявления уровня звукопроизношения использовался иллюстративный материал О.Б Иншаковой.

Проанализировав данные констатирующего этапа исследования в экспериментальной группе, можно сделать вывод о том, что количество детей с показателями среднего уровня выше, чем с низким или высоким, что позволяет сделать вывод о среднем уровне сформированности связной речи.

С целью повышения уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами был организован формирующий этап эксперимента. Мы исходим их предположения, что применение сюжетно-ролевых игр позволит развить связную речь у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического здоровья.

Были проведение ряд занятий с целью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством сюжетно- ролевых игр. («На приёме у врача в поликлинике», «Большая уборка», «Ветеринарная лечебница»,  «Горница»,  «Дом, семья», «Детский сад».)

По результатам данного исследования мы можем сделать вывод, что количество старших дошкольников с высоким уровнем увеличилось на 29%, со средним на 5 %, с низким уровнем уменьшилось на 34%.

Таким образом, контрольный эксперимент показал, что у детей с ЗПР связная устная речь стала более свободной, более богатой по содержанию, более логичной и последовательной. Это может говорить об эффективности использования сюжетно-ролевых игр в развитии связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования одним из направлений развития и образования детей является речевое развитие. Данная образовательная область включает обогащение словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Одной из конкретных задач данной образовательной области является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Сюжетно-ролевая игра остаётся единственной областью, где ребенок может понять себя, свою внутреннюю жизнь, своё отношение к миру. Именно в ней ребенок проявляет инициативу и творческую деятельность. И в то же время именно игра способствует развитию связной речи, так как с помощью слова дети организуют сюжет и передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Применение сюжетно-ролевых игр позволяет пополнять и активизировать словарь, ребёнок учится говорить, последовательно и связно выражать свои мысли.

Изучив и проанализировав методическую литературу по проблеме исследования, мы выявили, что становление связной речи происходит на протяжении всего дошкольного возраста. К концу его связная речь дошкольников должна быть сформирована. Задержка психического развития оказывает больше влияние на процесс усвоения речи, поэтому самостоятельно дети овладеть связной устной речью не могут. Следовательно, возникает необходимость в проведении коррекционной работы по формированию связной устной речи у данной категории детей с использованием таких методов, которые способствуют коррекции нарушений связности речи.

Так как сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте, то именно её мы использовали для коррекции речевых нарушений.

Цель данного исследования заключалась в определении влияния процесса сюжетно-ролевой игры на развитие связной устной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Для достижения поставленной цели нами был выдвинут и решен ряд задач.

Для определения уровня сформированности связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития мы организовали и провели экспериментальную работу, которая была поделена на 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе в качестве диагностического инструментария по определению сформированности каждого параметра связной речи были подобраны и адаптированы такие методики, как «Уровень словарного запаса», «Уровень грамматического строя», «Способность к пересказу» и «Уровень звукопроизносительной стороны речи». Для оценки успешности выполнения заданий использовалась балльная система заданий, а также были использованы практические материалы следующих авторов: С.Д. Забрамная, О.В. Боровик, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова и Г.А. Волкова, А.М. Бородич, О.Б. Иншакова. Результаты констатирующего эксперимента показали, что развитие связной устной речи у детей с ЗПР находится в целом на среднем уровне. Отталкивая от результатов констатирующего эксперимента, мы определили содержание формирующего этапа исследования.

С целью формирования связной устной речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития была составлена и реализована программа, включающая комплекс сюжетно-ролевых игр, речевой материал для которых был подобран в зависимости от коррекционных задач.

Контрольный этап исследования выявил положительную динамику в развитии связной устной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. По результатам данного исследования мы можем сделать вывод, что количество старших дошкольников с высоким уровнем увеличилось на 29%, со средним на 5 %, с низким уровнем уменьшилось на 34%. Произошли следующие положительные изменения: расширился и обогатился словарь, процессы словоизменения и словообразования стали более сформированными, сократились ошибки при построении предложений, предложения детей стали распространенными, речь детей приобрела более связный, последовательный и содержательный характер.

Таким образом, апробация сюжетно-ролевой игры на занятиях у старших дошкольников с задержкой психического развития доказала эффективность использования для развития связной речи. Полученные данные контрольного этапа показали, что уровень связной речи в целом повысился, на этот результат повлияло использование сюжетно- ролевых игр, что и подтверждено в педагогическом эксперименте, проводимом в ходе выполнения дипломной работы. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.

 

Список использованной литературы:

  1. Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями. Ростов – на –Дону «Феникс» - 2015. – 38 с.
  2. Алдошина М.И. Социокультурная обусловленность проблем дефектологического образования – 2014. № 4. С.173-176.
  3. Арбанян, Л.А. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой, Л.А. Арбанян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. – М., 2011. – 286 с.
  4. Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей. М: Академия, 2014. – 328 с.
  5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2011. – 402 с.
  6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2011. – 225 с.
  7. Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития. 2015. – № 1. – 10 с.
  8. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. – 34 с.
  9. Виноградова Н.А, Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М.: Айрис-Пресс, 2010. – 145 с.
  10. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студ. пед. Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. / под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Просвещение, 2009. – 288 с.
  11. Воронкова Л.В. Сюжетно-ролевые игры, программы, беседы в кругу детей. М.: Педагогическое общество России, 2004. – 89 с.
  12. Волковская. Т. Н Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. 2004. – 324 с.
  13. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. Пособие/ В.К.Воробьева. М:АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.- 216 с.
  14. Выгодский, Л.С. Психология. – Москва : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2013. – 436 с.
  15. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Психология. - М., 2002.- 346 с.
  16. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Выготский Л. С. Психология. - М., 2002.
  17. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Москва, 2011. – 36с. 
  18. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2002. – 144с.

 Перейти к  публикациям для педагогов

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.