ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

выполнила:

Местникова Татьяна Николаевна

Педагог-психолог

МБДОУ д/с №27 «Кораблик»

Республика Саха Якутия г. Якутск

Развиваем мелкую моторику

 

Все мамы знают, что детям нужно развивать мелкую моторику. Но не все знают, как это сделать правильно, и действительно, что такое мелкая моторика и какими особенностями она обладает? Какие занятия, игры и упражнения следует проводить с детьми для развития двигательных навыков? Остановимся подробнее на всех этих вопросах.

Общая концепция и особенности мелкой моторики у детей

Моторика - это способность выполнять точные движения пальцев рук и ног в результате согласованных действий наиболее важных систем: нервной, мышечной и костной. Что касается двигательных навыков рук и пальцев, часто используется термин «ловкость». Область мелкой моторики включает в себя широкий спектр движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, письмо и рисование).

Развитие мелкой моторики играет важную роль в общем развитии ребенка. Мелкая моторика развивается с новорожденного возраста. Сначала малыш смотрит на свои руки, потом учится управлять ими. Сначала он берет предметы всей своей ладонью, затем только двумя (большим и указательным) пальцами. Затем ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисточку.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Это связано с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Ученые также доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. И это объясняется очень просто. В мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимулировании двигательных навыков пальцев речевой центр начинает становиться более активным. Вот почему для своевременного развития речи ребенка большое внимание следует уделять развитию мелкой моторики. Мелкая моторика напрямую влияет на ловкость рук, почерк, который будет формироваться в будущем, скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики у ребенка впоследствии судят о его готовности учиться в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок готов к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, обладает хорошей памятью, концентрацией, вниманием и воображением, а также связной речью.

Тонкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс, и для каждого ребенка он проходит в своем темпе. Сначала движения ребенка неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь ребенку улучшить мелкую моторику, вам нужно играть с ним в развивающие игры

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Есть много занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: игры пальцами, игры с мелкими предметами, моделирование и рисование, массаж пальцев.

 

Рассмотрим самые простые и эффективные игры:

  1. Массаж ладоней

Это самый простой и универсальный способ развития мелкой моторики в любом возрасте. Пальцами проведите по рукам ребенка, погладьте их и помассируйте. Сопровождайте свои действия пословицей «Сорока ворона».

  1. Ладушки

С самого детства все знают веселье от «Ладушки-Ладушки». Эта игра научит самых маленьких выпрямлять пальцы и хлопать в ладоши.

  1. Разрывать бумагу

Это упражнение подходит для детей от 7 месяцев. Дайте ребенку несколько листов мягкой бумаги. Он чувствует это с удовольствием, начинает вертеть в руках и рвать. Этот опыт доставит ему невероятное удовольствие.

  1. Перелистывание страниц

Через год, разрывание бумаги можно заменить, перелистыванием страницы книжки с картинками.

  1. Бусы

Дети любят перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому вы можете надеть несколько бусин с бисером разных размеров и форм. Ребенок будет счастлив и заинтересован в том, чтобы перебирать их.

  1. Вкладыши-мисочки

Из них вы можете строить пирамидки и вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует представление о размере предметов у ребенка.

  1. Крупы

Высыпьте любые крупы в миску и дайте ребенку. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

  1. Емкости с крупами

Насыпьте в банки разные крупы и дайте ребенку по очереди опустить руку в каждую из банок. Чтобы он мог чувствовать различные зерна и брать их пальцами. Вы можете усложнить задачу. Перед глазами ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему банку. Пусть он попытается найти этот предмет.

 

 

 

  1. Рисование на песке

Насыпьте песок на поднос. Возьмите палец ребенка в руку и проведите им по песку. Вы можете начать с простых фигур - линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задачу.

Игрушки для развития мелкой моторики

  1. Завинчивающиеся крышки

Такой простой урок, как завинчивание и отвинчивание крышек банок, бутылок и пузырьков, развивает ловкость пальцев. Предложите ребенку емкости разных размеров и форм, это сделает игру более разнообразной.

  1. Горох

Вам понадобится горох и банка со съемной крышкой. Покажите ребенку, что сначала нужно снять крышку, затем взять горох пальцами и положить в банку, затем закрыть крышку. Пусть ваш ребенок сделает то же самое. Не расстраивайтесь, если первая попытка не удалась. Покажите ребенку всю цепочку действий медленно несколько раз, и тогда он сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите своему ребенку еще одну игру другую игру.

  1. Лепка

Лепка подходит для детей разных возрастов. Пластилин, глина, тесто все это подходят для лепки. Когда вы планируете что-то испечь, обязательно позовите своего ребенку. Ему очень понравится раскатывать и мять тесто. Кроме того, он будет гордиться тем, что помогает маме.

  1. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Никаких дополнительных игрушек для этого упражнения не требуется. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть он застегнет и расстегнет молнию и пуговицы. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к независимости. Кроме того, дайте ребенку ненужные ботинки для шнуровки, которые станут отличным тренажером для рук.

 

Упражнения для развития мелкой моторики

  1. Рисование и раскраска

Очень полезно рисовать контур картинок, состоящих из пунктирных линий, а также цветных объектов различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стенка, доска, зеркало. Поэтому желательно повесить специальную доску, чтобы малыш рисовал.

  1. Вырезание.

Дайте ребенку ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Обучайте его мастерству. Разрежьте картинки, наклейте их, сделайте снежинки и т. Д. Это поможет развить не только мелкую моторику, но воображение и мышление.

  1. Сбор мозаики и пазлов

Для детей до 3 лет предпочтительнее пазлы и мозаики с крупными деталями.

Очень важно: игры для развития мелкой моторики следует проводить под присмотром взрослых. Занимайтесь с ребенком каждый день, и вскоре вы заметите, что движения вашего ребенка с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.