выполнила:
Дадаева Оксана Геннадьевна
Педагог-психолог
МБОУ «СОШ№94»
Кемеровская область
г. Новокузнецк
Проектная деятельность как форма взаимодействия педагога-психолога и классного руководителя
в период адаптации пятиклассников.
С переходом из начальной школы в среднюю меняется те только учебная ситуация, но и появляется другой классный руководитель. Зачастую это учитель, который выпустил 9 или 11 класс. Пятиклассники на фоне выпускников выглядят неорганизованными и несамостоятельными учениками. Они нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях и просто поддержке классного руководителя. С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведет и на классном часе один раз в неделю.
Для пятиклассников, привыкшим к определенному порядку в начальной школе, это является дезорганизующим моментом. Некоторые дети в силу своих психических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. За время обучения в начальной школе некоторые дети привыкают к постоянному контролю со стороны взрослых, что им становится сложно самостоятельно организовать школьную жизнь.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать от одного месяца до года. Именно в этот период и учащиеся и их классному руководителю необходима помощь и поддержка школьного психолога.
Работая с учащимися, психолог получает информацию об индивидуальных особенностях, взаимоотношениях в классе, уровне тревожности, учебной мотивации и т.д. Эту информацию психолог анализирует и представляет классному руководителю, учителям-предметникам и родителям.
Но психолог использует в своей работе с учащимися различные игры и упражнения на самопознание, сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных навыков, которые являются не менее информативными, чем диагностические методики и могут многое рассказать о классе.
Для того чтобы эта информация была доступна всем участникам образовательного процесса, в начале учебного года я начинаю с пятиклассниками работу над проектом «Наш класс». Эта работа предполагает совместное творчество классного руководителя, учащихся и педагога-психолога.
Цель проекта: Создание социально-психологических условий для сплочения детского коллектива, развитие позитивного отношения друг к другу.
Задачи:
- создавать условия для осознания учащимися своей индивидуальности, самовыражения и саморазвития;
- способствовать развитию навыков общения и сотрудничества;
- формировать умения проявлять себя в различных видах творчества.
Работа с ребятами организуется как работа над проектом «Наш класс». На каждом этапе реализации проекта назначаются ответственные из числа учащихся, а руководителями проекта является классный руководитель и психолог. Четкое разделения обязанностей экономит время и повышает качество работы. Классный руководитель и педагог-психолог вместе составляют план воспитательной работы с классом на учебный год, в котором учитывают время на реализацию проекта.
Этапы работы над проектом.
1 этап: организационный. Мотивация на работу над проектом.
Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. Обсуждение на тему: «дружный класс» или «психологический климат в классе». Материалом для обсуждения могут стать результаты диагностики сплоченности классного коллектива, социометрии.
2 этап: осознание цели проекта, выбор учащихся, которые будут заниматься реализацией проекта. Составление графика или плана реализации проекта.
3 этап: реализация проекта происходит с октября по февраль.
4 этап: создание проектного продукта. Это может быть презентация, видеофильм о классе, портфолио класса, книги, брошюры и т.д.
- этап: презентация проектного продукта.
6 этап: отчет о проделанной работе. Рефлексия. Принятие решения о презентации проекта на научно практической конференции школьников.
В ходе реализации проекта ребята сами проводят анкетирование (Что я люблю больше всего?), участвуют в упражнениях на сплочение классного коллектива (ирга «Кто есть кто?», упр. «Особые приметы»), выполняют творческие задания (Я и мое имя, «Визитная карточка»). Повторная диагностика классного коллектива в конце года показывает улучшение взаимоотношений в классе.
Работа над проектом увлекает ребят, дает им возможность посмотреть на себя со стороны. «Проект «Наш класс» – это рассказ о нашей школьной жизни, о нас самих. Проект помог нам посмотреть на себя со стороны. А в конце года, листая его страницы, мы сравнивали, какими мы были в начале. А если сохранить его до окончания школы, то это будем замечательный повод вспомнить свое детство» - ученица 5 А класса Яна А.