выполнила:
Демешкевич Елена Николаевна
воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №200» Республика Татарстан, город Казань
Экологический проект «Эколята-дошколята. Вторая жизнь мусора»
Пояснительная записка
Вся наша жизнь тесно связана с природой, которая дает нам все необходимое для жизни. Взаимосвязь человека с природой, его влияние на природу, на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Вследствие чего важнейшей задачей дошкольного учреждения в настоящее время является формирование экологического сознания подрастающего поколения.
Наш детский сад является постоянным участником акции «Сдавай макулатуру – спасай деревья!», «Батарейки – опасны для земли», «Посади дерево», «Вторая жизнь упаковки». Экологические проекты также являются неотъемлемой частью работы нашего детского сада.
Метод проектов в образовании актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Многие мини-проекты мы объединили в один общий экологический проект под названием «Эколята-дошколята. Вторая жизнь мусора»
Паспорт проекта
Актуальность: Человеку свойственно оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. По дороге в детский сад можно наблюдать неприятную картину, как возле жилых домов, вдоль тротуаров, на клумбах и цветниках, даже на детских площадках валяются брошенные людьми упаковки от чипсов, семечек, коробки от сока, банки металлические, пластиковые или стеклянные бутылки, и много чего другого мы можем обнаружить на газонах и тротуарах.
Проблема мусора среди других экологических проблем выдвигается в наше время на первое место. По статистике на каждого человека нашей планеты приходится в среднем около 1тонны мусора в год.
Раньше мы не задумывалась над тем, что многое из этого мусора может быть использовано ещё раз и получить новое применение, став основой для оригинальной поделки. А если меньше выбрасывать мусора, значит и окружающая среда будет более чистой.
Гипотеза: Бытовые отходы, которые появляются в каждой семье после похода в магазин в виде упаковочного материала, загрязняют окружающую среду. Большая их часть не разлагается в природных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Чтобы сделать окружающую среду более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого им можно дать новую жизнь, используя их вторично в виде полезных вещей.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий проект с элементами исследования
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.
Цель проекта: создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды, ориентированию на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую для нашей страны традицию – разделять мусор и эффективно вторично использовать бросовый материал.
Задачи проекта:
- Прививать любовь к природе и воспитывать начала экологической культура дошкольников.
- Развивать исследовательские умения, любознательность, внимание, мышление.
- Увеличивать непосредственное участие родителей и детей в организацию и проведение различных экологических мероприятий.
- Способствовать уменьшению загрязнения окружающей среды бытовыми упаковками, дав им вторую жизнь в виде различных поделок.
Формы работы: сбор информации; беседы; просмотр тематических презентаций и видеороликов; проведение экологического мероприятия посвящения в Эколята; изготовление коллажа «Мусор планете не к лицу»; сбор макулатуры, батареек, пластмассовых крышек; изготовление различных поделок из упаковочного материала; чтение экологических сказок и стихотворений; инсценировки экологической направленности; фотовыставки, выставки совместных творческих работ детей и родителей; проведение акции «Посади дерево».
Предполагаемый результат:
для детей
- Осознание детьми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
- Осознание важности и необходимости раздельного сбора ТБО для последующего изготовления полезных вещей.
для педагогов
- развитие у детей коммуникативных навыков, умения работать в команде;
- создание условий для проявления у детей креативности, воображения;
- расширение кругозора детей через чтение экологических рассказов, сказок, стихотворений;
- Презентация проекта.
для родителей
- привлечение к сотрудничеству в проектной деятельности
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
- Организация предметно-пространственной среды групп в рамках реализации проекта.
- Консультации и беседы с родителями по вопросам реализации проекта.
На данном этапе вместе с родителями и педагогами мы изучали литературу и Интернет-ресурсы по теме проекта, чтобы выяснить, сколько полезных вещей можно сделать из различных упаковок для оформления участка и территории детского сада, также для изготовления дидактических и настольных игр. Также были подобраны презентации на экологическую тематику, наглядный и демонстрационный материал, изготовлены дидактические игры, принято решение о пошиве костюмов для Эколят (пилотка, повязка и галстук), изготовлении эмблем-медалей «Защитники природы».
- Практический этап
Познавательный блок включил цикл бесед («Земля – наш общий дом», «Что для природы хорошо, а что плохо», «Откуда берется мусор?») и занятий, проведенных в форме наблюдений, рассказов, просмотра видеороликов и презентаций, игр с детьми, направленных на выявление причин появления мусора, изучение способов раздельного сбора ТБО и деятельности мусороперерабатывающих заводов.
- Чтение экологических сказок, таких как «Мусорная фантазия» А.Усачева, «Хранители леса» Е.А.Корнеевой, «Сказка про Хламище-окаянище».
- работа над стихотворениями «Прогулка» и «Будь человеком» С.Михалкова.
- Составление описательных и творческих рассказов по картинкам.
Творческий блок включил в себя:
- дидактические игры, такие как «Сортируем мусор», «Что из чего сделано?», «Помоги природе», «Спасем планету», направленные на расширение представлений детей о вторичном использовании ТБО;
- рисование на асфальте «Я дружу с природой!»;
- изготовление различных поделок совместно с родителями из бросового материала:
- Использование стаканы из-под йогуртов в качестве горшочков для рассады.
- Изготовление из стеклянных банок и бутылок ваз для цветов.
- В пластиковые бутылки посадить комнатные цветы, можно из них сделать красивые цветы, вазы, бабочек.
- Из ненужных дисков можно сделать машину, красивую игрушку, космическую летающую тарелку.
- Коробки из-под сока легко можно превратить в кормушки для птиц, мебель для кукол, гараж для машинки.
- Из остатков карандашей сделать красивую рамку.
- изготовление из бросового материала «Копилочек добра»
- проведение акции «Посади дерево» на территории детского сада с привлечением родителей;
- проведение трудового десанта осенью и весной «Поможем Земле стать чистой» (уборка осенней листвы, веток, мусора, посадка на огороде и цветнике);
- изготовление совместно с родителями экологического дерева и пошив ростовой куклы Фея природы;
- сбор пластмассовых крышек и батареек в специально организованные контейнеры.
На практическом этапе были организованы выставки творческих работ из различных видов бросового материала. Было организовано участие детских работ в конкурсах различного уровня.
В период проведения акции по сбору макулатура, детям на шкафчики прикреплялась елочка или дерево за каждые 5 килограмм макулатуры. Это подбадривало детей и активизировало родителей.
На вырученные от сбора макулатуры деньги в группу приобретаются дидактические и настольные игры экологической направленности.
В группе появился специально изготовленный контейнер для макулатуры, емкость для сбора батареек, емкость для пластмассовых крышек. Участки и территория детского сада оформлялась каждой группой с использованием предметов, сделанных из материалов ТБО.
III. Обобщающий этап. На обобщающем этапе работы над нашим экологическим проектом мы занялись его оформлением, сфотографировали все поделки, подвели итоги.
Заключение
В ходе реализации проекта дети узнали о том, как важен раздельный сбор ТБО, какое значение имеет сбор макулатуры и батареек для сохранения чистоты природы, что можно сделать много разнообразных и необходимых вещей из предметов на выброс.
Работая над проектом, мы серьезно задумались о проблеме загрязнения окружающей среды бытовыми отходами и поняли, что частично решить эту проблему может каждая семья. А для этого нужно немного пофантазировать и изготовить из использованных упаковок замечательные предметы, которые могут принести пользу, украсить домашний интерьер, стать хорошим подарком для друзей и родных. В результате проведенных исследований по применению твердых отходов в быту, продлевая жизнь пластиковым бутылкам, тетрапак, консервным банкам и другому упаковочному материалу, мы сделали следующие выводы, подтвердив свою гипотезу:
5) экономический (экономить семейный бюджет, создавая своими руками необычные поделки, которые могут порадовать родных и близких);
6) эстетический (получаем удовольствие, создавая различные изделия своими руками);
7) экологический (продлевая срок использования пластиковых бутылок и другого упаковочного материала, мы не засоряем окружающую среду!)
Перейти к публикациям для педагогов
Литература
- Коноплева Н.П. «Вторая жизнь вещей»,- «Просвещение», - Москва, 2008.
- Костюченко М. «Поделки из бросового материала». Дошкольное воспитание. 2011. №10
- Морозова З. В. «Забавные поделки из подручных материалов», - Изд.: Клуб семейного досуга, 2010.
4. Нищева Н. В. "Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду" Изд.: Детство-Пресс, 2017 г.
- Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей», - Ярославль: Академия развития, 1999.