ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Хорохордина Марина Александровна

педагог-психолог

МБДОУ № 12

Россия

Мурманская область

Город Оленегорск

   «Что я знаю про конфликты»

Цель: - помочь воспитанникам научиться избегать конфликтных ситуаций в общении со сверстниками и взрослыми.

Задачи: - сформировать у воспитанников представление о понятии «конфликт», познакомить различными стилями поведения в конфликтных ситуациях;

показать возможность разрешения большинства разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления;

способствовать общению через организацию совместной деятельности.

 

Ход занятия.

  1. Объявление темы и цели занятия.

Упражнение на сплочение группы, формирование доверия  «Порядковый счет»

Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры, тот на кого посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.

Знакомство с правилами проведения занятия (запись на доске).

- Кто желает изменить что-то или добавить?

  1. Основная часть.

Вступительное слово о конфликтах, о предварительном тестировании:

«Как вы себя ведете в споре или в конфликтных ситуациях»;

«Уровень конфликтности личности».

- Когда мы слышим слово конфликт, у каждого человека возникают свои ассоциации.… Какие ассоциации возникают у вас?

Назовите ряд слов, закончив предложение «конфликт – это… (агрессия, спор, угрозы, ссора, крики и т.д.)

Бытует мнение, что конфликт – это явление нежелательное, что его следует немедленно решать. А ведь у конфликта есть две стороны негативная и позитивная.

В некоторых случаях последствия конфликта помогают выявить разнообразие точек зрения, сплочение коллектива.

Как говорил Карлсон «Конфликт – дело житейское», без конфликтов жизнь была бы скучна и однообразна. Конфликтов в нашей жизни не избежать, но мы должны научиться достойно выходить из конфликтных ситуаций.

Для того чтобы конфликт возник, нужна причина, давайте вместе подумаем, что может служить причиной конфликта? (спор, несогласие мнений, обида, зависть, плохое настроение, характер, невоспитанность, разногласия в совместной работе, недопонимание, ситуация, все люди разные, экономические проблемы).

Упражнение «передача чувств».

Участники встают в затылок друг за другом. Последний поворачивает предпоследнего и передает ему мимикой или пантомима какое-нибудь чувство (радость, гнев, печаль, удивление и т.д.)

Второй человек должен передать следующему это же чувство.

У первого спрашивают, какое чувство он получил, и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале.

Рефлексия: кому было труднее?

Вывод: люди должны понимать друг друга без слов.

Из-за недопонимания часто и возникают конфликты.

Ситуация про апельсин.

Представьте себе, что два брата на кухне нашли один апельсин.

Как они могут его поделить?

 

Выслушиваются мнения.

Одни – съели бы сами, другие уступили бы, третьи – поделили пополам, четвертые просто ничего не делали бы, зная, что брат сильнее и так заберет. А можно узнать для чего нужен апельсин – кому для сока, а кому нужна цедра.

Все это и есть различные стили поведения в конфликтных ситуациях.

В конфликтной ситуации люди сознательно или подсознательно обычно выбирают какой-то определенный стиль поведения.

Рассмотрим схему « Стили поведения в конфликтных ситуациях»

и подробнее узнаем о каждом стиле.

«Акула» – Коля А. апельсин себе

«Черепаха»– Саша Ч. не возьмет вообще

«Медвежонок» – Коля К. уступит другому (отдаст)

«Лиса» – Ира Г. разделит пополам

«Сова» – Даша (мякоть и цедра) или пополам, но подумав, обсудив.

В идеальном случае конфликт сам подсказывает нам стиль поведения.

Когда для нас важна цель, когда сохранение взаимоотношений.

История про тренера.

Очень уместна в этом случае поучительная история о европейском преподавателе восточных единоборств, который приехал в Японию, чтобы повысить свою квалификацию.

Однажды в вагон метро в Токио, в котором он ехал, ввалился здоровый пьяный детина, выкрикивающий ругательства и угрозы. Тренер решил, что это его час – он сможет проявить свое искусство и укротить хулигана. Но прежде, чем он успел это сделать, сидевший рядом старик-японец спросил пьяного, что он пил. Ругаясь, тот ответил, что пил саке. Старик улыбнулся, поцокав языком, сказал, что тоже по вечерам любит иногда вместе с женой выпить саке, а потом спросил, женат ли парень, на что тот ответил, что одинок. Спустя пару минут голова его лежала на коленях у старика, он что-то говорил, а старик, качая головой, слушал.

Для тренера это был самый главный урок единоборств. Старику не нужно было самоутверждаться или прятаться, он не поддался агрессивности пьяного человека, но смог разглядеть за ней одиночество, беспомощность, принять этого человека и помочь.

Обсуждение (рефлексия). А какой исход мог быть в другом случае?

Игра на сплочение коллектива «Путаница» (физминутка)

Цель: повысить тонус группы и сплотить коллектив.

(Под сопровождение музыкальной заставки.)

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и так же находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

III. Заключительная часть.

  1. Правила – памятки в виде цветков.

(Каждый поочерёдно берёт по одному лепестку и зачитывает правило вслух.)

« Правила поведения для конфликтных людей».

«Правила предупреждения конфликтов».

  1. Рефлексия. Мне сегодня…

Я понял….

- Спасибо всем за участие, надеюсь, после нашего занятия каждый для себя сделает правильный вывод. Вы можете быть свободны.

 

 

 

 

Приложение № 1.

 

Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Конфликт – это процесс резкого обострения противоречий и борьбы двух или более сторон в решении проблемы.

Конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Конфликт – это столкновение интересов, стремление приобрести ценности за счёт ущемления интересов других.

 

Основные структурные элементы конфликта:

Стороны конфликта – участники.

Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.

Мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, подталкивающие участников к конфликту.

 

Приложение №2 (Правила)

Правила поведения для конфликтных людей, выполнение которых помогает не провоцировать конфликты:

Не стремитесь доминировать, во что бы то ни стало.

Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.

Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.

Чаще улыбайтесь!

Традиции хороши, но до определённого предела.

Во всём нужно знать меру.

Сказать правду тоже надо уметь!

Будьте независимы, но не самонадеянны.

Не превращайте настойчивость в назойливость.

Будьте справедливы и терпимы к людям.

Не переоценивайте свои способности и возможности.

Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.

Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегу- ляции.

 

Правила предупреждения конфликтов:

Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком.

Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.

Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь встать на его место.

Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу.

Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!

 

Приложение № 3.

«Стили общения в конфликтных ситуациях»

Стиль приспособление – «МЕДВЕЖОНОК» (уступка).

Человек, так же, как и в стиле, избегание, стремится уйти от конфликта, но в этом случае он жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника.

Этот стиль можно использовать:

- когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас;

-в ситуациях, где вы не можете одержать верх;

- если в данный момент необходимо временно смягчить

ситуацию;

- если важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотноше- ния, чем отстаивать свои интересы.

Этот стиль не подходит - когда вы чувствуете, что другой

человек не оценит это.

Преимущества:

-сохраняются взаимоотношения между людьми.

Недостатки:

- нет справедливого решения;

- конфликты не решаются, накапливаются

и снова возвращаются.

Стиль сотрудничество - «СОВА»

Самый трудный стиль, но наиболее эффективный,

позволяет выбрать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение. Требует больше времени.

Стороны должны уметь объяснить свои желания, выслушать друг друга и выбрать лучшие варианты решения проблемы.

Рекомендуется использовать когда:

- решение проблемы очень важно для обеих сторон;

- у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

- у вас есть время поработать над проблемой;

- обе стороны обладают равной властью.

Преимущества:

- справедливое, окончательное разрешение конфликта.

Недостатки:

- их нет, кроме того, что «совой» быть трудно,

так как надо думать не только о себе, но и о других.

Этот стиль неприемлем для того, чья единственная цель

в конфликте «рвать от пирога» как можно больше.

 

Стиль компромисс «ЛИСА»(«стратегия взаимной уступки»)

Вы немного уступаете в своих интересах и другая

сторона делает то же самое.

Стороны озабочены и сохранением отношений,

и разрешением конфликта, но не справедливым,

а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего

и не выигрывает.

Этот стиль эффективен когда:

- вы и другой человек хотите одного и того же,

но знаете, что одновременно это для вас невыполнимо;

- нужно быстрое решение, даже временное.

Преимущества: - позволяет сохранить хорошие взаимоотношения;

- быстрое разрешение конфликта,

но не всегда справедливое.

Недостатки:

- неудовлетворённость у людей может остаться,

но гораздо в меньшей степени, чем в других стилях.

 

Стиль уклонение – «ЧЕРЕПАХА»

Человек не отстаивает свои права, а просто уходит от разрешения конфликта с целью сохранения взаимоотношений.

Этот стиль можно использовать когда:

- проблема не очень важна для вас, и вы не хотите тратить силы на её решение;

- вы находитесь в безнадёжном положении;

- вы чувствуете себя неправым;

- ваш собеседник обладает большей властью.

Преимущества:

- это «безопасный стиль в опасности», человек сам

конфликты не создаёт.

Недостатки:

- конфликт не решается и может снова возникнуть через некоторое время.

 

Стиль конкуренция – «АКУЛА»

(силовая стратегия: принуждение, борьба, соперничество)

Стремление добиться своих интересов в ущерб другому, способность на волевые решения.

Этот стиль эффективен когда:

- исход очень важен для вас;

- решение необходимо принять быстро;

- вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования.

Преимущества:

- хорош в экстремальных ситуациях;

- человек любит рисковать и берёт на себя ответственность.

Недостатки:

-конфликт не решается справедливо.

Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.