ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Максеев Ильдус Масхутович

учитель истории и обществознания

МБОУ «Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

Пермский край

Чусовской район

п.Всесвятская

Тюрьма не дом родной

(о проблемах организации обучения в местах лишения свободы)

 В нашем крае не только тысячи прекрасных городов и сёл, но и десятки мест,  где отбывают наказание тысячи людей. Кто он – сегодняшний осуждённый? Для того чтобы это понять, нужно вернуться на несколько десятилетий назад.

              В августе 1986 года меня назначили заместителем начальника учреждения ИТК – 35, тогда я не радовался этому назначению, но спустя годы, понимаю, что мне крупно в жизни  повезло и  горжусь тем, что был знаком с Личностями.

              Одними восхищался, другими поражался, а третьих просто презирал. Мне повезло, я видел, как рушился ГУЛАГ, в том смысле, в котором его назвал А.И.Солженицын – «тюрьма совести». В 1991 году мы провожали «последних узников коммунистического режима», об этом гласит мемориальная доска на стене одного из бараков. Провожая их, мы провожали целую эпоху, и мне было немного жаль её.

              Но колонии никогда не пустуют – на смену им пришли другие. За годы службы я не встретил ни одного неграмотного осуждённого: от карателя, сидевшего ещё с войны, до цыган и бомжей.  Они читали газеты, писали письма, о чём-то спорили – все были патриотами, даже каратели, отбывающие срок за измену Родине, презирали «контриков», так они называли между собой диссидентов и шпионов.

              А сегодняшний контингент? Озлобленные и безразличные ко всему люди, десятки не умеющих ни писать, ни читать, уверенные, что Александр Невский – питерский пахан, Дмитрий Донской – ростовский  смотрящий, Куликовская битва – разборка между солнцевской и курганской братвой, винящие всех и во всём, но только не себя, объясняющие своё пребывание в зоне роковой случайностью, практическим просчётом, но не самим проступком.

              Всесвятская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, где я сейчас работаю, одна из крупнейших в России школ при колонии, существует с 1962 года, сегодня здесь обучается более семисот человек. Каждый раз, приходя в класс и видя пустые и отрешённые лица, понимаю, что моя главная задача как учителя – воспитателя  - пробуждение интереса. Интереса к себе – как учителю, к истории – как предмету, к школе – как храму знаний, интереса к жизни. И если мне не удастся их заинтересовать и увлечь, и мне не помогут мои коллеги, то чёрный дракон преступного мира поглотит их, потому что у попавшего в зону один раз пропадает страх перед ней, и остановить его  может только разум.

             И главная проблема не в том, что эти люди чего-то не знают, а в том, что они не умеют и не хотят жить на свободе в правовых рамках. Проблема определяет цель, она огромна по определении – сбить волну рецидивной преступности и проста по сути: пробудить интерес к жизни на свободе.

        Цель ставит задачу:

        - научить жить на свободе;

        - подсказать, как это можно сделать;

        - указать на прежние ошибки - они должны осознать и увидеть ту первую ступень, которая привела их никуда.

 

  Главной целью любой школы, я считаю, является воспитание человека в духе толерантности, готовности жить в условиях плюрализма, а в местах лишения свободы (далее – зона) – это ещё и главная особенность, а знания, умения, навыки – вторично, потому что вреда и бед от «творчества» наших учащихся гораздо больше, чем от возможной пользы. Для получения положительного результата нужно решить две задачи:

     Первая – пробудить интерес к школе, разговорить, заинтересовать и убедить написать заявление о приеме в школу. Убедить осужденного сесть за парту в зоне – очень сложная задача и решается с большим трудом. Если на строгом режиме обучается около 10% от среднесписочной численности, то на особом – всего 7-8%. И мне как преподавателю колонии строгого режима приходится много проводить бесед о необходимости обучения. Несколько правил, рекомендуемых из  опыта работы:

         - беседу лучше проводить в карантине, пока осужденный не испорчен зоной;

         - умейте слушать, помня, что, только излив свою душу, он откроет её для  вас;

         - беседа должна быть ненавязчивой и искренней;

         - вы должны знать все: об истории колонии и школы, проблемы  сегодняшнего дня, правила внутреннего распорядка и т.д.;

         - никогда не повышайте голоса, помните, Вас специально провоцируют;

         - часто, чтоб Вас морально унизить, а свой авторитет приподнять (это же зона), некоторые осужденные задают вопросы, на которые ответа вы можете не знать. Нужно спокойно извиниться, обещав, что к следующей беседе вы дадите ответ и сразу задать несколько встречных вопросов, например:

  1. Откуда произошло название «ЗЕК» или слово «тюрьма»?
  2. Почему Екатерина II получила титул Великой, а Елизавета Петровна нет.
  3. Кто продал Аляску?

              На вопросы ответа не называйте, пригласите в школу: «Там все узнаете». Интригуя дальше, начните беседу «Об истории оружия или наград», «Об истории развития системы исполнения наказаний». Главное – пробудить интерес.

               Хороший результат в агитационной работе дают общеколонийские игры-викторины: «Своя игра», «Счастливый случай» с участием команд учеников и не учеников.

  • Вторая задача : терпеливо и с огромной любовью ежедневно учить , осужденного помня, что хотя он и преступник, но такой же ученик.

 

Заключение

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации общеобразовательное обучение является одним из основных средств исправления осужденных. Оно обеспечивает неразрывную связь с образовательной системой страны, предоставляя возможность оступившимся людям продолжить учебу после освобождения, и является важным залогом их успешной адаптаций к жизни на свободе.

В настоящее время в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России функционирует 316 вечерних (сменных) общеобразовательных школ и 547  УКП, в которых обучаются более 88,5 тысяч осужденных. Численность обучающихся за  десять лет увеличилась в 1.8 раза.

Вместе с тем в отчетном докладе ГУФСИН МЮ России отмечено, что в ряде регионов  охват  обучением  недопустимо низок. Не хватает школ, УКП, преподавателей. (Журнал «Ведомости уголовно-исполнительной системы»). указывается, что руководители ряда управлений (в т.ч. и Пермского) смирились с существующим положением и не стремятся его изменить. Для сравнения: в нашей школе охват обучением от 8 до 15%, в зависимости от режима. Но главная наша беда даже не в этом, а в том, что исправительные учреждения не воспринимают образование (школы) как обязательный компонент, необходимый для функционирования колоний, для них мы – Проблема, с которой нужно мириться. И наши ученики для них – это граждане, отбывающие срок, а не люди, которых за этот срок нужно попытаться научить жить на свободе или пробудить интерес к жизни.

Многие ответственные работники, даже руководство учреждения, недопонимают всей важности проблемы и заявляют, что школа не нужна. Для них приведу пример.

В августе этого года я проводил беседу в одном из общежитий и случайно встретился со смотрящим[1] зоны (он жил в этом отряде) и специально завел с ним разговор. Задал всего один вопрос: «Ваше отношение к школе?»

Его ответ меня поразил и удивил откровенной враждебностью. Обычно они более дипломатичны. «Школа - это зло...». На этом разговор прервался и только после этого я понял, что его заявление - это наша очередная небольшая победа над черным драконом зла, т.к. рецидивная преступность среди осужденных, окончивших школу во много раз ниже, чем у остальных.

Надеюсь, мое выступление обратит внимание на необходимость улучшения организации обучения осужденных ,к проблемам школ и поможет молодым учителям, начинающим свою педагогическую деятельность в местах лишения свободы.

 

                                                                                            Перейти к  публикациям для педагогов                                             

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.