Якимова Светлана Александровна
Музыкальный руководитель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №32 "Айболит"
Иркутская область г.Усть-Илимск
Мероприятие проходило в форме квеста в рамках дополнительного образования (вокально-хоровой кружок «Соловушка»). Детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, нужно так организовать процесс распевания (а это самая важная часть занятия в вокально-хоровом кружке), чтобы распевки пелись легко, поэтому правильно организованное мероприятие - лучшее средство педагога. Одна из таких игровых технологий - квест, которая является эффективным средством повышения активности и мотивационной готовности к исследованию у детей.
Квест-игра - это очень интересная и современная форма проведения мероприятий с детьми, она направлена на саморазвитие и самовоспитание ребёнка как личности творческой, с активной познавательной позицией.
Участники: дети группы компенсирующей направленности (заикание), музыкальный руководитель, сказочный герой.
Квест:
- по числу участников – групповой;
- по продолжительности – кратковременный;
- по содержанию – сюжетный;
- по структуре сюжетов – кольцевой.
- по форме проведения и заданий – путешествие.
Цель: активизировать познавательную активность детей в процессе работы над певческими навыками.
Задачи:
- образовательные: расширить представления о профессиях работников детского сада.
- развивающие: продолжать формировать вокально-хоровые навыки у детей с учетом их особенностей. Развивать поисковую активность.
-воспитательные: формировать навыки сотрудничества со сверстниками, способствовать развитию индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, самореализации. Создавать ситуацию успешности.
Используемые технологии:
- эффективной социализации Н.П.Гришаевой (проблемная педагогическая ситуация);
- здоровьесберегающие (приемы фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова, пальчиковая гимнастика);
- игровая (квест).
Оборудование: ширма, сундучок с картинками транспорта и ключами квеста (ложка, кукольное белье, бутафорский градусник, скрипичный ключ и ноты), маленькая колонка с флешкой, новый красивый набор карандашей.
Ход игры:
Дети заходят в музыкальный зал и слышат громкий храп. Подойдя к ширме в углу зала, видят спящего сказочного героя. Удивляются, смеются. Просто стоят рядом.
Музыкальный руководитель: Ребята, а тут кто-то спит. Как вы думаете, кто это может быть?
Дети: Это сторож, наверное, он ночь не спал, охранял садик.
Электрик, лампочки вкручивал и устал.
Музыкальный руководитель: А еще кто может быть, как думаете?
Дети: Чей-то папа, привел ребенка и решил отдохнуть.
Музыкальный руководитель: А если мы посмотрим на одежду? Так сейчас одеваются?
Дети: Нет. Это, наверное, какой-то сказочный герой.
Музыкальный руководитель: А если и герой, то какой?
Дети молчат.
Музыкальный руководитель: Как же нам узнать, кто это?
Дети: Давайте его разбудим.
Музыкальный руководитель: Как будем будить? Как мы можем разбудить незнакомого нам человека? Давайте подумаем.
Дети предлагают потрясти за плечо, сказать «Просыпайтесь» и еще несколько вариантов. Посовещавшись, решают спеть песенку-распевку.
Дети: Я проснулся, да-да-да,
В это утро как всегда
Солнце улыбается,
Глазки открываются.
Дети спели тихо. Герой не просыпается. Затем решают спеть погромче. Герой зашевелился. На последнее громкое исполнение герой просыпается. Дети с интересом смотрят на героя, он молчит.
Наконец, один и мальчиков, посмелее спрашивает: «А вы кто? Почему здесь спите?»
Кузя: Я – домовенок Кузя, я давно тут живу, и знаю, ребятишки, что вы тоже в садике ночуете. Я слышу, как вы топаете – играете, а вы меня слышите? Я тоже иногда хожу по садику, стучу то там, то тут.
Дети: Да, я вчера слышал, как кто-то стучал по батарее.
Кузя: А как стучал?
Дети: Тук-тук-тук, тук, тук, тук.
Кузя: Это я. Я тут уже давно живу, присматриваю за порядком. И у меня помощников много. Только я забыл, как они называются. Как же мне вспомнить?
Дети: У тебя же есть волшебный сундучок. Может он поможет?
Кузя: И правда. Ну-ка, давайте в него заглянем.
Звучит музыкальная шкатулка, Кузя открывает сундучок, дети с любопытством заглядывают.
Дети: Там лежит большая ложка!
Кузя: Странно, для чего она. Кто мне помогает в детском саду, у кого есть большая ложка?
Дети: На кухне ей мешают суп и кашу! Давайте сходим, отдадим.
Ну, идти это слишком просто. Давайте на чем-нибудь поедем.
Показывает детям сундучок с разных сторон с картинками транспорта и одной пустой картинкой, дети выбирают. Большинством выбран поезд.
Все паровозиком едут в сторону кухни за Кузей с выбранной картинкой сундучка, приговаривая «Чух-чух-чух», подъехав, останавливаются.
Кузя: Вот мои помощницы дорогие! Ребята, а как называется профессия эти милых дам?
Дети: Повар!
Музыкальный руководитель: Это важная профессия?
Дети: Да, если каша пригорит или суп пересолят, никто не будет есть. Нужно следить за процессом приготовления пищи и знать, что положить и за чем.
Музыкальный руководитель: А кто хотел бы быть поваром?
Все дети подняли руки.
Музыкальный руководитель: Тогда давайте нашим поварам споем песню «Варись, кашка!»
Исполняют песню, отдают ложку работникам кухни. Слышаться звуки музыкальной шкатулки, дети снова заглядывают в сундучок, видят детское белье для кукольной кроватки.
Кузя: Кто же еще, ребята, мне помогает?
Дети: Кто стирает белье, полотенца.
Музыкальный руководитель: А как называют людей этой профессии?
Дети: Прачка.
Самые оригинальные ответы были – «Стиралка», «Постирушка».
Кузя: Отправимся к ним?
Дети: Да!
Кузя: Давайте выберем, на чем.
Дети выбирают картинку с машиной. Едут, выполняя вибрацию губами. Особо активные дети еще изображают сигнал «стоп». Приезжают к прачечной, здороваются.
Музыкальный руководитель: А как вы думаете, стирать белье, это важная работа?
Дети: Да, любые вещи всегда приятно брать в руки и одевать чистыми.
Музыкальный руководитель: А кто хотел бы быть прачкой?
Две руки.
Кузя: А мы можем помочь нашим прачкам постирать белье?
Дети: Да.
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
«Стирка» (Ю. А. Фадеева)
Музыкальный руководитель: А пока одежда сохнет, давайте поблагодарим наших работников прачечной за их нелегкий труд.
Пока дети благодарят и отдают кукольное белье, слышится звук музыкальной шкатулки. Подбегают, заглядывают, видят градусник.
Кузя: Что это за помощник у меня такой?
Дети: Это доктор, медсестра.
Музыкальный руководитель: Отправляемся?
Дети выбрали самолет, но одному мальчику захотелось ехать на лошади. Было интересно наблюдать картину – все летят в медицинский кабинет, издавая звук «У-у-у» на самолете, сзади скачет одинокая лошадка со звуками «цок-цок» и «тпру-у-у».
Кузя: Вот она, моя помощница. А чем занимается медсестра?
Ставит прививки, измеряет рост и вес, дает витаминки.
Музыкальный руководитель: А это нужная профессия?
Дети: Да, если заболел – поможет вылечиться.
Кузя: А кто хотел бы быть медицинским работником?
Все подняли руки.
Музыкальный руководитель: Я знаю, что у Саши мама работает в поликлинике медсестрой. Расскажешь о своей маме?
«Я хочу быть медсестрой!» (Тамара Медведева-Дербок)
Музыкальный руководитель: Спасибо. Очень хорошее стихотворение.
Дети отдают градусник, опять слышится музыкальная шкатулка. Дети заглядывают, видят скрипичные ключ и ноты.
Дети: Это музыка!
Кузя: Значит, куда отправляемся?
Дети: В музыкальный зал!
Часть детей выбирают велосипед, едут, приговаривая «Я качу, качу, качу, и педали я кручу», другая часть – лыжи, коньки и идут в музыкальный зал, издавая звуки «Вжик-вжик» и выполняя характерные движения.
Кузя: Вот мы и вернулись в музыкальный зал.
Здесь тоже у меня помощница? Какая?
Дети: Музыкальный руководитель.
Кузя: А чем важна ее профессия?
Дети: Учит нас правильно петь, танцевать, играх на разных музыкальных инструментах.
А кто хотел бы быть музыкальным руководителем?
Все дети подняли руки. Отдали скрипичный ключ и ноты музыкальному руководителю.
Музыкальный руководитель: Спасибо, ребята, мне очень приятно, что вы цените мою работу. Но думаю, что каждый из вас, какую бы профессию не выбрал, он все равно в своей жизни, когда вырастет, будет учиться готовить еду, стирать одежду, лечиться сам и помогать своим близким. А чтобы им не было грустно – можно как Саша сегодня порадовать их стихотворением, веселой песней или танцем.
Кузя: Я тоже хочу сказать вам спасибо, что помогли мне вспомнить, ребята, моих помощников и названия их профессий.
В нашем детском саду есть и другие важные и нужные профессии. А с ними я вас познакомлю в следующий раз. В моем сундучке есть для вас подарок - волшебные карандаши, подумайте и нарисуйте, кем вы хотите быть. Я к вам перед сном зайду, расскажете мне и покажете свои рисунки.
Дети прощаются с Кузей и уходят из музыкального зала в группу.
Таким образом, в результате проведенного мероприятия дети поверили в существование сказочного героя, который тоже живет в детском саду и перестали бояться разных ночных звуков. Домовенок Кузя зашел к ним перед сном и похвалил выставку рисунков «Кем я хочу стать». Приятно было видеть, что дети все-таки нарисовали профессии работников детского сада – повара, музыкального руководителя. Остальные рисунки – космонавт, капитан, банкир, кинолог, продавец мороженого, модельер, водитель, учитель в школе тоже порадовали. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что ранняя профориентация дает возможность детям расширить интерес к разным профессиям, формирует положительное отношение не только к самому труду человека, но и воспитывает бережное отношение к результатам этого труда.