педагог-психолог
Анистратенко Екатерина Александровна
МОУ «Днестровская средняя школа №1»
республика Молдова
г.Днестровск
СОДЕРЖАНИЕ.
- Пояснительная записка………………………………………………………3
- Календарно-тематический план проектной деятельности учащихся..10
- Список литературных источников………………….................................13
- Пояснительная записка
Актуальность курса.
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.
Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.
Именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у обучающихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в
них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества.
В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (проектной деятельности) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более
широком спектре.
Разнообразие тем проектов позволяет сформировать как предметные, так и метапредметные универсальные учебные действия. А вся работа над проектом
формирует регулятивные умения.
Цели рабочей программы: повысить уровень культуры проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Задачи программы:
- проанализировать вместе с учащимися литературные источники по теме исследования;
- подобрать валидные методики для исследования;
- провести вместе с учащимися опросы, анкетирования;
- научить участников проекта обрабатывать результаты исследования;
- научить участников проекта обобщать полученную информацию и делать выводы;
- измерить динамику уровня культуры проектно-исследовательской деятельности учащихся до и после участия в проекте.
Общая характеристика
В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение Стандартом придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование
деятельности психологом и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны
быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
В проектной деятельности складывается ситуация, в которой школьники сами ставят цели проектирования. Проектирование - это обязательно практическая деятельность, в которой новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства.
Проект - весь путь от идеи до получения продукта.
Особенности проектной деятельности:
1) цели и задачи деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на
создание продукта, имеющего значимость для других;
2) особенностью проекта является анализ конкретной ситуации, относительно которой он реализуется.
3) проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
4) организация проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Критерии оценки проектной деятельности:
- Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической
направленности, значимости выполняемой работы.
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.
- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.
- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления
проекта.
- Качество оформления.
-Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.
- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.
- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.
- Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
Основным критерием оценки проектной деятельности выступают динамика уровня культуры проектно-исследовательской деятельности, которая измеряется в начале и в конце учебного года анкетой Поливановой (приложение 1).
Об эффективности программы можно судить по результатам, изложенным в приложении 2.
Этапы работы над проектом:
- предпроект;
- этап планирования работы над проектом;
- аналитический этап;
- этап обобщения;
- презентация полученных результатов.
Предпроект — это обмен знаниями по теме, интересами; высказывания пожеланий, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проекта для группы учащихся; формулирование тем для работы подгрупп.
Основная цель этапа планирования — получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.
Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулирование наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход проекта.
В ходе планирования педагог лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.
Именно на этом этапе определяются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования: Как работать с книгами и журналами? Как правильно оформлять текст? Как проводить анкетирование и тестирование? и.т.д.
Аналитический этап: исследовательская работа учащихся и самостоятельное получение новых знаний; уточнение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенными консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информации, Интернета.
Следует отметить, что основной задачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащимися исследования, самостоятельное получение и анализ информации. Педагог-психолог при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников. В его задачу также входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и помощь в обобщении промежуточных результатов для подведения итогов в конце этапа.
Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются занятия, связанные с ознакомлением учащихся с алгоритмами специальных способов работы с информацией, таких, как проведение анкетирования, социологического опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Интернете. Необходимым является также проведение библиотечного занятия. Основной его целью является знакомство учащихся с каталожной системой библиотеки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы.
Одно из занятий аналитического этапа должно быть посвящено обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию. По окончании занятия участники проектной группы получают задание: написать сложный план своего будущего проекта и составить список используемой литературы и других источников информации.
Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конференций, видеофильмов, спектаклей, стенгазет, журналов, презентации в Интернете и т.д.).
Задача педагога-психолога на этом этапе — предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов проекта; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику.
По окончании работы над проектом учащиеся подводят итоги и отвечают на следующие вопросы: Выполнил ли я, то, что задумал? Что было сделано хорошо? Что было сделано плохо? Что было выполнить легко, в чем я испытывал трудности? Кто мог бы сказать спасибо мне за этот проект? Ответы на все эти вопросы помогают
ребятам подготовиться к презентации своего проекта во время проектной недели и
достойно выступить перед экспертным советом.
Презентация полученных результатов: осмысление полученных данных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совместная презентация участниками результатов работы надо проектом; совместная презентация результатов на различных конкурсах проектов.
Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презентации в той форме, которую выбрали участники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навыков представления итогов своей деятельности.
Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызывают новые вопросы и побуждают учащихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, допущенные в ходе работы над проектом. Задача педагога — объяснить участникам проектной группы основные правила ведения дискуссии и делового общения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на решение проблемы.
Таким образом, метод проектов основывается на принципе “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе него лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в
возможности:
- повышение мотивации в получении дополнительных знаний;
- изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
- рефлексии и интерпретации результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и
самоорганизации.
Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности. Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Структура проектной деятельности:
- Ориентация на получение конкретного результата.
- Предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени конкретизации.
- Относительно жесткая фиксация срока достижения результата.
- Предварительно планирование действий по достижению результата.
- Программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий, обеспечивающих достижение общего результата проекта.
- Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией.
- Получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный этап.
- Организационный этап.
2.1. Планирование деятельности.
2.2. Выполнение проекта.
- Этап представления готового продукта.
- Этап оценки процесса и результатов работы.
Организация работы над проектом.
Для организации групповой работы класс делится на группы по 5 - 7 человек.
Задание даётся всей группе, а не отдельному ученику.
Цели организации работы в группе:
- Создание учебной мотивации;
- Пробуждение в учениках познавательного интереса;
- Развитие стремления к успеху и одобрению;
- Снятие неуверенности в себе, боязни сделать ошибку и получить за это
порицание;
- Развитие способности к самостоятельной оценке своей работы;
- Формирование умения общаться и взаимодействовать с другими
обучающимися.
Совместная учебная деятельность характеризуется умением каждого из участников ставить цели совместной работы, определять способы совместного выполнения заданий и средства контроля, перестраивать свою деятельность в зависимости от изменившихся условий её совместного осуществления, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников.
Итогами проектной деятельности следует считать личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Деятельность психолога на занятии предполагает организацию совместного действия детей как внутри одной группы, так и между группами: психолог направляет обучающихся на совместное выполнение задания. Во время работы обучающихся в группах учитель может занимать следующие позиции — руководителя, быть экспертом, отслеживающим и оценивающим ход и результаты групповой работы, наблюдателем за работой группы.
Рабочая программа включает три раздела:
- Основные понятия. (1 час)
- Подготовка к выполнению проекта. (14 часов)
- Практическая часть. (19 часов)
Описание места предмета в учебном плане.
Рабочая программа по проектной деятельности рассчитана на 34 учебных часа
(1час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Учащиеся научатся:
Предметным УУД:
владеть основными понятиями курса.
Личностным УУД:
- Свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
- Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в
будущем в общественной и государственной жизни;
- Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных
сторон жизни общества;
- Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
- Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
- Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования.
Метапредметным УУД:
- планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели,
методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- выявлять и формулировать проблему;
- планировать этапы выполнения работ;
- выбирать средства реализации замысла;
- работать с разными источниками информации;
- обрабатывать информацию;
- структурировать материал;
- контролировать ход и результаты выполнения проекта;
- представлять результаты выполненного проекта;
- выдвигать гипотезу;
- находить доказательства;
- формулировать вытекающие из исследования выводы;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые
средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других
участников;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;
- самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности,
осваивать новые языковые средства;
- формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
Настоящая программа по проектной деятельности для 9-11 класса создана в соответствии с Концепцией государственных образовательных стандартов общего образования ПМР.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Ред. И. А. Сафронова. – М.: Просвещение, 2011 (работаем по новым стандартам)
- Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н Поливанова.–2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-192с. – (работаем по новым стандартам).
- Компьютер
- Проектор
- Канцтовары, ватман
- Экран
- Принтер
- Календарно-тематическое планирование проектной деятельности учащихся.
№ |
Тема занятия |
Форма занятия |
Основное содержание |
1 |
«Что я знаю о проектной деятельности?»
История проектирования. Проекты в современном мире. |
Анкетирование
Лекция |
Анкета определения уровня культуры проектно-исследовательской деятельности. Проекты, как вид деятельности. История становления метода проектов. Проектные технологии в образовании. Проектная деятельность. Основные понятия. Деятельность, проект, гипотеза, доказательства, проблема, цель, планирование, рефлексия, самооценка, информация. |
2 |
Учимся сотрудничеству |
Лекция, беседа. |
Формирование проектных групп. Распределение обязанностей между членами группы. |
3 |
Основные правила делового общения и ведения дискуссий. |
Лекция, беседа. |
Деловое общение, закономерности эффективных коммуникаций. Деловая беседа, стратегии ведения. Предъявление собственной позиции и понимание позиции партнеров. Правила и навыки аргументации. Приемы и процедура убеждения. |
4 |
Учимся определять проблему. Помощь в постановке проблемы. |
Лекция, беседа. |
Постановка проблемы. |
5 |
От проблемы к цели. |
Лекция, беседа. |
Определение целей проекта. |
6-7 |
Планирование. Лист планирования и продвижения по заданию. |
Лекция, беседа. Мозговой штурм. |
Планирование деятельности. |
8 |
Работа со справочной литературой. |
Лекция. Беседа. |
Ориентиры в информационном поле. Рекомендации по подбору литературы. |
9 |
Способы первичной обработки информации. |
Ярмарка идей. |
Ориентиры в информационном поле.
|
10 |
Поиск информации в интернете |
Лекция. Беседа. |
Ориентиры в информационном поле.
|
11 |
Гипотеза и доказательства |
Лекция. Беседа. |
Формирование ресурсов для успешного осуществления проекта. |
12-15 |
Составление теоретической части исследовательской работы |
Проектная деятельность |
Работа с информацией. Правка работы психологом. |
16 |
Основы риторики. Публичное выступление |
Лекция. Беседа. |
Способы воздействия на аудиторию. |
17 |
Презентация проекта. |
Семинар. |
Требования к представлению результатов. Рекомендации по выбору индивидуального стиля представления результатов проекта. |
18 |
Самооценка |
Беседа |
Методика Жабицкой «Уровень самооценки». |
19 |
Анкетирование по теме исследования |
Проектная деятельность |
Участники проекта под руководством психолога анкетируют учащихся. |
20 |
Опрос населения |
Проектная деятельность |
Участники проекта под руководством психолога опрашивают население на улицах города. |
21 |
Анкетирование по теме исследования. |
Проектная деятельность |
Участники проекта под руководством психолога анкетируют учащихся. |
22-24 |
Обработка полученных результатов |
Проектная деятельность |
Знакомство с методами подсчета. Знакомство с методом Контент-анализа. |
25-30 |
Составление практической части исследовательской работы |
Проектная деятельность |
Работа с информацией. Правка работы психологом. |
31-32 |
Составление презентации исследовательской работы |
Проектная деятельность |
Работа с информацией. Правка работы психологом. |
33 |
Защита проекта |
Круглый стол |
Анализ результатов работы. Неосуществленные идеи. |
34 |
«Что я знаю о проектной деятельности?» |
Анкетирование учащихся |
Анкета определения уровня культуры проектно-исследовательской деятельности. |
Список литературных источников.
Перейти к публикациям для педагогов
- Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
- Концепция государственных образовательных стандартов Приднестроской Молдавской Республики – Тирасполь, 2012г.
- Новые педагогические и информационные технологий в системе образования / под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
- Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников - М.: Просвещение, 2001 – 192 с.
- Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999.
- - Электронный журнал «Школьный психолог» - М.: Первое сентября.