выполнила:
Воспитатель
Некрасова Анастасия Алексеевна
МКОУ «Начальная школа- детский сад №33 г.Юрга»
Кемеровская область – Кузбасс, г. Юрга
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»
Цель: ознакомление детей с художественными промыслами.
Задачи:
- Дать детям представления о богородской, майдановской, филимоновской, дымковской игрушках.
- Познакомить с историей возникновения названия дымковской игрушки.
- Формировать представления о дымковской росписи.
- Вызвать у детей желание самостоятельно расписывать дымковскую игрушку.
- Активизировать словарь: дымковские мастера, роспись; село Дымково, художественные промыслы. Упражнять в словообразовании ((глина – глиняный, дерево – деревянный…)
- Воспитывать эстетические чувства.
Оборудование:
- Неваляшка и книжки с иллюстрациями (с народными игрушками).
- На столе под тканью игрушки русских мастеров (Дымковская, Богородска, Майданская, Филимоновская, современная…), из разных материалов.
- Трафареты – кони, изо. принадлежности (на каждого ребенка), для рисования;
- Песня: «Золотая ярмарка», «Мелодия весны», «Мы матрешки».
- Иллюстрации Майданской игрушки, Богородской, Дымковской, Филимоновской.
- Иллюстрация с элементами дымковской росписи.
Ход
Водная часть:
- Ребята, слышите? Кто-то постучал к нам в дверь! Пойду, посмотрю. Это Неваляшка. Она принесла нам книжки, которые без дела лежали и пылились у нее дома. Неваляшке одной не интересно их смотреть. Давайте рассмотрим их вместе с ней. Из этих книжек мы узнаем много интересного об игрушках, которые сделали своими руками русские мастера.
Основная часть:
- Вы, конечно, знаете, что игрушки делают на специальных заводах и фабриках. Но, оказывается, есть деревни и села, где их тоже делают, и это называется – художественные промыслы. Игрушки, которые делают русские мастера, продают на рынках, в магазинах, в специальных сувенирных отделах. Их покупают не только детям, но и для украшения квартир.
Рассмотреть иллюстрации Майданской игрушки (книга «Село игрушек» А. Рогов)
Рассмотреть иллюстрации Богородской игрушки (книга «Богородская игрушка» А. Тимофеевский)
Рассмотреть иллюстрации Филимоновской игрушки (книга «Выбирай коня любого» )
Рассмотреть иллюстрации «Дымковская игрушка»
Вот еще игрушки, не простые, а волшебно расписные.
Белоснежны, как березки: кружочки, клеточки, полоски –
Просто, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
- Это, ребята, дымковские игрушки. У них есть своя история, и я вам ее расскажу?
- Но сначала давайте передохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Мы матрешки»
Рассказ воспитателя:
Начали делать дымковские игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. Поэтому их так и назвали - дымковские. А делали их дымковские мастера.
Дымковские мастера были разные, у каждого свое дело. Одни, лепили из глины игрушки своими руками, другие обжигали их в печи, для того, чтобы глина схватилась и была прочной, а третьи наносили узоры, по которым можно отличить дымковскую игрушку от других игрушек.
- Из чего лепили дымковские игрушки? (из глины)
- Какие дымковские игрушки вы видите на картинке (водоноска, девушка, конь, индюк, олень, баран…)
- Давайте лучше рассмотрим их.
- Какие краски используют мастера, чтобы раскрасить игрушку?
(красную, синюю, голубую, зеленую, оранжевую, желтую, черную).
- Да, краски эти яркие, праздничные.
- Какие элементы дымковской росписи вы можете мне назвать
(кружки, точки, колечки, волнистые линии, клетки, полоски).
Рассмотреть водоноску
- У этой куклы необычное название – водоноска. Как вы думаете, почему ее так назвали? (она несет ведра).
- Какое настроение создают все эти игрушки? (веселое, радостное).
- Давайте с вами отправимся на ярморку народной игрушки и помотрим, какие игрушки там можно купить.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Танец Ярмарка»
Рассмотреть объемную книжку «Хоровод»
Рассмотреть игрушки на выставке
Словесная игра «Из чего сделана игрушка – какая она?»
- Отгадайте, какую игрушку я хочу купить?
Очень стройный и красивый,
С челкой и пушистой гривой.
Может плавать и скакать,
Ест овес, умеет ржать.
Прыгнет в воду и в огонь
Верный человеку… (конь)
- Опишите Наваляшке, какие игрушки хотите купить вы, а она будет отгадывать?
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СНЯТИЯ ГЛАЗНОГО НАПРЯЖЕНИЯ «Скачут кони»
Поскакали кони влево.
Поскакали вверх и вниз,
И по кругу прошлись.
А теперь пора им спать,
Будут кони отдыхать.
- Закройте глаза и по моему хлопку откройте глаза, поморгайте и посмотрите на Неваляшку.
Практическая часть:
- Ребята, это не обычная ярмарка, на ней вы можете сами заняться художественным промыслом, раскрасить дымковскую игрушку.
- Присаживайтесь за столы, наши глазки устали, давайте они отдохнут, возьмите коней, Я буду произносить слова, а вы выполнять движения конями в соответствии со словами и следить за ними только глазами.
Поскакали кони вправо,
Роспись «Дымковский конь»
- Раскрасьте коней дымковскими узорами, которые вам больше всего понравились.
Заключительная часть
- Кто к нам сегодня приходил в гости? (Неваляшка)
- Что она принесла? (книги с разными народными игрушками)
- О чем мы сегодня говорили? (о народных игрушках)
- Какие игрушки вы запомнили? (ответы детей)
- Где, где делают дымковские игрушки? (дымковские игрушки делают в селе Дымково)
- А кто делает дымковские игрушки? (дымковские игрушки делают дымковские мастера)
- Спасибо вам, ребята, что рассмотрели со мной книжки и побывали на ярмарке народной игрушки. С вами я узнала много интересного. Поспешу рассказать о этом своим друзьям! До свидания!
- Перейти к публикациям для педагогов