Паршукова Татьяна Борисовна
г. Сыктывкар, ФГБОУ ВО
«СГУ им. Питирима Сорокина»
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №35 с УИОП»
Аннотация: В статье представлен опыт организации решения проектной задачи с обучающимися в 4 классе
Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, проектная задача, младший школьник.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения РФ перешли на новый ФГОС НОО. Все прекрасно понимают, что с появлением нового стандарта появились и новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и научить учиться [1].
Все знают, как отследить и оценить предметные результаты, но для личностных и метапредметных УУД нет чётких критериев.
В этом может помочь организация проектной деятельности и решение проектных задач с младшими школьниками.
Дети учатся работать в группе, распределяют в ней роли, определяют основную цель и стратегию выполнения проектной задачи, составляют план, принимают совместные решения, анализируют и оценивают результаты своей деятельности. Это способствует их творческому развитию, становлению учебной самостоятельности [2].
Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Фактически проектная задача задаёт общий способ проектирования с целью получения нового (до этого неизвестного) результата.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Проектные задачи могут быть предметными и межпредметными, одновозрастными и разновозрастными. В любом случае главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт» [1].
В 1–3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Основной метод – встроенное наблюдение. У эксперта-наблюдателя есть карта наблюдения, которая нужна для анализа. В роли экспертов можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников. Обязательно должно присутствовать публичное выступление экспертов, в которых отмечаются как положительные, так и отрицательные примеры работ групп школьников над проектной задачей.
В 4 классе ситуация с проектными задачами меняется. Здесь основной педагогической целью становится выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию. Способы учебного сотрудничества, приобретённые за три года обучения в школе, становятся средством для эффективного решения проектной задачи [1].
Опишем содержание проектной задачи «Путешествие по России», которая проводилась с целью оценки качества усвоения обучающимся содержания курса математики по итогам первой четверти в 4 классе.
У каждой группы было следующее оборудование: телефон с доступом в интернет, инструкция, таблица для расчета расхода бензина, таблица для расчета стоимости питания, прейскурант цен в кафе, таблица – смета для заполнения и лист самоанализа.
Каждой группе необходимо было рассчитать время и стоимость путешествия на автомобиле для семьи из трех человек из Сыктывкара на 5 дней: на озеро Байкал, в город Иркутск; в город Санкт – Петербург; в город Сочи; в город Киров; в Москву.
До начала работы был проговорен с детьми весь алгоритм решения проектной задачи. И по инструкции, которая была у каждой группы, они приступила к работе.
Первую таблицу в работе учащиеся заполнили довольно быстро. Найти расстояние до нужного им города не составило труда. Им оставалось только рассчитать количество литров и вычислить стоимость всего бензина.
С расчетом стоимости питания уже у нескольких групп возникли трудности. Дети забыли, что у них есть семья из трех человек, и они стали считать на себя, т.е. на четыре или пять человек.
Также, выбор блюд занял много времени. Одна из групп забыла цель всей работы и зациклилась именно на разнообразии блюд.
Работа над решением проектной задачи «Путешествие по России» оказалась очень интересной и продуктивной. Учащиеся с удовольствием работали над ней. В ходе ее решения были выявлены небольшие пробелы в знаниях. Некоторые ребята забыли, что им необходимо еще вернуться домой.
В целом, на работу ушло два урока. С небольшими корректировками, абсолютно каждая группа справилась со своим заданием.
Перейти к публикациям для педагогов
Источники и литература (только на языке оригинала):
- Касымова Е.А. Проектная задача как инструмент оценивания уровня сформированности метапредметных и личностных результатов у младших школьников [Электронный ресурс]// Открытый урок. Первое сентября: – URL: http://urok.1sept.ru/статьи/ 642045 (дата обращения 11.11.2019)
- Улитко В.В., Федоскина О.В. Учимся решать проектные задачи. 4 класс: Рабочая тетрадь. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2019. – 48 с.