ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Паршукова Татьяна Борисовна

Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №35

 с углубленным изучением отдельных предметов, г.Сыктывкар

 

Аннотация: В статье представлен анализ УМК «Школа России» с точки зрения его направленности на формирование исследовательских умений  младших школьников в процессе проектной деятельности

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, Школа России, русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, младший школьник.

 

Актуальной и новой задачей, по требованиям ФГОС, становится обеспечение развития исследовательских умений вместе с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. УУД обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Формирование исследовательских навыков в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов, в том числе благодаря проектной деятельности [2].

Темы детских проектных работ отыскиваются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

При работе над проектом учителю надо иметь в виду, что пока  школьники не способны к продолжительной самостоятельной работе без участия взрослых. Поэтому очень важно привлечь родителей к сотрудничеству.

Учебники, печатные тетради, дидактический материал и другие пособия, по которым работают учителя начальных классов, отвечают требованиям нового стандарта. Речь идёт об УМК «Школа России». 

Во-первых, весь курс является интеграционным. Это даёт возможность обучить школьников различным областям науки и искусства. У детей есть возможность познакомиться с материалом в интеграции с другими предметами, поэтому учебный материал более интересен для их понимания.

Во-вторых, в представленном УМК заложен учебный материал, помогающий выходу на проектную работу. На страничках учебника располагается материал для умения исследовать, наблюдать, проектировать. С первого класса школьники учатся делать творческие и исследовательские проекты.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности школьников раскрывает определённые возможности для исследовательской работы. Например, на уроках литературного чтения (таблица 1) с 1 класса могут выполняться творческие проекты. Весь материал, необходимый для работы представлен в учебнике и в специальной рабочей тетради на печатной основе.

Таблица 1

Проекты, предусмотренные в предмете «Литературное чтение»

 

Исследовательская направленность

Творческая

Направленность

1 класс

 

«Азбука загадок»

«Город букв»

2 класс

«Великая Победа в истории моей семьи»

«Школьная библиотека»

3 класс

 

«Сочиняем волшебную сказку»

«Времена года. Вечер поэзии»

4 класс

«Календарь событий недели»

«Россия- Родина моя»

 

Литературное чтение обеспечивает развитие эстетического восприятия, освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений

На уроке русского языка (таблица 2) в большей степени формируются коммуникативные, познавательные и регулятивные действия. Происходит формирование логических УУД: анализа, моделирования, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил.

 

Таблица 2

Проекты, предусмотренные в предмете «Русский язык»

 

Исследовательская направленность

Творческая

направленность

1 класс

«Раз словечко, два словечко»

«Книга скороговорок»

2 класс

 

«И в шутку и в серьез»

«Рифма»

3 класс

«Рассказ о слове»

«Тайна имени»

 

4 класс

«Пословицы и поговорки»

«Говорите правильно!»

 

Математика (таблица 3) является основой развития у учащихся исследовательских действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач

.

Таблица 3

Проекты, предусмотренные в предмете «Математика»

 

Исследовательская направленность

Творческая

направленность

1 класс

«Математика вокруг нас»

«Цветники: узоры и орнаменты»

2 класс

«Старинные меры длины»

«Оригами»

3 класс

«Таблица умножения»

«Математические сказки»

4 класс

«Математический справочник «Наш город»»

«Сборник математических задач и заданий»

 

На уроках окружающего мира есть возможность выполнить как проекты исследовательской направленности, так и творческой. При этом, в первом классе представлены только творческие, потому что для первоклашек это по силам. А для четвертого класса уклон делается именно на исследование чего-либо.

Таблица 4

Проекты, предусмотренные в предмете «Окружающий мир»

 

Исследовательская направленность

Творческая

Направленность

1 класс

 

«Мои домашние питомцы»

«Мой класс»

2 класс

«Профессии»

«Вторая жизнь вещей»

3 класс

«Музей путешествий»

«Школа кулинаров»

4 класс

«Как учились в начальной школе наши мамы, папы, бабушки и дедушки»

«Как появляются профессии»

 

 

Авторы предлагают, что в первом классе лучше начинать работу с мини-проектов, небольших проектных задач, которые возможно реализовать в рамках одного урока.

Во втором же классе можно поработать и над краткосрочным проектом (1-2 недели). Например, можно предложить тему проекта «Старинные меры длины». Результатом работы могут стать объёмные папки с самым разным материалом, который потом можно использовать на протяжении всего учебного года[1].

Продуктивная проектно-учебная деятельность возможна со второго класса. У учащихся этого возраста уже сформирован ряд коммуникативных умений и обобщенность умственных действий. Дети уже могут оценить свою деятельность.

Более того, работа над проектами поможет сплотить детский коллектив, привлечет родителей к совместной деятельности с детьми, что поможет сплочению семьи.

Таким образом, проанализировав ООП НОО и УМК «Школа России», мы пришли к выводу, что созданы все условия для формирования исследовательских умений через проектную деятельность.

 Перейти к  публикациям для педагогов

Источники и литература (только на языке оригинала):

  1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников : рекомендации, проекты / авт. -сост. В. Ф. Феоктистова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 142 с. : ил.
  2. Казанцева И.В. Создаю проект: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: 1-4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ И.В. Казанцева. – М.: Просвещение: УчЛит, 2017. – 90 с.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.