Паршукова Татьяна Борисовна
Учитель начальных классов МАОУ «СОШ №35
с углубленным изучением отдельных предметов, г.Сыктывкар
Аннотация: В статье представлен анализ УМК «Школа России» с точки зрения его направленности на формирование исследовательских умений младших школьников в процессе проектной деятельности
Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, Школа России, русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение, младший школьник.
Актуальной и новой задачей, по требованиям ФГОС, становится обеспечение развития исследовательских умений вместе с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. УУД обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Формирование исследовательских навыков в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов, в том числе благодаря проектной деятельности [2].
Темы детских проектных работ отыскиваются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
При работе над проектом учителю надо иметь в виду, что пока школьники не способны к продолжительной самостоятельной работе без участия взрослых. Поэтому очень важно привлечь родителей к сотрудничеству.
Учебники, печатные тетради, дидактический материал и другие пособия, по которым работают учителя начальных классов, отвечают требованиям нового стандарта. Речь идёт об УМК «Школа России».
Во-первых, весь курс является интеграционным. Это даёт возможность обучить школьников различным областям науки и искусства. У детей есть возможность познакомиться с материалом в интеграции с другими предметами, поэтому учебный материал более интересен для их понимания.
Во-вторых, в представленном УМК заложен учебный материал, помогающий выходу на проектную работу. На страничках учебника располагается материал для умения исследовать, наблюдать, проектировать. С первого класса школьники учатся делать творческие и исследовательские проекты.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности школьников раскрывает определённые возможности для исследовательской работы. Например, на уроках литературного чтения (таблица 1) с 1 класса могут выполняться творческие проекты. Весь материал, необходимый для работы представлен в учебнике и в специальной рабочей тетради на печатной основе.
Таблица 1
Проекты, предусмотренные в предмете «Литературное чтение»
|
Исследовательская направленность |
Творческая Направленность |
1 класс |
|
«Азбука загадок» «Город букв» |
2 класс |
«Великая Победа в истории моей семьи» |
«Школьная библиотека» |
3 класс |
|
«Сочиняем волшебную сказку» «Времена года. Вечер поэзии» |
4 класс |
«Календарь событий недели» |
«Россия- Родина моя» |
Литературное чтение обеспечивает развитие эстетического восприятия, освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений
На уроке русского языка (таблица 2) в большей степени формируются коммуникативные, познавательные и регулятивные действия. Происходит формирование логических УУД: анализа, моделирования, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил.
Таблица 2
Проекты, предусмотренные в предмете «Русский язык»
|
Исследовательская направленность |
Творческая направленность |
1 класс |
«Раз словечко, два словечко» |
«Книга скороговорок» |
2 класс |
|
«И в шутку и в серьез» «Рифма» |
3 класс |
«Рассказ о слове» «Тайна имени» |
|
4 класс |
«Пословицы и поговорки» |
«Говорите правильно!» |
Математика (таблица 3) является основой развития у учащихся исследовательских действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач
.
Таблица 3
Проекты, предусмотренные в предмете «Математика»
|
Исследовательская направленность |
Творческая направленность |
1 класс |
«Математика вокруг нас» |
«Цветники: узоры и орнаменты» |
2 класс |
«Старинные меры длины» |
«Оригами» |
3 класс |
«Таблица умножения» |
«Математические сказки» |
4 класс |
«Математический справочник «Наш город»» |
«Сборник математических задач и заданий» |
На уроках окружающего мира есть возможность выполнить как проекты исследовательской направленности, так и творческой. При этом, в первом классе представлены только творческие, потому что для первоклашек это по силам. А для четвертого класса уклон делается именно на исследование чего-либо.
Таблица 4
Проекты, предусмотренные в предмете «Окружающий мир»
|
Исследовательская направленность |
Творческая Направленность |
1 класс |
|
«Мои домашние питомцы» «Мой класс» |
2 класс |
«Профессии» |
«Вторая жизнь вещей» |
3 класс |
«Музей путешествий» |
«Школа кулинаров» |
4 класс |
«Как учились в начальной школе наши мамы, папы, бабушки и дедушки» «Как появляются профессии» |
|
Авторы предлагают, что в первом классе лучше начинать работу с мини-проектов, небольших проектных задач, которые возможно реализовать в рамках одного урока.
Во втором же классе можно поработать и над краткосрочным проектом (1-2 недели). Например, можно предложить тему проекта «Старинные меры длины». Результатом работы могут стать объёмные папки с самым разным материалом, который потом можно использовать на протяжении всего учебного года[1].
Продуктивная проектно-учебная деятельность возможна со второго класса. У учащихся этого возраста уже сформирован ряд коммуникативных умений и обобщенность умственных действий. Дети уже могут оценить свою деятельность.
Более того, работа над проектами поможет сплотить детский коллектив, привлечет родителей к совместной деятельности с детьми, что поможет сплочению семьи.
Таким образом, проанализировав ООП НОО и УМК «Школа России», мы пришли к выводу, что созданы все условия для формирования исследовательских умений через проектную деятельность.
Перейти к публикациям для педагогов
Источники и литература (только на языке оригинала):
- Исследовательская и проектная деятельность младших школьников : рекомендации, проекты / авт. -сост. В. Ф. Феоктистова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 142 с. : ил.
- Казанцева И.В. Создаю проект: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир: 1-4 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ И.В. Казанцева. – М.: Просвещение: УчЛит, 2017. – 90 с.