Батыршина Резида Ришатовна
педагог-психолог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа им. И.Ф. Пермякова с. Полноват»
Тюменская область
Ханты-мансийский автономный округ-Югра
Белоярский район
село Полноват
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района
«Средняя общеобразовательная школа им. И.Ф. Пермякова с. Полноват»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета
Протокол № 1 от «31» августа 2019 г.
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора __________/_________________ / ФИО «31» августа 2019 г.
|
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от «31» августа 2019г.
|
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № от «31» августа 2019 г.
Директор _____________/ / ФИО
|
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)
ДЛЯ ВОСПИТАННИКА С ОГРАНИЧЕСННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ)
ФИО
Срок реализации программы – 1 год.
Разработана
педагогом-психологом
20__-20__ учебный год
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с ТМНР (интеллектуальной недостаточностью) в возрасте 6 лет.
Программа разработана в соответствии:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; (Принят 10.07.1992 года N 3266-1 в ред. От 27.12.2009 N 374-ФЗ);
- Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155);\
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»).
При отборе содержания данной программы руководствовались рекомендациями следующих программ:
- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: «СОЮЗ», 2003. — 320 с;
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта - М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
- Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик». /Н.Ю.Куражева, Н.В.Варяева и др.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012
- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова.
В Программе представлено содержание коррекционно-развивающего процесса по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
В содержание индивидуальной программы включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития ребенка и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие специалистов, и родителей (законных представителей).
Срок реализации индивидуальной программы: 1 год
Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка.
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О ребенка |
|
Дата рождения |
|
Место жительства |
|
Сведения о семье
|
Мать – Отец – |
Группа здоровья |
V |
Заключение ПМПК |
Ребенок-инвалид с ограниченными возможностями здоровья, с тяжелыми множественными нарушениями развития. |
Рекомендации ПМПК |
|
Характеристика ребенка
Продуктивному контакту ребенок недоступен, речи нет, в собственной личности не ориентирована, на собственное имя не реагирует. Не учитывает присутствие взрослого, не стремится контактировать, не вслушивается в вопросы, на сообщения не реагирует. Использует жесты, сообщающие о её нуждах: тянется к предмету, чтобы его дали, может кинуть ненужный предмет. Жесты, направленные на привлечение внимания, не использует. Жестикуляция в целях общения отсутствует. Самоконтроль не развит. Поведение девочки непроизвольное, зависящее от внешних предметов и стимулов. Желание понравиться взрослому, заслужить его одобрение отсутствует.
Внимание: Уровень активного внимания крайне низкий. Взгляд на педагоге фиксирует крайне редко, ответные эмоциональные реакции в ответ на проявления внимания со стороны взрослого демонстрирует отказом. Реакция при попытках привлечения внимания девочки к нужному предмету часто отсутствует. В таких случаях внимание крайне избирательно и очень кратковременно. Даже если внимание привлечено, оно плохо фокусируется, слабо сосредотачивается, легко рассеивается. Произвольное переключение затруднено.
Память: Запоминание непроизвольное, механическое, преимущественно зрительное. Запоминается тот материал, который включен в активную деятельность, вызывает яркие, положительные эмоции. Смысловое запоминание недоступно. Произвольное запоминание и припоминание не сформированы.
Мышление: Привлечь ребёнка непосредственно к выполнению действий с игрушками, к предлагаемым заданиям очень трудно. Девочка отвлекается на яркие игрушки (пересыпает фрукты из машинки в корзину и обратно, сажает мягкие игрушки в машину, катает их). Результаты своих действий с игрушками не демонстрирует, творческая игра отсутствует. Свои действия с игрушками сопровождает звуками. На жесты педагога: «Дай», «Вот он», «На» не реагирует, поэтому бывает сложно определить, понимает их девочка или нет. Ведущая рука правая.
Выводы: деятельность импульсивная (действует не размышляя). Навыки самообслуживания не сформированы соответственно возрастной норме. Присутствуют фразы - эхолалии (повторение чужих фраз, в основном, не понимая смысла). Эмоциональная активность высокая, наблюдается конфликтность, нетерпимость. При работе проявляет неусидчивость, отвлекаемость. Внимание и память носят непроизвольный характер (низкая форма внимания и памяти). Волевая регуляция деятельности не сформирована (отсутствие последовательности действий и их осмысление). Причинно-следственные связи не устанавливает (когда одно действие помогает развить другое действие). Мышление конкретное (действия здесь и сейчас в данный период времени). Характерно выражена недостаточная сформированность практически всех психических процессов и функций, определяющих психическое развитие ребенка.
Цели и задачи программы.
Основная цель программы: обеспечение коррекции нарушений у ребенка, оказание ему квалифицированной помощи с учетом возрастных особенностей и особых индивидуальных потребностей.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
- создать условия для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в целях обогащения его социального опыта;
- осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психофизическом развитии ребенка (формирование и коррекция высших психологических функций в процессе коррекционно-развивающих занятий);
- формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- включить родителей ребенка (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семьи.
Индивидуальный план сопровождения
Специалисты |
Форма взаимодействия |
Периодичность |
Учитель-логопед
|
- диагностика речевого развития; - индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; - консультации для родителей; - консультации для педагогов. |
- 3 раза в год; - 57 занятий, 2 раза в неделю, по 20 мин;
-1 раз в месяц, по запросу |
Педагог-психолог
|
-психологическая диагностика; -индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; -консультации для родителей; - консультации для педагогов |
- 3 раза в год (сентябрь, январь, май) - 57 занятий, 2 раза в неделю, по 20 мин; -1 раз в месяц, по запросу |
Дефектолог |
- диагностика; - индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; - консультации для родителей; - консультации для педагогов. |
- 3 раза в год (сентябрь, январь, май) - 57 занятий, 2 раза в неделю, по 20 мин; -1 раз в месяц, по запросу |
Содержание программы
Содержание коррекционно-развивающей работы представлено по образовательным областям:
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
Задачи коррекционно-развивающей работы решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей и в режимные моменты.
Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
- Формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
- Обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).
- Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем.
- Обучать пониманию элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка или взрослого в определенной ситуации.
- Сформировать у ребенка представления о себе как о субъекте деятельности, потребностях, желаниях, интересах.
- Формировать уверенность, чувство раскрепощенности и защищенности в условиях психологического комфорта, предупреждая детские страхи.
- Формировать представления о своем «Я», о своей семье.
Задачи концентра «Я сам»:
- откликаться на свое имя;
- узнавать себя в зеркале, на фотографии;
- показывать по называнию части своего тела -голова, туловище, руки, ноги; показывать на лице глаза, рот, нос, на голове - уши, волосы;
- самостоятельно садиться, сидеть, ложиться в ситуациях, заданных взрослым.
Задачи концентра «Я и другие»:
- наблюдать за действиями другого ребенка;
- эмоционально реагировать на присутствие сверстника и его действия;
- фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре, воспитателя;
- указывать пальцем или рукой на близких взрослых (маму, родных, воспитателя, педагога) и некоторых сверстников.
Задачи концентра «я и окружающий мир»:
- проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними;
- демонстрировать двигательное оживление, улыбку на предъявление предмета (эмоциональный стимул);
- фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживать взором ее движение;
- выполнять действия с предметом (неспецифические и специфические манипуляции): брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке;
- испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий);
- эмоционально реагировать на мелодичную музыку, природные звуки.
В целом все содержание работы в разделе «Социально-коммуникативное развитие» нацелено на формирование навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, адаптацию к жизни в обществе. На начальном этапе коррекционной работы у ребенка формируется готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции, поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы.
Ребенок научится:
- демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;
- положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
- выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
- адекватно вести себя в привычных ситуациях;
- выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действий с игрушками.
Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком
образовательной области «Познавательное развитие».
Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы :
- сенсорное развитие;
- ознакомление с окружающим;
- развитие мелкой моторики.
Сенсорное развитие
На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.
Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия.
Задачи:
Сенсорное развитие
- учить ребенка воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
- учить ребенка различать свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий;
- формировать у ребенка поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых задач;
- формировать восприятие свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности ( лепка, рисование).
Развитие зрительного восприятия:
- учить ребенка выделять предмет из общего фона;
- учить ребенка соотносить игрушку с ее изображением;
- учить складывать из двух, трех частей разрезную предметную картинку.
Восприятие формы, величины, цвета:
- учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;
- учить подбирать крышки к коробочкам разной величины, затем одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);
- учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;
- учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
- учить воспринимать величину (большой, маленький);
- учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие - пальцами;
- знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый;
- учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.
Развитие слухового восприятия и внимания:
- знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;
- вырабатывать у ребенка по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов;
- учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;
- учить дифференцировать звукоподражания.
Развитие тактильно-двигательного восприятия:
- учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца.
Планируемые результаты освоения программы.
Ребенок научится:
- воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
- различать свойства и качества предметов: мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, горячий - холодный;
- воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик - шарик);
- сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;
- дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из трех);
- складывать разрезную картинку из двух частей;
- учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);
- дифференцировать звукоподражания («Кто тебя позвал?»: выбор из двух-трех предметов или картинок).
Ознакомление с окружающим
Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы. Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Таким образом, ребенок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе.
В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.
Задачи обучения и воспитания
- Формировать интерес к изучению объектов живого и неживого мира.
- Знакомить с предметами окружающего мира, близкими ребенку по ежедневному опыту.
- Знакомить с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности.
- Обогащать чувственный опыт ребенка: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.
- Примечание: на первом году обучения обобщающие слова (одежда, обувь, мебель, посуда, пища, животные, овощи, фрукты, времена года) детям не предлагаются.
Планируемые результаты освоения программы.
Ребенок научится:
- называть свое имя;
- показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу;
- показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;
- узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;
- отвечать на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина, вода, дерево.
Развитие мелкой моторики
Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность. Развитие ручной моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Под влиянием интенсивной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие.
Задачи обучения и воспитания
- Развивать у детей ручную и мелкую моторику пальцев рук. Учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением. Развивать у детей зрительно-двигательную координацию.
- Формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
- Формировать специфические навыки в действиях рук - захват щепотью мелких предметов.
- Учить правильно использовать предметы для рисования и письма (мел, фломастеры, ручка, лист бумаги, доска).
- Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого.
- Формировать умения проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги.
Планируемые результаты освоения программы.
Ребенок научится:
- выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу;
- соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых (выполнить по просьбе взрослого 2—3 знакомые игры);
- показывать по просьбе взрослого указательный или большой пальцы;
- выделять отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрослого по подражанию (поиграй на пианино);
- захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;
- проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги.
Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком
образовательной области «Речевое развитие»
Развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка, что и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи осуществляется:
- в живом общении с ребенком;
- на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом (воспитатель) и др. специалистами.
Задачи:
- создание предпосылок к развитию речи;
- расширение объема понимания обращенной речи;
- формирование доступных средств общения;
- зрительный контакт, сосредоточение зрительного слухового внимания,
- общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;
- активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.
Развитие пассивного словаря.
Накопление словаря происходит в следующей последовательности:
- существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);
- глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);
- прилагательные (аналогичная методика).
Понимание связной речи.
Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:
- изолированные действия демонстрируются и называются простые бытовые действия;
- жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;
- демонстрация этого же действия по картинке.
Развитие активного словаря.
- называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания).
- Работа по вызыванию звуков:
- Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:
- повторение за ребенком имеющихся у него звуков;
- поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;
- побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;
- имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;
- спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;
Планируемые результаты освоения программы.
Ребенок научится:
- пользоваться невербальными формами коммуникации;
- использовать руку для решения коммуникативных задач;
- пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
- проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;
- слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
- воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
- выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.
Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению ребенком
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Содержание раздела направлено на развитие интереса у ребенка к изобразительной деятельности, к овладению навыками рисования, лепки, на развитие способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера; на развитие слухового внимания и сосредоточения; ритмического слуха, способности выражать свои чувства в художественном творчестве, во время прослушивания музыкальных произведений.
Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы
- Овладение элементарными навыками рисования.
- Развитие интереса к художественной деятельности
- Развитие мелкой моторики.
- Слушание музыки.
- Музыкально-ритмические движения
- Игра на элементарных музыкальных инструментах.
Задачи:
- обучать элементарным навыкам рисования;
- развивать и поддерживать у ребенка интерес к рисованию;
- развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию в процессе рисования, лепки;
- развивать целенаправленные движения кисти и пальцев рук;
- формировать необходимые технические умения в ходе рисования, лепки;
- формировать умение работать вместе с другими детьми.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальное звучание;
- учить ориентироваться в пространстве зала: идти к взрослому навстречу по команде (по движению руки, словесной просьбе, звуковому сигналу);
- учить самостоятельно действовать колокольчиком, погремушкой или другими звучащими игрушками;
- поддерживать активность, стимулировать заинтересованность на занятиях.
Основными методами и приемами работы на занятиях по изобразительной деятельности являются:
- игровой прием;
- беседа;
- показ;
- работа с наглядным материалом;
- указания и пояснения;
- совместное рисование;
- практическая работа.
Основными методами и приемами работы на музыкальных занятиях являются:
- наглядно-слуховой (исполнение педагогом песен, игра на музыкальном инструменте, использование аудиофайлов);
- зрительно-двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание песен);
- показ взрослым действий, отражающих характер музыки;
- совместные действия ребенка со взрослым;
- подражание действиям взрослого.
Оборудование и материалы:
- цветные карандаши, кисти, краски, восковые мелки, фломастры;
- штампы, паралон, ватные палочки;
- бумага разного формата, размера, цвета, текстуры.
- музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.);
- деревянные ложки;
- аудиофайлы различных мелодий (песни, танцы, марш и т. д.);
- наборы кукол для пальчикового театра;
- куклы-бибабо.
Планируемые результаты освоения программы.
Ребенок научится:
- положительно, эмоционально относиться к изобразительной деятельности;
- будут развиты элементарные навыки рисования;
- будут сформированы основные навыки работы с пластическими материалами.
- адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать, полепить, изображать знакомые предметы;
- обследовать предмет перед рисованием, обводить по контуру;
- соотносить рисунки, лепные поделки с реальными объектами;
- лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми и прямыми движениями (колбаску, баранку, колобок);
- положительно относиться к результатам своей работы.
Формы и методы организации коррекционно-педагогической деятельности
Коррекционно-педагогическая деятельность представляет собой целостную систему, которая обеспечивается специалистами через различные виды детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от решения конкретных задач.
Координация коррекционных воздействий осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации индивидуальной образовательной программы.
Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
Специалисты |
Название программ, на основе которых разработан инд. план сопровождения специалистов |
Учитель-логопед
|
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта - М.: Просвещение, 2005. – 272 с. |
Педагог-психолог
|
Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик». /Н.Ю.Куражева, Н.В.Варяева и др.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. |
Воспитатели |
При отборе содержания данной программы руководствовались рекомендациями следующих программ: Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: «СОЮЗ», 2003. — 320 с; Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта - М.: Просвещение, 2005. – 272 с. |
Взаимодействие с семьёй
Главной целью работы с семьей является создание благоприятного эмоционального климата в семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, формирование педагогической компетенции родителей.
Формы взаимодействия |
Содержание работы |
Ответственный специалист |
Сроки |
Наблюдение
|
Изучение особенностей поведения ребенка, взаимодействие его с окружающим миром через наблюдение за ребенком в течение дня |
воспитатели, педагог-психолог |
ежедневно |
Психолого-педагогическая диагностика |
Психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений путем анкетирования и опроса § Сбор анамнестических сведений о ребенке § Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) |
педагог-психолог |
Сентябрь- октябрь |
Педагогическая беседа, индивидуальное консультирование
|
Доверительная беседа, обмен мнениями и опытом воспитателя и родителя ребенка о возникающих сложностях его воспитания и обучения, способах их преодоления. Консультации: § «Организация взаимодействия с ребенком с ОВЗ». § Буклет «Формы и способы успешной социализации» § «Лепка – средство развития мелкой моторики» § «Здоровье в ладошках» § «Развиваем тактильные ощущения» § «Роль отца в семье» § «Польза прогулок в весенний период» § Памятка «Пальчиковая гимнастика для развития речи»
|
воспитатели |
Ежедневно, по мере необходимости
В течение года |
Индивидуальное консультирование |
Консультирование родителей ребенка по актуальным вопросам: § «Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей с ТМНР»-буклет. § «Формирование здоровых телесных ощущений как основы эмоционального контакта с ребенком». § «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью» § Консультирование родителей по результатам диагностики. § «Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ» § «Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка с нарушением коммуникативных навыков» § «Использование песочной терапии в развитии ребенка» «Копилка практических советов по взаимодействию с ребенком с ТМНР». |
педагог-психолог
|
В течение года |
Индивидуальное консультирование |
§ «Причины, почему ребенок не говорит» § «Как научить малыша произносить звуки» § « Играем пальчиками – развиваем речь» § «Обогащаем словарь детей» § «Коррекционные логопедические игры и упражнения» . § «Роль семьи в развитии речи ребенка» § «Массаж лица» § «Дыхательные упражнения для развития речи» § Индивидуальные консультации с родителями «Вопрос – ответ» |
Учитель - логопед |
В течение года |
Мониторинг уровня развития ребенка с ТМНР.
Мониторинг проводится три раза в год, собираются все данные по ребёнку на начало года (сентябрь), на середину (январь) и конец года (май). Мониторинг проводят: воспитатели, логопед, психолог. В мониторинге отслеживается динамика развития ребёнка или её отсутствие. Специалисты проводят комплексное диагностическое обследование, фиксируют результаты и изменения. Для удобства обработки данных используются условные обозначения.
Критерии осуществления деятельности |
Условные обозначения |
Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен, действие не выполняет, отсутствует, обучающийся не понимает его смысла) |
РП |
Смысл действия понимает, выполняет действие только по прямому указанию педагога (со значительной физической помощью педагога) |
ПУ |
Выполняет действие с частичной физической помощью преимущественно по указанию педагога, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно |
ЧПП |
Выполняет действие по образцу, способен самостоятельно выполнять его в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагога. |
О |
Выполняет самостоятельно действие по инструкции (вербальной или невербальной), но иногда допускает ошибки. |
И |
Самостоятельно применяет действия в любой ситуации. |
С |
Уровни сформированности основных линий развития ребенка с ТМНР
№ п/п |
Основные линии развития |
РП |
ПУ |
ЧПП |
О |
И |
С |
1 |
Социально-коммуникативное развитие |
|
|
|
|
|
|
1 |
Откликается на свое имя |
|
|
|
|
|
|
2 |
Узнает себя в зеркале, на фотографии |
|
|
|
|
|
|
3 |
Показывает по называнию части своего тела |
|
|
|
|
|
|
4 |
Эмоционально реагирует на присутствие сверстника и его действия |
|
|
|
|
|
|
5 |
Указывает пальцем или рукой на близких взрослых (маму, родных, воспитателя, педагога) |
|
|
|
|
|
|
6 |
Проявляет непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними |
|
|
|
|
|
|
7 |
Фиксирует взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживает взором ее движение |
|
|
|
|
|
|
2 |
Познавательно развитие |
|
|
|
|
|
|
1 |
Воспринимает отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик» |
|
|
|
|
|
|
2 |
Воспроизводит в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, кубик – шарик) |
|
|
|
|
|
|
3 |
Складывает разрезную картинку из двух частей |
|
|
|
|
|
|
4 |
Показывает отдельные предметы одежды, посуды и игрушки |
|
|
|
|
|
|
5 |
Отвечает на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина, дерево. |
|
|
|
|
|
|
6 |
Выполняет движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу |
|
|
|
|
|
|
7 |
Проводит плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги. |
|
|
|
|
|
|
3 |
Развитие речи |
|
|
|
|
|
|
1 |
Пользуется невербальными формами коммуникации |
|
|
|
|
|
|
2 |
Способность просить об услуге (жестами, мимикой, использованием руки) |
|
|
|
|
|
|
3 |
Отказ от предлагаемого предмета (жестами, мимикой) |
|
|
|
|
|
|
4 |
Слушает и проявляет интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам |
|
|
|
|
|
|
5 |
Выполняет действия по простым речевым инструкциям |
|
|
|
|
|
|
6 |
Воспроизводит знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Художественно-эстетическое развитие |
|
|
|
|
|
|
1 |
Адекватно реагирует на предложение взрослого порисовать, полепить, изображать знакомые предметы |
|
|
|
|
|
|
2 |
Соотносить рисунки, лепные поделки с реальными объектами |
|
|
|
|
|
|
3 |
Раскатывает пластилин между ладонями круговыми и прямыми движениями (колбаску, баранку, колобок); |
|
|
|
|
|
|
4 |
Положительно относиться к результатам своей работы. |
|
|
|
|
|
|
5 |
Навыки самообслуживания. |
|
|
|
|
|
|
1 |
Пьет самостоятельно, ничего не проливая |
|
|
|
|
|
|
2 |
Ест ложкой, ничего не теряя |
|
|
|
|
|
|
3 |
В течение дня регулярно остается сухой (ходит в туалет) |
|
|
|
|
|
|
4 |
Просится в туалет, выражая свое желание жестами |
|
|
|
|
|
|
5 |
В туалете сам спускает штанишки |
|
|
|
|
|
|
6 |
Под руководством взрослого использует по назначению туалетную бумагу |
|
|
|
|
|
|
7 |
Под руководством взрослого спускает воду в туалете |
|
|
|
|
|
|
8 |
С помощью взрослого моет и вытирает руки |
|
|
|
|
|
|
9 |
Снимает носок или шапку |
|
|
|
|
|
|
10 |
Надевает платье или длинные брюки |
|
|
|
|
|
|
11 |
Помогает одевать и раздевать себя движениями рук и ног |
|
|
|
|
|
|
12 |
Надевает платье или длинные брюки |
|
|
|
|
|
|
13 |
Расстегивает (застегивает) пуговицы |
|
|
|
|
|
|
14 |
Расстегивает застежку -«молния» |
|
|
|
|
|
|
Для подведения итогов промежуточного мониторинга и при составлении педагогических характеристик воспитанника педагоги используют следующие уровни достижений:
- минимальный, для ребенка, если он выполняет менее 35 % заданий (РП);
- удовлетворительный, если воспитанник выполняет от 35 до 50 % заданий (ПУ);
- хороший, если ребенок выполняет от 50 до 65 % заданий (ЧПП, О);
- достаточно хороший, если выполняется свыше 65 % заданий (И, С).
Организация развивающей предметно - пространственной среды
Предметно-пространственная развивающая среда по работе с детьми ОВЗ организована с учетом принципов построения развивающей предметно-пространственной среды:
- безопасности;
- доступности;
- полифункциональности;
- стабильности и динамичности;
- трансформируемости;
- информативности;
- педагогической целесообразности.
В музыкальном зале, кабинетах, спортивном зале созданы комфортные, безопасные условия для детей – инвалидов, детей с ОВЗ.
На данный момент созданы и специальные условия:
- использование специальной образовательной программы и методов обучения и воспитания;
- использование специальных учебных пособий и дидактических материалов (массажные шарики, массажные кольца, игрушки для развития сенсорного восприятия и др.).
Перечень дидактических материалов
При подборе материала учитывались особенности развития ребенка с ТМНР, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.
Образовательная область |
Оборудование и дидактический материал |
«Социально-коммуникативное развитие»
|
Картинки с изображением различных предметов, игрушек; иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей; настольная и напольная ширмы; декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); (разрезные картинки по содержанию сказок с изображением различных предметов, ситуаций). |
«Познавательное развитие»
|
Шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; коробки форм (разного вида); разнообразные матрешки (от трехместных до восьмиместных); пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки сюжетные: лошадка, кошечка, зайчик, и др.; набор муляжей овощей, фруктов, грибов; корзины разной величины, мисочки, кувшины, машины разных размеров; наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа). Дидактические карточки: «Домашние животные», «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Насекомые», «Продукты питания» и др. |
«Речевое развитие»
|
Детские книги; картинки с изображением различных предметов, игрушек, наборы кукол для пальчикового; куклы бибабо для сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», и др.); рукавички с изображениями мордочек различных сказочных персонажей; образные игрушки (кошка, собака, курочка, и т. п.); картины из серии «Домашние животные», «Дикие животные», «Картины по сказкам», «Мы играем», «Времена года», различные картинки, выполненные в стиле коллажа, и т. п.; мольберт; фланелеграф. |
«Художественно-эстетическое развитие»
|
Лепка Материалы для лепки: глина, цветное тесто, пластилин; палочки разной длины и ширины для рисования набор формочек для теста различной формы и разной величины; наглядный материал: овощи, фрукты, грибы (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт и др.; Рисование: мольберты для рисования; доска настенная для рисования мелом, расположенная на доступном детям уровне; индивидуальные доски для рисования мелками, фломастерами; наборы белой бумаги различной плотности — гладкая, шершавая; наборы цветной бумаги светлых оттенков — желтого, сиреневого, голубого и т. д.; стаканчики для кисточек, для краски; фартуки; нарукавники; наборы карандашей: волоконные разной толщины, угольные; наборы маркеров; наборы фломастеров; наборы цветных, восковых мелков; наборы красок: гуашь, акварель. Музыкальные инструменты: металлофон, ксилофон, цитры, цимбалы или гусли, арфа, триола; барабаны с разной высотой звучания, бубны, трещотки, колотушка, коробочка, маракасы, кастаньеты; тарелки детские, бубенцы; свирели, дудки, рожки,. Незвучащие игрушки-самоделки: игрушки-инструменты (пианино, балалайка, гармошка); пятиступенчатая лесенка; проигрыватель с пластинками; звуковая книжка, звуковые картинки. |
Список литературы
- «Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога» /Н.Я.Семаго, М.М. Семаго.- М.2003
- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова, Москва «Просвещение» 2008
- «Психолого-педагогическая диагностика развития детей» /под ред. Е.А.Стребелевой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007.
-«Специальная психология» /под. ред. В.И.Лубовского.М.2005.
- «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова – СПб. 2009 г.
- «Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания»: Хрестоматия /Сост. Л. В. Калинникова, Н. Д. Соколова. — М., 2005.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. СПб., 2008.
- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. М., 2002.
- Забрамная С.Д. «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях» — М., 1985.
- Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особенностями эмоционального развития. – М. г 2011.