ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Батыршина Резида Ришатовна

педагог-психолог

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа им. И.Ф. Пермякова с. Полноват»

Тюменская область

Ханты-мансийский автономный округ-Югра

Белоярский район

село Полноват

 

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная  школа  им. И.Ф. Пермякова с. Полноват»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

 

Протокол № 1

от  «31» августа 2019 г.

 

                                          

 

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора __________/_________________ /

                                  ФИО

 «31» августа  2019 г.

 

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 

от   «31» августа 2019г.

 

 

УТВЕРЖДЕНО

 

 Приказом  №  

от   «31» августа 2019   г.

 

Директор  _____________/                        /

                                                      ФИО

 

 

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (СИПР)

 ДЛЯ ВОСПИТАННИКА С ОГРАНИЧЕСННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ)

ФИО

Срок реализации программы – 1 год.

Разработана

 педагогом-психологом

 

 

 

20__-20__ учебный год


 

Пояснительная записка

        Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с ТМНР (интеллектуальной недостаточностью) в возрасте 6 лет.

Программа разработана в соответствии:

 - Федеральным Законом   от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; (Принят 10.07.1992 года N 3266-1 в ред. От 27.12.2009 N 374-ФЗ);

 - Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155);\

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

 -  «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»).

         При отборе содержания данной программы руководствовались рекомендациями следующих программ: 

          -  Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: «СОЮЗ», 2003. — 320 с;

         -  Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта - М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

         - Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик». /Н.Ю.Куражева, Н.В.Варяева и др.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012

         -  «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»         Т.Б.  Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова.

            В    Программе представлено содержание коррекционно-развивающего  процесса по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

            В содержание индивидуальной программы включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития ребенка и его потенциальных возможностей. Для реализации задач  по указанной программе сопровождения предусмотрено взаимодействие специалистов, и  родителей (законных представителей).

         Срок реализации индивидуальной программы: 1 год

         Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у данного ребенка.

Общие сведения о ребенке

Ф.И.О ребенка

 

Дата рождения

 

Место жительства

 

Сведения о семье

 

Мать

Отец

Группа здоровья

V

Заключение ПМПК

Ребенок-инвалид с ограниченными возможностями здоровья, с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Рекомендации ПМПК

 

 

Характеристика ребенка

Продуктивному контакту ребенок недоступен, речи нет, в собственной личности не ориентирована, на собственное имя не реагирует. Не учитывает присутствие взрослого, не стремится  контактировать, не вслушивается  в вопросы, на сообщения не реагирует. Использует  жесты, сообщающие о её нуждах: тянется к предмету, чтобы его дали, может кинуть ненужный предмет. Жесты, направленные на привлечение внимания, не использует. Жестикуляция в целях общения отсутствует. Самоконтроль не развит. Поведение девочки непроизвольное, зависящее от внешних предметов и стимулов. Желание понравиться взрослому, заслужить его одобрение отсутствует.

Внимание: Уровень активного внимания крайне низкий. Взгляд на педагоге фиксирует  крайне редко, ответные эмоциональные реакции в ответ на проявления внимания со стороны взрослого демонстрирует отказом. Реакция при попытках привлечения внимания девочки к нужному предмету часто отсутствует.  В таких случаях внимание крайне избирательно и очень кратковременно. Даже если внимание привлечено, оно плохо фокусируется, слабо сосредотачивается, легко рассеивается. Произвольное переключение затруднено.

Память: Запоминание непроизвольное, механическое, преимущественно зрительное. Запоминается тот материал, который включен в активную деятельность, вызывает яркие, положительные эмоции. Смысловое запоминание недоступно. Произвольное запоминание и припоминание не сформированы.

Мышление: Привлечь ребёнка непосредственно к выполнению действий с игрушками, к предлагаемым заданиям очень трудно. Девочка отвлекается на яркие игрушки (пересыпает фрукты из машинки в корзину и обратно, сажает мягкие игрушки в машину, катает их). Результаты своих действий с игрушками не демонстрирует, творческая игра отсутствует. Свои действия с игрушками сопровождает звуками. На жесты педагога: «Дай», «Вот он», «На» не реагирует, поэтому бывает сложно определить, понимает их девочка или нет. Ведущая рука правая.

Выводы: деятельность импульсивная (действует не размышляя).  Навыки самообслуживания не сформированы соответственно возрастной норме. Присутствуют фразы - эхолалии (повторение чужих фраз, в основном, не понимая смысла). Эмоциональная активность высокая, наблюдается конфликтность, нетерпимость. При работе проявляет неусидчивость, отвлекаемость. Внимание и память носят непроизвольный характер (низкая форма внимания и памяти). Волевая регуляция деятельности не сформирована (отсутствие последовательности действий и их осмысление). Причинно-следственные связи не устанавливает (когда одно действие помогает развить другое действие). Мышление конкретное (действия здесь и сейчас в данный период времени). Характерно выражена недостаточная сформированность практически всех психических процессов и функций, определяющих психическое развитие ребенка.

 

Цели и задачи программы.

          Основная цель программы: обеспечение коррекции нарушений  у ребенка, оказание ему квалифицированной помощи с учетом возрастных особенностей и особых индивидуальных потребностей.

 

           Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

         -  создать условия для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью в целях обогащения его социального опыта;

         - осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психофизическом развитии ребенка (формирование  и коррекция высших психологических функций в процессе  коррекционно-развивающих занятий);

         -   формировать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

         -     включить родителей ребенка  (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс.

             Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семьи.

Индивидуальный план сопровождения

 

Специалисты

Форма взаимодействия

Периодичность

Учитель-логопед

 

- диагностика речевого развития;

- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

- консультации для родителей;

- консультации для педагогов.

- 3 раза в год;

- 57 занятий, 2 раза в неделю, по 20 мин;

 

-1 раз в месяц, по запросу

Педагог-психолог

 

 -психологическая диагностика;

-индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

-консультации для родителей;

- консультации для педагогов

- 3 раза в год (сентябрь, январь, май)

- 57 занятий, 2 раза в неделю, по 20 мин;

-1 раз в месяц, по запросу

Дефектолог

  - диагностика;

 - индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

- консультации для родителей;

- консультации для педагогов.

- 3 раза в год (сентябрь, январь, май)

- 57 занятий, 2 раза в неделю, по 20 мин;

-1 раз в месяц, по запросу

 

 

Содержание программы

 Содержание коррекционно-развивающей  работы представлено по образовательным областям:

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие».

          Задачи коррекционно-развивающей работы решаются интегрировано,  в ходе освоения всех образовательных областей и в режимные моменты.

 

Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком

 образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

  1. Формировать потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.
  2. Обучать первичным способам усвоения общественного опыта (совместные действия ребенка со взрослым в предметной и предметно-игровой ситуации, подражание действиям взрослого).
  3. Обучать пониманию и воспроизведению указательного жеста рукой и указательным пальцем.
  4. Обучать пониманию элементарной речевой инструкции, регламентирующей какое-либо действие ребенка или взрослого в определенной ситуации.
  5. Сформировать у ребенка представления о себе как о субъекте деятельности, потребностях, желаниях, интересах.
  6. Формировать уверенность, чувство раскрепощенности и защищенности в условиях психологического комфорта, предупреждая детские страхи.
  7. Формировать представления о своем «Я», о своей семье.

Задачи концентра «Я сам»:

 - откликаться на свое имя;

 - узнавать себя в зеркале, на фотографии;

 -  показывать по называнию части своего тела -голова, туловище, руки, ноги; показывать на лице глаза, рот, нос, на голове - уши, волосы;

 -  самостоятельно садиться, сидеть, ложиться в ситуациях, заданных взрослым.

Задачи концентра «Я и другие»:

  - наблюдать за действиями другого ребенка;

 - эмоционально реагировать на присутствие сверстника и его действия;

 - фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре, воспитателя;

 - указывать пальцем или рукой на близких взрослых (маму, родных, воспитателя, педагога) и некоторых сверстников.

Задачи концентра «я и окружающий мир»:

 - проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними;

 - демонстрировать двигательное оживление, улыбку на предъявление предмета (эмоциональный стимул);

 - фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживать взором ее движение;

 - выполнять действия с предметом (неспецифические и специфические манипуляции): брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке;   

-  испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий);

 -  эмоционально реагировать на мелодичную музыку, природные звуки.

               В целом все содержание работы в разделе «Социально-коммуникативное  развитие» нацелено на  формирование навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, адаптацию к жизни в обществе. На начальном этапе коррекционной работы у ребенка формируется готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции, поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности.

Планируемые результаты освоения программы.

Ребенок научится:

  • демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;
  • положительно реагировать на сверстников, уметь находиться рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
  • выполнять предметно-игровые действия с игрушками и предметами из ближайшего окружения;
  • адекватно вести себя в привычных ситуациях;
  • выполнять по речевой инструкции 2-3 элементарных действий с игрушками.

 

Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком

образовательной области «Познавательное развитие».

Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы :

  • сенсорное развитие;
  • ознакомление с окружающим;
  • развитие мелкой моторики.

Сенсорное развитие

              На начальных этапах восприятие ребенком окружающей действительности происходит в рамках конкретного анализатора (зрительного, слухового, тактильного). Образы восприятия при этом имеют диффузный, слабо дифференцированный характер. В процессе целенаправленной коррекционной работы эти образы постепенно становятся более дифференцированными и систематизированными за счет формирования связей внутри определенного анализатора и межанализаторных связей.

            Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового и тактильно-двигательного восприятия.

Задачи:

Сенсорное развитие

  • учить ребенка воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
  • учить ребенка различать свойства и качества предметов: мягкий - твердый, мокрый - сухой, большой - маленький, громкий - тихий;
  • формировать у ребенка поисковые способы ориентировки - пробы при решении игровых задач;
  • формировать восприятие свойств и качеств предметов в разнообразной деятельности - в игре с дидактическими и сюжетными игрушками, в строительных играх, в продуктивной деятельности ( лепка, рисование).

Развитие зрительного восприятия:

  • учить ребенка выделять предмет из общего фона;
  • учить ребенка соотносить игрушку с ее изображением;
  • учить складывать из двух, трех частей разрезную предметную картинку.

Восприятие формы, величины, цвета:

  • учить различать объемные формы (куб, шар) в процессе дидактической игры по подражанию действиям взрослого;
  • учить подбирать крышки к коробочкам разной величины, затем одинаковой величины, но разной формы (круглая, квадратная);
  • учить выполнять действия по подражанию, соотнося форму крышки и форму коробки;
  • учить проталкивать объемные геометрические формы (куб, шар) в соответствующие прорези коробки, пользуясь методом проб;
  • учить воспринимать величину (большой, маленький);
  • учить захватывать широкие предметы всей ладонью, узкие - пальцами;
  • знакомить с названиями двух цветов: красный, желтый;
  • учить различать цвета красный и желтый в ситуации подражания действиям взрослого.

Развитие слухового восприятия и внимания:

  • знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки, вызывать интерес к играм со взрослым на музыкальных инструментах;
  • вырабатывать у ребенка по подражанию разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов;
  • учить соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием;
  • учить дифференцировать звукоподражания.

Развитие тактильно-двигательного восприятия:

  • учить различать на ощупь величину предметов; проводить выбор из двух предметов (большого, маленького) с предъявлением образца.

Планируемые результаты освоения программы.

Ребенок научится:

  • воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»;
  • различать свойства и качества предметов: мокрый - сухой, большой - маленький, сладкий - горький, горячий - холодный;
  • воспроизводить в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, горячий — холодный, кубик - шарик);
  • сличать два основных цвета (красный, желтый): «Покажи, где такой кубик»;
  • дифференцированно реагировать на звучание определенных музыкальных инструментов (выбор из трех);
  • складывать разрезную картинку из двух частей;
  • учитывать знакомые свойства предметов в предметно-практической и игровой деятельности (шарик катится; кубик стоит, не катится; большой домик для большой матрешки, маленький — для маленькой);
  • дифференцировать звукоподражания («Кто тебя позвал?»: выбор из двух-трех предметов или картинок).

Ознакомление с окружающим

Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы. Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Таким образом, ребенок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе.

В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.

Задачи обучения и воспитания

  • Формировать интерес к изучению объектов живого и неживого мира.
  • Знакомить с предметами окружающего мира, близкими ребенку по ежедневному опыту.
  • Знакомить с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности.
  • Обогащать чувственный опыт ребенка: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.
  • Примечание: на первом году обучения обобщающие слова (одежда, обувь, мебель, посуда, пища, животные, овощи, фрукты, времена года) детям не предлагаются.

Планируемые результаты освоения программы.

Ребенок научится:

  • называть свое имя;
  • показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу;
  • показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;
  • узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц;
  • отвечать на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина, вода, дерево.

Развитие мелкой моторики

Развитие ручной моторики и тонкой моторики пальцев рук имеет выраженную коррекционно-развивающую направленность. Развитие ручной моторики тесно связано с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Под влиянием интенсивной коррекционной работы активно развиваются высшие психические функции, активизируется межполушарное и межанализаторное взаимодействие.

Задачи обучения и воспитания

  • Развивать у детей ручную и мелкую моторику пальцев рук. Учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением. Развивать у детей зрительно-двигательную координацию.
  • Формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
  • Формировать специфические навыки в действиях рук - захват щепотью мелких предметов.
  • Учить правильно использовать предметы для рисования и письма (мел, фломастеры, ручка, лист бумаги, доска).
  • Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого.
  • Формировать умения проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги.

Планируемые результаты освоения программы.

Ребенок научится:

  • выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу;
  • соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых (выполнить по просьбе взрослого 2—3 знакомые игры);
  • показывать по просьбе взрослого указательный или большой пальцы;
  • выделять отдельно каждый палец на своей руке по просьбе взрослого по подражанию (поиграй на пианино);
  • захватывать мелкие предметы щепотью и опускать их в сосуд;
  • проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги.

 

 

Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком

образовательной области «Речевое развитие»

         Развитие речи тесно связано с общим психическим развитием ребенка, что и  определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении ребенка  с интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционно-педагогическая  работа по развитию речи осуществляется:

  • в живом общении с ребенком;
  • на индивидуальных занятиях  с учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом (воспитатель) и др. специалистами.

 Задачи:

  • создание предпосылок к развитию речи;
  • расширение объема понимания обращенной речи;
  • формирование доступных средств общения;
  • зрительный контакт, сосредоточение зрительного слухового внимания,
  • общение с помощью предметных действий, привлечение к себе внимания, использование простейших жестов и звуков;
  • активизация звукопроизношения с учетом особенностей развития речи.

Развитие пассивного словаря.

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

  • существительные (предъявление, знакомство, называние предмета, организация игры с предметом);
  • глаголы (знакомство ребенка с действием, организация игры и многократное обыгрывание действия, включение слова в быт);
  • прилагательные (аналогичная методика).

Понимание связной речи.

Работа над пониманием связной речи ведется в следующей последовательности:

  • изолированные действия демонстрируются и называются простые бытовые действия;
  • жесты, обозначающие действия, включаются в репертуар песенок, потешек, что обеспечивает их многократное усвоение и повторение;
  • демонстрация этого же действия по картинке.

Развитие активного словаря.

  • называние по подражанию (использование предметной или сюжетной картинки с использованием слова, жеста, звукоподражания).
  • Работа по вызыванию звуков:
  • Побуждение ребенка к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

          - повторение за ребенком имеющихся у него звуков;

          - поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков;

  • побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения;
  • имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку и буквы;
  • спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку;

 

Планируемые результаты освоения программы.

Ребенок научится:

  • пользоваться невербальными формами коммуникации;
  • использовать руку для решения коммуникативных задач;
  • пользоваться указательным жестом, согласуя движения глаза и руки;
  • проявлять интерес к окружающему (людям, действиям с игрушками и предметами) и рассказывать об окружающем;
  • слушать и проявлять интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам;
  • воспроизводить знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы;
  • выполнять действия по простым речевым инструкциям, отвечать на простые вопросы о себе и ближайшем окружении.

 

Содержание коррекционно-педагогической работы по освоению ребенком

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Содержание раздела направлено на развитие интереса у ребенка к изобразительной деятельности, к овладению  навыками рисования, лепки, на развитие способности эмоционально, адекватно воспринимать музыку различного характера; на развитие слухового внимания и сосредоточения; ритмического слуха, способности выражать свои чувства в художественном творчестве, во время прослушивания музыкальных произведений.

 Основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы

  1. Овладение элементарными навыками рисования.
  2. Развитие интереса  к художественной деятельности
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Слушание музыки.
  5. Музыкально-ритмические движения
  6. Игра на элементарных музыкальных инструментах.

 

Задачи:

  • обучать  элементарным навыкам рисования;
  • развивать и поддерживать у ребенка интерес к рисованию;
  • развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию в процессе рисования, лепки;
  • развивать целенаправленные движения кисти и пальцев рук;
  • формировать необходимые  технические умения в ходе рисования, лепки;
  • формировать умение работать вместе с другими детьми.
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальное звучание;
  • учить ориентироваться в пространстве зала: идти к взрослому навстречу по команде (по движению руки, словесной просьбе, звуковому сигналу);
  • учить самостоятельно действовать колокольчиком, погремушкой или другими звучащими игрушками;
  • поддерживать активность, стимулировать заинтересованность на занятиях.

 Основными методами и приемами работы на занятиях по изобразительной деятельности являются:

  • игровой прием;
  • беседа;
  • показ;
  • работа с наглядным материалом;
  • указания и пояснения;
  • совместное рисование;
  • практическая работа.

Основными методами и приемами работы на музыкальных занятиях являются:

  • наглядно-слуховой  (исполнение  педагогом  песен,  игра  на  музыкальном  инструменте,  использование аудиофайлов);
  • зрительно-двигательный  (показ  игрушек  и  ярких  картинок,  раскрывающих  содержание  песен); 
  • показ взрослым действий, отражающих характер музыки;
  •  совместные действия ребенка со взрослым;
  • подражание действиям взрослого.

 Оборудование и материалы:

  • цветные карандаши,  кисти, краски, восковые мелки,  фломастры;
  • штампы, паралон, ватные палочки;
  • бумага разного формата, размера, цвета, текстуры.
  • музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.);
  • деревянные ложки;
  • аудиофайлы  различных мелодий (песни, танцы, марш и т. д.);
  • наборы кукол для пальчикового театра;
  • куклы-бибабо.

 Планируемые результаты освоения программы.

Ребенок научится:

  • положительно, эмоционально относиться к изобразительной деятельности; 
  • будут развиты элементарные навыки рисования;
  • будут сформированы  основные навыки работы с пластическими материалами.
  • адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать, полепить, изображать знакомые предметы;
  • обследовать предмет перед рисованием, обводить по контуру;
  • соотносить рисунки, лепные поделки с реальными объектами;
  • лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми и прямыми движениями (колбаску, баранку, колобок);
  • положительно относиться к результатам своей работы.

 

Формы и методы  организации коррекционно-педагогической деятельности

         Коррекционно-педагогическая деятельность  представляет собой целостную систему,  которая обеспечивается специалистами через  различные виды детской деятельности  с  использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от  решения конкретных задач.

          Координация коррекционных воздействий осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации индивидуальной образовательной программы.

 

Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.

 

Специалисты

Название программ, на основе которых разработан инд. план сопровождения специалистов

Учитель-логопед

 

   «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»         Т.Б.  Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова.

   Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта - М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

Педагог-психолог

 

 Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей «Цветик-семицветик». /Н.Ю.Куражева, Н.В.Варяева и др.-СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012.

Воспитатели

  При отборе содержания данной программы руководствовались рекомендациями следующих программ: 

 Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: «СОЮЗ», 2003. — 320 с;

 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта - М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

 

Взаимодействие с семьёй

Главной целью работы с семьей является создание благоприятного эмоционального климата в семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии, формирование педагогической компетенции родителей.

 

Формы взаимодействия

Содержание работы

Ответственный специалист

 

Сроки

Наблюдение

 

 

Изучение особенностей поведения ребенка, взаимодействие его с окружающим миром через наблюдение за ребенком в течение дня

воспитатели,

педагог-психолог

ежедневно

Психолого-педагогическая диагностика

Психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений путем анкетирования и опроса

§ Сбор анамнестических сведений о ребенке

§ Опросник родительского отношения 

(А.Я. Варга, В.В. Столин)

педагог-психолог

Сентябрь- октябрь

Педагогическая беседа, индивидуальное консультирование

 

 

Доверительная беседа, обмен мнениями и опытом воспитателя и родителя ребенка о возникающих сложностях его воспитания и обучения, способах их преодоления.

Консультации:

§ «Организация взаимодействия с ребенком с ОВЗ».

§ Буклет «Формы и способы успешной социализации»

§ «Лепка – средство развития мелкой моторики»

§ «Здоровье в ладошках»

§ «Развиваем тактильные ощущения»

§ «Роль отца в семье»

§ «Польза прогулок в  весенний период»

§ Памятка «Пальчиковая гимнастика для развития речи»

 

воспитатели

Ежедневно, по мере необходимости

 

В течение года

Индивидуальное консультирование

Консультирование родителей ребенка по актуальным вопросам:

§  «Коррекционно-развивающие игры и упражнения для детей с ТМНР»-буклет.

§ «Формирование здоровых телесных ощущений как основы эмоционального контакта с ребенком».

§ «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью»

§  Консультирование родителей по результатам диагностики.

§  «Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ»

§ «Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка с нарушением коммуникативных навыков»

§ «Использование песочной терапии в развитии ребенка»

«Копилка практических советов по взаимодействию  с ребенком с ТМНР».

 

 

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение года

Индивидуальное консультирование

§ «Причины, почему ребенок не говорит»

§ «Как научить малыша произносить звуки»

§ « Играем пальчиками – развиваем речь»

§ «Обогащаем словарь детей»

§ «Коррекционные логопедические игры и упражнения» .

§ «Роль семьи в развитии речи ребенка»

§ «Массаж лица»

§ «Дыхательные упражнения для развития речи»

§ Индивидуальные консультации с родителями «Вопрос – ответ»

Учитель - логопед

В течение года

 

Мониторинг уровня развития ребенка с ТМНР.

Мониторинг проводится три раза в год, собираются все данные по ребёнку на начало года (сентябрь), на середину (январь) и конец года (май). Мониторинг проводят: воспитатели, логопед, психолог. В мониторинге отслеживается динамика развития ребёнка или её отсутствие. Специалисты проводят комплексное диагностическое обследование, фиксируют результаты и изменения. Для удобства обработки данных используются условные обозначения.

Критерии осуществления деятельности

Условные обозначения

Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен, действие не выполняет, отсутствует, обучающийся не понимает его смысла)

РП

Смысл действия понимает, выполняет действие  только по прямому указанию педагога (со значительной физической помощью педагога) 

ПУ

Выполняет действие с частичной физической помощью преимущественно по указанию педагога, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно

ЧПП

Выполняет действие по образцу, способен самостоятельно выполнять его в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию педагога.

О

Выполняет самостоятельно действие по инструкции (вербальной или невербальной), но иногда допускает ошибки.

И

Самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

С

 

 Уровни сформированности основных линий развития ребенка с ТМНР

№ п/п

Основные линии развития

РП

ПУ

ЧПП

О

И

С

1

Социально-коммуникативное развитие

 

 

 

 

 

 

1

Откликается на свое имя

 

 

 

 

 

 

2

Узнает себя в зеркале, на фотографии

 

 

 

 

 

 

3

 Показывает по называнию части своего тела

 

 

 

 

 

 

4

Эмоционально реагирует на присутствие сверстника и его действия

 

 

 

 

 

 

5

Указывает пальцем или рукой на близких взрослых (маму, родных, воспитателя, педагога)

 

 

 

 

 

 

6

Проявляет  непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними

 

 

 

 

 

 

7

Фиксирует взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживает взором ее движение

 

 

 

 

 

 

2

Познавательно развитие

 

 

 

 

 

 

1

Воспринимает отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого: «Возьми чашку», «Дай пирамидку», «Покажи, где стульчик»

 

 

 

 

 

 

2

Воспроизводит в отраженной речи некоторые знакомые свойства и качества предметов (большой — маленький, кубик – шарик)

 

 

 

 

 

 

3

Складывает  разрезную картинку из двух частей

 

 

 

 

 

 

4

Показывает отдельные предметы одежды, посуды и игрушки

 

 

 

 

 

 

5

Отвечает на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина, дерево.

 

 

 

 

 

 

6

Выполняет движения кистями и пальцами рук по подражанию и образцу

 

 

 

 

 

 

7

Проводит плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги.

 

 

 

 

 

 

3

Развитие речи

 

 

 

 

 

 

1

Пользуется невербальными формами коммуникации

 

 

 

 

 

 

2

 Способность просить об услуге (жестами, мимикой, использованием руки)

 

 

 

 

 

 

3

Отказ от предлагаемого предмета (жестами, мимикой)

 

 

 

 

 

 

4

Слушает и проявляет интерес к речевым высказываниям взрослых, рассказам, стихам, потешкам, песенкам

 

 

 

 

 

 

5

Выполняет действия по простым речевым инструкциям

 

 

 

 

 

 

6

Воспроизводит  знакомые звукоподражания, лепетные слова и усеченные фразы

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

 

 

 

1

Адекватно реагирует на предложение взрослого порисовать,  полепить, изображать знакомые предметы

 

 

 

 

 

 

2

Соотносить рисунки, лепные поделки с реальными объектами

 

 

 

 

 

 

3

 Раскатывает пластилин между ладонями круговыми и прямыми движениями (колбаску, баранку, колобок);

 

 

 

 

 

 

4

Положительно относиться к результатам своей работы.

 

 

 

 

 

 

5

Навыки самообслуживания.

 

 

 

 

 

 

1

Пьет самостоятельно, ничего не проливая

 

 

 

 

 

 

2

Ест ложкой, ничего не теряя

 

 

 

 

 

 

3

В течение дня регулярно остается сухой (ходит в туалет)

 

 

 

 

 

 

4

Просится в туалет, выражая свое желание жестами

 

 

 

 

 

 

5

В туалете сам спускает штанишки

 

 

 

 

 

 

6

Под руководством взрослого использует по назначению туалетную бумагу

 

 

 

 

 

 

7

Под руководством взрослого спускает воду в туалете

 

 

 

 

 

 

8

С помощью взрослого моет и вытирает руки

 

 

 

 

 

 

9

Снимает носок или шапку

 

 

 

 

 

 

10

Надевает платье или длинные брюки

 

 

 

 

 

 

11

Помогает одевать и раздевать себя движениями рук и ног

 

 

 

 

 

 

12

Надевает платье или длинные брюки

 

 

 

 

 

 

13

Расстегивает (застегивает) пуговицы

 

 

 

 

 

 

14

Расстегивает застежку -«молния»

 

 

 

 

 

 

 

Для подведения итогов промежуточного мониторинга и при составлении педагогических характеристик воспитанника педагоги используют следующие уровни достижений:

- минимальный, для ребенка, если он выполняет менее 35 % заданий (РП);

- удовлетворительный, если воспитанник выполняет от 35 до 50 % заданий (ПУ);

- хороший, если ребенок выполняет от 50 до 65 % заданий (ЧПП, О);

- достаточно хороший, если выполняется свыше 65 % заданий (И, С).

Организация развивающей предметно - пространственной среды

             

         Предметно-пространственная развивающая среда   по работе с детьми ОВЗ  организована с учетом принципов построения развивающей предметно-пространственной  среды:

- безопасности;

- доступности;

-  полифункциональности;

- стабильности и динамичности;

-  трансформируемости;

-  информативности;

- педагогической целесообразности.

 В музыкальном зале, кабинетах, спортивном зале созданы комфортные, безопасные условия для детей – инвалидов, детей с ОВЗ.

На данный момент созданы и специальные условия:

          - использование специальной образовательной программы и методов обучения и воспитания;

         - использование специальных учебных пособий и дидактических материалов (массажные шарики, массажные кольца, игрушки для развития сенсорного восприятия и др.).

 

Перечень дидактических материалов

      При подборе материала учитывались особенности развития ребенка с ТМНР, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зона ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.

 Образовательная область

Оборудование и дидактический материал

«Социально-коммуникативное развитие»

 

 

Картинки с изображением различных предметов, игрушек; иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей; настольная и напольная ширмы; декоративные украшения (солнце, тучи, деревья, елки, дома и т. п.); (разрезные картинки по содержанию сказок с изображением различных предметов, ситуаций).

«Познавательное развитие»

 

Шары, кубики, кирпичики, тесьма, мешочки; коробки форм (разного вида); разнообразные матрешки (от трехместных до восьмиместных); пирамидки разного размера и разной конструкции; игрушки сюжетные: лошадка, кошечка, зайчик, и др.; набор муляжей овощей, фруктов, грибов; корзины разной величины, мисочки, кувшины, машины разных размеров; наборы сыпучих материалов (горох, речной песок, крупа).

Дидактические карточки:  «Домашние животные», «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Насекомые», «Продукты питания» и др.

«Речевое развитие»

 

Детские книги; картинки с изображением различных предметов, игрушек, наборы кукол для пальчикового; куклы бибабо для сказок («Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», и др.); рукавички с изображениями мордочек различных сказочных персонажей; образные игрушки (кошка, собака, курочка, и т. п.); картины из серии «Домашние животные», «Дикие животные», «Картины по сказкам», «Мы играем», «Времена года», различные картинки, выполненные в стиле коллажа, и т. п.; мольберт; фланелеграф. 

«Художественно-эстетическое развитие»

 

Лепка Материалы для лепки: глина, цветное тесто, пластилин; палочки разной длины и ширины для рисования набор формочек для теста различной формы  и разной величины; наглядный материал: овощи, фрукты, грибы (муляжи и натуральные объекты); наборы игрушек: куклы, животные, птицы, транспорт и др.;

Рисование: мольберты для рисования; доска настенная для рисования мелом, расположенная на доступном детям уровне; индивидуальные доски для рисования мелками, фломастерами; наборы белой бумаги различной плотности — гладкая, шершавая; наборы цветной бумаги светлых оттенков — желтого, сиреневого, голубого и т. д.; стаканчики для кисточек, для краски; фартуки; нарукавники; наборы карандашей: волоконные разной толщины, угольные; наборы маркеров; наборы фломастеров; наборы цветных, восковых мелков; наборы красок: гуашь, акварель.

 Музыкальные инструменты: металлофон, ксилофон, цитры, цимбалы или гусли, арфа, триола; барабаны с разной высотой звучания, бубны, трещотки, колотушка, коробочка, маракасы, кастаньеты; тарелки детские, бубенцы; свирели, дудки, рожки,.

Незвучащие игрушки-самоделки: игрушки-инструменты (пианино, балалайка, гармошка); пятиступенчатая лесенка; проигрыватель с пластинками; звуковая книжка, звуковые картинки.

 

Список литературы

- «Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога» /Н.Я.Семаго, М.М. Семаго.- М.2003

- «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»                       Т.Б.  Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В. Туманова,  Москва «Просвещение» 2008

- «Психолого-педагогическая диагностика развития детей» /под ред. Е.А.Стребелевой.-3-е изд.-М.:Просвещение,2007.

-«Специальная психология» /под. ред. В.И.Лубовского.М.2005.

- «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»       Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова – СПб. 2009 г.

- «Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационных тенденций обучения и воспитания»: Хрестоматия /Сост. Л. В. Калинникова, Н. Д. Соколова. — М., 2005.

- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.  Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. СПб., 2008.

- Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. М., 2002.

- Забрамная С.Д. «Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях» — М., 1985.

- Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особенностями эмоционального развития. – М. г 2011.

Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.