Гольман Татьяна Ильинична
МКУ Центр «Теплый дом»
Город Новосибирск
Тренинг «Выявление потенциальных возможностей личностного роста педагога»
Цель: Осознание педагогами своей индивидуальности. Помощь педагогам в налаживании эффективного взаимодействия с окружающими. Коррекция эмоционального отношения педагогов к себе. Поиск резервов для более эффективной работы.
Задачи:
- Развитие у педагогов способности разбираться в своих чувствах; навыков восприятия и адекватной оценки эмоциональных состояний других людей (эмпатии); коммуникативных умений.
- Накопление эмоционально-положительного опыта, развитие интереса к себе.
- Снижение негативных переживаний и трансформация их в положительные эмоциональные состояния.
Ход занятия
- Знакомство с правилами группы.
Психолог презентует педагогам правила группы.
Инструкция: «Давайте познакомимся с правилами работы группы: искренность, конфиденциальность, безоценочность, правило «стоп». Согласны ли вы принять эти правила? Хотите ли вы дополнить этот список своими предложениями?»
- Знакомство с групповым именем.
Инструкция: «На тренинге часто используют тренинговые имена. Подумайте, как вы бы хотели, чтобы к вам обращались. Это может ваше настоящее имя в любой форме (Иван Иванович, Иван, Ваня, Ванечка) или выдуманное. Можно даже имя сказочного героя. Напишите маркером на листочках и прикрепите к себе булавкой».
Участники выполняют.
Инструкция: «Подумайте, как бы ваше тренинговое имя переводилось с неизвестного языка».
По кругу учителя говорят перевод своего имени, передавая мячик.
- Упражнение «На другой планете».
Инструкция: «Представьте себе планету, на которой есть всё, кроме человека. Подумайте, кем или чем вы были бы тогда. Напишите небольшой рассказ о себе, о своей жизни, о своих чувствах».
Психолог собирает листочки, перемешивает их, затем зачитывает. Члены группы должны догадаться, кому принадлежит листочек.
- Упражнение «Напиши себе письмо».
Инструкция: «Вспомните себя в детстве. Это может быть любой возраст. Как вам жилось тогда? Что вы чувствовали? Какие у вас были мечты? А теперь возьмите листок бумаги, ручку и напишите письмо этому ребенку.
Напишите письмо самому себе. Условие одно – письмо начинать со слова «Здравствуй...».
Обсуждение: «С какими чувствами вы писали письма? Легко ли вам было? Желающие могут зачитать свое письмо».
- Арттерапевтическое упражнение «Маска».
Инструкция: «У каждого человека есть социальная маска. Она является следствием механизма психологической защиты. Не всегда эта маска отражает нашу истинную личность. Подумайте, есть ли маска у вас. Может быть, это маска веселого, ветряного человека, за которой скрывается глубокая личность. Или маска клоуна. Изобразите свою маску на листках с помощью любой художественной техники. Вырежьте ее».
Участники выполняют.
Обсуждение: «Какая маска у тебя? Кто скрывается за этой маской? Что дает тебе эта маска? Ты ее когда-нибудь снимаешь? Чья маска тебе больше всего нравится?»
- Методика «Коллаж»:
Инструкция: «Вы все знакомы с такой техникой, как коллаж. Сегодня я хочу задать определенную тему и те сферы личности, которые нужно отразить в коллаже. Пользоваться вы можете любыми журналами, газетами. Отразить нужно следующее».
Альтруизм |
Вера |
Развитие (ресурсы) |
Прошлое |
Я |
Будущее |
Интроверсия (тайны) |
Материальное |
Эгоизм (что делаете для себя) |
- Упражнение «Любимая вещь».
Участники кладут любимые вещи в коробку, никому не показывая их.
Инструкция: «Согласны ли вы с тем, что личностно значимая вещь может многое рассказать о человеке? Как вы думаете, какими личностными характеристиками обладает владелец этой вещи? Как вы думаете, кто является владельцем вещи?» Про каждую вещь психолог спрашивает.
Обсуждение: «Согласны ли вы были с тем, что говорили о вас? Что вы чувствовали?»
- Медитация «Путешествие к мудрецу»
Фоном включаем спокойную медленную музыку, желательно звуки природы, зажигаем аролампу. Просим участников успокоиться, сесть поудобнее, закрыть глаза, найти и выровнить своё дыхание, сконцентрироваться на ощущениях своего тела.
Психолог: «Представь, что ты путник, путешественник. Ты прошёл за свою жизнь много разных дорог, они были и тяжёлыми, и лёгкими, и радостными, и горестными. Но ты сохранил себя и вынес бесценный опыт из этих дорог.
И теперь у тебя впереди ещё одна дорога – ты идёшь к своему мудрецу, к своему советнику, к которому ты уже много раз обращался за помощью в трудную минуту.
Он живёт высоко-высоко в горах. Ты ступаешь на дорогу, дорога широкая каменистая. Дует лёгкий тёплый ветерок, в небе светит солнце. Поют птицы. Ты слушаешь их пение, обращаешь внимание на луговые цветы и на пчёл и бабочек, которые кружатся над ними. Ты идёшь, преодолеваешь овраг, поднимаешься на зелёный холм, в небе начинают появляться одинокие облака. Ты думаешь о вопросе, который ты задашь своему мудрецу….. О чём этот вопрос…. Тебе очень важно получить на него ответ…..
Постепенно ты поднимаешься всё выше в горы, дорога становится всё уже и уже, она всё больше зарастает травой. Впереди ты видишь небольшой горный ручей чистейшей, кристальной воды. Ты подходишь к нему, вода бежит быстро с камешка на камешек, опускаешь руки в воду, вода холодная. Ты умываешь руки и лицо, потом пьёшь из ручья, смотришь в воду. И затем с новыми силами, ты идёшь дальше в горы.
Гора с дворцом мудреца уже близко. Последние шаги самые тяжёлые, дорога крутая, вверх. От каждого шага вниз сыплются камни. И вот ты уже видишь перед собой массивные дубовые двери, подходишь к ним, стучишься. Думаешь о том, что ты спросишь у мудреца и о том, как выглядит мудрец.
Ты стучишь и через некоторое время дверь открывается. Как выглядит мудрец? Какое у него лицо? Какой возраст? Это женщина или мужчина? Какого он роста? Как он говорит и двигается? В какую одежду одет?........ Ты приветствуешь его и задаёшь ему свой вопрос……
Мудрец слушает вас, думает….. и отвечает вам.
Обсуждение: «Откройте глаза. Какой вопрос вы задали мудрецу и что он вам ответил?»
Учителя по желанию говорят свой вопрос и ответ мудреца.
- Рефлексия
Учителя отвечают на вопросы психолога: «Какие чувства вы сегодня испытывали? Что было для вас сложным, легким? Что понравилось, не понравилось?».