Степанова Ольга Васильевна
Учитель-дефектолог
КГК ОУ ШИ 11
Хабаровский край
Ванинский район
п. Ванино
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат »
Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2020г Рук.МО ______
|
Согласовано ЗД по УВР _______
«_____» ________2020г.
|
Утверждаю директор ________ «_____» _________2019г Приказ № ____ от «___» ______2020 г |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГТОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ФИО: Ярослав К
Количество часов: 35 ч.
Учитель-дефектолог Степанова О.В.
Программа разработана на основе ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КГКОУ ШИ 11; 1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития; Е. Лапп, Е. Шипилова ФГОС «Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вопросах и ответах». «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. Владос 2013
2019
Индивидуальная программа психолого – педагогического сопровождения
ФИО: Фамилия, имя, отчество Ярослав К, 04.11.2011 г.р
Общая краткая характеристика развития: Ярослав обучается 2-й год по специальной индивидуальной программе развития, составленной на основе адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант2).
Диагностика показала общую психическую незрелость Ярослава, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. У ребенка беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Своеобразна и речь мальчика, которая проявляется в своеобразных хлюпающих звуках, при этом слова повторяет, называет предметы и некоторые действия. Имеет место эхолалия. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики, графомоторных навыков. Отсутствует учебная мотивация. Проблемы в формировании учебного поведения и учебной деятельности: учебные умения и навыки не сформированы. Сложности произвольного сосредоточения, привлекается внимание кратковременно, эмоциональной ориентации на оценку педагога нет. Подражание слабо выражено, действует по показу, совместно; вербальные инструкции выполняет избирательно.
Форма обучения: индивидуальное надомное обучение.
Форма проведения занятий: индивидуальная .
Направления коррекционно – развивающего психолого - педагогического воздействия:
- Развитие навыков учебного поведения.
- Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление)
- Пространственная ориентировка
- Развитие мелкой моторики. Графо-моторная координация
- Развитие элементарных математических представлений .
- Развитие связной устной речи
Форма работы: индивидуальная.
Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, беседы.
- Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
- Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
- Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
- Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка
- Применение ИКТ
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- практическая деятельность.
Продолжительность занятия: 30- 40мин.
Проведение занятий:2 раза в неделю.
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Коррекционно – развивающие занятия»:
Достаточный уровень |
Минимальный уровень |
Целенаправленно выполнять действия по 2-3 уровневой инструкции педагога. |
Целенаправленно выполнять действия по простой инструкции педагога. |
Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения. |
Правильно пользоваться письменными принадлежностями. |
Анализировать и сравнивать предметы по 2-3 из указанных признаков: форма, величина, цвет. |
Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет. |
Различать и называть основные цвета и их оттенки |
Различать основные цвета. |
Классифицировать геометрические фигуры. |
Знать основные геометрические фигуры. |
Составлять предмет из 5-10 частей. |
Составлять предмет из 2-3 частей. |
Соотнесение числа и цифры. Счет в пределах 10. Счетные операции в пределах 5. |
Счет в пределах 5. Соотнесение цифры с количеством предметов. |
Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения. |
Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия сенсорным эталонам. |
Различать речевые и неречевые звуки. |
Различать речевые и неречевые звуки. |
Ориентироваться на собственном теле и на плоскости бумаги. |
Ориентироваться на собственном теле и на плоскости бумаги с помощью педагога. |
Знать гласные и согласные буквы и звуки. Читать слоги и слова. |
Знать гласные буквы и звуки А.О.У.Э.Ы, И. Соотносить их с символами. Согласные М, В, С.Х составлять и читать с ними слоги |
Выполнять графические упражнения на листе бумаги в крупную клетку |
Соединять точки, обводить предметы и элементы по пунктиру. |
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Игры и упражнения |
Коли-чество часов |
Дата прове-дения |
|
I четверть (16занятий) |
|
|
|
1 |
Первичная диагностика. |
|
4 |
|
2 |
Осень. Осенние явления |
Игры с сенсорной коробкой. Массаж шариками Су-Джок. Развитие мелкой моторики рук. |
2 |
16.09 20.09 |
3 |
«Школа» Звук и буква «А» Ознакомление с окружающим+развитие речи. |
Разучивание пальчиковой гимнастики по Цвынтарному, Звук и буква «А», работа с символами. Ориентировка на листе бумаги в клетку |
2 |
23.09 27.09 |
4 |
Домашние животные. Один - Много Ознакомление с окружающим+ ФМП |
Один, много Игра «Замочки», Цифра1. Работа втетради. |
2 |
30.09 04.10 |
5 |
Животные леса. Осенью. Звук и буква «У» Развитие речи и графо-моторных навыков |
Звук и буква У, работа с символами. |
2 |
07.10 11.10 |
6 |
Части тела Развитие активности, крупной моторики, тактильных ощущений |
«Покажи части тела». Обведи ладони. Работа с «кнопочками» |
2 |
14.10 18.10 |
7 |
Формирование щипкового захвата. Развитие сенсорных ощущений, мелкой моторики, саморегуляции. |
Игры с крупами: «Прячем ручки», «Покормим птичек», «Горизонтальные линии» |
2 |
21.10 25.10 |
|
II четверть(16 занятий) |
|
|
|
1 |
Семья. Люди и их лица. Ориентировка в собственном теле. Слова из двух одинаковых слогов. ( Гласные звуки А-У Ознакомление с окружающим+развитие речи |
Пальчиковая гимнастика «Семья». Игра: «Дай-на» Глобальное чтение. |
2 |
04.11 08.11 |
2 |
ФМП. Один, много, два |
Игры с замочками, счетным материа-лом Компьютер-ные игры. |
2 |
11.09 15.09 |
3 |
Форма, цвет. Развитие внимания, восприятия, мышления, саморегуляции. |
Игры с кубиками: «Башня», « Дай такой же», Сложи по цвету», «Делаем вместе» |
2 |
18.11 22.11 |
4 |
«Фрукты» Развитие эмоционального контакта, слухового и тактильного восприятия, зрительно – моторной координации. |
Просмотр лексической темы по Доману Маниченко. Глобальное чтение |
2 |
25.11 29.11 |
5 |
«Зима пришла» Число и цифра 3. Геометрические фигуры. |
Штриховка геометрических фмигур, соотнесение, счет. ФМП «Соедини одинаковые» «Разложи по форме» и др. |
2 |
02.12 06.12 |
6 |
«Овощи». Звук и буква «О». |
Д/у Найди пару. Обведи овощ. Работа с символами, задания по точкам, по обводке, по трафарету
|
2 |
09.12 13.12 |
7 |
Части суток ФМП. Развитие сенсорного восприятия, крупной моторики, саморегуляции, счет в пределах 4, соотнесение с цифрой.
|
«Разложи по цветам», игра в «Замочки», копирование круга, треугольника Работав тетради |
2 |
16.12 20.12 |
8 |
Гласные звуки и буквы А-У-О. Зима. Работа по картинкам |
Работа с символами, задания по точкам, по обводке, по трафарету Работав тетради.
|
2 |
23.12 27.12 |
|
|
|
|
|
|
III четверть (20 занятий) |
|
|
|
1 |
Дни недели. ФМП. Развитие восприятия, выполнение словесных поручений, крупной и мелкой моторики, посчитай. |
«Маятник на веревке», «Найди, что спрятано», «Покажи такую форму» |
2 |
13.01 17.01 |
2 |
Согласный звук и буква М |
Работа с символами, задания по точкам, по обводке, по трафарету. |
2 |
20.01 24.01 |
3 |
Дни недели.ФМП. Число и цифра 5 Развитие восприятия, выполнение словесных поручений, крупной и мелкой моторики, посчитай. |
Игры «Адалин», работа в тетради, Счетный материал. |
2 |
27.01 31.01 |
4 |
Звук и буква Э. Зимние забавы. |
«Фонарик», «Темно - светло», Работа с символами, задания по точкам, по обводке, по трафарету. |
2 |
03.02 07.02 |
5 |
ФМП Число и цифра 6. Счет в пределах 5. |
Игры «Адалин», работа в тетради, Счетный материал |
2 |
10.02 21.02 |
6 |
Аппликация из готовых форм «Снеговик» Работа по картинкам. Д/и «Что сначала, что потом».
Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта. Логического мышления, мелкой моторики |
Совместное рисование /аппликация взрослого и ребенка, «Повтори» |
2 |
24.02 28.02 |
7 |
Слоги. Чтение. Д/И. «Найди одинаковые» «Баба Яга учится читать» |
Работа с символами, задания по точкам, по обводке, по трафарету. |
2 |
02.03 06.03 |
8 |
Число и цифра 7. Развитие внимания, мышления, мелкой моторики. |
Шнуровка, игры с песком, «Делаем вместе», «Сравни» |
2 |
13.03 16.03 |
9 |
Гласные звуки А-У-О-Э, согласный М, чтение, развитие слоговой структуры Снятие эмоционального напряжения, развитие саморегуляции, мелкой моторики.
|
Работа с символами, цепочки. Игры с ватой: «Снег идет», «Снежки». |
2 |
20.03 30.03 |
|
IV четверть (16 занятий) |
|
|
|
1 |
Число и цифра 8. Развитие графомотроных навыков, умения ориентироваться на листе бумаги. |
Игры «Адалин», работа в тетради, Счетный материал «Покажи и обозначь цифрой» |
2 |
03.04 06.04 |
2 |
Звук и буква В. Весна. |
«Послушай звуки», «Постучи», «Музыканты», «Повтори за мной» |
2 |
10.04 13.04 |
3 |
ФМП. Число и цифра 9 Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики |
«Покорми зверей» «Вкусная каша» «Разложи по тарелкам» |
2 |
17.04 20.04 |
4 |
Звук и буква Ы |
«Принеси предмет», «Построй такой дом», «Разложи» |
2 |
24.04 27.04 |
5 |
Число и цифра10. Развитие средств коммуникации, эмоционального контакта. |
Работа со счетным материалом. ИКТ.Совместное рисование взрослого и ребенка, на песке и бумаге. |
2 |
04.05 08.05 |
6 |
Чтение слогов. Буква Х. |
Слоговые дорожки.«Найди слог», ИКТ«Соедини одинаковые слоги» |
2 |
11.05 15.05 |
7 |
Итоговое занятие. |
|
1 |
18.05 |
7 |
Диагностика эмоциональной сферы, познавательных процессов. |
|
3 |
22.05 25.05 29.05 |
Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного личностного/ предметного результата по следующей шкале:
0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет).
1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.
2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).
5 – выполняет действие самостоятельно.
Сформированность представлений:
0 – не выявить наличие представлений.
1 – представления не сформированы.
2 – представления на уровне прямой подсказке.
3 – представление на уровне использования косвенной подсказки (изображения).
4 – представление на уровне использования с помощью взрослого.
5 – представление сформировано, самостоятельное использование.
Учитель-дефектолог Степанова О.В.
Перейти к публикациям для педагогов