Гарбузова Ирина Михайловна
Музыкальный руководитель
ДОУ №15 «Аленький цветочек»
Саха (Якутия) Нерюнгринский район г.Нерюнгри
Музыкальный руководитель :
Гарбузова И.М.
Методическая разработка музыкально – театрализованных занятий кружка «ДЕТИ+ТЕАТР»
ОБОСНОВАНИЕ.
Основной задачей дошкольных учреждений является подготовка ребёнка к вступлению в дальнейшую жизнь, жизнь в коллективе, в общении со сверстниками, воспитателями, учителями в будущем. Важной задачей является формирование у ребёнка таких качеств как: раскованность, уверенность в себе, способность к диалогу, пониманию и сопереживанию. Все эти качества позволяют научить ребёнка не бояться высказывать собственное мнение, выражать сваё «Я», что в будущем поможет ребёнку раскрыть свои творческие потенциалы, да и просто чувствовать себя уверенно и свободно в любом коллективе и в любой сложившейся ситуации. Театральные занятия помогают подготовить ребёнка к некоторым социальным ситуациям, которые разыгрываются в виде срежесированных постановок. Дети учатся находить выход и ориентироваться в выборе поступков и поведений. Учатся различать добро и зло.
Кроме того, пальчиковые игры, различные тренинги и упражнения развивают у ребёнка речевые функции, мыслительные процессы, мелкую моторику, а также общую координацию движений и слух. В дошкольном возрасте, развитие выше перечисленных функций и качеств, является очень важной задачей. Именно на данном этапе развития ребёнка очень важно формировать и закладывать эти качества. Важно применение этих упражнений, что в дальнейшем благоприятно отразится на общем развитии ребёнка так и на формировании каждой в отдельности из этих функций.
В дополнении ко всему театральная деятельность способствует развитию у ребёнка широты кругозора и познания мира, что достигается путём посещения театров, кинотеатров и проведении разноплановых постановок в самом дошкольном учреждении. Таким образом происходит приобщение ребёнка к культуре разных народов эпох и социальных слоёв общества истории и искусства. Это всё способствует расширению словарного запаса ребёнка и опять же благотворно влияет формированию полноценной личности.
Таким образом, с помощью моей методики, мной определены основные направления работы с детьми дошкольного возраста:
1.Речь и развитие дикции.
2.Жесты, мелкая моторика и координация движений.
3.Мировазрение ребёнка и театральная деятельность.
4.Мимика и эмоции.
5.Память, внимание, мышление.
6.Слух и музыкальные данные.
Моя методика предлагает плановую, гармоничную работу с детьми по каждому из этих направлений. Что способствует достижений поставленных задач. В данном докладе мы рассмотрим, как применяется моя методика на практике, для развития у детей всех вышеперечисленных качеств и способностей.
Таким образом, жизнь в современном обществе ставит перед педагогом дошкольного образования, основные и важные задачи развития ребёнка:
1.Формирование морально устойчивой и уверенной в себе личности, способной вести полноценную жизнь в любых социальных условиях.
2.Прививать тягу к познанию мира, к искусству, к культуре, к истории.
3.Развивать творческие способности личности.
4.Предотвратить отставание в развитии речи.
В результате выполнения моей методики дети приобретают следующие практические навыки:
- Дети должны уметь чётко и ясно выговаривать слова, произносить правильно каждую букву, правильно ставить ударение и делать акценты.
2.Дети должны уметь раскрепощено двигаться по сцене.
3.Дети должны знать термины и понятия театральной деятельности, любить и уважать искусство.
4.Дети должны уметь эмоционально передать характер героя в постановках спектакля.
5.Дети должны приобрести умение внимательно выслушать своего партнёра, должны уметь ориентироваться в предлагаемых ситуациях.
6.У детей развивается слуховое восприятие.
СОДЕРЖАНИЕ
1.РЕЧЬ И РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ.
Одной из проблем развития речи является то, что дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтоб избавить от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти. И этому помогают такие упражнения как: «Удивленный бегемот», «Зевающая понтёра», Горячая картошка». И помогает зарядка для языка: «Жало змеи», «Конфета», «колокольчик», «Уколы»
Другой проблемой является неправильное речевое дыхание. Это несёт за собой проблему быстрого произношения слов. Для устранения данной проблемы помогают такие упражнения как: «Мыльные пузыри» и «Звон колоколов».
Даня программа включает в себя работу над гласными звуками, так как они делают мелодику образуясь только голосом, в них нет шума. А также работу над согласными звуками. Ещё существует проблема «вялой» губы тормозящей чёткость, а часто и звучность речи, которая препятствует правильному формированию звука. Для преодоления я предлагаю такие упражнения как:
1.Подтягивание верхней губы к дёснам зубов так, чтобы все передние зубы были видны (также и нижней).
2.Имитируя руль в руках, гудами изображать поездку на большой машине (босом) и на маленькой машине (тонким голосом).
Правильному произношению слов способствуют скороговорки, пословицы и чистоговорки, которые тоже предложены в этой программе.
Из своего опыта я сделала вывод, что детям очень нравится выговаривать стихотворения с движениями, это способствует развитию умения соединять речь с движениями и помогает быстрому разучиванию стиха. Например упражнение по методике Карла Орфа «Ванна-море» - оно также способствует развитию звуковысотности голоса, также как и упражнение «Лягушка по дорожке»
2.ЖЕСТЫ, МЕЛКАЯ МАТОРИКА И КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ.
Жесты – это одно из главных средств выразительности. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от многих факторов такие как воспитание, социальные и национальные особенности. В данной методике я работаю и в этом направлении добиваюсь того, чтоб дети на сцене умели выразительно двигаться и умели передавать жестами настроение, эмоции. Работа над выразительностью жестов включает в себя игры: «Что мы делали», «Пляж» и т.д.; упражнения: «Дождик», «Как живёшь» и т.д.; стихи: «На горе я вижу дом», «Часы» и т.д., этюды: «Заяц», «Ёжик», «Сучок на тропинке» и т.д.; Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». Понятие «этюд» используется в льном искусстве этюд- это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Работа над этюдами развивает многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе умение действовать в условиях вымысла, реагировать на поведение партнёров.
Педагог может помочь ребёнку вызвать нужные эмоции, рассказывая, но не показывая, чтоб ребёнок вкладывал в роль свой творческий потенциал, не копируя «слепо» педагога.
Эта методика также включает в себя работу над развитием мелкой моторики при помощи упражнений для пальцев рук. Включает в себя игры на расслабление мышц.
Огромное значения для развития речи является своевременное проведение упражнений по мелкой моторике. Бесспорно, включение данных упражнений в этой методике благотворно отразится на развитии речи ребёнка.
Координация движений также благотворно влияет на общее развитие ребёнка. Упражнения развивают вестибулярный аппарат, скорость реакции и точность движений.
Ориентироваться в пространстве помогает упражнение «броуновское движение», а владеть мышцами помогает упражнения на расслабление мышц: «Пальма» и игра «Мокрые котята».
3.МИРОВАЗРЕНИЕ РЕБЁНКА И ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Этот раздел может помочь педагогу познакомить детей с основными терминами театрального искусства. Данное направление включает в себя посещение театров, выставок, а также участие в спектаклях. Путём проведения постановок педагог учит детей делать правильный нравственный выбор.
С помощью этой методики дети могут познакомиться с правилами поведения на сцене, культурой поведения в театре, пополнить свой словарный запас, а педагог в свою очередь может получить несколько основных правел поведения с детьми.
4.МИМИКА И ЭМОЦИИ.
Очень большое значение, в театральной деятельности, имеет хорошее владение мимикой. Ведь только мимикой можно передать характер героя, его настроение, его отношение к окружающим его людям. Без мимики не возможно поставить спектакль пантомима.
Чтоб научить детей хорошо владеть мимикой, в моей программе для них предложены различные тренинги, такие как: «Театр», «Приходите завтра». Также предложены этюды на выражение основных эмоций, например: «Мишка лапу занозил», «Гордый заяц» и т.д.
А чтоб дети умели легко менять эмоции, предлагаю этюды на сопоставление эмоций: «Заячий дом», «Холодно, пасмурно» и т.д. И конечно же всё это происходит в игровой форме.
5.ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ.
Работа в этом напровлении, в дальнейшем поможет ребёнку правельно высказывать сваё мнение, правильно строить предложение и словосочетание, благоприятно отрозится на общем развитии личности.
Не малое место в этой методике уделяется развитию памяти, так как детям придётся выучивать роли, запоминать кто за кем говорит. И для развитие памяти предлогаю тренинги: «будь внимателен», «запомни позу» и т.д. В следствии проведении этих игр у детей развивается наблюдательность.
Здесь также имеются тренинги на развитие умения концентрировать внимание и переключаться с одного действия на другое.
Внимание развивают игры: «круги», «поварята» и т.д. Которые вы найдёте в приложении№5.
Мыслительный процесс это главное составляющее нашей жизни и конечно же неопходимо его развивать и усовершенствовать. Этому помогают игры: «Устами младенца», «семья мышей» и т.д.
Желательно развивать образное мышление, что в дальнейшем поможет вам на репетициях подготовки к спектаклю, когда предметы заменяют тем, что под рукой. В развитии образного мышления помогают тренинги: «Стул как другой предмет», «Причина», «Одно и тоже по разному» и т.д.
6.СЛУХ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ.
Театральная деятельность в моей методике подразумевает всестороннее развитие личности. К этому относится и развитие музыкальных данных у ребёнка.
Упражнение «Кошкин дом» помогает детям протягивать слова (легато) и отрывисто (стакатто).
Упражнение «Кот» помогает рёбёнку услышать тонику.
При систематическом повторении распевки «Белка» дети учатся слышать квинту, а на распевке «Жук» начинают слышать терцию.
Упражнение «Чудо лесенкой шагаю» помогает расширению диапазона у ребёнка. А чтоб дети могли менять движение в соответствии с музыкой, предлагаю проводить «Двух частная форма» . Вдобавок это упражнение развивает слуховое внимание.
И в заключении хочу сказать, что на педагоге дошкольного образования возложена большая ответственность за детей, в которых именно педагог вкладывает и развивает положительные качества всесторонне развитой личности. Я думаю, что эта методика поможет в достижении этой важной цели.