ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Гарбузова Ирина Михайловна

Музыкальный руководитель

ДОУ №15 «Аленький цветочек»

Саха (Якутия) Нерюнгринский район г.Нерюнгри

 

Музыкальный руководитель :

 Гарбузова И.М.

Методическая  разработка музыкально – театрализованных  занятий кружка   «ДЕТИ+ТЕАТР»

 

 ОБОСНОВАНИЕ.

Основной задачей дошкольных учреждений является подготовка ребёнка к вступлению в дальнейшую жизнь, жизнь в коллективе, в общении со сверстниками, воспитателями, учителями в будущем. Важной задачей является формирование у ребёнка таких качеств как: раскованность, уверенность в себе, способность к диалогу,  пониманию и сопереживанию. Все эти качества позволяют научить ребёнка не бояться высказывать собственное мнение, выражать сваё «Я», что в будущем поможет ребёнку раскрыть свои творческие потенциалы, да и просто чувствовать себя уверенно и свободно в любом коллективе и в любой сложившейся ситуации. Театральные занятия помогают подготовить ребёнка к некоторым социальным ситуациям, которые разыгрываются в виде срежесированных постановок. Дети учатся находить выход и ориентироваться в выборе поступков и поведений. Учатся различать добро и зло.

        Кроме того, пальчиковые игры, различные тренинги и упражнения развивают у ребёнка речевые функции, мыслительные процессы, мелкую моторику, а также общую координацию движений и слух. В дошкольном возрасте, развитие выше перечисленных функций и качеств, является очень важной задачей. Именно на данном этапе развития ребёнка очень важно формировать и закладывать эти качества. Важно применение этих упражнений, что в дальнейшем благоприятно отразится на общем развитии ребёнка так и на формировании каждой в отдельности из этих функций.

        В дополнении ко всему театральная деятельность способствует развитию у ребёнка широты кругозора и познания мира, что достигается путём посещения театров, кинотеатров и проведении разноплановых постановок в самом дошкольном учреждении. Таким образом происходит приобщение ребёнка к культуре разных народов эпох и социальных слоёв общества истории и искусства. Это всё способствует расширению словарного запаса ребёнка и опять же благотворно влияет формированию полноценной личности.

 

        Таким образом, с помощью моей методики, мной определены основные направления работы с детьми дошкольного возраста:

1.Речь и развитие дикции.

2.Жесты, мелкая моторика и координация движений.  

3.Мировазрение ребёнка и театральная деятельность.

4.Мимика и эмоции.

5.Память, внимание, мышление.

6.Слух и музыкальные данные.

 

Моя методика предлагает плановую, гармоничную работу с детьми по каждому из этих направлений. Что способствует достижений поставленных задач. В данном докладе мы рассмотрим, как применяется моя методика на практике, для развития у детей всех вышеперечисленных качеств и способностей.

        Таким образом, жизнь в современном обществе ставит перед педагогом дошкольного образования, основные и важные задачи развития ребёнка:

1.Формирование морально устойчивой и уверенной в себе личности, способной вести полноценную жизнь в любых социальных условиях.

2.Прививать тягу к познанию мира, к искусству, к культуре, к истории.

3.Развивать творческие способности личности.

4.Предотвратить отставание в развитии речи.

 

В результате выполнения моей методики дети приобретают следующие практические навыки:

  1. Дети должны уметь чётко и ясно выговаривать слова, произносить правильно каждую букву, правильно ставить ударение и делать акценты.

2.Дети должны уметь раскрепощено двигаться по сцене.

3.Дети должны знать термины и понятия театральной деятельности, любить и уважать искусство.

4.Дети должны уметь эмоционально передать характер героя в постановках спектакля.

5.Дети должны приобрести умение внимательно выслушать своего партнёра, должны уметь ориентироваться в предлагаемых ситуациях.

6.У детей развивается слуховое восприятие.

 

                                      СОДЕРЖАНИЕ

 

1.РЕЧЬ И РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ.

Одной из проблем развития речи является то, что дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтоб избавить от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти. И этому помогают такие упражнения как: «Удивленный бегемот», «Зевающая понтёра», Горячая картошка». И помогает зарядка для языка: «Жало змеи», «Конфета», «колокольчик», «Уколы»

Другой проблемой является неправильное речевое дыхание. Это несёт за собой проблему быстрого произношения слов. Для устранения данной проблемы помогают такие упражнения как: «Мыльные пузыри» и «Звон колоколов».

Даня программа включает в себя работу над гласными звуками, так как они делают мелодику образуясь только голосом, в них нет шума. А также работу над согласными звуками. Ещё существует проблема «вялой» губы тормозящей чёткость, а часто и звучность речи, которая препятствует правильному формированию звука. Для преодоления я предлагаю такие упражнения как:

1.Подтягивание верхней губы к дёснам зубов так, чтобы все передние зубы были видны (также и нижней).

2.Имитируя руль в руках, гудами изображать поездку на большой машине (босом) и на маленькой машине (тонким голосом).

Правильному произношению слов способствуют скороговорки, пословицы и чистоговорки, которые тоже предложены в этой программе.

Из своего опыта я сделала вывод, что детям очень нравится выговаривать стихотворения с движениями, это способствует развитию умения соединять речь с движениями и помогает быстрому разучиванию стиха. Например упражнение по методике Карла Орфа «Ванна-море»  - оно также способствует развитию звуковысотности голоса, также как и упражнение «Лягушка по дорожке»

 

2.ЖЕСТЫ, МЕЛКАЯ МАТОРИКА И КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ.

Жесты – это одно из главных средств выразительности. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от многих факторов такие как воспитание, социальные и национальные особенности. В данной методике я работаю и в этом направлении добиваюсь того, чтоб дети на сцене умели выразительно двигаться и умели передавать жестами настроение, эмоции. Работа над выразительностью жестов включает в себя игры: «Что мы делали», «Пляж» и т.д.; упражнения: «Дождик», «Как живёшь» и т.д.; стихи: «На горе я вижу дом», «Часы» и т.д.,  этюды: «Заяц», «Ёжик», «Сучок на тропинке» и т.д.;  Слово «этюд» имеет французское происхождение и переводится как «учение». Понятие «этюд» используется в  льном искусстве этюд- это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях. Они могут быть предложены педагогом или сочинены детьми. Работа над этюдами развивает многие качества, необходимые для участия в спектаклях, в том числе умение действовать в условиях вымысла, реагировать на поведение партнёров.

 

 Педагог может помочь ребёнку вызвать нужные эмоции, рассказывая, но не показывая, чтоб ребёнок вкладывал в роль свой творческий потенциал, не копируя «слепо» педагога.

Эта методика также включает в себя работу над развитием мелкой моторики при помощи упражнений для пальцев рук. Включает в себя игры на расслабление мышц.

Огромное значения для развития речи является своевременное проведение упражнений по мелкой моторике. Бесспорно, включение данных упражнений в этой методике благотворно отразится на развитии речи ребёнка.

Координация движений также благотворно влияет на общее развитие ребёнка. Упражнения развивают вестибулярный аппарат, скорость реакции и точность движений.

Ориентироваться в пространстве помогает упражнение «броуновское движение», а владеть мышцами помогает упражнения на расслабление мышц: «Пальма» и игра «Мокрые котята».

 

3.МИРОВАЗРЕНИЕ РЕБЁНКА И ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Этот раздел может помочь педагогу познакомить детей с основными терминами театрального искусства. Данное направление включает в себя посещение театров, выставок, а также участие в спектаклях. Путём проведения постановок педагог учит детей делать правильный нравственный выбор.

С помощью этой методики дети могут познакомиться с правилами поведения на сцене, культурой поведения в театре, пополнить свой словарный запас, а педагог в свою очередь может получить несколько основных правел поведения с детьми. 

 

4.МИМИКА И ЭМОЦИИ.

Очень большое значение, в театральной деятельности, имеет хорошее владение мимикой. Ведь только мимикой можно передать характер героя, его настроение, его отношение к окружающим его людям. Без мимики не возможно поставить спектакль пантомима.

Чтоб научить детей хорошо владеть мимикой, в моей программе для них предложены различные тренинги, такие как: «Театр», «Приходите завтра». Также предложены этюды на выражение основных эмоций, например: «Мишка лапу занозил», «Гордый заяц» и т.д.

А чтоб дети умели легко менять эмоции, предлагаю этюды на сопоставление эмоций: «Заячий дом», «Холодно, пасмурно» и т.д. И конечно же всё это происходит в игровой форме.

 

5.ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ.

Работа в этом напровлении, в дальнейшем поможет ребёнку правельно высказывать сваё мнение, правильно строить предложение и словосочетание, благоприятно отрозится на общем развитии личности.

Не малое место в этой методике уделяется развитию памяти, так как детям придётся выучивать роли, запоминать кто за кем говорит. И для развитие памяти предлогаю тренинги: «будь внимателен», «запомни позу» и т.д. В следствии проведении этих игр у детей развивается наблюдательность.

Здесь также имеются тренинги на развитие умения концентрировать внимание и переключаться с одного действия на другое.

Внимание развивают игры: «круги», «поварята» и т.д. Которые вы найдёте в приложении№5.

Мыслительный процесс это главное составляющее нашей жизни и конечно же неопходимо его развивать и усовершенствовать. Этому помогают игры: «Устами младенца», «семья мышей» и т.д.

Желательно развивать образное мышление, что в дальнейшем поможет вам на репетициях подготовки к спектаклю, когда предметы заменяют тем, что под рукой. В развитии образного мышления помогают тренинги: «Стул как другой предмет», «Причина», «Одно и тоже по разному» и т.д.

 

6.СЛУХ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ.

Театральная деятельность в моей методике подразумевает всестороннее развитие личности. К этому относится и развитие музыкальных данных у ребёнка.

Упражнение «Кошкин дом» помогает детям протягивать слова (легато) и отрывисто  (стакатто).

Упражнение «Кот» помогает рёбёнку услышать тонику.

При систематическом повторении распевки «Белка» дети учатся слышать квинту, а на распевке «Жук» начинают слышать терцию.

Упражнение «Чудо лесенкой шагаю» помогает расширению диапазона у ребёнка. А чтоб дети могли менять движение в соответствии с музыкой, предлагаю проводить «Двух частная форма» . Вдобавок это упражнение развивает слуховое внимание.

 

И в заключении хочу сказать, что на педагоге дошкольного образования возложена большая ответственность за детей, в которых именно педагог вкладывает и развивает положительные качества всесторонне развитой личности. Я думаю, что эта методика поможет в достижении этой важной цели.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.