ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Петренко Наталья Петровна

Педагог-психолог

старший воспитатель

МБДОУ «ЦРРДС»г.Усинска

Республика Коми город Усинск

Использование песочной терапии в педагогической практике

SAND-PLAY

 

Опыт работы педагога-психолога, старшего воспитателя

МБДОУ «ЦРРДС» г.Усинска

Петренко Н.П.

 

Часто руки знают, как распутать  то, что не может понять разум»

Карл Густав Юнг

 

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие детей, их комфортное пребывание в условиях ДОУ и сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка.

Это сподвигло меня к использованию в своей педагогической деятельности такой технологии как  песочная терапия, так как  с помощью простых приемов и обычных материалов можно решить многие проблемы детей.

Море, солнце и песок вызывает приятные эмоции и ощущения у каждого человека. Каждый из вас знаком со свойствами песка.

Кто из нас в детстве не играл в "куличики"? Ведерко, формочки, совок – вот, что приобретаем мы своему ребенку, когда идём гулять. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

Мой практический опыт показывает, что большое количество детей испытывают определенные трудности в приобретении того или иного социального опыта, у них наблюдаются агрессия, конфликты со сверстниками, капризы, упрямство. Педагоги находятся в постоянном поиске эффективных  приемов и средств педагогического воздействия. Оптимальным средством обогащения социального опыта и стабилизации психоэмоциоального состояния ребенка является арт-терапия.

Арт-терапия включает сказкотерапию, музыкотерапию, психогимнастику, работу с красками, глиной, песочную терапию.

Песочная терапия (sand-play) была изобретена К. Юнгом, он утверждал, что игра ребенка — символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим. В дальнейшем, развитием песочной терапии, и ее распространением занимались психологи Герберт Уэлс и Дора Калф.

Изучая  теоретические основы специалистов, я пришла к идее внедрения песочной терапии в нашем детском саду. Ведь, игра с песком – одна из форм естественной активности ребенка.

Песочная терапия для детей – прекрасный способ избавиться от негатива и агрессии, стать увереннее в себе, позволяет педагогам  раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем  провести коррекцию.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми детьми, которые  затрудняются выразить свои переживания при помощи слов.

В сентябре 2012 года для кабинета педагога-психолога была приобретена юнгианская песочница. Совместно с родителями я оборудовала уголок «песочная терапия»: собран тематический материал, детские инструменты и оборудование для работы с песком. Мной была разработана программа и  сформирована экспериментальная группа детей с девиантными формами поведения. Работа с ними проводилась небольшими подгруппами по 3-4 человека.

Дети знакомились с правилами работы с песком и основными приемами:

-рисование на песке дыханием;

- разными предметами;

-работа с помощью рук;

-поиск предметов, спрятанных в песке;

-создание на песке композиций;

Педагоги и родители отметили, буквально через несколько сеансов песочной терапии, значительные улучшения в поведении детей, они стали менее агрессивными по отношению к сверстникам, стали свободнее проявлять свои эмоции, снизились случаи проявления негативизма.

По окончании года результаты сравнительного анализа начальной и итоговой диагностики состояния психоэмоциональной сферы показали стабилизацию у значительной части детей.

Использование метода «песочная терапия» дало возможность гармонизировать психоэмоциональное состояние детей-дошкольников.              

Мой положительный опыт был обобщен на методическом объединении воспитателей Школы-сада, на котором принято решение  использовать метод «песочная терапия» в образовательной организации. Для этого были приобретены песочные столы в каждую возрастную группу. Для воспитателей был проведен обучающий семинар по применению элементов «песочной терапии», предложены комплексы упражнений для проведения в разные режимные моменты  в образовательной деятельности. На занятиях педагога-психолога дети знакомятся с дидактическими играми, затем в группе в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми закрепляют и отрабатывают полученные социальные навыки.

 Педагоги  используют «песочные» столы:

-при проведении непосредственно образовательной деятельности: 

при подготовке к обучению грамоте можно изобразить буквы на песке;

на математике предлагается детям нарисовать цифры, геометрические фигуры;  Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно исправить, если допустили ошибку; для  речевого развития можно предложить детям  сюжетные игры Н.р. «Сад и огород» или  сочинить сказку.

Также педагоги используют песок в экспериментальной  деятельности.

Сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии, педагогике. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована. Это дает возможность нам внести свой неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода. Рекомендую вам использовать песочную терапию в своей педагогической практике, так как она дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

В заключении еще раз предлагаю вам окунуться в приятные воспоминания о лете, море, песке. Теперь вы знаете, что песок - это не только приятные ощущения, но и средство педагогического воздействия.

Перейти к  публикациям для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.