ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Гамзюкова Светлана Викторовна

учитель - логопед

МБОУ СОШ № 29

г. Хабаровск

Хабаровский край

 

Консультация для родителей

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 на тему:

«Дисграфические (логопедические) ошибки на письме ».

Учитель – логопед

                                                                                                   Гамзюкова С. В.

Цель:  познакомить родителей с дисграфическими ошибками при письме у обучающихся с ОВЗ, а также методами их устранения.

Задачи:

- рассмотреть причины возникновения нарушений письма;

- познакомить родителей с термином «дисграфические ошибки», его основным содержанием;

- разобрать виды дисграфических ошибок на письме;

- предложить наиболее эффективные методы работы по устранению дисграфических ошибок;

- дать родителям информацию о педагогической литературе по работе с детьми, имеющими нарушения устной и письменной речи.

Форма проведения: беседа.

Оборудование: слайдовая презентация на тему, буклеты «Хочу писать без ошибок».

Вступительное слово.

Добрый вечер, позвольте начать консультацию на тему «Дисграфические (логопедические) ошибки на письме».

Проблема нарушений письменной речи у обучающихся с ОВЗ одна из самых актуальных на сегодняшний день в общеобразовательной школе.

Давайте рассмотрим причины возникновения нарушений письма:

  1. Сложности при рождении и в первый год жизни.
  2. Несформированность всех сторон речи:
  • фонематического восприятия;
  • лексико – грамматической стороны;
  • звукопроизношения.
  1. Несформированность пространственных и временных представлений.
  2. Двуязычие в семье.
  3. Ребёнок – левша.
  4. Соматическая ослабленность (часто болеет)
  5. Слишком рано пошёл в школу.
  6. Ребёнок заторможен или у него, наоборот, повышенная активность.
  7. Проблемы с вниманием, памятью.

Но бывает и так, что всё было нормально, но, когда ребёнок пошёл в школу, начались проблемы. Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без внимания и надеяться, что со временем всё само пройдёт.

Работая в школе, мне часто приходиться сталкиваться с проблемой большого количества специфических ошибок у обучающихся 1-4 классов.

Дисграфические ошибки – что это такое? Чем они отличаются от «обычных» ошибок – орфографических? Как их различить на письме? Ответам на эти вопросы посвящена наша консультация.

Ошибки при нарушениях письма, обусловленные речевыми дефектами разнообразны. Общее, что объединяет эти ошибки, их типичный, стойкий, повторяющийся характер. Только при наличии таких ошибок можно говорить о дисграфии.

Дисграфия является достаточно распространённым дефектом, который встречается у учащихся начальной школы и приводит, как правило, к стойким трудностям обучения. При дисграфии дети с трудом овладевают письмом. Их письменные работы содержат большое количество дисграфических ошибок.

Дисграфические ошибки – это специфические ошибки на письме, не связанные с применением орфографических и грамматических правил русского языка.

Выделяют несколько типов логопедических ошибок, которые наиболее часто встречаются у детей с ОВЗ младших классов. Все эти ошибки носят специфический характер, то есть никак не связаны с незнанием правил русского языка и не зависят от пропусков занятий в школе.

Итак, как они выглядят, эти злополучные дисграфические (логопедические) ошибки?

  1. Смешения букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные (б – п, д – т, г – к, з – с, в – ф, ж – ш).

Примеры: собака – «сопака»…

Сделаю важное дополнение. Если в письме ребёнка ошибок на парные звонкие и глухие много, следует обратить внимание на физический слух.

  1. Смешения букв, обозначающих свистящие и шипящие согласные звуки [c] - [ш], [з] - [ж], [с’] - [щ’]
  2. Смешения букв, обозначающих аффрикаты и их компоненты

Аффрикаты – сложные звуки, состоящие из смычного и щелевого компонентов: [ч] – это [т’] и [щ], [ц] – это [т] и [с]. Поэтому в письме детей могут встречаться следующие смешения: [ч] - [ц], [ч] - [щ], [ч] - [т’], [ц] - [с], [ц] - [т], [ц] - [т’]

  1. Смешения букв, обозначающих соноры, например [р] - [л], [л'] - [й]:

Например: рубашка - «лубашка», лодка - «родка»

  1. Нарушения обозначения мягкости согласных на письме.

В русском письме мягкость согласных обозначается последующей буквой: мягким знаком или йотированной гласной. Это сложный алгоритм действий, к которому надо привыкнуть. Дети склонны упрощать программу. 

Они не обозначают мягкость: пропускают мягкий знак или вместо йотированной гласной пишут соответствующую нейотированную гласную (я → а, ю → у, ё → о).

Например, Люба – «Луба», берёза – «бероза», коньки – «конки», большой – «болшой». 

Данная ошибка встречается почти у всех первоклассников, но у некоторых детей трудности обозначения мягкости имеются и в 3 классе.

  1. Пропуски элементов букв, букв и слогов.
  2. Недописывание букв.
  3. Перестановки букв и слогов.
  4. Или вставка лишних букв.
  5. Смешения графически сходных букв.

Смешения букв, сходных по внешнему виду и написанию: и-у, т-п, б-д, х-ж, л -м и т.д.: муха – «миха», мохнатый – «можнатый», белка – «делка».

  1. Зеркальное написание букв. Является естественной ошибкой у дошкольников и первоклассников, но иногда можно увидеть зеркальность у учеников 3 и 4 класса.
  2. Нарушения обозначения границ слова.

Эта ошибка традиционно относится логопедами к категории дисграфических. Чаще всего дети затрудняются в написании предлогов и приставок.

  1. Нарушения обозначения границ предложения.

Например, отсутствие заглавной буквы в начале предложения и/или точки в конце предложения.

Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то, скорее всего, результат переутомления, невнимательности.

Если вы видите такие ошибки у своего ребёнка в тетрадях по русскому языку регулярно, то вам необходимо обратиться к логопеду школы.

У детей, страдающих дисграфией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы т даже годы и носят стойкий характер.

Можно ли эффективно помочь детям?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому – то понадобятся годы занятий, кому – то месяцы. Таким детям возможно необходима помощь специалистов: невролога, учителя – логопеда, психолога. Но помните, что без помощи родителей, ребёнку не справиться. Помощь со стороны родителей должна носить регулярный характер. 

Предлагаю вашему вниманию советы, которые помогут вашему ребёнку овладеть грамотным письмом.

  1. Развитие моторики: штриховка, перебирание крупы, мозаика, завязывание и развязывание лент, шнурков, поделки из природного материала, вышивание, оригами.
  2. Учить скороговорки, чистоговорки, чтение слогов с выделением гласных.
  3. Применять списывание с обязательным проговариванием  вслух, позднее шепотом, делить слова на слоги, формировать навыки самоконтроля - читать написанное.
  4. Медленное чтение  преодолевается многократным чтением, пересказыванием текста. Эффективно письмо по памяти предложений, небольших текстов.
  5. Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов.
  6. Не заставляйте ребёнка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесёт вред здоровью ребёнка, но и поселит в нём неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
  7. Хвалите своего ребёнка за каждый достигнутый успех, как можно меньше ругайте.
  8. Выполняйте дома упражнение «Корректурная проба». Это принесёт пользу любому ученику.

Упражнение «Корректурная проба».

Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные.

Например: букву "а" зачеркнуть, а букву "о" обвести.

Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы.

Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2 - 2,5 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужны терпение, систематические занятия.                                                             

 Перейти к  публикациям для педагогов

Желаю удачи!

 

 

 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.