Душкина Светлана Геннадьевна –
воспитатель высшей категории
МАДОУ «Детский сад № 419»
Мотовилихинского района г.Перми
Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования
« КАК УВИДЕТЬ ЗВУК И ПОЧЕМУ ВСЕ ЗВУЧИТ?»
для детей средней группы
Разделы программы «Детство»: «Развиваем речь детей», «Ребенок открывает мир природы», «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся»
Цель:
Познакомить детей с образованием звука посредством экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Развивать у детей фонематический и речевой слух.
2.Объяснить детям, как образуется речь у человека.
- Подвести детей к пониманию причин возникновения звука посредством экспериментирования.
- Формировать умения самостоятельно действовать в соответствии с предложенной игровой задачей и выполнять последовательность действий в рамках экспериментирования.
5.Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Материалы: стеклянный стакан, карандаш, гусли, балалайка или гитара, деревянная линейка, газета, колокольчик, металлофон, бубен, погремушка, ширма, кастрюля, миска, полиэтилен, соль, деревянная ложка, ноутбук, видеоролики «Воздействие сабвуфера на чашку воды», «Звук и как мы его слышим», «Полет насекомого», рассказ В.Бианки «Музыкант»
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- I. Орг. момент.
Массаж для расслабления лицевых мышц (поглаживание ладонями лица, постукивание кончиками пальчиков области рта, поглаживание шеи, растирание ушной раковины)
Артикуляционная гимнастика звук [ч]
Называние слов, в которых есть звук [ч]
- II. Основная часть.
В группе раздается шум.
- Что же это такое, что за шум? Что такое происходит? Давайте узнаем, кто шумит у нас в группе.
Дети видят куклу Аленушку.
- Посмотрите, это Аленушка, шумит!
- Что ты шумишь, Аленушка?
- Ты хочешь увидеть звук и узнать, почему все звучит?
- Аленушка, я как раз сегодня хотела познакомить ребят с тем, как образуется звук.
- Ребята, вы хотите узнать, как образуется звук и увидеть его?
- Тогда вставайте вокруг стола и Аленушку приглашайте.
Опыт №1. « Как увидеть звук».
Накрыть любую миску куском целофана или поэтилена, крепко натянуть и закрепить резинкой. Насыпать на барабан соли. Рядом поставить кастрюлю и ударить по ней деревянной ложкой несколько раз.
- Я сейчас ударю ложкой по кастрюле, а вы посмотрите, что будет происходить с крупинками соли.
- Что вы заметили?
Крупинки соли стали подпрыгивать.
- Почему крупинки соли стали подпрыгивать?
Удар по кастрюле производит дрожание воздуха возле кастрюли, порождая звуковые волны. Эти волны ударяют о миску и она тоже начинает дрожать, что и заставляет подпрыгивать соль.
/ Рассказ параллельно сопровождается рисунком./
-А сейчас, давайте перейдем к другому столу, и еще раз убедимся, что звук можно увидеть. Я покажу вам видеоролик, в котором чашка с водой стоит на динамике проигрывателя.
Показ видеоролика «Воздействие сабвуфера на чашку воды».
- Почему дрожит вода?
- Ответы детей
(Звуковая волна заставляет дрожать чашку с водой)
Опыт № 2. « Почему все звучит?».
-Хотите сами попробовать издать звук при помощи различных инструментов?
- Давайте перейдем к другому столу.
- Как вы думаете, как называется этот музыкальный инструмент?
(ответы детей)
Давайте сначала я дотронусь до струны, а вы послушайте звук.
- А теперь, посмотрите, как я его остановлю.
- А теперь, Полина, дотронься до струны. Вслушайтесь в звук.
- Диана, пожалуйста, останови звук, просто положи ладошку на струну.
- А теперь Оля, дотронется пальчиком до струны и мы послушаем звук, а Славик, остановит звук ладошкой.
- Что произошло? Почему звук прекратился?
- Ответы детей
(Нет колебания, струну остановили.)
- Правильно, звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.
- Я знаю, что вы все хотите попробовать поиграть, для этого я принесла еще и гитару, и к музыкальным инструментам мы сможем вернуться после нашего занятия.
-А сейчас давайте узнаем, есть ли голос у деревянной линейки?
(дети переходят к столу с деревянными линейками)
Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой.
- Что происходит с линейкой?
- Ответы детей (Дрожит, колеблется.)
- Как прекратить звук?
- Ответы детей (Остановить колебания рукой.)
-Ребята, а вы знаете, в каком произведении даже медведю захотелось услышать звук?
-Ответы детей
-Я вам сейчас зачитаю отрывок из рассказа В.Бианки «Музыкант», а вы послушайте и скажите, на чем играл медведь?
Чтение отрывка из произведения В.Бианки «Музыкант».
- А теперь извлечем звук из стеклянной кружки при помощи деревянного карандаша.
- Когда же возникает звук?
Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.
ИГРА « Что звучит?»
- Ребята, Аленушка предлагает поиграть. Присаживайтесь на ковер.
- У нас с Аленушкой есть несколько предметов: бубен, погремушка, металлофон, колокольчик и газета.
- Отгадайте, что звучит?
Предлагается послушать шуршание газеты, металлофон, погремушку, бубен, колокольчик.
- Правильно, молодцы, вы очень внимательно слушали!
- Ребята, а чем вы слушали?
Ушками!
- Хотите узнать, почему слышат наши ушки?
Слайд – шоу «Звук и как мы его слышим»
Опыт № 3 «Исследование того, как у нас образуется звук».
- Ребята, мы можем услышать звук насекомого, а вы знаете, почему образуется звук при полете насекомого? Тогда послушайте и посмотрите.
Показ слайд – шоу «Образование звука при полете насекомого»
- Итак, почему они издают звук?
-Ответы детей.
(В результате движения крыльев.)
- А сейчас, давайте узнаем, где у нас образуется звук.
- Для этого изобразите голосом, как жужжит насекомое? / ж-ж-ж /
- Как работает насос? / с-с-с /
- А теперь положите руку на то место, где у вас образуется звук.
- Раз вы не сразу поняли, повторите эти звуки еще раз и проследите, где образуется звук.
Все дети называют разные органы.
- Вы правильно указали. Действительно, и рот, и нос, и язык, и горло принимают участие в образовании звуков. Но самым главным органом является гортань. Гортань располагается в нижней части шеи. Положите руки на гортань. Вот так.
Показать ее местоположение и в ходе работы корректировать действия детей.
- Произнесите, пожалуйста,еще раз звук / ж-ж-ж /
- Прочувствуйте, как дрожит гортань. Здесь тоже происходит колебания, а, значит, и образуется звук.
- Кто хочет рассказать Аленушке, как образуется звук?
III. Итог.
- Спасибо, дети, Аленушка говорит, что она поняла, как образуется звук.
- IV. Рефлексия детей.
- Что вам понравилось на занятии? Какая игра вам больше запомнилась?
- Что показалось трудным?
Ответы детей.
Перейти к публикациям для педагогов
- V. Самостоятельная игровая деятельность детей.
Педагогом отслеживается желание и умение детей повторить опыты со звуком, проводится индивидуальная работа с детьми, у которых возникли затруднения.