ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Душкина Светлана Геннадьевна

воспитатель высшей категории

МАДОУ «Детский сад № 419»

Мотовилихинского района г.Перми

 

Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования

« КАК УВИДЕТЬ ЗВУК И ПОЧЕМУ ВСЕ ЗВУЧИТ?»

для детей средней группы

 

Разделы программы «Детство»:  «Развиваем речь детей», «Ребенок открывает мир природы», «В игре развиваемся, познаем мир, общаемся»

 

Цель:

Познакомить детей с образованием звука посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать у детей фонематический и речевой слух.

2.Объяснить детям, как образуется речь у человека.

  1. Подвести детей к пониманию причин возникновения звука посредством экспериментирования.
  2. Формировать умения самостоятельно действовать в соответствии с предложенной игровой задачей и выполнять последовательность действий в рамках экспериментирования.

5.Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 

Материалы: стеклянный стакан, карандаш, гусли, балалайка или гитара, деревянная линейка, газета, колокольчик, металлофон, бубен, погремушка, ширма, кастрюля, миска, полиэтилен, соль, деревянная ложка, ноутбук, видеоролики «Воздействие сабвуфера на чашку воды»,  «Звук и как мы его слышим», «Полет насекомого», рассказ В.Бианки «Музыкант»

 

                      

                          ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. I. Орг. момент.

           Массаж  для расслабления лицевых мышц (поглаживание ладонями лица, постукивание кончиками пальчиков области рта, поглаживание шеи, растирание ушной раковины)

Артикуляционная гимнастика звук [ч]

Называние слов, в которых есть звук [ч]

 

  1. II. Основная часть.

В группе раздается шум.

- Что же это такое, что за шум? Что такое происходит? Давайте узнаем, кто шумит у нас в группе.

Дети видят  куклу Аленушку.

- Посмотрите, это Аленушка, шумит!

- Что ты шумишь, Аленушка?

- Ты хочешь увидеть звук и узнать, почему все звучит?

- Аленушка, я как раз сегодня хотела познакомить ребят с тем, как образуется звук.

- Ребята, вы хотите узнать, как образуется звук и увидеть его?

- Тогда вставайте вокруг стола и Аленушку приглашайте.

 

 

 

Опыт №1. « Как увидеть звук».

Накрыть любую миску куском целофана или поэтилена, крепко натянуть и закрепить резинкой. Насыпать на барабан соли. Рядом поставить кастрюлю и ударить по ней деревянной ложкой несколько раз.

- Я сейчас ударю ложкой по кастрюле, а вы посмотрите, что будет происходить с крупинками соли.

- Что вы заметили?

Крупинки соли стали подпрыгивать.

- Почему крупинки соли стали подпрыгивать?

Удар по кастрюле производит дрожание воздуха возле кастрюли, порождая звуковые волны. Эти волны ударяют о миску и она тоже начинает дрожать, что и заставляет подпрыгивать соль.

/ Рассказ параллельно сопровождается рисунком./

 

-А сейчас, давайте перейдем к другому столу, и еще раз убедимся, что звук можно увидеть. Я покажу вам видеоролик, в котором чашка с водой стоит на динамике проигрывателя.

Показ видеоролика «Воздействие сабвуфера на чашку воды».

- Почему дрожит вода?

- Ответы детей

(Звуковая волна заставляет дрожать чашку с водой)

 

Опыт № 2. « Почему все звучит?».

-Хотите сами попробовать издать звук при помощи различных инструментов?

- Давайте перейдем к другому столу.

- Как вы думаете, как называется этот музыкальный инструмент?

(ответы детей)

Давайте сначала я дотронусь до струны, а вы послушайте звук.

- А теперь, посмотрите, как я его остановлю.

- А теперь, Полина, дотронься до струны. Вслушайтесь в звук.

- Диана, пожалуйста, останови звук, просто положи ладошку на струну.

- А теперь Оля, дотронется пальчиком до струны и мы послушаем звук, а Славик, остановит звук ладошкой.

- Что произошло? Почему звук прекратился?

- Ответы детей

(Нет колебания, струну остановили.)

- Правильно, звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

- Я знаю, что вы все хотите попробовать поиграть, для этого я принесла еще и гитару, и к музыкальным инструментам  мы сможем вернуться после нашего занятия.

-А сейчас давайте узнаем, есть ли голос у деревянной линейки?

(дети переходят к столу с деревянными линейками)

Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному хлопаем ладошкой.

- Что происходит с линейкой?

- Ответы детей (Дрожит, колеблется.)

- Как прекратить звук?

- Ответы детей (Остановить колебания рукой.)

 

-Ребята, а вы знаете, в каком произведении даже медведю захотелось услышать звук?

-Ответы детей

-Я вам сейчас зачитаю отрывок из рассказа В.Бианки «Музыкант», а вы послушайте и скажите, на чем играл медведь?

Чтение отрывка из произведения В.Бианки «Музыкант».

 

- А теперь извлечем звук из стеклянной кружки при помощи деревянного карандаша.

- Когда же возникает звук?

Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.

ИГРА « Что звучит?»

- Ребята, Аленушка предлагает поиграть. Присаживайтесь на ковер.

- У нас с Аленушкой есть несколько предметов: бубен, погремушка, металлофон, колокольчик и газета.

- Отгадайте, что звучит?

Предлагается послушать шуршание газеты, металлофон, погремушку, бубен, колокольчик.

- Правильно, молодцы, вы очень внимательно слушали!

- Ребята, а чем вы слушали?

Ушками!

- Хотите узнать, почему слышат наши ушки?

 

Слайд – шоу «Звук и как мы его слышим»

 

Опыт № 3 «Исследование того, как у нас образуется звук».

- Ребята, мы можем услышать звук насекомого, а вы знаете, почему образуется звук при полете насекомого? Тогда послушайте и посмотрите.

 

Показ слайд – шоу «Образование звука при полете насекомого»

- Итак, почему они издают звук?

-Ответы детей.

(В результате движения крыльев.)

- А сейчас, давайте узнаем, где у нас образуется звук.

- Для этого изобразите голосом, как жужжит насекомое? / ж-ж-ж /

- Как работает насос? / с-с-с /

- А теперь положите руку на то место, где у вас образуется звук.

- Раз вы не сразу поняли, повторите эти звуки еще раз и проследите, где образуется звук.

Все дети называют  разные органы.

- Вы правильно указали. Действительно, и рот, и нос, и язык, и горло принимают участие в образовании звуков. Но самым главным органом является гортань. Гортань располагается в нижней части шеи. Положите руки на гортань. Вот так.

Показать ее местоположение и в ходе работы корректировать действия детей.

- Произнесите, пожалуйста,еще раз звук / ж-ж-ж /

- Прочувствуйте, как дрожит гортань. Здесь тоже происходит колебания, а, значит, и образуется звук.

- Кто хочет рассказать Аленушке, как образуется звук?

III. Итог.

- Спасибо, дети,  Аленушка говорит, что она поняла, как образуется звук.

 

  1. IV. Рефлексия детей.

- Что вам понравилось на занятии? Какая игра вам больше запомнилась?

- Что показалось трудным?

Ответы детей.

  Перейти к  публикациям для педагогов

  1. V. Самостоятельная игровая деятельность детей.

Педагогом отслеживается  желание и умение детей повторить опыты со звуком, проводится индивидуальная работа с детьми, у которых возникли затруднения.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2025. публикации для педагогов.