Шукаева Гиляна Михайловна
Учитель-логопед
МКДОУ Црр- Д/с № 31
Республика Калмыкия
Деловая игра для педагогов «Речевое развитие дошкольников» Слайд 1(дистанционное)
Дата проведения: 5.11.2020 г.
Учитель-логопед Шукаева Г.М.
Цель: формирование педагогической компетентности педагогов; развитие оуточнение знаний и умений педагогов по проблеме речевого развития детей.
Задачи:
- Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.
- Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.
- Развивать личностные профессиональные качества педагогов.
- Совершенствовать навыки логического мышления.
Материалы и оборудование: листы, ручки, презентация.
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи у детей дошкольного возраста, а также повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.
Я приглашаю Вас на деловую игру. Экспертом в нашей игре будет________ _______________________. Итак, мы начинаем с разминки, я задаю вопросы, вы отвечаете на них по очереди каждая команда. За каждый правильный ответ, команда получает по 1 баллу.
- Разминка: Игра «Да- Нет»
Вопросы для первой команды (средняя группа):
- Общение является ведущим средством развития речи. (Да.)
- Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря. (Нет.)
- Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
Вопросы для второй команды (старшая группа группа)
- Интонация, высота и сила голоса не входят в компоненты речи. (Нет.)
- Оснащение группы разнообразным оборудованием не относится к разделу развития речи детей. (Нет.)
- Детей 5 лет нельзя научить произносить буквы. (Да. Произносятся звуки.)
Вопросы для третьей команды:
- Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
- Повторное чтение является приемом формирования восприятия литературного произведения. (Да.)
- Формирование звуковой культуры речи относится к обязанностям логопеда, а не воспитателя. (Нет.)
- Конкурс «Ромашка» Слайд 2
Предлагаю каждой команде по 3 лепестка с терминами, вы обдумываете их, и выбираете зелёный листок из презентации на экране, который является ответом. Подобрав лепестки к листьям, мы заслушаем ваши определения.
Столбик №1 Средние группы- слово, речь, пассивный словарь.
Столбик №2 Старшие группы- развитие речи, словарная работа, диалог.
Столбик №3 Подготовительные группы- активный словарь, Что относится к словесным методам и приёмам обучения, пересказ.
Ответы: Слайд 3
- Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.
- Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.
- Развитие речи – творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.
- Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
- Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто).
- Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.
- Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.
- Что относится к словесным методам и приёмам обучения? (пояснение, рассказ, чтение, беседа).
- Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
- Конкурс. Скороговорки. Слайд 4
Один участник от каждой команды должен произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.
- Для средней группы : «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»
- Для старшей группы: «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»
Подготовительная группа: «Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб».
- Творческий конкурс.
Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».
- Для подготовительной группы «У страха глаза велики».
- Для старшей группы: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
Для средней группы: «Без труда, не выловишь и рыбку из пруда».
- Конкурс «Круглый стол»
Беседа по вопросам.
- Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.
- Формирование словаря.
- Звуковая культура речи.
- Формировать грамматический строй речи.
- Развивать связную речь.
- Ознакомление с художественной литературой.
- Каковы задачи по формированию словаря?
Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.
- Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольников?
Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксисом (построение простых и сложных предложений).
- Что такое диалог?
Диалог - это разговор двух или нескольких лиц на тему, связанную с какой - либо ситуацией.
- Назовите формы диалогической речи?
- разговор
- беседа
- С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей диалогической речи?
С младшей группы.
- С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи?
Со средней группы.
- Что такое монолог?
Монолог — это речь одного собеседника, обращенная к слушателям.
- Какой прием считается ведущим при организации беседы?
Вопросы.
- Давайте вспомним: в каких видах деятельности развивается речь ребенка?
- Д/игры;
- С/игры;
- С/игры;
- Р/игры;
- Режимные моменты;
- Прогулки;
- Занятия.
- Литературный Конкурс.
Вопросы для воспитателей средней группы
- Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказанной Алексеем Толстым?(«Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
- Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной
сказке «Теремок».(«Рукавичка».)
3.Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)
- Автор сказки «Гадкий утенок».(Ганс Христиан Андерсен.)
- Известный советский писатель, написавший большое количество стихотворных сказок для детей.(Корней Иванович Чуковский.)
Вопросы для воспитателей старшей группы
- Автор сказки «Серебряное копытце»?(Бажов.)
- Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись рыбка большая и маленькая!»?(«Лисичка-сестричка и Серый Волк».)
- Самый высокий герой Сергея Михалкова.(Дядя Степа.)
- О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?
(О мышонке.) - Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные.(«Гуси-лебеди».)
Вопросы для воспитателей подготовительной группы
- Назовите имя прообраза нашего Буратино?(Пиноккио.)
- Автор сказки «Конек-горбунок»?(Ершов.)
- В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности? («Айога».)
- Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»?(Воробей, мышонок и блин.)
- Писатель и художник, автор книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.?(Е.Чарушин.)
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили методы и приемы, способствующие речевому развитию детей. Предоставляется слово экспертам. Дайте свою оценку. Насколько педагоги компетентны в речевом развитии детей дошкольного возраста?
Памятка для воспитателей (в слайде презентации)
3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный) приемы, соответствующие каждому методу.
Словесный
Чтение произведение
Вопросы к детям по содержанию произведений
Пересказ произведения
Заучивание наизусть
Выразительное чтение
Беседа по произведению
Прослушивание грамзаписи
Практический
Элементы инсценировки
Игры-драматизации
Дидактические игры
Театрализованные игры
Использование разных видов театра
Игровая деятельность
Наглядный
Показ иллюстраций, картинок, игрушек
Элементы инсценировки
Движение пальцами, руками
Схемы
Алгоритмы
Просмотр видеофильмов, диафильмов
Оформление выставки
Перейти к публикациям для педагогов
Приемы обучения рассказыванию:
- образец рассказа
- частичный образец рассказа
- дублер образца
- разбор образца рассказа
- план рассказа
- воспроизведение плана рассказа детьми
- коллективный разбор плана
- коллективное составление рассказа
- составление рассказа по частям
- окончание детьми рассказа, начатого воспитателем
- подсказ вариантов
- вопросы, указания, пояснение
- оценка