ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Гольман Татьяна Ильинична

МКУ Центр «Теплый дом»

город Новосибирск

ПРОГРАММА

«Профилактика и коррекция СДВГ методами игрового нейробиоуправления»

Пояснительная записка

В России синдром дефицита внимания стал диагностироваться около десяти лет назад. Первоначально его рассматривали в сочетании с гиперактивным поведением ребенка, описывая характерное двигательное беспокойство ребенка и невозможность длительного сосредоточения на каком-либо объекте. Дети этой категории, несмотря на хороший интеллект, часто оказывались неуспевающими в школе или относились к «детям с проблемами».

В настоящее время выделяют три типа СДВГ:

  • тип с преобладанием гиперактивности/импульсивности,
  • тип с преобладанием дефицита внимания,
  • смешанный тип (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности/импульсивности).

Синдром гиперактивности выявляют у 23% учащихся младших классов (данные по России). Следует отметить, что 66% этих детей имеют трудности в обучении, а у 26% они достигают степени учебной декомпенсации. Очень важно, что у мальчиков СДВГ встречается в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Признаками дефицита внимания и/или гиперактивности могут являться:

  • нарушения концентрации внимания;
  • неуместная избыточная активность, не соответствующая выполняемому заданию;
  • импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности;
  • проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
  • сопутствующие нарушения поведения.

     Поведение ребёнка с СДВГ не соответствует социальным нормам и очень часто ему не удаётся достичь результатов, соответствующих его способностям. Психическая незрелость этих детей определяет относительную лёгкость возникновения у них отклонений в процессе формирования личности. На первый план выступает отсутствие волевого регулирования, зависимость поведения от сиюминутных влечений, повышенная подчиняемость чужому влиянию, отсутствие навыков к систематическому труду. Эмоционально-волевая незрелость может приводить к аддиктивным формам поведения (употребление алкогольных напитков и наркотических средств, игровой зависимости), отклоняющемуся поведению. Совсем не случайно, что до 60% подростков, находящихся в колониях для несовершеннолетних преступников, страдают СДВГ различной степени тяжести.

СДВГ хорошо поддается коррекции и имеет оптимистические прогнозы, но при условии, если коррекцию проводить своевременно: в возрасте 5-10 лет. Нужно не упустить это время. Помощь должна носить комплексный медико-психолого-педагогический характер, при определяющей роли семьи и родителей.

Данная Программа ориентирована на детей общеобразовательных учреждений, детских садов, учителей, социальных педагогов, воспитателей групп продленного дня, воспитателей детских садов, контактирующих в повседневной работе с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также на родителей, в семьях которых имеются дети с данной проблемой.

Цель Программы – формирование навыков саморегуляции, концентрации внимания, стрессоустойчивого поведения для профилактики аддикций (наркомании, токсикомании, гемблинга) и отклоняющегося поведения у детей и подростков с СДВГ методами игрового нейробиоуправления.

Задачи Программы:

  • информировать родителей и педагогов о природе СДВГ;
  • информировать взрослых о риске развития аддикций (наркомании, токсикомании, гемблинга) и отклоняющегося поведения у детей с СДВГ;
  • обучить родителей навыкам первичного распознавания симптомов СДВГ (гиперактивность, дефицит внимания);
  • развить навыки позитивного восприятия ребенка, страдающего СДВГ у педагогов и родителей;
  • обучить родителей правилам взаимодействия с детьми СДВГ, выработка адекватной системы поощрений и наказаний;
  • выявлять детей с признаками СДВГ;
  • обучить навыкам саморегуляции с использованием игрового компьютерного биоуправления и нейробиоуправления учащихся, имеющих признаки гиперактивности и повышенной тревожности;
  • способствовать формированию навыка произвольной концентрации внимания разной степени выраженности у детей, имеющих признаки синдрома дефицита внимания;
  • обучить учащихся управлению эмоциональным состоянием, повышение их самооценки и стрессоустойчивости;

Предлагаемая Программа соответствует социально-педагогической направленности.

 

 

 

Содержание программы

 

  Содержание Программы включает в себя три направления:

  1. Психологическое просвещение родителей и педагогов о природе, причинах, проявлениях, отдаленных последствиях и способах коррекции данного синдрома (СДВГ).

Для реализации этой цели проводятся лекции, индивидуальные и групповые консультации, собеседования с родителями.

Повышать исходный уровень знаний у значительного количества людей помогает печатная продукция, которая распространяется участникам проводимых мероприятий (лекций, семинаров) и родителям, обратившимся за консультацией.

  1. Отбор и анализ (средствами психологической диагностики и игрового биоуправления возрастающей сложности) психофизиологического состояния детей, поступающих в школу, с выделением «группы риска» и последующим мониторингом их в течение 1-4 классов.

Для этого в августе месяце, с согласия родителей, проводятся диагностические сеансы для детей, идущих в 1-й класс гимназии для выявления детей «группы риска» и повышенной тревожности. Дети приглашаются небольшими группами по 4 человека. С ними проводится психологическое тестирование по следующим методикам: Таблицы Шульте (черные, 5 шт.), запоминание 10 слов (А.Р. Лурия), ЦПМ Дж. Равена, тест Тулуз Пьерона, диагностика эмоционального состояния по Люшеру.

Далее обследование детей продолжается с применением технологии компьютерного игрового биоуправления.  

Каждый ребенок проходит два этапа обследования на компьютерных тренажерах «БОС-ПУЛЬС», которые состоят из специальных приборов-датчиков (прикрепляемых на палец), регистрирующих пульс и набора игровых программ, сюжеты которых управляются частотой сердечных сокращений и носят явный или скрытый соревновательный характер.

На первом этапе используется игра «Вира!». В игре имитируются соревнования по подводному погружению за сокровищами. Участник управляет одним из соревнующихся водолазов. Его задача – обогнать соперника, скорость которого – это его собственная скорость, достигнутая в предыдущей попытке. Чтобы обогнать соперника и победить в игре, играющий должен снизить частоту сердечных сокращений (ЧСС): чем меньше ЧСС, тем лучше движется «управляемый объект».

Таким образом на экране компьютера моделируется стрессовая ситуация, погружаясь в которую, ребенок проявляет свой стереотипный способ поведения в условиях стрессовой нагрузки. Играя в эти игры, дети учатся управлять своим состоянием, соотносить происходящее на экране компьютера со своим самочувствием и эмоциональным статусом.

На втором усложненном этапе используется игра «Ралли»: гонки на автомобиле по круговой трассе. Чтобы выиграть игру ученик должен:

  • реагировать на все препятствия на дороге, которые необходимо вовремя заметить и объехать, показав хорошее время реакции,
  • быть спокойным и сосредоточенным, так как скорость автомобиля зависит от ЧСС. Дети с трудностями концентрации внимания и высокотревожные дети, как правило, не могут достигнуть высоких результатов.

Каждая игра имеет музыкальное сопровождение и возможность сохранения, вывода результатов на экран и печать, которые просматриваются после каждой игры и анализируется инструктором и учащимся.

По результатам диагностического этапа родителям даются рекомендации и формируются группы для дальнейших занятий по коррекции.

  1. Коррекционная работа с детьми «группы риска». Занятия начинаются с начала учебного года, проводятся как групповые, так и индивидуальные. Количество проведенных сеансов строго индивидуально (от 10 и более). Работа ведется на сертифицированных аппаратах БОСЛАБ-ЭЭГ, разработанных НИИ МББ СО РАМН РФ.

Игра как наиболее яркий сценарий эмоционального подкрепления механизмов саморегуляции, позволяет полноценно осуществить самую значимую задачу технологии биоуправления — превратить ребенка из пассивного объекта внешних вмешательств (врача, учителя, инструктора) в заинтересованного, активного субъекта оздоравливающего процесса.

Главной особенностью игрового компьютерного лечебно-оздоровительного тренинга, основанного на технологии игрового биоуправления, является соревновательный сюжет. Для того чтобы победить в соревновании, играющий должен научиться изменять характер физиологических функций, например, ЧСС, температура тела и др. На экране компьютера моделируется стрессовая ситуация, погружаясь в которую, человек проявляет свой стереотипный способ поведения в условиях стрессовой нагрузки

Выиграть игру (соревнование) или добиться положительного (созидательного) развития сюжета ребенок может, только научившись управлять собственными механизмами саморегуляции, используя методики мышечной релаксации в сочетании с высокой степенью контроля сознания, постоянным сканированием внутренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на экране монитора.

Преодолевая противоречия между психоэмоциональной нагрузкой и необходимостью сохранять состояние спокойствия и сосредоточения, играющий учится формировать устойчивость к стрессирующей ситуации игры. Таким образом, создается модель эффективного поведения — система навыков конструктивного разрешения подобных ситуаций, препятствующая развитию стрессиндуцированных состояний и их последствий. Обучающие алгоритмы построены таким образом, что для победы необходимо улучшить свой собственный результат из предыдущего сеанса (соревнование с самим собой), что является залогом совершенствования навыков саморегуляции.

Во время таких сеансов проводится отработка релаксационных методик. Детям предлагается использовать наиболее известные техники расслабления: визуализация, дыхательные упражнения, прогрессивная мышечная релаксация. Каждый играющий осваивает индивидуальный способ саморегуляции, наблюдая за ходом игры, и направляет свое внимание только на себя и на свое внутреннее состояние.

Дополнительно для детей с выявленными признаками расстройства  внимания используется вариант бета-стимулирующего биоуправления на аппаратном комплексе БОСЛАБ. Включённый в контур биологической обратной связи через компьютер, ребёнок обучается навыкам активной модификации биоэлектрической активности определённых структур головного мозга, регулирующих поведение. Устойчивый сдвиг в сторону преобладания в электроэнцефалограмме бета-ритма обеспечивает стойкий коррекционный эффект. Для достижения этих изменений от ребёнка требуется постепенно научиться управлять своим состоянием путём концентрации внимания на сигнале биологической обратной связи, тем самым, компенсируя пониженный уровень активности передних отделов коры головного мозга. Стремление к получению положительного подкрепления сначала приводит к кратковременным сдвигам функционального состояния мозга, а затем и к устойчивым созидательным изменениям как функциональных, так  и его структурных характеристик. Занятия индивидуальные, не менее 25-30.

Эффективность технологии нейробиоуправления очень высока: у более, чем половины детей с помощью игрового тренинга достигается существенная положительная динамика. Но при этом работа должна носить продолжительный и системный характер.

 

 

Календарно-тематический план

 

Направления работы

Мероприятия

Сроки реализации

Цель

Психологическое просвещение                  

Лекция для родителей

 

 

 

Повышение информированности родителей.

Семинар для педагогов

 

Повышение информированности педагогов.

Индивидуальное консультирование родителей, педагогов.

 

Повышение воспитательной компетенции родителей и педагогов.

Распространение методических материалов по проблеме.

 

Отбор и анализ

Групповая и индивидуальная психологическая диагностика.

 

 

 

 

 

Выявление признаков дефицита внимания и нарушения поведения, контроль результативности тренинговой работы.

Групповая диагностика на БОС-ПУЛЬСе.

 

Выявление детей со скрытыми признаками дефицита внимания, тревожных, с низкой способностью к саморегуляции.

Анкетирование родителей и педагогов по проблеме.

 

Получение дополнительной информации о ребенке и степени информированности родителей о проблеме.

Контрольное анкетирование.

 

Выявление изменений в уровне осведомленности родителей о проблемах, связанных с СДВГ.

Коррекционная работа

Тренинг на игровом тренажере БОС-ПУЛЬС.

 

Формирование навыков саморегуляции, достижения психо-эмоционального комфорта, повышение стрессоустойчивости.

Индивидуальные занятия на аппаратном комплексе БОСЛАБ.

 

Формирование навыка устойчивой концентрации внимания, повышение самооценки у детей с выявленным синдромом  СДВГ.

 

Планируемые результаты

 

  1. Повышение осведомленности родителей в вопросах СДВГ и связанного с ним риска формирования аддиктивного поведения у детей и подростков, снижение вероятности деструктивного внутрисемейного поведения, повышение культуры семейных отношений.
  2. Снижение уровня тревожности, формирование навыков саморегуляции и стрессоустойчивости у детей с признаками СДВГ, выработка каждым ребенком индивидуальной стратегии преодоления стресса и достижения психо-эмоционального комфорта, повышение адаптивности к требованиям учебного процесса.
  3. Освоение детьми с признаками СДВГ навыка активной модификации биоэлектрической активности определённых структур головного мозга, регулирующих поведение.
  4. Безлекарственная коррекции дефицита внимания у учащихся средствами биоуправления.

Биоуправление, интегрированное в образовательный процесс, формирует систему навыков, позволяющих ребенку самостоятельно добиваться состояния оптимального функционирования, способствуя личностному росту, обеспечивая поиск наиболее эффективного поведенческого стереотипа. В процессе игрового биоуправления приобретается умение контролировать свое психоэмоциональное состояние, опосредованно – деятельность ССС, это позволяет увеличить адаптационные возможности организма. Приобретение навыка эмоционального состояния, повышение самооценки и стрессоустойчивости чрезвычайно важно в работе по профилактике наркозависимости и других форм аддиктивного поведения, так как позволяет подростку добиться состояния психоэмоционального комфорта без применения психоактивных веществ (ПАВ).

Дети, прошедшие курс нейробиоуправления, полностью соответствуют академическим требованиям успеваемости, предъявляемым к здоровым школьникам, социально адаптированы и готовы к обучению в обычных классах.

Методическое обеспечение и условие реализации Программы

 

  Перейти к  публикациям для педагогов

Кадровый ресурс в норме, так как к реализации Программы привлечены специалисты (психолог, тренер нейробиоуправления), научный консультант НИИ Молекулярной биологии и биофизики, врач функциональной диагностики, врач-психотерапевт МУ ГКБ № 34. Научным руководителем группы является профессор М.Б. Штарк, академик РАМН, зам. директора по научной работе НИИ МБиБ СО РАМН, д.м.н., заслуженный деятель науки РФ.

К реализации Программы привлечены следующие материально-технические ресурсы:

  • помещение для проведения лекций и семинаров для родителей, воспитателей ДУ, психологов;
  • помещение для проведения коррекционной работы с детьми и родителями - кабинет биоуправления (№201);
  • ноутбук Asus, 15", 256 Мб;
  • Бос-Пульс , 5 шт.;
  • БОСЛАБ-ЭЭГ, 2 шт.;
  • компьютер, 2шт.;
  • монитор ж/к, 19", 2 шт.;
  • стойка под аппаратуру БОСЛАБ, 2 шт.;
  • ЭЭГ электроды ,4 шт.;
  • ЭМГ электроды, 4 шт.;
  • прищепка референтная ушная, 2 шт.;
  • электропроводящая паста ten-20 , 5 шт.;
  • одноразовые миографические датчики, 30 уп.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.