ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Соколова Дарина Викторовна

Учитель-логопед

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5»

Ярославская область, город Ярославль

 Городской конкурс методических разработок

«Информационно-образовательная среда педагога»

Методическая разработка

«Авторский образовательный ресурс как одна из успешных форм дистанционного обучения»

Выполнила:

учитель-логопед

МДОУ «Детский сад № 5»

Соколова Дарина Викторовна

                                            г. Ярославль

                                              2020 г.

Актуальность

Мы живем в веке новых технологий, стремительного развития информационного общества, когда компьютерные средства прочно вошли в нашу жизнь и стали необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством развития и образования детей.

В практике реализации образовательных программ в детских учреждениях  дистанционные технологии в должном качестве и в целях обеспечения учебного процесса практически никогда не применялись.

 Но в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране у специалистов дошкольных учреждений возникла необходимость в разработке и применении новых педагогических форм и методов профессиональной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

  Внедрение дистанционных технологий обучения позволяет не только обеспечивать учебный процесс в период экстремальных эпидемиологических ситуаций, но и расширяет возможности детских учреждений в эффективной реализации образовательных программ.

Дистанционное коррекционно-развивающее обучение строится в соответствии с теми же целями, задачами, содержанием, что и очное обучение. Но форма подачи материала, взаимодействия учителя-логопеда, дошкольников и родителей детей между собой будут иными.

Дидактические принципы организации дистанционного обучения в основе своей также должны быть теми же, но реализуются они специфичными способами, обусловленными спецификой новой формы коррекционно-развивающего обучения, возможностями информационной среды, сети Интернет.

Необходимым условием организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность родителей обучающихся. Эта особенность, как правило, реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и совместной коррекционной работой.

 

Цель методической разработки

Описать модель организации и использования цифровой образовательной среды в целях совершенствования всех сторон речи дошкольников с тяжелым нарушением речи (далее ТНР) в условиях дистанционного обучения.

 

Задачи:

  • раскрыть особенности и плюсы дистанционного обучения
  • представить структуру сайта для коррекционно-развивающих занятий для детей с ТНР в условиях дистанционного обучения
  • предложить варианты дистанционной индивидуальной обратной связи для проверки и контроля выполнения работ детей

 

Практическая значимость

Материал данной разработки позволяет не только разобраться в сложной системе коррекционной работы детей с ТНР, но может быть памяткой, руководством педагогам для создания своей информационной среды в сети Интернет. 

Данный проект предназначен педагогов, родителей и может использоваться как основная форма дистанционного обучения в период эпидемиологической ситуации, а также как дополнительное развитие ребенка и закрепление материала в домашних условиях.

Проект «Авторский образовательный ресурс, как одна из успешных форм дистанционного обучения»

Основная идея проекта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования лексико-грамматических категорий, фонетико-фонематического восприятия и связной речи. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет усваивать программу дошкольного образования, привлекать родителей к развитию ребенка, улучшить взаимодействие родителей и учителя-логопеда, а, также, благодаря красочному оформлению и преподнесению материала, сохранять интерес у ребенка на протяжении обучения.

Применение информационной образовательной среды в системе коррекционной работы делает процесс обучения более интересным и интенсивным. Одной из наиболее удачных форм дистанционного обучения является авторский образовательный ресурс – сайт учителя-логопеда. Это удобный и эффективный способ предоставления разнообразного материала для занятий с ребенком, а также качественное и удобное взаимодействие с родителями.

Родители являются важным звеном в системе коррекционной работы с детьми с ТНР в условиях дистанционного обучения. На них возлагается большая ответственность за проведение занятий и обучение своего ребенка, а также за обратную связь.

В настоящее время, в условиях сложной эпидемиологической ситуации в стране, крайне важно соблюдать все меры, предписанные для сдерживания распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). А, значит, очное взаимодействие специалиста с родителями ограничено и взаимодействие в условиях дистанционного обучения будет играть немаловажную роль.

Также плюсами дистанционного образования являются:

  • Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается родителем, ориентируясь на ребенка, в зависимости от его личных индивидуальных особенностей и потребностей.
  • Свобода и гибкость – взрослый с ребенком вправе самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  • Охват - «массовость» - численность детей не является ограниченным параметром. Все желающие могут иметь доступ к разным источникам информации (картотекам, презентациям, аудио- и видеофрагментам).
  • Доступность - независимость от географического и временного положения ребенка и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях. Расстояние от места нахождения ребенка до логопеда (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективной логопедической работы.
  • Мобильность - эффективная реализация обратной связи между специалистом и ребенком является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Психологический комфорт – дети, которые в связи с индивидуальными особенностями испытывают дискомфорт при ответах на занятии среди детей, будут лучше усваивать информацию в комфортных для себя условиях.

Основу современных образовательных технологий составляют цифровые образовательные ресурсы (ЦОР).

В работе с детьми с ТНР используются следующие виды цифровых образовательных ресурсов, необходимые для организации учебно-образовательного процесса и системно представленные в цифровой форме на образовательном ресурсе учителя-логопеда:

  • иллюстрации
  • фотографии
  • презентации
  • документы
  • аудиозаписи
  • видеофрагменты
  • видеоролики, отобранные в соответствии с содержанием лексической темы.

Особое значение нами придается в подаче материала, чтобы повысить заинтересованность ребенка. Большинство материала на ресурсе представлено в виде мультимедийных презентаций. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание, что часто страдает у детей с ТНР. У детей с ТНР преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово. Поэтому используются в работе фотографии, отображающие реальный вид предметов, живых существ, природных явлений, что очень заинтересовывает детей.

Использование в работе фотографий в цифровом исполнении, плакатов, презентаций и видеороликов можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения детьми информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50 %

Я считаю, что занятия для детей с ТНР должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых записей и видеозаписей. Всё это может обеспечить компьютерная техника с её мультимедийными возможностями и выход в сеть Интернет на образовательный ресурс.

Для реализации проекта я создала авторский сайт учителя-логопеда https://darinasokolik.wixsite.com/mysite-1, на котором представила систему занятий для детей дошкольного возраста с ТНР.

 

Задачи проекта «Авторский образовательный ресурс как одна из успешных форм дистанционного обучения»:

  • внедрить систему работы по использованию интерактивных компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи;
  • создать условия для освоения коррекционно-образовательной программы детей с ТНР, используя формат дистанционного обучения;
  • обогатить образовательное содержание занятий учителя-логопеда по развитию дошкольников с ТНР.

 

План мероприятий по реализации проекта

  • Создать авторский образовательный ресурс – сайт и наполнить его материалом.
  • Создать подборку авторских интерактивных игр, игр-презентаций, познавательных видео по совершенствованию всех сторон речи согласно лексическим темам, блокам и направлениям.
  • Обогатить, качественно обновить и повысить  эффективность коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

 

Предполагаемый результат

  • Совершенствование всех сторон речи у детей с ТНР;
  • Повышение  интереса у детей с ТНР  к логопедическим занятиям;
  • Совершенствование формы работы с родителями;
  • Повышение эффективности коррекционной работы в условиях дистанционного обучения.

 

Структура сайта для коррекционно-развивающих занятий для детей с ТНР в условиях дистанционного обучения

Организация занятий, совместной деятельности, индивидуальной работы с детьми с ТНР представлены на образовательном ресурсе тремя блоками.

 

I блок. Формирование лексико-грамматических категорий

Освоение лексических тем представлено для ребенка в увлекательном путешествии по Галактике. Ребенку предлагается путешествовать вместе с астронавтом Тошей по разным планетам на космическом корабле. Каждой планете соответствует своя лексическая тема.

Лексическая тема начинается с проведения занятия по развитию связной речи, где происходит знакомство с темой и беседа по ней. Второе занятие направлено на расширение словарного запаса и формирование лексико-грамматических категорий. Прилагается документ с письменным заданием, где идет закрепление пройденной темы, а также развитие мелкой моторики, развитие зрительного восприятия, развитие высших психических функций (далее ВПФ): памяти, внимания, мышления. Также предлагается картотека по теме (цифровые фотографии, иллюстрации, видеофрагменты и другие дополнительные материалы по теме) и литература для дополнительного изучения.  Подбор материала осуществляется в соответствии с возрастом ребенка (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет).

 

II блок. Формирование фонетико-фонематического восприятия

Комплекс занятий по формированию фонетико-фонематического восприятия, а также обучение грамоте представлен волшебной планетой с множеством городов звуков и букв. Каждому городу соответствует свой звук и соответствующая буква. Ребенок путешествует с астронавтом Тошей по городам и знакомится со звуками и буквами. В городе живут соответствующие звуку Звуковички (например, Звуковой город буквы А – его население красные Звуковички, так как звук А - гласный), которые и предлагают ребенку выполнить различные задания на усвоение материала и выполнение поставленных задач. У красных Звуковичков есть свои друзья – это согласные звуки, с которыми они дружат. Благодаря такому преподнесению материала, освоение процесса чтения и письма становится для детей наиболее успешным.

III блок. Фундамент правильной речи

Под фундаментом правильной речи подразумеваются основные направления, которые способствуют формированию базы, необходимой для правильного звукопроизношения. Данный материал представлен для ознакомления в виде путешествий на подводной лодке по океану, с посещением различных морских царств и островов.

Основные направления блока:

  • Развитие дыхания
  • Развитие фонематического восприятия
  • Развитие артикуляции
  • Развитие мимической моторики
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие общей моторики
  • Развитие интонационной стороны речи (темп, ритм и др.)
  • Развитие слоговой структуры слова
  • Развитие восприятия (зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое, кинестетическое и др.)

После выполнения заданий ребенком, родитель заполняет форму обратной связи – отчет о проделанной работе. Родитель прописывает возникшие в процессе выполнения трудности у ребенка, ошибки, с которыми столкнулся ребенок, а также подчеркивает его успехи.

С помощью обратной связи с прикрепленными звуковыми файлами активно ведется контроль за автоматизацией звуков: проговаривание чистоговорок, заучивание детьми стихов.

Каждая форма обратной связи проверяется лично, ведется диалог с родителем, высылаются рекомендации и дополнительные задания для полного усвоения темы ребенком.

 Также родитель оценивает материал и его подачу, в последствие чего может написать свои предложения и пожелания для дальнейшего развития проекта. 

Посредством формы обратной связи создается возможность общения родителей с логопедом, консультирование по вопросам развития и коррекции речи дошкольников. Особенно это востребовано в настоящее время, когда нет возможности встретиться со специалистом лично.

Благодаря использованию образовательного ресурса и мультимедийного способа подачи информации с целью повышения уровня речевого развития детей с ТНР достигаются следующие результаты:

  • ребенок умеет во время речи осуществлять правильное речевое

дыхание, ритм речи и интонацию;

  • ребёнок умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
  • ребёнок подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;

 

Благодаря мультимедийному способу подачи информации:

  • дети легче усваивают материал;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
  • развиваются ВПФ: внимание и память;
  • активно пополняется словарный запас;
  • формируется тончайшая координация движений глаз.
  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

 

В настоящее время на образовательном ресурсе мною разработаны медиатеки для детей 4-5 лет:

- по лексическим темам:

  • «Насекомые»
  • «Перелетные птицы»
  • «Посуда»
  • «Игрушки»
  • «Домашние животные»

- по формированию фонетико-фонематического восприятия и обучению грамоте:

  • «Звуковой город буквы А»
  • «Звуковой город буквы Т»

Разработка материала по другим возрастам планируется в ближайшее время.

Данный проект открывает новые возможности для взаимодействия родителей и педагогов.

Авторский образовательный ресурс – сайт учителя-логопеда позволяет разместить материал, используя цифровые образовательные ресурсы, в одном месте, что является удобным для работы в условиях дистанционного образования.

Используемая данная модель организации коррекционной работы и использования цифровой образовательной среды позволяет добиваться положительной динамики в развитии коммуникативных способностей детей, а также положительных результатов в развитии всех сторон речи дошкольников с тяжелым нарушением речи.

 

Перспективы дальнейшего развития данного проекта

  Перейти к  публикациям для педагогов 

  • Продолжить работу по теме: «Авторский образовательный ресурс как одна из успешных форм дистанционного обучения».
  • Продолжить наполнение сайта материалом.
  • Продолжить наполнение коррекционно-развивающих заданий по следующим возрастам: 3-4 года, 5-6 лет, 6-7 лет.
  • Создание и оформление блоков: «Нормы речевого развития от 0 до 7», «Диагностика и развитие высших психических функций», «Театрализованная деятельность в коррекционной работе» и другие.
  • Продолжить разработку игр и игровых упражнений по темам и возрастам.
  • Продолжить разработку консультаций, рекомендаций, анкет для работы с родителями.

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.