Мурачева Елена Владимировна
Учитель-логопед
МБДОУ г. Иркутска детский сад №77
Иркутская область, г. Иркутск
Развитие связной речи посредством включения музыкальных игр в логопедические занятия
Учитель-логопед Мурачева Е.В.
Основное назначение музыкальных игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Под руководством взрослого ребенок учится сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки. Он стремится проявить себя в пении, танце, игре на музыкальных инструментах. Каждый ищет неповторимый характер движения, изображая веселую птичку, неуклюжего медведя или хитрую лисичку.
Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
Успех музыкального воспитания, осуществляемого в детском саду, во многом зависит от постановки воспитания в семье.
Музыкальная игра являются важным средством развития музыкальной деятельности ребёнка. Они помогают привить любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, вызвать интерес и желание участвовать в них. В результате ребёнок учится любить, ценить, понимать музыку и получает необходимые знания об основах музыкальной грамоты.
Музыкальные игры используют на занятиях, праздниках и развлечениях, в самостоятельной деятельности ребёнка в детском саду. Большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.
Для музыкального воспитания и развития ребёнка в семье предлагаем вам, простые музыкальные игры.
Стихи в хлопках.
Ход игры: Рассказывая стихотворение, ребёнок прохлопывает ритм слов. Если это ему трудно, взрослый может это делать руками ребёнка.
Научи матрёшку танцевать.
Ход игры: Большая матрёшка учит танцевать маленькую. Взрослый отстукивает ритм по поверхности стола, а ребёнок повторяет этот ритм маленькой матрёшкой.
Нарисуй песню.
Ход игры: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке (любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры).
Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.
Воробушки
Ход игры: Дети стоят в шеренге (или на своих местах – «в гнездах).
Утром воробушки просыпаются - потягиваются, расправляют крылышки, чистят клювики, выпрыгивают из гнездышек и летят. По команде «Полетели» звучит музыка, и воробышки свободно под музыку летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит команда «В гнезда», и дети быстро занимают свои места.
Громко – тихо запоём.
Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.
Танцы сказочных персонажей
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т.д.).
Перейти к публикациям для педагогов
Звуки вокруг нас
Ход игры: Участники прислушиваются к звукам, которые их окружают и по очереди подпевают. Например, участник говорит, что слышит гул летящего самолёта и поёт на одном звуке: у-у-у-у-у, а также участник изображает голосом приближающийся и улетающий вдаль самолёт, постепенно усиливая и ослабляя звучание.