Конспект игрового занятия
по валеологии
«Секреты скелета»
(подготовительная группа)
Воспитатель: Кузнецова М.Г.
МДОУ д/с №4 «Олимпийский»
г.Углич, Ярославская обл.
Цель: расширять представления детей об опорно-двигательной системе
Задачи:
- Дать детям представления о:
- суставах и их роли в организме человека;
- молочных продуктах, содержащих кальций, необходимый для укрепления костей;
- рентгене и его значении;
- осанке и её роли, способах сохранения и укрепления.
- Активизировать словарь понятиями: суставы, рентген, кальций, осанка, рубрика.
- Закреплять знания детей о строении скелета человека с помощью игр.
- Развивать внимание, память, мышление, умение ориентироваться в пространстве.
- Развивать у детей потребность в сохранении и укреплении здоровья.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование:
- музыкальный центр, диск с записью музыки с передачи «О самом главном»;
- игрушечная видеокамера, игрушечный микрофон;
- электронная игра «Говорящая анатомия»;
- макет скелета, вырезанный из линолеума;
- магнитная доска, магниты цветные, указка
- Плакаты: «Скелет человека»; «Правильная осанка»
- рентгеновские снимки;
- три подноса;
- канопе из фруктов, овощей, сыра;
- стаканчики с йогуртом;
Предварительная работа педагога:
- запись музыки с передачи «О самом главном»;
- изготовление из линолеума макета «Скелет человека»;
- подбор физкультминуток по тематике занятия;
- подбор стихотворения об осанке;
- предварительная работа с воспитателем по физической культуре.
Предварительная работа с детьми:
- беседа «Секреты скелета» и значение скелета в жизни человека;
- игры: «Секреты скелета», «Полезные и вредные продукты», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек»;
- подготовка «оператора» программы – ребенка из другой подготовительной группы.
Ход занятия
(дети входят в зал, здороваются с гостями, встают вокруг воспитателя)
- Ребята, давайте представим, что мы находимся не в детском саду, а на телестудии, где снимаются различные передачи. В этой студии снимается передача "О самом главном", а это значит о здоровье.
- Сегодня я буду ведущая, вы – участниками передачи, а наши гости - зрителями.
- Вы готовы принять участие в телепередаче? Тогда начинаем.
(звучит команда «оператора» «Камера! Мотор!» и запись музыки с передачи «О самом главном». Ведущая предлагает детям занять места в «студии», берёт «микрофон»)
- Сегодня мы продолжаем разговор на тему "Познай себя". В 1 рубрике вспомним те секреты скелета, которые уже раскрыли, и будем раскрывать новые. Во 2 рубрике поговорим о продуктах питания, которые укрепляют кости человека. В конце передачи наш гость - кандидат в мастера спорта Мальшева Т.С. расскажет нам, что такое осанка, и что необходимо делать, чтоб сохранить её красивой.
(отвечающему ребенку предлагается «микрофон»)
- Для чего нужен человеку скелет? (для того, чтобы поддерживать тело, защищать мозг, сердце, лёгкие)
- Из чего состоит скелет? (из костей)
- Сколько костей в теле человека? (более 200)
- Какие кости самые крепкие? (кости ног)
- А сейчас, давайте вспомним название костей, которые образуют скелет, а помогать нам в этом будет наша помощница электронная игра "Говорящая анатомия". Приглашаю всех участников передачи подойти к столу.
(на столе игра "Говорящая анатомия", маленькая указка. Дети садятся вокруг стола)
- Послушайте правила игры. Я буду показывать, вы по очереди называть кости скелета, а после ответа нажимать на соответствующую кнопку. Электронная игра будет контролировать правильность ответов. За верные ответы мы будем награждать вас дружными аплодисментами.
Игра «Говорящая анатомия»
- Все секреты вспомнили! А сейчас, для того, чтобы раскрыть новые секреты скелета вам надо собрать его макет. Сейчас макет разобран, все части лежат отдельно друг от друга. Попробуйте собрать его в единое целое, начиная сверху вниз, т.е. с черепа.
Игра «Собери макет»
(звучит тихо музыка, дети на ковре собирают макет, вырезанный из линолеума
и садятся на свои места)
- И так, макет собран. Не трудно было? (не трудно).
- Ребята, если бы кости человека могли так же легко соединяться и разбираться, как у этого макета, то мы бы с вами развалились по частям, но этого не происходит! Почему? (ответы детей)
- Потому, что все кости скелета, даже самые маленькие, прочно соединены между собой! Но, тогда как же мы можем двигаться - ходить, сгибать и разгибать руки, ноги, поднимать их, шевелить пальцами и т.д.? (ответы детей)
- Я вам раскрою новый секрет! Кости соединены между собой прочными, но подвижными суставами. В суставах содержится особая жидкость, которая, как масло смазывает их поверхность. В нашем скелете много суставов. Сегодня мы поговорим о самых крупных. Посмотрите на плакат.
(к магнитной доске магнитами укреплен плакат «Скелет человека». Показываю указкой.)
- Там, где ключицы соединяются с плечевыми костями, т.е. на плече, находятся плечевые суставы. Давайте обозначим их магнитами.
(обозначают дети)
- Благодаря плечевым суставам мы можем поднимать руки, вертеть плечами. На соединении плечевых и локтевых костей - локти. Догадайтесь, как называются эти суставы? (локтевые).
- Что мы можем делать, благодаря локтевым суставам? (ответы детей)
- Угадайте сами, где находятся тазобедренные суставы?
(показывают)
- Почему здесь? (потому, что здесь соединяются тазовая и бедренная кости)
(обозначают)
- Благодаря этим суставам мы можем ходить, сидеть, бегать, поднимать ноги, вертеть тазом. Догадайтесь сами, а где находятся коленные суставы?
(показывают, обозначают)
- Почему они называются коленные? (ответы детей)
- Молодцы! А теперь отдохнем и проверим, как двигаются наши суставы. Выпрямили спины.
Физкультминутка.
Мы хлопаем руками, (хлопают в ладоши)
Мы топаем ногами, (топают ногами)
Качаем головой (вперед, назад, вправо, влево)
Мы руки поднимаем, (поднимают руки)
Мы руки опускаем, (опускают)
Мы руки подаем, («здороваются» друг с другом)
Попрыгаем потом. (прыгают на месте)
(дети остаются стоять)
- Ребята, мы с вами можем видеть кости и суставы через тело? (нет)
- Когда – то, давно, на свете жил очень умный доктор. Его звали Рентген. Он придумал такие лучи, которые просвечивают тело, видят кости и суставы и фотографируют их. Эти лучи называют рентгеновскими лучами, в честь того доктора. А эти фотографии называются - рентгеновские снимки.
(показываю снимки, дети называют, что на них видно)
- Эти снимки помогают врачам ставить диагноз и лечить людей.
- А сейчас переходим к следующей рубрике нашей передачи, а называется она "Полезные продукты". Для того, чтобы кости росли и были крепкими нужно правильно питаться. Какие продукты необходимо для этого есть? (ответы детей)
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте поиграем в игру "Отгадай и назови".
- Нужно разделиться на 3 команды. Каждая команда подходит к своему столу и пробует те продукты, которые там находятся.
Игра «Отгадай и назови»
(на подносе канопе из овощей на 1 столе, фруктов на 2 столе, на 3 столе молочные продукты (йогурт, сыр))
- Что было у 1 команды? (овощи)
- Что было на 2 столе (фрукты)
- А что было у 3 команды? (йогурт, сыр)
- Что вы знаете про овощи и фрукты? (полезные, в них много витаминов)
- Верно! Фрукты и овощи очень полезны и их обязательно надо есть, но для роста и укрепления костей нужны не витамины, а кальций, который содержится в молоке и молочных продуктах. Какие ещё молочные продукты вы знаете? (молоко, творог, сыр, кефир, йогурт, простокваша, сливки, ряженка, сгущенное молоко, сливочное масло, сметана)
- Молодцы! Дети, но даже очень крепкие кости могут сломаться, если прыгнуть с большой высоты, поднять что-то очень тяжёлое или, по неосторожности, удариться о что-то твёрдое. Поэтому берегите кости, ешьте больше молочных продуктов, пейте молоко!
- А сейчас послушайте стихотворение:
Мама Леше твердит спозаранку,
"Леша, не горбись, следи за осанкой".
Он проследил бы за ней, но беда
Леша её не встречал никогда!
- Ребята, может быть кто-то из вас знает, что такое осанка? (ответы детей)
- Давайте послушаем об осанке и о том, как и зачем за ней следить гостью нашей передачи, кандидата в мастера спорта Малышеву Т.С. Встречаем её аплодисментами.
Ведущая: Здравствуйте Т.С.! Так что же такое осанка?
Т.С.: Осанка-это то, как мы сидим, стоим или ходим. Хорошая осанка в положении стоя означает, что плечи у вас слегка отведены назад, грудная клетка расправлена, а туловище выпрямлено.
(садится)
Перейти к публикациям для педагогов
- Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у вас прямая, а голова приподнята. Сядьте так, как я сейчас сказала. А теперь посмотрите друг на друга.
Правильная осанка - это не только красиво, она ещё и полезна для здоровья. Если с детства приучать себя держать спину прямо, то в старшем возрасте вас не будут мучить боли в спине.
Ведущий: Т.С., а если человек постоянно сутулится?
Т.С.: Если человек постоянно сутулится, всегда ходит опустив голову, если он сидит, сгорбившись за столом, когда ест, рисует, читает, то очень скоро он станет похож на "маленького старичка".
Ведущий: Дети, вам хочется быть маленькими старичками? (нет)
Т.С.: Как вы думаете, а что еще надо делать, чтобы была красивая осанка? (заниматься физкультурой, спортом, танцами, плаванием, гимнастикой)
Т.С.: А ещё ребята, надо выполнять определенные правила, о которых вам расскажет этот плакат «Правильная осанка». Я дарю его вам на память о нашей сегодняшней встрече.
Ведущий: Спасибо, Т.С., мы обязательно с этими правилами познакомимся, и я думаю, будем их выполнять.
Т.С.: А теперь я предлагаю вам отдохнуть и выполнить гимнастику, которая помогает сохранять красивую осанку.
Физкультминутка
(выполняют по показу взрослого)
Я осанку берегу
И сам себе я помогу (потянуться, встать на носки, руки вверх)
Все выполню я по порядку (руки на пояс, поднимают и опускают плечи)
Сначала сделаю зарядку,
Нагнусь, (наклон вперед, руки на поясе)
Прогнусь, (прогибаются назад)
И выпрямлюсь (встают прямо)
Вправо, влево наклонюсь (наклон корпуса вправо, влево)
С друзьями поиграю в мяч (бег на месте)
Он весело помчится вскачь (прыгают, руки на поясе)
И за столом я посижу (делают полу присед, сложив руки "полочкой" перед грудью)
И телевизор погляжу (встают прямо, руки в стороны)
Но буду помнить я всегда: (кладут правую руку за правое плечо, левую руку заводят за спину и стараются сцепить пальцы рук за спиной, меняют руки)
Должна прямою быть спина!
- Молодцы! А теперь садитесь на свои места.
Ведущий: Т.С. спасибо, что пришли к нам. Теперь мы знаем, что такое осанка и будем за ней следить.
(гостья уходит)
Итог:
- Ребята! Наша передача заканчивается. Вспомните и скажите, что нового вы сегодня узнали?
(звучит музыка)
- Наша передача закончилась, но впереди нас ждут новые открытия, по теме «Познай себя». Будьте здоровы и счастливы. До новых встреч!
(звучит команда оператора «Камера! Мотор! Снято!»)