ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Иванкова Ирина Васильевна

Педагог-психолог

МБОУ БСОШ№2

Алтайский край

Благовещенский р-он

р.п. Благовещенка

 

Занятие «Быть как все или не быть?»

Цели:  обобщить понятие “индивидуальность”,

  • учить находить в себе главные индивидуальные черты,
  • определять свои личностные особенности,
  • учить видеть индивидуальность в окружающих.

Форма проведения – тренинг.

Ход занятия

Психологическая игра «Познакомьтесь – это Я».

  • Сейчас каждый ученик, по очереди, обращаются к присутствующим… тот к кому обратились, должен назвать своё имя, два своих достоинства: одно положительная черта характера, другое – то, что ему нравится в своей внешности. Я начну игру: «Меня зовутНадежда Александровна. Я стараюсь всегда выполнять свои обещания, у меня красивые глаза». 
    Дети выполняют. Психолог подводит итог игры.
  • Итог игры:вот такие мы разные, отличные друг от друга, причём с разными характерами. Как же нам с этим жить!?

 Разминка.

  • “У меня лучше всего получается…” (все учащиеся продолжают фразу по кругу).

- Чему бы вы хотели научиться у других?

II Введение в основную тему занятия.

  1. “Все мы – некоторые – один я”:
  • Встаньте те, кто сегодня чистил зубы (выбирается признак общий для всех).
  • Встаньте те, у кого длинные волосы (выбирается признак присущий некоторым).
  • Встаньте те, кто в красной кофте (выбирается индивидуальный признак).

- Посмотрите, некоторые качества присущи всем; а некоторые только одному человеку. Качества, присущие только одному человеку называются индивидуальными.

2.Чтение и обсуждение сказки “Фея” (эта сказка посвящена актуальным для подросткового и юношеского возраста вопросам – самоопределения и определение своего места в жизни, вопрос, на который отвечает каждый человек в этом возрасте: “Кто Я?”, героиня сказки ещё не ответила на этот вопрос, не смогла найти своё место в жизни, поэтому у сказки открытый финал).

Сказка о забывчивой Фее.

Жила – была Фея, такая забывчивая, что она забывала не только, как её зовут, но и то, что она – Фея. Однажды утром Фея вышла из дому и подошла к цветущему лугу. “Здравствуй, Цветок”, - обратилась она к колокольчику.

Колокольчик сразу обрёл голос и ответил Фее: “Здравствуй, Цветок!”. (Дело в том, что цветы знают только о цветах. Может быть, ещё немного о бабочках и пчёлах, но имена они дают только цветам.)

И Фея стала цветком. Вместе с другими цветами она радовалась солнцу и летнему дождику, ждала росы и улыбалась ветерку. Она разговаривала с другими цветами, и они охотно ей отвечали, ведь они обретали способность говорить тогда, когда к ним обращалась Фея. Но приближалась осень. Цветы стали увядать, уходить в землю, рассеивать семена. И Фея поняла, что она не цветок.

На лугу паслись олени.

“Кто вы?” – спросила Фея.

“Олени, конечно, как и ты, - ответила Фее олениха с прекрасными тёмными глазами. (Дело в том, что олени не замечают в жизни ничего, кроме своего стада и зелёной травы. Знают они, конечно, и о волках, но имена дают только оленям.) – Мы очень красивы, мы счастливы на этом зелёном лугу!”

И Фея стала оленем. Вместе с другими оленями она пила прозрачную воду из ручья, грелась на солнце, наслаждалась зелёной травой и тенью деревьев в полдень. Наступила зима. Оленье стадо ушло в горы. Они скакали по склонам, пили воду из водопадов.

И Фея поняла, что она не олень. Она жила среди камней, и камни становились поющими и драгоценными. Она жила среди рыб, и рыбы становились золотыми и говорящими. Сейчас она живёт среди облаков.

Эта сказка не окончена. Сказка продолжается.

Вопросы для анализа сказки:

  • Следовало ли Фее жить среди цветов и оленей?
  • Как вы думаете, чем должна быть закончена сказка?
  • Что значит “жить не своей жизнью”? Легко ли человеку, если он живёт “не своей жизнью”?
  • Что значит “быть самим собой”?
  • Как вы понимаете слова “найти своё место в жизни”?
  • Что значит “быть индивидуальностью”?
  1. Мой портрет в лучах солнца”.

Каждый ученик рисует на листочке солнце, в центре пишет своё имя, на лучиках – несколько своих положительных качеств характера, после этого листочек передаётся по кругу, каждый должен написать, что ему нравится в этом человеке. Это будет ответ на вопрос “Почему я заслуживаю уважение?”

  1. Незаконченные предложения”(все учащиеся продолжают по очереди):
  • Я как цветок, когда…
  • Я как кошка, когда…
  • Я как ветер, когда…
  • Были ли одинаковые ответы в группе? О чём это говорит?
  1. “Ассоциации”.

Один участник выходит за дверь, в классе загадывается один из оставшихся учеников, заходит ведущий и задаёт вопросы:

- С каким деревом (цветком, сказочным героем, маркой автомобиля…) ассоциируется загаданный человек?

По ответам учащихся ведущий должен отгадать, кого же загадали.

  • Упражнение «Формула любви к себе»
  • Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец, не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осликом.
  • Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какой ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь других».
  • 3.Беседа, дискуссия.
  • Психолог:А вы делали когда-нибудь открытия? Вот физики и химики открывают свои законы, законы физические и химические. А ведь есть законы взаимоотношений, которые необходимо знать человеку, чтобы легче ему было жить и адаптироваться в этой суровой жизни. Сегодня я предлагаю Вам открыть для себя закон, который можно назвать «Круговорот любви в природе». Формула этого закона проста! Но эта формула, как и любая другая, доказуема. Проверим?
  • Любовь к себе + любовь к окружающим =
  • любовь окружающих к тебе

Упражнение «Кто Я?»

Психолог: Постарайтесь быстро и четко ответить на вопросы.

Вопрос №1: загадайте любое животное (кроме кошки и собаки), запишите три определения, которые описывают ваше отношение к нему.

Вопрос № 2: загадайте любимый цвет. Запишите три определения, которые описывают ваше отношение к этому цвету.

Вопрос № 3:закройте глаза и представьте море или океан. Запишите три определения, которые описывают ваши чувства.

Учащиеся фиксируют ответы на листах бумаги.

Учитель поясняет смысловую нагрузку вопроса.

Ответ на вопрос №1 описывает отношение окружающих к вам.

Ответ на вопрос №2 описывает ваше собственное отношение к себе.

Ответ на вопрос №3 описывает ваше отношение к жизни.

--- Прошу не принимать результаты близко к сердцу, но я думаю, что каждый из вас узнал о себе что-то новое.

Я не случайно начала наше общение с игры, цель которой  - помочь человеку понять свои подсознательные чувства. Сегодня мы поговорим о самопознании.

 Первое, что нам сегодня предстоит выяснить, это ответ на вопрос: «Нужно ли человеку познавать себя, и если да, то для чего ему это нужно?» 
        Учащиеся обсуждают поставленный учителем вопрос.

Учитель: Я продолжу ваши размышления. На этот вопрос есть ответ в Священном Писании. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Вникать в себя – означает познавать себя. 

Второй вопрос: Для чего человеку нужно познавать себя? 

Учащиеся обсуждают поставленный вопрос.

Учитель: Вы правы.  Если человек не использует узнанное о себе для своего дальнейшего совершенствования, то его самопознание является бесполезным. Иными словами, если совершенствование не является целью самопознания, то какой смысл познавать себя?  Таким образом, мы подошли к определению термина «самопознание». Самопознание – это процесс познания себя как личности с целью совершенствования, то есть изменения к лучшему. 

Следующий вопрос. Каким образом человек может познать самого себя?
       Учащиеся обсуждают поставленный вопрос, высказывают свои точки зрения.

Учитель: Я согласна с вами: человек может ориентироваться на мнение других, а может анализировать свои слова и поступки. Но мнение окружающих может быть предвзято, а самооценка завышена или занижена. Что лучше: переоценить себя или недооценить? Как вы понимаете слова «самонаблюдение», «самоанализ», «самоиспытание»? А как долго может длиться познание самого себя?

Учащиеся обсуждают поставленный вопрос, высказывают свои точки зрения.

 Мы все разные.

Итак, мы с вами выяснили, что значит общительный человек, и мы помним, что живем мы среди людей и все мы разные.

Я предлагаю вам простое упражнение "Снежинки". Возьмите молча листок бумаги, сложите его пополам, оторвите верхний правый угол. Еще раз сложите пополам, оторвите верхний правый угол. (повтор 3-4 раза). А теперь разверните свои листы и покажите друг другу свои снежинки.

Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки, а ведь инструкция была одна. А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и однообразным. Так и с людьми. Если все люди будут одинаковыми, жить станет неинтересно. А среди разных людей неизбежно возникают разногласия. Их называют конфликты.

 

Психолог: Познавать себя необходимо! Ведь если человек будет знать свои сильные и слабые стороны, он сможет развить свои таланты, исправить свои недостатки. Ему будет легче общаться с окружающими людьми, потому что, определив свою индивидуальность, он сможет увидеть индивидуальность другого человека. Он будет чувствовать себя успешным, счастливым. Как же узнать себя? Для этого есть такие приемы: самоанализ, самоиспытание, самооценка.

Сегодня мы будем учиться самопознанию. А значит, будем проводить самонаблюдение, самооценку, самоанализ. Чтобы ваша работа была более плодотворна, давайте объединимся в группы.

Для начала предлагаю вам в группах провести обсуждение и дать ответ на вопрос: какого человека можно назвать уникальным. Через 1 минуту представители групп выскажутся по этому вопросу.

Примерные ответы учащихся:

- это яркий, талантливый, незаурядный человек;

- человек, который отличается от других;

- необычный человек, странный, чудак;

- это обычный человек, любой человек отличается от другого человека.

Учитель: Да, ребята, каждый человек уникален, неповторим. Слово «уникальный» означает «единственный, неповторимый». Я хочу, чтобы каждый из вас задумался о своей уникальности. Для этого предлагаю вам создать автопортрет, в который вы включите все, что вам дорого, чем вы увлекаетесь, создадите работу с определенным характером и настроением, созвучным вашему. На работу вам дается 5 минут. В вашем распоряжении- лист бумаги, вырезки из журналов, различные картинки, клей, фломастеры и карандаши. Это может быть и абстрактная композиция, и изображение своей внешности.

Звучит музыка

Психолог: У вас получились уникальные автопортреты. А теперь подпишем их. Для этого на обратной стороне листа напишите рассказ, начиная  его предложением со слова «Я». Опишите свой характер, внешность, увлечения, внутренний мир, за что вы себя уважаете, что хотите исправить в себе. Вам на работу даётся  5 минут. Кто хочет представить свой автопортрет классу?

Учащиеся выступают по желанию.

Учитель: Но знать себя не достаточно. Нужно иметь правильную самооценку. Самооценка – это оценка своих достоинств и недостатков. Не каждый человек может себя правильно оценить. Самооценка бывает завышенной, заниженной и адекватной.

Люди с заниженной самооценкой считают себя глупыми, слабыми, некрасивыми. Эти люди очень обидчивы, необщительны, неуверенны в себе.

Люди с  завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми умными, красивыми, талантливыми. Они очень общительны, они самоуверенны, но они часто берутся за работу, которая им не по силам, и не доводят её до конца.

И только люди с адекватной самооценкой знают свои сильные и слабые стороны, не боятся критики, легко общаются. Они уверенно возьмутся за дело, которое им по силам, доведут его до конца и заслужат уважение окружающих.

Верная самооценка помогает человеку  сохранять свое достоинство и жить в ладу с самим собой.

Итак, ребята, мы сегодня учимся оценивать самих себя.

Сейчас мы пройдём с вами испытание и узнаем, какая у каждого из вас самооценка.

Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг), изображенных на рисунке.

Доверьтесь интуиции, выберите ту фигуру, которая вас привлекла. Запишите ее название под № 1. Теперь расположите оставшиеся  четыре фигуры в порядке предпочтения. Какую бы вы фигуру ни поставили на первое место, это ваша основная фигура. Она даст возможность определить черты вашего характера и особенности поведения в разных ситуациях. Последняя фигура указывает  на тип человека, взаимодействие с которым представляет для вас наибольшие трудности.

Учащиеся выполняют задания учителя.

Учитель раздает листы с расшифровкой результатов теста  «Социально-психологические особенности «геометрических» типов личности»

Фигура

Положительные

Отрицательные

Квадрат

Любовь к порядку

Педантизм

 

Внимательность к деталям

Возможность упустить главное

 

Аналитичность

Холодная рассудительность

 

Рациональность

Излишняя осторожность

 

Упорство, настойчивость

Упрямство

 

Бережливость

Скупость

Треуголь-ник

Лидерские качества, способность взять ответственность на себя

Эгоцентризм, эгоизм

 

Категоричность

Решительность

 

Сконцентрированность на проблеме

Безразличие ко всему, пока цель не будет достигнута

 

Нацеленность на победу, склонность к соревнованию

Коварство

 

Уверенность в себе

Самонадеянность

 

Честолюбие

Карьеризм

 

Неудержимость

Энергичность

Прямо-угольник

Возбудимость

Напряженность, замешательство

 

Любознательность

 
 

Настрой на свое

Легковерность

 

Чувствительность

Наивность

 

Неамбициозность

Эмоциональная неустойчивость

 

Смелость

Низкая самооценка

Круг

Доброжелательность

Мягкотелость, нетребовательность

 

Добродушие

Беспечность

 

Заботливость, преданность

Навязчивость

 

Щедрость

Расточительность

 

Доверчивость

Легковерность

 

Великодушие

Склонность к самобичеванию

 

Бесконфликтность

Конформность, уступчивость

Зигзаг

Креативность

Неорганизованность и раз-бросанность

 

Мечтательность

Прожектерство

 

Экспрессивность

Несдерженность

 

Остроумие

Эксцентричность

 

Интуитивность

Нелогичность

 

Раскованность

Непрактичность

Учитель: Я предлагаю каждому из вас сравнить ваше представление о себе и результаты теста,  сделав  для себя выводы. Хочу напомнить, что самопознание, самоанализ должны быть целью совершенствования личности. Но совершенствование невозможно без осознания и признания своих ошибок и желания измениться в лучшую сторону. Поэтому не забывайте, что вы будете совершенствоваться лишь в том случае, если вы готовы признать свои ошибки и измениться. Хочу поставить в нашем общении многоточие. Дорога к самому себе - это дорога в целую жизнь. И помните, что каждый из вас единственен и неповторим,

  • потому, что вы – Человек;
  • потому, что вы можете выбирать;
  • потому, что вы можете помочь кому-то;
  • потому, что вы – это Вы со всеми вашими достоинствами, недостатками, надеждами и безграничными возможностями.
  1. Рефлексия

Подведем  итоги сегодняшней нашей встречи:

-была ли вам интересна тема познания себя?

-как может верная самооценка помочь человеку в жизни?

-что нового  узнали вы сегодня о себе?

-думаете ли продолжить наблюдение за собой?

Упражнение «Цветок».

Давайте подумаем, а что же значит выражение «человек, уверенный в себе»? И чтобы это понять составим кластерНа доске и у себя на столах вы видите лепестки цветка, на которых написаны качества, свойственные уверенным людям. Выберите нужные, на ваш взгляд, чтобы у нас получился цветок.

Серединка цветка – «человек, уверенный в себе».

  1. Не пытается добиваться того, чего хочет, — только потому, что боится попробовать.
  2. Старается помогать тем, кто действительно нуждается в помощи.
  3. Ставит перед собой цели, которые будет успешно достигать.
  4. Хвалит себя за успехи.
  5. Старается работать над собой.
  6. Занимается спортом.
  7. Относится с уважением к людям.
  8. Понимает то, что много знает, умеет и хорошо выглядит.
  9. Недооценивает себя, считает, что недостоин многого.

- Итак, человек, уверенный в себе, это человек который (ответы учащихся)

запомните, какими качествами должен обладать уверенный в себе человек. И верьте в себя!

- А как победить в себе неуверенность?

Запомни самое главное правило:

«В ЖИЗНИ МНОГОЕ ЗАВИСИТ ОТ ТОГО, КАК ТЫ СЕБЯ ВОСПРИНИМАЕШЬ!»

1) Постарайся более позитивно относиться к жизни

2) если появиться плохие мысли, замени их на хорошие

3) Относись к людям так, как они того заслуживают. Ищи в каждом человеке не недостатки, а достоинства

4) Относись к себе с уважением

5) Попытайся избавиться от того, что тебе самому не нравится в себе: чаще смотри на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе.

6) Начинай принимать решение самостоятельно

7) Постарайся окружить себя тем, что оказывает на тебя положительное влияние

3.Заключение.

3.1.Упражнение «Свободный выбор».
На доске шкала.

Представьте себе, что перед вами вертикальная шкала. На её верху расположились самые умные люди а, внизу – самые глупые. Найдите своё место на этой шкале.

Вы разместили себя посередине? Нет? Немного выше? Верно? Может вы думаете я умею читать чужие мысли? Нет! Я просто знаю законы психологии. Большинство людей размещают себя именно здесь. Общаясь с человеком, мы должны помнить, что общаемся с человеком, который о себе хорошего мнения.

Помните «Гнев – плохой советчик» - говорили древние.

Будьте спокойными, вежливыми! Цените и уважайте друг друга! Помните о круговороте любви в природе!

3.2.Рефлексия.: Какие выводы вы сделали для себя.

 Перейти к  публикациям для педагогов 

 

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2021. публикации для педагогов.