ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Красилова Галина Васильевна

психолог в социальной сфере

Муниципальное казенное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям»

Кузбасс

г. Междуреченск

 

Тематическое занятие для подростков про профилактике зависимостей и укреплению устойчивых форм поведения «Твой путь – твой выбор»

В своей жизни мы можем найти себе оправдание, а можем - здоровье, любовь, понимание, приключение, богатство и счастье. Мы создаем свою жизнь силой своего выбора.

 Ричард Бах

Каждый человек в своей повседневной жизни сталкивается с выбором. Мы ежедневно и ежечасно что-то выбираем: еду, одежду, фильм, друзей, стиль общения и многое другое. Вся жизнь состоит из выбора. А выбор определяет развитие жизненного пути. Даже самое незначительное решение, так или иначе, изменяет нашу дальнейшую жизнь. 

Естественно, что взрослый человек, имея больше жизненного опыта, делает выбор легче, чем подросток. В силу своего возраста подростки не всегда имеют правильную систему ценностей и не всегда выбирают правильных авторитетов, поэтому выбор может оказаться ошибочным. Также бывают случаи, когда подросток просто не видит для себя иного пути развития, хотя на самом деле всегда существует несколько вариантов выбора. 

Занятие «Твой путь – твой выбор» разработано с целью: показать подросткам, что каждый человек свободен в своих действиях и выборах, но при этом сам несет ответственность за их последствия. Занятие проходит в группе знакомых друг с другом ребят (например, школьный класс). Возраст участников 13-17 лет.

Ход занятия. Подростки рассаживаются на стулья в круг. Занятие проводят двое ведущих, у которых есть скрытые роли. Первый ведущий одет в черную футболку и играет роль «провокатора». Второй одет в белую футболку и играет роль «защитника». Подросткам эти роли не озвучиваются. С начала занятия ведущие задают непринужденный дружественный стиль общения. Представляют себя, объясняют форму и принципы занятия (занятие проходит в форме диалога и игры, каждый участник имеет право на свое мнение, остальные участники не должны критиковать).

Ведущие начинают диалог с того, что выражают свое восхищение подростковым возрастом, подчеркивают важность и неповторимость этого периода в жизни каждого человека. Участникам предлагается в форме мозгового штурма назвать все возможности и положительные моменты данного возрастного этапа. Ведущие фиксируют ответы на ватмане.

Возможные варианты ответов: много знакомств, друзей, общения, путей развития, выбора будущей профессии, стиля, имиджа, много информации, наличие интернета и современных технических устройств, гаджетов и.т.д.

Далее ведущие подводят участников к тому, что кроме позитивных моментов подростковый возраст имеет и отрицательные стороны. Ответы также записываются: страхи, запреты, обиды, препятствия, одиночество, предательство, непонимание, ссоры и т.д.

После того, как все ответы будут записаны, ведущие предлагают подросткам сделать выбор, чего бы они пожелали для себя: чтоб в жизни было больше положительных моментов или отрицательных? Участники с помощью цветного стикера с липким краем делают свой выбор. «Твой путь – твой выбор», - говорят при этом ведущие.

Обычно основная доля выбора приходится на поле с положительными моментами. Ведущий подчеркивает, что это естественное желание каждого человека быть счастливым, успешным, жить полной жизнью, стремиться к лучшему. После этого ведущие предлагают вернуться к этой записи позже.

Ведущий-«провокатор» (далее ведущий №1) достает коробку (коробка должна быть без надписей и рисунков) и предлагает участникам ее открыть. Ведущий-«защитник» (далее ведущий №2) пытается отговорить ребят, делая акцент на том, что коробка выглядит подозрительно и ее содержимое неизвестно.

Исходя из опыта, участники всегда без особых раздумий открывают коробку. В коробке лежат 17 палочек и записка с надписью: «Попробуем?». Ведущий №1 предлагает участникам сыграть в игру, от которой все обязательно получат удовольствие. Ведущий №2 опять предостерегает ребят.

Как правило, подростками овладевает интерес, и они с легкостью соглашаются играть, несмотря на предостережения ведущего №2. Участники и ведущий №1 располагаются вокруг стола.

Ведущий №1 объясняет правила игры «17 палочек»:

– В эту игру мы будем играть двумя командами: с одной стороны я, с другой - все вы как одна команда. Я играю в эту игру очень хорошо, поэтому справлюсь одна, а вас много, так что у вас очень хорошие шансы на выигрыш. Суть игры состоит в следующем. Между нами лежат 17 палочек. Мы по очереди тянем палочки: сначала вы, потом я, потом опять вы, потом я и т.д. За один ход можно вытянуть 1, 2 или 3 палочки. Чья из сторон возьмет последнюю палочку, та и проиграла партию. Во время игры вы можете советоваться, а можете выдвинуть одного представителя. Побеждает та команда, которая наберет как можно больше баллов. Изначально у вас и у меня будет по 100 баллов. И за каждую проигранную партию команда теряет 10 баллов, а за каждую выигранную партию получает 20 баллов. В любой момент вы можете остановиться и перестать играть. Учтите, я очень хорошо играю! Поэтому подумайте: может, вовсе не играть ни одной партии, тогда ваш результат будет 100 очков. Это ваш выбор!

Ведущий №2 в этот момент вновь пытается убедить подростков отказаться от игры. Ведущий №1 уговаривает, задает атмосферу азарта.

Скрытая цель игры для ведущих (не озвучивается подросткам) - ВСЕГДА выиграть. Если знать хитрости этой игры, это очень легко сделать, нужно всегда выполнять два простых правила:

  1. Каждую партию должна начинать команда подростков, т.е. ведущий всегда тянет вторым.
  2. В сумме с противником нужно вытягивать 4 палочки. Например, противник (группа подростков) взял 1 палочку, тогда вы должны взять 3 (1+3=4). Группа взяла 2 палочки, тогда вы – тоже 2 (2+2=4). Если группа взяла 3 палочки, вы берете 1 палочку (3+1=4). Математически это выражается так: если противник вытянул N палочек, вы должны вытянуть 4-N палочек. Если вы все сделали правильно, то перед последним ходом противника на столе должно лежать 5 палочек, тогда, сколько бы он ни взял, ему всегда достается последняя.

На протяжении всего занятия ведущие выстраивают диалог с детьми в соответствии со своими ролями, но при этом постоянно напоминают, что выбор остается за ними. Ведущий №1 поддерживает задор участников. Ведущий №2 постоянно напоминает ребятам, что лучше было бы остановить игру. Один из участников фиксирует баллы на доске или ватмане. Естественно, что после каждой партии баллы ведущего увеличиваются, а баллы команды уменьшаются. Ведущий №2 периодически обращает внимание ребят на то, что баллы уменьшаются. Ведущий №1 подбадривает подростков, предлагает пробовать играть разным участникам, хвалит их идеи и стратегии. Для убедительности ведущий №1 даже может намеренно проиграть одну из партий, чтобы дать ребятам ложную надежду на выигрыш. Игра продолжается до тех пор, пока у команды подростков не закончатся баллы или пока они сами не остановят игру.

Психологический смысл игры состоит в следующем. Ведущий втягивает  ребят в игру с сомнительными правилами (по аналогии – например, в употреблении алкоголя или в принятии наркотиков), они стремятся набрать как можно больше баллов, но все время только проигрывают. На самом деле, только если остановить игру или не играть вовсе, можно сохранить баллы (точно так же и с наркотиками: не пробуйте их, и вы выиграете!).

Сложности у ведущего №1 могут возникнуть тогда, когда ребята захотят вторыми вступить в игру. Необходимо все-таки и в этом случае остаться вторым. Если группа настаивает, можно сказать, что таковы правила, и напомнить, что у группы всегда есть выбор вообще отказаться от игры. Когда все участники сказали «стоп!», игра заканчивается.

Обсуждение игры с участниками. Ведущие объясняют, что игра имела переносный смысл, раскрывают свои скрытые роли:

– Наше занятие называется «Твой путь – твой выбор». На протяжении всего занятия мы несколько раз повторяли эту фразу и постоянно предлагали вам выбор: выбрать поле, куда наклеить стикер, открыть или не открыть коробку, начинать или не начинать игру, остановить игру или продолжать. Данная игра – это ваш выбор. Образ жизни, поведение, поступки – это тоже всегда выбор. Ежедневно вам приходится выбирать: вам могут предлагать пропустить школьные уроки, сделать селфи на крыше, покурить, попробовать спиртные напитки, снюсы, насвай, наркотики… И у каждого принятого вами решения есть определенные последствия. В нашей игре вы теряли баллы. В реальной жизни баллы могут означать – доверие родителей и педагогов, друзья, здоровье и даже сама жизнь. Помните также, что всегда рядом найдется взрослый, который о вас беспокоится и заботится, к которому вы можете обратиться в трудную минуту. В нашей игре эту роль играл один из ведущих. Но, к сожалению, вы не прислушивались к его предостережениям. Мы желаем вам, чтобы ваш выбор был всегда верным, а жизненный путь светлым!

Исходя из опыта, профилактическая работа с подростками более эффективна и интересна именно в игровой форме.  Игра «17 палочек» очень хорошо раскрывает характер участников и их взаимоотношения. Как правило, быстрее остальных вовлекаются в игру и дольше от нее не отказываются именно те подростки, которые склонны к рисковым формам поведения, к плохому влиянию сверстников, имеют проблемы с учителями или родителями. Эти участники поддаются азарту, вновь и вновь делают попытки выиграть, протестуют против правил, но все равно играют. Некоторые участники сначала долго наблюдают, но затем тоже включаются в игру. А кто-то во время всей игры занимает пассивную позицию, не играет сам, но и не пытается остановить других. Таким образом, подростки ведут себя в игре по-разному, но при раскрытии сути игры каждый делает для себя выводы.

Профилактическое занятие «Твой путь – твой выбор» очень доступно в исполнении и легко может использоваться в работе с любой группой подростков или даже взрослым коллективом. Каждый организатор может использовать его в своих целях: кому-то важно выявить лидеров в группе или наоборот тех, кто готов слепо довериться и следовать за другими, а кому-то необходимо просто нацелить все занятие на профилактический эффект, на осознание человеком своего выбора. Каждый из Вас вправе выбрать, как пройти этот путь: «Твой путь – твой выбор».

Перейти к  публикациям для педагогов 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.