ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Ворожко Елена Алексеевна

Парфенова Елена Сергеевна

Воспитатели

МБДОУ «Волошка»

Ямало-Ненецкий автономный округ

Город Ноябрьск

Тема: «Содержание деятельности воспитателя по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»

       1 Слайд

«Содержание деятельности воспитателя по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста »

 

        Цель: повышение уровня компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в вопросах экологического воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС.

      2 Слайд

   «Современная экология – это наука о том, как передать природу, наш общий дом,  нашим детям и внукам, чтобы им в нём было жить лучше и удобней, чем нам»

                                                                                                Н.Н.Моисеев

       В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.

      Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это ещё и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектах.

     В современном мире экология всё чаще трактуется как наука, способная решать не только биологические, но и нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к ней.

     Формирование основ экологической культуры у дошкольников требует создания эффективной системы экологического образования, основанной на интегрированном подходе.        

     3 Слайд

      Интегрированный подход предполагает тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса: дети, педагоги, родители и должен рассматриваться с разных точек зрения: необходимости слияния экологического образования с различными видами детской деятельности; принципа преемственности и непрерывности воспитательно -образовательного процесса.

      Интеграция экологического образования ведёт к необходимости синтеза, поиску новых форм работы, к появлению  теоретических разработок категорий значительно более общих, чем экологические знания и умения: экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность, экологическая культура. Посредством интеграции образовательных областей решается сразу несколько задач обучения и воспитания детей, что существенно расширяет поле творческой активности деятельности педагога. Интегрированный подход в системе экологического образования, другим словом, синтез предметов необходим, ибо наше будущее и будущее наших детей требует определённых компетентностей в отношениях с природой.

      Введение ФГОС в дошкольное образование направлено на создание оптимальных условий для развития детей дощкольного возраста в современной экологической ситуации и обеспечивает развитие основ целостной естественнонаучной картины мира дошкольников на интегративной основе.

      В соответствии с ФГОС, выдвигающими на первый план развивающую функцию образования, в качестве одного из основных направлений такого внедрения является интеграция содержания образовательных областей, протекающая, как на уровне разработки стратегии дошкольников, так и в практической её реализации.

      Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. При планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ по формированию основ экологической культуры необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

        Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные   формы и обладают соответствующим содержанием.

        4 Слайд

        Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.

        Главной целью экологического воспитания является формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников, сохранение и укрепление здоровья ребёнка в процессе воспитания в ДОУ.  

       5 Слайд

       Для реализации поставленной цели можно выделить следующие задачи:

- учить бережному отношению к природе и всему живому;

- формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, её явлениям и объектам;

-  развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

-  формировать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;

 -  освоить элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом; сохранять  и укреплять здоровье  детей;

-  воспитывать эстетическое отношение к действительности, к природе во всех её проявлениях.

         Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, конечно, любовь к Отечеству. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги, родители.

        6 Слайд

        Свою педагогическую деятельность по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей планирую по трём направлениям:

 - работа с детьми;

 - работа с родителями;

 - работа с педагогами.  

        Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей среды. Экологическая предметно-развивающая среда ДОУ включает в себя определённые «Экологические пространства». «Экологическое пространство»- это специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определённым образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей – дошкольников.

        7 Слайд

       «Экологическое пространство» - это предметно-развивающая среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.

«Экологические пространства в группе»

- Уголок природы;

- Календарь природы;

- Книжный уголок;

- Дидактические и настольно-печатные игры и др.

     8 Слайд

«Экологические пространства в ДОУ»

- Познавательно - исследовательский центр «Архимед»;

-Мини планетарий;

- Экологическая тропа (на участке детского сада).

       Концепция предметно-развивающей среды, которая определяет её систему как систему материальных объектов деятельности ребёнка, функциональную моделирующую содержания развития, его духовного, нравственного и физического облика; обогащённая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Главной задачей является создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализация новых идей об универсальности и самоценности природы.

        9 Слайд

        Система работы по экологическому воспитанию детей представляет собой следующее: организованное обучение, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность дошкольников. Все эти направления органично дополняют друг друга и не могут существовать одно без другого. При построении системы экологической работы с детьми выделены основные направления:

- Воспитательное направление работы является централизующим во всей системе работы по экологическому воспитанию детей и решается интегративно с реализацией других направлений, во всех формах и методах работы с детьми.

- Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников).

- Познавательно – развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это – театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия. Игровое направление предполагает широкое и постоянное использование игровых обучающих ситуаций.

- Практическое направление работы – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами, совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников способствует привитию бережного отношения дошкольников к родной природе.  

- Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

- Эколого-оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, экскурсии в ближайшее природное окружение.

- Эколого-эстетическое направление – использование различных видов изобразительной деятельности ( воспитатель много и тщательно наблюдает с детьми различные явления природы, сосредотачивая их внимание на оттенках цвета, пропорциях, форме, размерах отдельных частей растений и животных, затем создаёт условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала).

         Экологическое воспитание является не только одним из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения, но и важным процессом непрерывного развития экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребёнка.

         Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и родителей ,так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребёнка и взрослого, даёт возможность ребёнку почувствовать себя «взрослым», а взрослому лучше понять ребёнка. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.  

     С целью повышения уровня экологической культуры родителей можно использовать как традиционные формы работы ( родительские собрания, консультации, рекомендации, беседы ), так и нетрадиционные формы работы (деловые игры, круглые столы, дискуссии, смотры-конкурсы и др.  ).

        10 Слайд    

      « Работа с родителями»

 - Родительское собрание «Человек и природа»;

- Деловая игра «Экологическое ассорти»;

 - Консультации и рекомендации «Ямал – знакомый и незнакомый»;

 - Экологическая акция «Покормите птиц зимой»;

 - Смотр - конкурс «Цветочная фантазия»;

 - Экологическая газета «Будь природе другом».  

        Данные формы работы с родителями не только расширяют познания об окружающем мире, но и активизируют родителей, помогают лучше понять своего ребёнка, осознать то, что окружающий мир хрупок, нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны.

           11 Слайд    

        «Работа с педагогами»

 - НОД «В гости к осени»;

 - Деловая игра «Педагогический экспресс»;

 - Проблемная лекция «Моя планета – человечий дом»;

 - Презентация группового проекта «С чего начинается Родина?»;

 - Смотр – конкурс «Осенний ёжик»;

 - Семинар – практикум «Природное окружение».

           При работе с педагогами по формированию основ экологической культуры дошкольников через интеграцию образовательных областей использую: открытые просмотры непосредственно-образовательной деятельности; деловые игры; мастер-классы; проблемные лекции; семинары-практикумы; презентации групповых проектов и др.

         Использование различных форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами через интеграцию образовательных областей дают возможность понять, что экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе целостных ориентаций.

           Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов детской деятельности, будет накапливать знания, как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.

         12 Слайд

         «Всё хорошее в людях – из детства!

          Как истоки добра пробудить?

          Прикоснуться к природе всем сердцем:

          Удивиться, узнать, полюбить!

          Мы хотим, чтоб земля расцветала,

          И росли, как цветы, малыши,

          Чтоб для них экология стала

           Не наукой, а частью души!»

         Ведя работу по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей, я уверена, что ребёнок, которого мы выпускаем из детского сада в большую жизнь, сумеет постоять за окружающий нас мир, сумеет помочь нуждающимся, обратит внимание на просящего, сумеет убедить упрямого.

            13 Слайд

Перейти к  публикациям для педагогов                        

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.