Ворожко Елена Алексеевна
Парфенова Елена Сергеевна
Воспитатели
МБДОУ «Волошка»
Ямало-Ненецкий автономный округ
Город Ноябрьск
Тема: «Содержание деятельности воспитателя по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
1 Слайд
«Содержание деятельности воспитателя по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста »
Цель: повышение уровня компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в вопросах экологического воспитания дошкольников в рамках реализации ФГОС.
2 Слайд
«Современная экология – это наука о том, как передать природу, наш общий дом, нашим детям и внукам, чтобы им в нём было жить лучше и удобней, чем нам»
Н.Н.Моисеев
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.
Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это ещё и мировоззрение. Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектах.
В современном мире экология всё чаще трактуется как наука, способная решать не только биологические, но и нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к ней.
Формирование основ экологической культуры у дошкольников требует создания эффективной системы экологического образования, основанной на интегрированном подходе.
3 Слайд
Интегрированный подход предполагает тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса: дети, педагоги, родители и должен рассматриваться с разных точек зрения: необходимости слияния экологического образования с различными видами детской деятельности; принципа преемственности и непрерывности воспитательно -образовательного процесса.
Интеграция экологического образования ведёт к необходимости синтеза, поиску новых форм работы, к появлению теоретических разработок категорий значительно более общих, чем экологические знания и умения: экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая деятельность, экологическая культура. Посредством интеграции образовательных областей решается сразу несколько задач обучения и воспитания детей, что существенно расширяет поле творческой активности деятельности педагога. Интегрированный подход в системе экологического образования, другим словом, синтез предметов необходим, ибо наше будущее и будущее наших детей требует определённых компетентностей в отношениях с природой.
Введение ФГОС в дошкольное образование направлено на создание оптимальных условий для развития детей дощкольного возраста в современной экологической ситуации и обеспечивает развитие основ целостной естественнонаучной картины мира дошкольников на интегративной основе.
В соответствии с ФГОС, выдвигающими на первый план развивающую функцию образования, в качестве одного из основных направлений такого внедрения является интеграция содержания образовательных областей, протекающая, как на уровне разработки стратегии дошкольников, так и в практической её реализации.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. При планировании воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ по формированию основ экологической культуры необходимо учитывать принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
4 Слайд
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Главной целью экологического воспитания является формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию дошкольников, сохранение и укрепление здоровья ребёнка в процессе воспитания в ДОУ.
5 Слайд
Для реализации поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- учить бережному отношению к природе и всему живому;
- формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, её явлениям и объектам;
- развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;
- формировать умения и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы;
- освоить элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом; сохранять и укреплять здоровье детей;
- воспитывать эстетическое отношение к действительности, к природе во всех её проявлениях.
Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, конечно, любовь к Отечеству. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги, родители.
6 Слайд
Свою педагогическую деятельность по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей планирую по трём направлениям:
- работа с детьми;
- работа с родителями;
- работа с педагогами.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация развивающей среды. Экологическая предметно-развивающая среда ДОУ включает в себя определённые «Экологические пространства». «Экологическое пространство»- это специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определённым образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей – дошкольников.
7 Слайд
«Экологическое пространство» - это предметно-развивающая среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
«Экологические пространства в группе»
- Уголок природы;
- Календарь природы;
- Книжный уголок;
- Дидактические и настольно-печатные игры и др.
8 Слайд
«Экологические пространства в ДОУ»
- Познавательно - исследовательский центр «Архимед»;
-Мини планетарий;
- Экологическая тропа (на участке детского сада).
Концепция предметно-развивающей среды, которая определяет её систему как систему материальных объектов деятельности ребёнка, функциональную моделирующую содержания развития, его духовного, нравственного и физического облика; обогащённая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка. Главной задачей является создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализация новых идей об универсальности и самоценности природы.
9 Слайд
Система работы по экологическому воспитанию детей представляет собой следующее: организованное обучение, совместная деятельность педагога и детей, самостоятельная деятельность дошкольников. Все эти направления органично дополняют друг друга и не могут существовать одно без другого. При построении системы экологической работы с детьми выделены основные направления:
- Воспитательное направление работы является централизующим во всей системе работы по экологическому воспитанию детей и решается интегративно с реализацией других направлений, во всех формах и методах работы с детьми.
- Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников).
- Познавательно – развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это – театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия. Игровое направление предполагает широкое и постоянное использование игровых обучающих ситуаций.
- Практическое направление работы – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами, совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников способствует привитию бережного отношения дошкольников к родной природе.
- Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
- Эколого-оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, экскурсии в ближайшее природное окружение.
- Эколого-эстетическое направление – использование различных видов изобразительной деятельности ( воспитатель много и тщательно наблюдает с детьми различные явления природы, сосредотачивая их внимание на оттенках цвета, пропорциях, форме, размерах отдельных частей растений и животных, затем создаёт условия для свободной творческой деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования поделок из природного материала).
Экологическое воспитание является не только одним из приоритетных направлений в работе дошкольного учреждения, но и важным процессом непрерывного развития экологической культуры родителей, так как семья играет главную роль в жизни ребёнка.
Особое внимание уделяется совместной деятельности детей и родителей ,так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребёнка и взрослого, даёт возможность ребёнку почувствовать себя «взрослым», а взрослому лучше понять ребёнка. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.
С целью повышения уровня экологической культуры родителей можно использовать как традиционные формы работы ( родительские собрания, консультации, рекомендации, беседы ), так и нетрадиционные формы работы (деловые игры, круглые столы, дискуссии, смотры-конкурсы и др. ).
10 Слайд
« Работа с родителями»
- Родительское собрание «Человек и природа»;
- Деловая игра «Экологическое ассорти»;
- Консультации и рекомендации «Ямал – знакомый и незнакомый»;
- Экологическая акция «Покормите птиц зимой»;
- Смотр - конкурс «Цветочная фантазия»;
- Экологическая газета «Будь природе другом».
Данные формы работы с родителями не только расширяют познания об окружающем мире, но и активизируют родителей, помогают лучше понять своего ребёнка, осознать то, что окружающий мир хрупок, нежен, он требует к себе разумного подхода и охраны.
11 Слайд
«Работа с педагогами»
- НОД «В гости к осени»;
- Деловая игра «Педагогический экспресс»;
- Проблемная лекция «Моя планета – человечий дом»;
- Презентация группового проекта «С чего начинается Родина?»;
- Смотр – конкурс «Осенний ёжик»;
- Семинар – практикум «Природное окружение».
При работе с педагогами по формированию основ экологической культуры дошкольников через интеграцию образовательных областей использую: открытые просмотры непосредственно-образовательной деятельности; деловые игры; мастер-классы; проблемные лекции; семинары-практикумы; презентации групповых проектов и др.
Использование различных форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами через интеграцию образовательных областей дают возможность понять, что экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм, в системе целостных ориентаций.
Таким образом, можно подвести итог всему сказанному: интеграция образовательных областей с экологией, которая проходит через многообразие видов детской деятельности, будет накапливать знания, как маленькие кирпичики огромного здания, под названием экологическая культура.
12 Слайд
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!»
Ведя работу по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей, я уверена, что ребёнок, которого мы выпускаем из детского сада в большую жизнь, сумеет постоять за окружающий нас мир, сумеет помочь нуждающимся, обратит внимание на просящего, сумеет убедить упрямого.
13 Слайд