ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Морозова Лариса Михайловна

психолог

ГКУСО МО «Рошальский СРЦН»

Московская обл, Шатурский р-он, г.о Рошаль

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области

«Рошальский социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Программа по коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста

«Я больше не боюсь»

Подготовила: психолог

Морозова Л.М

Г.о Рошаль 2021г.

Программа: «Я больше не боюсь»

Пояснительная записка

  Проблема страхов у детей дошкольного возраста  приобретает особую актуальность. На сегодняшний день отмечается тенденция к увеличению количества детей со страхами. Причина скрывается не только в индивидуальных особенностях детей, но и в наличии личностной неопределенности и беспокойства значительной части населения, большего количества стрессов, в отсутствии безопасности.

Дошкольный возраст характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение этого этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослыми. Увеличение числа неврозов у родителей сказывается на увеличении числа  страхов у детей, порождая замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психологической помощи как детям так и взрослым.

 В дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они еще не завладели характером ребенка и чаще всего носят возрастной характер.

Цель: коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: помочь дошкольнику преодолеть страхи; привлечь родителей к совместной работе на снижение уровня страхов у ребенка.

Необходимые материалы и оборудование: альбом для рисования, карандаши, фломастеры, краски, медицинский шприц  (без иглы), пластилин, сборник сказок русских народных, набор карточек с изображением детей, находящихся в различных эмоциональных состояниях.

Форма работы: индивидуальная

Сроки реализации психолого - коррекционной программы: 2 месяца

Частота встреч: 1 раз в неделю

Длительность коррекционного занятия: 40 минут

        Ожидаемые результаты:

 Уменьшение количества существующих страхов, адекватность самооценки, повышение уровня уверенности в себе и своих силах, овладение разнообразными средствами и способам преодоления страхов.

Тематический план занятий.

 

Тема занятий

Количество часов

1

Нарисуй свой страх

40 мин

2

Напугаем страх

40 мин

3

Отпускаем страх

40 мин

4

Сказочный город

40 мин

5

Где живет страх?

40 мин

6

Я больше не боюсь

40мин

 

 

Занятие 1: Нарисуй свой страх

 

Цель: коррекция страха через рисование, открытие собственных ресурсов для преодоления чувства страха.

Ход :

Психолог просит ребенка нарисовать любой вымышленный персонаж, но этот герой не должен быть персонажем из сказки или мультфильма и придумать рассказ о его образе  жизни. Нахождение «друзей» главного героя имеет смысл позитивного «якоря», определение «врагов» или персонажей, вызывающих негативные чувства, является «входом» в эмоциональную проблему ребенка. Таким же «входом» может оказаться изображение дискомфортной среды, в которой действует персонаж.

Примерные вопросы психолога в ходе рисования:

 Хочешь порисовать? Что ты будешь рисовать?

 О ком сегодня будет наша сказка? Кого ты хочешь нарисовать?

 Как его зовут?  Где он живет? В лесу, в море, в пустыне? Что он любит кушать? Есть ли у него друзья? Враги?

Есть ли кто-нибудь, кого боится персонаж? Или кто-нибудь, кто ему не нравится? Кто? Нарисуй его. Почему он не нравится персонажу?

Что можно сделать, чтобы этого не было? Может быть, нам понадобится волшебная палочка? У кого она может быть?

Покажи пожалуйста, как твой главный герой держит волшебную палочку. Он хочет что-нибудь сказать? Ведь теперь у него есть волшебная палочка! Он может всё и сильнее всех! А может ли он превратить Злодея во что угодно? Или уменьшить его, а потом уже поговорить. А может просто сказать злодею «Я тебя не боюсь!»?

Психолог: у тебя получился замечательный рисунок и очень интересная история. Я предлагаю тебе продолжить эту историю дома, вместе с родителями вы можете построить волшебный замок или волшебный лес из твоих игрушек. Может быть у вас появятся новые герои и новые приключения. А на следующей нашей встрече я с удовольствием послушаю, что у вас получилось. Желаю успехов!

Занятие 2: Напугаем страх

 

Цель: снижение уровня психологического напряжения; развитие интереса ребенка к пугающему его предмету.

Ход:

Занятие проводится в форме игры - беседы. Ребенку предлагается рассмотреть шприц для уколов (без иглы).

Психолог:  Как и для чего люди лечатся?         

 Человек, к сожалению, не всегда бывает здоров. Почему?       

 Зачем врачи назначают лекарства?           

Какими бывают лекарства? (таблетки, микстуры, порошки).            

 Как нужно принимать лекарства? (длительность приема, время приема).            

 Чем можно и нельзя запивать лекарства, прописываемые вовнутрь?           

 Почему это нужно делать по правилам?           

 Почему хорошо быть здоровым?

 Укол - это неприятно, а иногда и больно. Что можно сделать, чтобы не было больно и страшно? Нужно расслабиться, взять маму или другого  близкого человека за руку, можно любимую игрушку прижать к себе во время укола, можно просто постараться отвлечься и посмотреть в окно, можно улыбнуться медсестре, можно представить себя на месте шприца - он (как и медсестра) тебе, точно друг…

А теперь я предлагаю тебе  «Напугать страх».

Психолог предлагает ребенку послушать и повторить стихотворение:

Страх боится солнечного света,

Страх боится летящей ракеты,

Страх боится веселых людей,

Страх боится интересных затей!

Я улыбнусь, и страх пропадет,

Больше меня никогда не найдет,

Страх испугается и задрожит,

И навсегда от меня убежит!

Ребенок повторяет каждую строчку, улыбается и хлопает в ладоши.

Можно ещё попробовать «Выкинуть страх».

Из пластилина ребёнок катает шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывает в мусорное ведро.

Психолог:сегодня мы узнали ,что страх можно напугать и избавиться от него. Предлагаю тебе дома вспомнить наше стихотворение и рассказать его своим родителям.

Занятие 3: Отпускаем страх

 

Цель: обучение произвольной саморегуляции; расслабление и отдых ребенка через игру.

Ход:

В начале занятия психолог должен объяснить ребенку, что сегодня они будут только играть.

 Релаксационное упражнение  «Снежная баба»

Из этого упражнения психолог делает небольшую игру, катая при этом с ребёнком по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребенком психолог лепит снежную бабу, а ребенок ее изображает.

Примерные реплики психолога:

- Слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребенка показать снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она  на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодный-холодный (предложить ребёнку подуть), и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею), потом плечи, потом туловище. А ветер дует все сильнее (предложить подуть сильнее), хочет разрушить снежную баба. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко и решило бабу отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша снежная баба таять. Сначала стала таять голова (ребёнок свободно опускает голову) затем и остальные части тела (проделывает то же самое с остальными частями тела).

 Релаксационное упражнение  «Фотографии эмоций»

Для работы необходим набор карточек с изображением детей, находящихся в различных эмоциональных состояниях. Ребенку  предлагается рассмотреть внимательно карточку-рисунок и определить эмоциональное состояние. Далее обсудить возникшие варианты. Затем попросить ребенка придумать историю, которая произошла с этим ребенком, позволяющую понять причины данного эмоционального состояния, изображенного на карточке-рисунке. Лучше, если таких причин будет несколько. Далее можно обсудить с ребенком, испытывал ли он  подобные чувства и, если да, то когда, при каких обстоятельствах.

В конце упражнения делается комплекс дыхательных упражнений.

А сейчас мы попробуем  « Отпустить страх».

Психолог предлагает ребенку воздушные шары. Отпускаем шар в небо и говорим: «Шар воздушный, улетай, страх с собою забирай». Пока шар улетает, повторяем стишок.

Занятие 4: Сказочный город

 

Цель: избавление от страхов через идентификацию ребенка с добрым, бесстрашным героем с помощью игры в  куклы

Ход:

Роль бесстрашного героя в спектакле может играть сам ребенок или кукла, которую он озвучивает. В сюжете обязательно должны быть вступление, кульминация — наивысшее напряжение, ситуации опасности для главного персонажа, развязка — победа главного героя.

Психолог: сегодня мы будем лепить из пластилина «Сказочный город» и его героев. Для сокращения времени можно нарисовать героев на картоне, тогда куклы будут бумажными.

Лучше всего подготовить кукол заранее (можно дать ребенку домашнее задание в конце предыдущего занятия вместе с родителями). Например, Иван-царевич исполняется в трех вариантах: понурый; испуганный, грозный с мечом, гордый от победы (большого размера). А Змей Горыныч или Баба Яга: свирепые и жалкие (маленького размера). Когда герои готовы, ребенок с помощью психолога устно начинает проговаривать сказку, например, «Царевна Лягушка», используя в проигрывании сделанных героев. В конце сказки Иван-царевич побеждает злодеев. Именно этот кульминационный, главный момент стоит тщательно проиграть.

В конце занятия психологу обязательно следует поговорить с ребенком о проигранной сказке. Примерные вопросы для беседы:

 Понравилось ли тебе играть таким образом в сказку?- А что запомнилось больше всего?- Какой из трёх вариантов Ивана-царевича тебе понравился больше всего?- Что ты можешь сказать о Змее Горыныче и Бабе Яге?-Если бы ты был Иваном-царевичем, ты бы боялся Змея Горыныча, а Бабы Яги? и т.д.

Предлагаю тебе дома еще раз поиграть в сказку вместе с родителями.

 

Занятие 5: Где живёт страх?

 

Цель: коррекция страхов по средствам перехода из одного эмоционального состояния в другое (противоположное).

Ход:

Психолог предлагает ребенку поиграть с темнотой, когда ребенок забегает на секунду в темную комнату и возвращается в освещенное помещение, представляет собой переход от состояния опасности к состоянию безопасности. Но перед самим упражнением необходимо провести беседу. Примерные вопросы для беседы:

 Почему ты боишься темноты?

 Что говорят твои родители о темноте? Боятся ли они ее? А твои сверстники?  Боишься ли ты войти в темную комнату?

У детей страх темноты связан со страхом неизвестности. Дети считают,  что взрослые обманывают их, когда говорят, что на самом деле в темной комнате ничего страшного нет. Просто чудовища прячутся, когда кто-то входит и зажигает свет. Образы пугающих объектов нередко являются проекцией злости, раздражения или дурного настроения ребенка. Они содержат отрицательные эмоции и чувства, с которыми трудно справиться самостоятельно.

Психолог должен объяснить ребенку, что на самом деле в темной комнате никого нет. В ней расположены лишь мебель и игрушки и они совсем не страшные. Обязательно сделать акцент на то, что дом и комната, в которой ребенок находится и спит - его родной, собственный дом, его так называемая крепость. И никто чужой никогда не придет и не проникнет в эту крепость. Тем более что родители всегда рядом. Как правило, у каждого ребенка есть счастливые предметы, которые имеют значение амулета, талисмана. Это нужно обязательно выяснить, и поработать с этой информацией:

Ты спишь один? Или у тебя есть любимая игрушка, с которой ты спишь?

 Почему ты спишь именно с этой игрушкой?  Какая она?  и т.д.

Далее проводится само упражнение с темной комнатой. Если психолог видит, что ребенок самостоятельно не справится заданием, можно провести игру «Прогулка вслепую». Ребенок закрывает глаза, а психолог служит его проводником. После этого проводится беседа:

 Понравилось ли тебе испытание?

 А ты бы смог теперь один без сопровождения войти в эту комнату? Почему? Стал ли ты меньше боятся темноты?  

Психолог: а теперь я предлагаю тебе узнать, «Где живет страх?»

Мы сделаем несколько домиков (из бумаги, конструктора, кубиков), они будут разные по размеру и цвету. После того, как домики будут построены можно предложить ребенку выбрать один из домиков и крепко накрепко закрыть свой страх на замочек (ключ можно слепить из пластилина).

Психолог предлагает ребенку послушать и повторить стихотворение по одной строчке:

Страх боится солнечного света,

Возьму три килограмма плюшек,

Конфет, пирожных и ватрушек,

Печенья, шоколада,

Варенья, мармелада.

Лимонада и кефира,

И какао, и зефира,

Персиков и апельсинов,

И чернил добавлю синих.

Страх все это съест и вот,

У него болит живот.

Надулись у страха щечки,

Разлетелся страх на кусочки.

Когда ребенок повторит стихотворение, можно предложить нарисовать к нему картинку.

Занятие 6: Я больше не боюсь

 

Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование позитивного отношения к своему «Я».

Ход:

Этюд по сценке из мультфильма «Котенок по имени Гав».

Психолог предлагает ребенку «отправиться» в мультфильм «Котенок по имени Гав». Котенок в грозу забрался на чердак и сидит там один, дрожа от страха. Все кругом грохочет, а он не убегает и даже приглашает своего друга – щенка Шарика – побояться вместе. Далее обсуждаются поступки персонажей, а затем можно разыграть сценку.

Упражнение «Волшебный сундучок».

Психолог вместе с ребёнком сочиняет сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Нарисуй.

Упражнение «Радуга силы».

На листе акварельной бумаги нарисовать радугу, из кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять небольшие кусочки. Психолог предлагает ребёнку размазывать кусочки, повторяя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» — ребенок повторяет, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» — размазывая пластилин левой рукой.

Упражнение  «Я больше не боюсь».

На острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дождиком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха:

Я все могу, ничего не боюсь,

Лев, крокодил, темнота — ну и пусть!

Волшебная палочка мне помогает,

Я — самый смелый, я это знаю!

Повторить «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «волшебной палочкой».

Психолог: на наших занятиях мы узнали , что есть много способов для преодоления страхов. Что для тебя было самым интересным и самым сложным? Как ты думаешь, нам удалось победить страх?

Я предлагаю тебе дома, вместе с родителями сделать волшебную палочку или талисман, которые всегда будут оберегать вас. Желаю успехов и хорошего настроения!

Перейти к  публикациям для педагогов      

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.