ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Андронова Светлана Геннадьевна

Педагог-психолог

МАДОУ №82 «Гусельки»

РФ

Архангельская область

Г. Северодвинск

 

 

БУЛЛИНГ

В ДЕТСКОМ САДУ

Информация для родителей.

 

Северодвинск, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

Что такое буллинг …………………………….

3

 

 

Признаки, по которым можно определить, что ребёнок подвергается буллингу ……………..

 

5

 

 

Кто такие буллеры и их жертвы? .......................

6

 

 

Предпосылки для возникновения буллинга ...

8

 

 

Факторы для окончательного становления буллинга и закрепления ролей буллера и жертвы ………………………………………......

 

 

10

 

 

Как поступать, если вы подозреваете, что ваш ребенок стал жертвой буллинга ……………….

 

11

 

 

Эмпатическое воспитание ребёнка как профилактика детсадовского буллинга ……….

 

17


  • Что такое буллинг
    ?

         Когда мы слышим про буллинг, травлю и агрессию среди детей, чаще всего представляем школу и подростков. Но к сожалению, в последнее время всё чаще и чаще начали появляться работы, свидетельствующие о возрастании агрессивности детей, начиная с дошкольного возраста. Уже в детском саду бывают ситуации, когда один ребёнок становится жертвой, попав под физическое или эмоциональное влияние другого маленького человека, занявшего позицию агрессора. Речь идёт о детсадовском буллинге.

         Понятие буллинг образовано от английского слова «bullying», в переводе «травля». Буллинг  – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.   Поясним на примере ситуации, возникшей с ребёнком в детском саду. Мама шестилетнего мальчика сообщила воспитателю: «Сын пожаловался на то, что один мальчик в саду регулярно хватает его за руку, держит и заставляет принести самокат».  Из подробного описания ситуации складывалось, что это не просто садовская возня, а уже в некой степени буллинг.

         В чём отличие буллинга от обычного конфликта? В том, что если бы дети просто дрались за самокат, перетягивая его из стороны в сторону или обзывая друг друга, то это была обычная перепалка, свойственная для эгоцентричных детей этого возраста, возжелавших обладать чем-то «прямо сейчас». Здесь же один ребёнок регулярно принуждал другого против его воли к каким-то действиям, которые второму были физически и эмоционально неприятны. А это уже буллинг.

Мы не берём в расчёт возраст до трёх лет, когда дети не могут контролировать свои желания. В этом возрасте они требуют и отбирают игрушки друг у друга потому, что не в силах осознать последствия своего поведения и не умеют делиться.

В пять-шесть лет определённый уровень самоконтроля уже есть, а в голове устанавливаются некие социальные нормы и правила взаимодействия. В этом же возрасте уже могут проявиться первые признаки будущих задир и агрессоров.

Буллинг может вызвать у детей большой стресс, страх и тревогу. Причем такое поведение влияет не только на «жертв». Результаты исследования показывают, что те, кто в детстве был хулиганом, в будущем чаще других употребляют наркотики и алкоголь, оскорбляют своих супругов, связываются с преступностью и имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

 

Характерные  признаки травли.

  • Силы агрессора и преследуемого явно неравны. Жертва не имеет возможности себя защитить в силу физической слабости или других причин. Если силы сторон равнозначны, то следует говорить о конфликте, но не о травле.
  • Насилие над жертвой буллинга осуществляется на регулярной основе, постоянно. Разовое оскорбление считать травлей нельзя, это просто оскорбление. Буллер угнетает свою жертву ежедневно, либо всегда, когда есть такая возможность.
  • Применение насилия и травля вызывают у жертвы крайне негативную психологическую реакцию. Травля может быть и коллективной, когда к агрессору присоединяются, так называемые «преследователи».

 

  • Признаки, по которым можно предположить,

что ребёнок подвергается буллингу.

Ваш ребенок может подвергаться буллингу, если:

  • ему вдруг страшно идти в детский садик;
  • жалуется на головные боли или боли в животе без какой-либо причины;
  • цепляется за вас и проявляет плаксивость;
  • приходит домой с необъяснимыми травмами;
  • уединяется или впадает в состояние депрессии;
  • рассказывает об одном каком-то ребенке, который делать ему всякие гадости;
  • имеет трудности с концентрацией внимания;
  • избегает зрительного контакта, когда вы спрашиваете его о детском саде.

 

  • Кто такие буллеры и их жертвы?

         Потенциально жертвой или буллером (насильником) может стать любой ребёнок при стечении определенных жизненных обстоятельств. Тем не менее, маленькие буллеры - это преимущественно уверенные в себе, склонные к доминированию и подчинению других, морально и физически сильные дети.

 

Дети становятся буллерами при наличии следующих факторов:

  • уровень воспитательной работы в семье отсутствует или очень низкий;
  • у ребёнка очень низкая самооценка, которую он пытается поднять за счет унижения других;
  • ребенок стремится быть в центре внимания, стать неформальным лидером;
  • у ребёнка имеется опыт подобных отношений в предыдущих социальных группах;
  • для ребёнка характерна эмоциональная подвижность: импульсивность, агрессивность;
  • у ребёнка низкий уровень эмпатии, сопереживания.

       Буллерами часто становятся дети из социально-неблагополучных семей, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, имеющие с раннего возраста сексуальные контакты. С другой стороны, в качестве агрессоров выступают дети из абсолютно обеспеченных семей, так называемые «мажоры». Объединяет агрессоров отсутствие любви и внимания со стороны взрослых, в том числе, и по причине постоянного зарабатывания денег. Ребенок, оставаясь без понимания со стороны самых близких людей (мамы и папы) становится озлобленным и пытается добиться признания путем эмоциональной и физической травли других ребят.

         В противоположность этому жертвы - обычно те дети, которым свойственны крайняя неуверенность в себе, особая чувствительность к жизненным стрессам, неспособность сопротивляться насилию, неумение постоять за себя и склонность к подчинению.  Есть одна черта, которая объединяет все жертвы - острая эмоциональная реакция на оскорбления и приставания.          Как только обидчик почувствовал злость, страх или обиду, он понимает, что добился своего, он подпитался эмоциями жертвы. Если реакция на домогательства будет адекватно сильной или равнодушной, то объект травли быстро сменится, задевать его станет не интересно и не выгодно для обидчика.

Традиционно объектами буллинга являются:

  • успешные, либо наоборот, неуспешные в обучении дети;
  • любимчики воспитателей или отвергаемые ими;
  • дети с физическими особенностями или недостатками;
  • ребята с особенным, творческим мышлением, нестандартным поведением;
  • дети из малообеспеченных семей;
  • дети, имеющие собственный взгляд на вещи, мир в целом;
  • самые красивые или, наоборот, несимпатичные девочки;
  • представители национальных меньшинств;
  • дети с низкой или заниженной самооценкой;
  • дети скромные, излишне впечатлительные, пугливые. Мальчиков чаще преследуют физически, а девочек эмоционально (сплетни, слухи).

 

  • Предпосылки возникновение буллинга.

 Условия.

  • Предшествующие обстоятельства.

Например,  появление в группе проблемного и агрессивного ребёнка.

  • Запускающие моменты.

Например, конфликт между двумя воспитанниками.

  • Внешние поводы, исполняющие роль формальных провокаторов: особенности детей - потенциальных жертв.

- По внешнему виду: полные, худые, высокие, низкие, имеющие веснушки и родимые пятна, аномалии -неправильный прикус, косоглазие, парезы, костные деформации и т.д.

- По манере речи и поведению: шепелявость, заикание, косноязычие, эффект речевой каши; гиперактивные, заторможенные, замкнутые, провоцирующие.

- По имиджу: нелепо одевающиеся, пользующиеся старыми вещами; имеющие запущенные и грязные вещи.

- По наличию функциональных недостатков: приступов, истерик, страхов, навязчивых состояний, затяжных плачей, «глаза на мокром месте», непроизвольного отхождения газов при метеоризме, энуреза, слабого зрения («очкарики»).

- По результатам достижений: неумелый, неспособный к занятиям, недисциплинированный.

- По социальному происхождению: из материально обеспеченной семьи или из малоимущей; из благополучной семьи или неблагополучной; из полной семьи  или неполной и т.д.

- По этнокультурным особенностям: иной религии, иной расы, иных возможностей в полноценном владении языком и культурой новой родины.

Дополнительные факторы.

Образовательная, коммуникативная, дисциплинарная и общая неадаптивность ребёнка в дошкольном учреждении: сложная семейная ситуация; обремененность поведенческими нарушениями, психическими расстройствами и соматическими заболеваниями; потребность в особых нуждах.

Мотивы буллера.

      Наказать, отомстить, удивить, поразить, разрядиться, «приколоться», показать преимущество, унизить, запугать.

 

  • Факторы для окончательного становления буллинга и закрепления ролей буллера и жертвы.
  • Жертва неспособна к сопротивлению, она полностью беззащитна, она принуждаема.
  • Поддерживающие роль сторонних наблюдателей. Взрослые не вмешиваются в ситуацию буллинга (по незнанию или от неумения).
  • Дети - пассивные наблюдатели. В душе сочувствуют жертве, но одновременно радуются, что это происходит не с ними...
  • Мотивация насильника должна сохраняться продолжительное время.

 

  • Как поступать, если вы подозреваете, что ваш ребенок стал жертвой буллинга?
  1. Удовлетворите потребность ребёнка в безопасности.

         Если ребёнок подошёл и сказал, что его обижают, он хочет знать, что родитель всегда рядом и его защитит. Ребёнок ждёт поддержки, и понимания взрослых. Потребность в безопасности - это базовая потребность ребёнка. Поэтому задача взрослых - создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором  ребёнок будет чувствовать, что его любят и оберегают.

  1. Поговорите со своим ребёнком.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок подвергается издевательствам в садике, дайте ему понять, что вы сможете ему помочь, если он подробно обо всем расскажет. Можно задать следующие вопросы:

- Можешь рассказать мне, что именно и как делает этот мальчик (девочка)/эти дети?

- Тебе неприятно?

- У тебя портится из-за этого настроение?

- Что в это время делает воспитательница?

- Что в это время делают другие ребята?

         Во время разговора поддерживайте ребёнка, помогайте ему в выражении его чувств и эмоций, не критикуйте его действия («ну ты сам виноват, носил ему самокат всё лето, вот он и привык тебя использовать»). Потом обнимите и скажите, что вы всегда на его стороне, что готовы помочь ему разобраться в этой ситуации, и благодарны, что он поделился с вами, что это не только его проблема.

Если ваш ребенок выглядит напуганным или смущенным, используйте книги в качестве легкого доступа к нему, чтобы наладить ваше общение естественным образом. Некоторые художественные произведения (в том числе терапевтические сказки) для детей обращаются к данной тематике. Как только ваш ребенок раскроет вам все подробности о буллинге, сохраняйте спокойствие, не ругайте его и не осуждайте, обязательно заверьте, что вы непременно поможете пресечь это насилие.

  1. 3. Обсудите с ребёнком, как правильно реагировать на провокации.

         Если ребёнок вам рассказал, что его обижают, помогите ему подобрать более безопасные конструктивные способы ответить обидчику. Можно проиграть с ним разные ситуации взаимодействия с агрессором. Например, такие:

  • Игнорирование. Иногда это лучший вариант. Просто спокойно вытащить руку и уйти. Часто пристают именно в поисках внимания, а если его не получают, то переключаются на что-то иное.
  • Вербальное противодействие. Учите ребёнка не показывать обидчику свои слабости и страхи, говорить с ним уверенно, спокойным голосом. Необходимо встать в полный рост, посмотреть агрессору прямо в глаза и спокойно сказать: «Перестань!», «Я не буду играть с тобой!», потом так же спокойно уйти.
  • Максимальное ограничение контакта с агрессором.
  • Избегать уединения. Быть всегда рядом с другими детьми. Когда ты в команде, то уже не так страшно.
  1. 4. Предложите поиграть в ролевые игры. Так он сможет попрактиковаться в том, что намерился сделать в следующий раз в подобной ситуации.
  2. Донесите до ребёнка, что если ситуация выходит из-под контроля, нужно сразу же рассказать взрослому.

         Научите ребёнка рассказывать о случившемся взрослым. Чётко объясните ему, что это не ябедничание, а просьба о помощи. Надо пояснить, что и сами родители часто путают просьбу о помощи маленького ребёнка с ябедничанием, исходящим от сформировавшейся личности. Происходит это из-за схожести словесных форм, в которые облекаются просьба о помощи и ябедничество. Дело в том, что механизмы нашего мышления, которые позволяют нам рассказывать о чужих проступках в поисках выгоды, формируются довольно длительное время. Они требуют хорошо развитого ума и возникновения определённых социальных ситуаций. Поэтому, говоря об этом явлении, мы имеем ввиду детей старше 5 лет.  Основной причиной того, что ребёнок ябедничает, является стремление восстановить свою личную справедливость, границы которой определяет каждый из нас в своём сознании. Копируя некоторые социальные роли, которые ребёнок видит вокруг, он рано или поздно перенимает устоявшуюся модель «доноса» на другого человека с целью личной выгоды. И если до 5 лет ребёнок может сказать, что «Коля отобрал у меня машинку» только потому, что просит у взрослого помощи, то после 5 лет вполне возможна ситуация, когда Коля уже давно раздражает вашего ребёнка тем или иным способом, и ваш малыш просто ищет путь, чтобы наказать соперника по игре. Большая часть примеров ябедничества рождается в семьях, где ребёнку уделяется мало внимания - соответственно, если ребёнок не чувствует себя нужным и интересным, он начинает пользоваться одним из способов привлечения к себе внимания и начинает ябедничать.

         Чтобы ребёнок видел разницу между «доносом» и просьбой о помощи, взрослым требуется большая воспитательная работа. Например, сыграйте в игру по ролям. Напишите для себя различные примеры доносительства и ситуации, в которых одному ребёнку угрожают другие ребята из группы, и это представляет опасность для его здоровья и жизни. Обсудите, какие из примеров обличают ябедничество, а какие – нужно воспринимать как просьбу о помощи.

         Ребёнок должен чётко усвоить, что когда кому-то больно и неприятно, то значимый взрослый всегда должен об этом знать, чтобы прийти на помощь. В саду значимый взрослый - это воспитатель.

  1. 6. Поговорите с воспитателем.

         Даже несмотря на то, что в дошкольных детских учреждениях взрослые всегда находятся рядом с детьми, за таким большим количеством малышей, непрерывно бегающих вокруг, просто нереально уследить. И поскольку маленькие хулиганы предпочитают обижать детей, когда взрослые не смотрят, важно поговорить с воспитателем и ввести его в курс дела, чтобы далее он был более бдителен и уже прицельно наблюдал за определенными детьми.

         Доброжелательность и сотрудничество с воспитателем - лучшая помощь ребёнку, который остаётся под присмотром этого человека каждый день.

         Кроме того, если эмоции под контролем, можно поговорить с родителями второго ребёнка. Основное урегулирование ситуации в этом возрасте происходит всё-таки между взрослыми людьми.

  1. 7. Формируйте у ребенка адекватную самооценку.

         Уверенные в себе дети имеют меньше шансов стать «мишенью» для хулиганов, поэтому найдите способы, чтобы сформировать у ребенка адекватную самооценку. Вы можете помочь ему завязать дружеские отношения за пределами дошкольного заведения и вовлечь его в те виды активности, которые повысят его уверенность в себе.

  1. Наметьте переговоры с родителями.

         Когда маленькие дети проявляют буллинг, их поведение чаще всего заимствованно из домашнего опыта, т.е. в своей семье они могут быть свидетелями домашнего насилия, смотреть жестокие телешоу, слышать, как их братья и сестры высмеивают других детей или же сами могут быть жертвами насилия. Так что поговорите с администрацией дошкольного учреждения вашего ребенка и попросите о встрече с родителями маленького хулигана, обратив их внимание на его поведение, но не удивляйтесь, если родители не захотят сотрудничать с вами, будут беспечны или же займут позицию отрицания.

  1. 9. Рассмотрите переход в другую группу.

         Иногда буллинг может быть настолько агрессивным, что все ваши усилия так и не увенчаются успехом. Поэтому, если вам не удастся ничего добиться, поговорите с администрацией на предмет перехода вашего ребенка в другую группу. Если же и это будет не осуществимо, тогда рекомендуется забрать вашего ребенка из этого детского сада.

 

  • Эмпатическое воспитание ребёнка как профилактика детсадовского буллинга.

         К сожалению, современное поколение наших детей, цифровое поколение «зет», не привыкло к сочувствию и состраданию, милосердие для них загадка.  Отдавая предпочтение, как выразился бы Платон, воспитанию «мнимомудрых» детей, многие родители, заботясь о развитии коэффициента интеллекта, ничего не знают о коэффициенте эмоциональности, одним из показателей которого и является эмпатия - психологический феномен, позволяющий «как бы» почувствовать то, что творится в душе другого, отражая всё это и в собственной душе. В то же время, воспитание высокоэмпатического ребёнка, может стать профилактикой детсадовского и даже школьного буллинга в дальнейшем.

         Некоторые исследователи считают эмпатию врожденным чувством человека, ссылаясь на факты, что плач детей первых месяцев жизни уже может быть «коллективным». Но в то же время нельзя не прислушаться и к доводам других учёных, относящих эмпатию к формам просоциального поведения, возникающим в полтора-два года, когда ребенок уже может сопереживать горю другого в связи с развитием чувства своего «Я».

         Для того чтобы ребенок адекватно проявил эмпатию, помимо эмоциональной отзывчивости, ему необходимо так же «созреть» и до понимания того, когда и почему его эмпатия необходима остальным, с кем он знаком или внезапно повстречался.

         По мнению ведущих психологов, развитию эмпатии у детей должны содействовать три очень важных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.

         Благодаря когнитивному компоненту ребенок может представить, что чувствует тот, кому необходима его эмпатия в знакомой для него ситуации. Эмоциональный компонент дает понять то, что ребенок сочувствует ему. А поведенческий  - выражается в действиях, диктуемых эмпатией, и помогающих нуждающимся в ней.

         По мнению выдающегося психолога А.Валлона, ребенок на втором году жизни вступает в «ситуацию симпатии», а в четыре-пять лет в «ситуацию альтруизма» - бескорыстного желания помочь другому.

         В связи с тем, что эмпатия - это двусторонний процесс, родительская эмпатия не просто принимается ребенком, а всегда служит ему примером для подражания.

         Причём, фундамент эмпатии - её первый уровень, в основе которого лежит подражание матери и другим значимым для детей людям.       Безусловно, высокий уровень эмпатии у взрослых, окружающих ребёнка, способен сформировать высокий уровень эмпатии и у него.

 

Что мешает проявлению эмпатии ребёнка к сверстникам?

Среди наиболее значимых факторов, которые часто мешали проявлению эмпатии ребёнка к сверстникам можно выделить следующие:

  • возрастной эгоцентризм;
  • антиэмпатические установки в семье;
  • неумение сопереживать и сочувствовать;
  • низкая эмоциональная отзывчивость;
  • отсутствие навыков эмпатийного поведения;
  • ревность и соперничество между детьми;
  • гендерное воспитание мальчиков;
  • зависть к достижениям других детей;
  • холерический темперамент;
  • ощущение психологического дискомфорта.

У каждого ребёнка по отношению к каждому ребёнку могут быть и свои сугубо индивидуальные факторы риска, которые взрослым желательно распознать, чтобы помочь дошкольнику наладить свои взаимоотношения с друзьями. Такие взаимоотношения необходимы каждому ребёнку.

 

Факторы, влияющие на степень эмпатии ребёнка к людям.

Безусловно, развивая эмпатию у детей, родители должны также учитывать и наличие или отсутствие факторов способствующих или препятствующих проявлению её у ребёнка. Среди этих факторов, прежде всего, мы обратили внимание на следующие факторы:

  • Степень близости с человеком, нуждающимся в эмпатии (родители, родственники, чужие).
  • Оценка самого ребенка – кем является для него этот человек: друг или нет, хороший или плохой.
  • Частота общения ребенка с этим человеком (очень часто, часто, редко, очень редко, увидел впервые и т.д.)
  • Причина проявления эмпатии, стимул к ней (плач, рыдания, испытание боли на глазах ребенка, наказание, радость и т.д.)
  • Темперамент ребенка (меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик).
  • Особенности характера (мягкость, отзывчивость, агрессивность).
  • Опыт жизни (был ли перед глазами ребёнка пример для эмпатического подражания, опыт испытания боли, наказания, радости и т.д.).
  • Какой по счету ребенок в семье (первые дети более склонны к эмпатии). Единственный ребенок или нет (единственный ребёнок, не зная чувства ревности и соперничества, склонен к эмпатии).
  • Насколько выражен альтруизм у ребенка (чем больше, тем выше его эмпатийность).

Все вышеописанные, общеизвестные или же обнаруженные исследователями в процессе работы с детьми факторы, связанные с проявлением или отсутствием эмпатии, желательно знать родителям детей для того, чтобы вовремя обратить на них внимание, и сделать соответствующие выводы. Благодаря возможному влиянию на многие из этих факторов, можно вырастить высокоэмпатийного ребёнка. Конечно, от всех вышеперечисленных факторов риска избавиться просто не возможно, ведь, в конце концов, не вернёшь снова прошлое, в котором сделано много ошибок или были какие-то не зависящие от людей обстоятельства. Однако есть и такие факторы риска, которые можно изменить в сегодняшнем дне.      Например, из факторов, мешающих проявлению эмпатии ребёнка к сверстникам, можно устранить факторы, связанные с ревностью и соперничеством детей друг к другу, а также завистью, не принимая во внимание менее значимые факторы.

         В любом случае, говоря о профилактических и корригирующих мероприятиях, связанных с нивелированием факторов риска, мешающих проявлению эмпатии, необходимо тщательно взвесить даже самую малейшую возможность ликвидации этого фактора, и постараться уменьшить количество таких факторов до минимума. Всё это поможет вырастить нам не только высокоэмпатического ребёнка, но и значительно снизит число случаев проявления детсадовской дедовщины.

Надеемся, что прочтение подготовленной информации было для Вас интересным и полезным! Всего Вам доброго!

  Перейти к  публикациям для педагогов      

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2021. публикации для педагогов.