Малевич Светлана Викторовна
Учитель – логопед
МБОУ СОШ №2 им. А.А. Араканцева города Семикаракорск
Ростовской области
Как всем известно, что речь – это важная психическая функция человека.
Главная задача использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение дает возможность для развития разных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.
Мы знаем, что хорошо развитая речь ребенка является главным условием успешного обучения в школе. Нарушения речи требуется устранить ребенку, т. к. они негативно влияют на поведении, сказываются на психические функции, отражаются на деятельности ребенка.
Каждодневно мы сталкиваемся с проблемами коррекционной работы по причине увеличения количества речевой патологии. Причиной нарушений речи в логопедии считается воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора.
Существует 2 группы причин:
- внутренние (эндогенные)
- внешние (экзогенные).
В настоящий период, все кто занимается воспитанием и обучением детей, имеют богатый практический материал, применение которого в коррекционном занятии способствует успешному речевому развитию ребенка. Практический материал делиться на две группы:
1 помогающий речевому развитию ребенка
2 нетрадиционные логопедические технологии.
Современная Логопедия находится в активном поиске совершенствования; улучшении процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах в различных образовательных условиях, которые индивидуальны для детей с особыми образовательными потребностями.
В современной логопедической практике есть технологии, которые в свою очередь направленны:
- Диагностику
- Коррекцию речевых нарушений.
К технологиям относятся: - логопедическое обследование.
- коррекция звукопроизношения.
- формирование речевого дыхания при нарушениях произносительной стороны речи.
- коррекция голоса при нарушениях произносительной стороны речи.
- развитие интонационной стороны речи.
- коррекция темпо-ритмической стороны речи.
- развитие лексико-грамматической стороны речи.
- логопедический массаж.
Логопедия применяет в своей практике эффективные, не традиционные методы и приёмы смежных наук, помогающие улучшить работу учителя логопеда.
Методы не являются в логопедии самостоятельными, они становятся частью технологий. Новые способы общения педагога и ребёнка, новые стимулы, создаются для благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Не традиционные логопедические технологии:
- нейропсихологические,
- кинезитерапия,
- гидрогимнастика,
- логопедический массаж,
- суджок-терапия,
- гимнастика Стрельниковой,
- дыхательный тренажёр Фролова,
- фитотерапия,
- аурикулотерапия,
- ароматерапия,
- музыкотерапия,
- хромотерапия,
- литотерапия,
- имаготерапия,
- сказкотерапия,
- песочная терапия,
- арттерапия
- различные модели и символы,
- мультимедийные средства коррекции и развития,
- БОС технологии
Положительные результаты, в коррекционно-развивающием процессе даёт использование арттерапии.
Виды арт-терапии:
- музыкотерапия
- кинезитерапия
- сказкотерапия;
- мнемотехника;
- креативная игротерапия
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
- Прослушивание музыкальных произведений.
- Ритмические движения под музыку.
- Сочетание музыки с работойпо развитию ручного праксиса.
- Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.
Музыкотерапевтическое направление оказывает помощь:
- Улучшение общего состояния детей;
- Улучшение исполнения качества движений
- Коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
- Стимуляции речевой функции;
- Нормализации просодической стороны речи
ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ:
- растяжки;
- упражнения для релаксации;
- дыхательные упражнения.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
- развивают мозолистое тело,
- повышают стрессоустойчивость,
- улучшают мыслительную деятельность,
- способствуют улучшению памяти и внимания.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и тд.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает:
- нормализовать мышечный тонус,
- подготовить мышцы к выполнению сложных движений при артикуляции звуков.
Выполнение логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса.
Приемы дифференцированного массажа разработаны недавно и еще недостаточно вошли в обширную практику. Так же логопедический массаж д занимает свое место в ряду других логопедических техник.
Логопедический массаж считается важной составляющей в комплексной логопедической работе. Так же массаж не считается средством при формировании звуков.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.
Цель логопедического самомассажа - это стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализациея мышечного тонуса мышц.
В логопедической практике использование самомассажа очень полезно. В различие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ
- массаж зондами,
- зондозаменители;
- массаж Су-Джок терапии.
- массаж ладонных поверхностей проводится:
- каменными,
- металлическими
- стеклянными разноцветными шариками;
- шестигранными карандашами;
- прищепочный;
- орехами, каштанами;
- чётками;
ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ
- развитие лексико-грамматических средств языка;
- развитие звуковой стороны речи;
- развитие диалогической и монологической речи;
- эффективность игровой мотивации детской речи;
- взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
- участие логопеда с детьми и друг с другом;
- создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
- приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
МНЕМОТЕХНИКА.
Схемы считаются зрительным планом, помогающим ребенку представить услышанное.
Схемы-опоры эффективно применяютсяв работе. Эти приёмы важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с ключевой ролью внешних средств, наглядный материал воспринимается лучше вербального.
Используя мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, даёт возможность детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её с поставленными задачами.
Мнемотехника помогает в:
- связной речи;
- ассоциативного мышления;
- зрительной и слуховой памяти;
- зрительного и слухового внимания;
- воображения;
- ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
- улучшает умения и навыки практического общения, использует вербальные и невербальные средства;
- обогащению словарного запаса;
- развитию связной речи;
- развитию фантазии и образного мышления.
- уменьшается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.
- происходит обогащение игрового опыта, творческой активности и самостоятельности в игре.
- у детей развивается способность к симпатии.
- развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ считаются эффективным средством обучения. Компьютерные средства являются для специалиста дополнительным набором коррекции отклонений в развитии ребенка.
Дефектологу, использующему компьютерную технику решает 2 задачи: 1) сформировать у детей умения пользоваться компьютером
2) применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.
Использования компьютера в работе – это комплексное преобразование среды обитания, создание новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.
На занятиях компьютер помогает:
- провести физминутку,
- зарядку для глаз,
- провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.
Инновационные образовательные технологий
Технология «Интеллектуальная карта» - это простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление; помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.
Полезные свойства интеллектуальной карты
Применение «Интеллектуальной карты»:
- Сбор материала о предмете или объекте
- Закрепление и обобщение материала
Технология «Кластер» даёт сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.
Технология кластеров универсальна, она помогает работать с большим объемом информации. Цель крастера является в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке. Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников:
- умение ставить вопросы,
- выделить главное,
- делать сравнение,
- устанавливать причинно – следственные связи
- делать умозаключения.
Технология «синквейн» - это новая технология, которая открывает новые возможности:
- гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий.
- способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- даёт педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
Технология «ТРИЗ-РТВ» в практической деятельности учителя-логопеда позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития.
Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок.
Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями находят своё место:
- при обогащении словаря,
- при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Огромное количество логопедических технологий даёт возможность выбрать из них то, что подойдет данному ребенку. Ребёнок должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это самое важное для получения хороших результатов.
Применяя разные технологии на логопедических занятиях, мы добиваемся существенного улучшения состояния ребенка, прогресса в коррекции речевых нарушений.