ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Малевич Светлана Викторовна

Учитель – логопед

МБОУ СОШ №2 им. А.А. Араканцева города Семикаракорск

Ростовской области

 

Как всем известно, что речь – это важная психическая функция человека.

Главная задача использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение дает возможность для развития разных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы  знаем, что хорошо развитая речь ребенка является главным условием успешного обучения в школе. Нарушения речи требуется устранить ребенку, т. к. они негативно влияют на поведении, сказываются на  психические функции, отражаются на деятельности ребенка.

Каждодневно мы сталкиваемся с проблемами коррекционной работы по причине  увеличения количества речевой патологии. Причиной нарушений речи в логопедии считается воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора.

 Существует 2 группы причин: 

  • внутренние (эндогенные)
  • внешние (экзогенные).

В настоящий период, все кто занимается воспитанием и обучением детей, имеют богатый практический материал, применение которого в коррекционном занятии способствует успешному речевому развитию ребенка.  Практический материал делиться на две группы:

1 помогающий речевому развитию ребенка

 2 нетрадиционные логопедические технологии.

Современная Логопедия находится в активном поиске совершенствования; улучшении процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах в различных образовательных условиях, которые индивидуальны  для детей с особыми образовательными потребностями.

В современной логопедической практике есть технологии, которые в свою очередь направленны:

  • Диагностику
  • Коррекцию речевых нарушений.
    К  технологиям относятся:
  • логопедическое обследование.
  • коррекция звукопроизношения.
  • формирование речевого дыхания при нарушениях произносительной стороны речи.
  • коррекция голоса при нарушениях произносительной стороны речи.
  • развитие интонационной стороны речи.
  • коррекция темпо-ритмической стороны речи.
  • развитие лексико-грамматической стороны речи.
  • логопедический массаж.

Логопедия применяет в своей практике  эффективные, не традиционные методы и приёмы смежных наук, помогающие улучшить работу учителя логопеда.

Методы не являются в логопедии самостоятельными, они становятся  частью технологий. Новые способы общения педагога и ребёнка, новые стимулы, создаются для благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Не традиционные  логопедические технологии:

  • нейропсихологические,
  • кинезитерапия,
  • гидрогимнастика,
  • логопедический массаж,
  • суджок-терапия,
  • гимнастика Стрельниковой,
  • дыхательный тренажёр Фролова,
  • фитотерапия,
  • аурикулотерапия,
  • ароматерапия,
  • музыкотерапия,
  • хромотерапия,
  • литотерапия,
  • имаготерапия,
  • сказкотерапия,
  • песочная терапия,
  • арттерапия
  • различные модели и символы,
  • мультимедийные средства коррекции и развития,
  • БОС технологии

Положительные результаты,  в коррекционно-развивающием процессе  даёт использование   арттерапии.

Виды арт-терапии:

  • музыкотерапия 
  • кинезитерапия
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • креативная игротерапия 

 МУЗЫКОТЕРАПИЯ

  • Прослушивание музыкальных произведений.
  • Ритмические движения под музыку.
  • Сочетание музыки с работойпо развитию ручного праксиса.
  • Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление  оказывает помощь:

  • Улучшение общего состояния детей;
  • Улучшение исполнения качества движений 
  • Коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
  • Стимуляции речевой функции;
  • Нормализации просодической стороны речи 

ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ:

  • растяжки;
  • упражнения для релаксации;
  • дыхательные упражнения.

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

  • развивают мозолистое тело,
  • повышают стрессоустойчивость,
  • улучшают мыслительную деятельность,
  • способствуют улучшению памяти и внимания.

Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь»«Зайчик – колечко – цепочка»«Зайчик – коза – вилка» и тд.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает:

  • нормализовать мышечный тонус,
  • подготовить мышцы к выполнению сложных движений при артикуляции звуков.

Выполнение логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса.

Приемы дифференцированного массажа разработаны  недавно и еще недостаточно вошли в обширную практику. Так же логопедический массаж д занимает свое  место в ряду других логопедических техник.

Логопедический массаж считается важной составляющей в комплексной логопедической работе. Так же массаж не считается средством при формировании звуков.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.

Цель логопедического самомассажа - это стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализациея мышечного тонуса  мышц.

В логопедической практике использование самомассажа очень полезно. В различие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

ПАЛЬЦЕВЫЙ МАССАЖ

  • массаж зондами,
  • зондозаменители;
  • массаж Су-Джок терапии.
  • массаж ладонных поверхностей проводится:
  • каменными,
  • металлическими
  • стеклянными разноцветными шариками;
  • шестигранными карандашами;
  • прищепочный;
  • орехами, каштанами;
  • чётками;

ЭЛЕМЕНТЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

  • развитие лексико-грамматических средств языка;
  • развитие звуковой стороны речи;
  • развитие диалогической и монологической речи;
  • эффективность игровой мотивации детской речи;
  • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
  • участие логопеда с детьми и друг с другом;
  • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
  • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

МНЕМОТЕХНИКА.

Схемы считаются зрительным планом, помогающим ребенку представить услышанное.

Схемы-опоры эффективно применяютсяв работе Эти приёмы важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с ключевой ролью внешних средств, наглядный материал воспринимается лучше вербального.

Используя мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, даёт возможность детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её с поставленными задачами.

Мнемотехника помогает в:

  • связной речи;
  • ассоциативного мышления;
  • зрительной и слуховой памяти;
  • зрительного и слухового внимания;
  • воображения;
  • ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

  • улучшает умения и навыки практического общения, использует вербальные и невербальные средства;
    • обогащению словарного запаса;
    • развитию связной речи;
    • развитию фантазии и образного мышления.
  •  уменьшается уровень мышечной зажатости, психоэмоционального напряжения.
  • происходит обогащение игрового опыта, творческой активности и самостоятельности в игре.
  • у детей развивается способность к симпатии.
  •  развиваются навыки конструктивного выхода из проблемных ситуаций.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ считаются эффективным средством обучения. Компьютерные средства являются для специалиста дополнительным набором коррекции отклонений в развитии ребенка.

Дефектологу, использующему компьютерную технику решает 2 задачи: 1) сформировать у детей умения пользоваться компьютером

2) применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Использования компьютера в работе – это   комплексное преобразование среды обитания, создание новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

На занятиях компьютер помогает:

  • провести физминутку,
  • зарядку для глаз,
  • провести интерактивные игры для развития фонематических процессов.

Инновационные образовательные технологий

Технология «Интеллектуальная карта» - это простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление; помогает пробудить у ребенка способность к изображению окружающего мира.

                                 Полезные свойства интеллектуальной карты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение «Интеллектуальной карты»:

  1. Сбор материала о предмете или объекте
  2. Закрепление и обобщение материала

Технология «Кластер» даёт сделать наглядными мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст.

Технология кластеров универсальна, она помогает работать с большим объемом информации.  Цель крастера является в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении схемы в определённом порядке. Кластер активизирует мыслительную деятельность дошкольников:

  • умение ставить вопросы,
  • выделить главное,
  • делать сравнение,
  • устанавливать причинно – следственные связи
  • делать умозаключения. 

Технология «синквейн» - это новая технология, которая открывает новые возможности:

  • гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий.
  • способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
  • даёт педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Технология «ТРИЗ-РТВ» в практической деятельности учителя-логопеда позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития.

Систематическую работу по формированию коммуникативной компетентности с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ в работе с детьми с речевыми нарушениями логопед начинает с самого простого метода – метода проб и ошибок.

Методы и приёмы ТРИЗ в логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями находят своё место:

  • при обогащении словаря,
  • при формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи.

Огромное количество логопедических технологий даёт возможность выбрать из них то, что подойдет данному ребенку. Ребёнок должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это самое  важное  для получения  хороших результатов.
Применяя  разные технологии на логопедических занятиях, мы добиваемся существенного улучшения состояния ребенка, прогресса в коррекции речевых нарушений.

 Перейти к  публикациям для педагогов      

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.