Агафонова Жанна Владимировна
Педагог-психолог
МБДОУ 42 "Сказка"
Ростовская область п.Каменоломни
Не лишайте ребенка самостоятельности.
Малыш всегда чувствует себя в окружении взрослых, как в стране великанов. Большинство вещей вокруг него из того же великанского мира.
А сами вещи находятся в ужасающем ребенка беспорядке.
Ребенок зависим от великанов, которые называются взрослыми, и кроят мир под себя, не задумываясь о нем. Ему трудно расстегнуть пуговицы на курточке, завязать шнурок на ботинке, перенести свой стул в удобное место.
Но в силах взрослых не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд.
Постарайтесь организовать пространство вашего малыша так, что у него была возможность действовать в нем самостоятельно:
- Покупайте такую одежду, которую ему было бы удобно не только носить, но и одевать самому (обратите внимание на различные пуговки, кнопочки, застежки), вещи малыша должны находиться в таком месте, чтоб он всегда мог их достать сам.
- Игрушки и другие вещи лучше разделить по группам и разложить в разных местах, чтоб ребенок знал, что эти палочки для счета, здесь лежит все для рисования и лепки, а в этой коробке машинки.
- Необходимо дать ребенку стимулы, пищу для физического и психического развития, но эта пища должна быть доброкачественной и хорошо приготовленной.
Наблюдайте за ребенком и помогайте ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем. Не спешите сразу по первой просьбе сделать все сами – остановитесь – задумайтесь, а всегда ли это то, что ребенок не может сделать сам? Ведь можно и искренне удивиться, показав тем самым готовность помочь, оставив решение о способе действия за ребенком.
Поощряйте самостоятельность ребенка, покажите, что он вправе сам решать свои проблемы. Если будет предоставлен честный выбор, ребенок использует эту ситуацию для того, чтобы приобрести что-то ему недостающее, научить себя чему-то новому.
Наберитесь терпения, пройдите все ступени развития вместе со своим малышом, где-то лишь наблюдая и радуясь его успехам, а где-то помогая и подсказывая ему или объясняя. Но не забывайте, что смысл предлагаемого детям понятия не должен быть размыт и утоплен в многочисленных малопонятных терминах.
Разговаривайте с ним на его языке, простыми и доступными словами, не стоит лишний раз ломать голову над трудным объяснением - просто покажите, как вы его понимаете.
Попробуйте заменить словесные методы общения невербальными (язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача). Это язык эмоций и переживаний. Он появляется очень рано и позволяет малышу “считывать” информацию об отношении окружающих к нему и друг другу, их настроения и эмоции. Даже если ребенок еще не понимает слов, он прекрасно понимает интонации близких людей, расшифровывая выражения лиц, угадывая смысл взглядов, жестов, поз. Таким способом ребенок сможет не только вас услышать, но и почувствовать вашу любовь и оценить понимание.