ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Кузнецова Ульяна Ильинична

Педагог-психолог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №4 городского округа – город Камышин Волгоградской области

Волгоградская область

г.Камышин

 

 

ЭССЕ «Психолог-это призвание»

Кузнецова Ульяна Ильинична

 

         Возникновение профессии психолога сегодня становится важным и необходимым помощником в учебном и воспитательном процессе. Тенденция последних лет такова, что профессия психолог становится всё более востребованной в современном мире. В детских домах, садах и школах работают психологи. Они помогают детям быстрее и легче адаптироваться к новым условиям. Психолог определяет готовность ребёнка к школе, проводит индивидуальную работу с трудными детьми, занимается профориентацией старшеклассников, проводя разные тренинги.

         Появилось понимание, что предметом деятельности психолога является не патологическое нарушение психики человека, а его эмоциональное состояние и внутренний мир. Для меня профессия психолог - это: творческий процесс, поскольку каждый человек индивидуален в силу своей личной истории и врождённых особенностей; постоянный поиск знаний, овладение новыми навыками, постоянный профессиональный рост; анализ своего внутреннего мира, стремление к гармонии и духовному развитию; моё призвание.

         Иначе, что же тогда можно предложить человеку, нуждающемуся в профессиональной психологической помощи?

         Психолог - одна из лучших специальностей в наше время.

         Психолог отвечает за наше душевное состояние, учит, как переживать стрессовые состояния, избегать конфликтных ситуаций в учреждениях и предприятиях, помогает наладить общение с клиентами. Труд педагога-психолога в школе многообразен, а связано это с разновозрастным и социально отличительным контингентом воспитанников. Когда ребёнок приходит в школу, то он оказывается в новом, непривычном для себя мире. Поэтому с первых же дней в работу с детьми ненавязчиво включается педагог-психолог. Первой ступенькой его деятельности и взаимного контакта является проведения тестирования с целью выстроить работу с конкретным человеком. При поступлении в школу ребёнку предлагается пять раз одним словом ответить на вопрос: «Кто ты?» Результаты этого опроса в данном учреждении весьма показательны. Дети определяют себя: по месту жительства («я - городской», «я - из деревни»); по половому признаку («мальчик», «девочка»); часто называют себя «я - один…», вот ответ «я - человек» встречается весьма редко, а ответ «я - ученик» педагоги слышат практически всегда.

         К несчастью, среди учеников школы имеются те, кто растёт в неполной семье или родители попросту не занимаются ребёнком. Поэтому задача психолога школы умело построить воспитательную среду, максимально положительно воздействуя на развитие ребёнка и обеспечивая его социализацию.

         Психолог - не только профессия, суть которой изучать исцеляя, а - высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке.

         В своей работе психологи должны учитывать основные функциональные критерии адекватного педагогического воздействия на воспитанников, содействующего вырабатыванию у них качеств личности, необходимых для эффективной и безопасной социализации: развитие у ребенка умения и склонности к рефлексии: «Что я хотел - что сделал - что получилось и почему»; положительная экспансивная направленность на общение как основной способ решения реальных проблем; устремление к самоутверждению через усвоение своей значимости; личная ответственность за результаты своей работы, за возможные ошибки; потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач.

         Для того чтобы ребёнок пожелал и дальнейшее общение, открывая себя, он должен испытать на себе ситуацию успеха. Это ещё один из профессиональных приемов в работе школьного психолога. Ведь удача - очень большой стимул к дальнейшем деле.

         Школьный психолог обязан благополучно решать задачи социальной адаптации воспитанников через занятия. Нельзя не утверждать, что работа психолога в школе - особенная ниша в силу её личной значимости. Успехов в работе много, тем не менее, и число проблем, которые психолог призван решать, становится все значительнее. Но по-прежнему главной функцией деятельности школьного педагога-психолога была и остаётся работа, направленная на адаптацию ребёнка в обществе.

         Несмотря на то, что психологическое обеспечение образовательного процесса является прерогативой школьного психолога, данное направление должны реализовать и педагоги. Отметим также, что не в каждом образовательном учреждении есть педагог-психолог, особенно это относится к малокомплектным школам. Провозглашённый в российском образовании принцип вариативности позволяет современному учителю моделировать педагогический процесс в интересном для него ракурсе, насыщая его психологическим содержанием и творческим смыслом, тем самым опосредованно воздействуя на личность подростка. Современные школьники существенно отличаются от учеников предыдущих поколений, к ним необходимо применять новый подход, новые методы воздействия на личность, направленные на стимуляцию познавательной активности, развитие учебной мотивации, гармонизацию личностной сферы.

         Воздействие - это влияние кого-либо на что-либо; процесс, результатом которого является изменение в структуре и состоянии, по крайней мере, одной из систем, участвующих во взаимодействии.          Воздействие в психологии - это целенаправленный перенос движений и информации от одного участника взаимодействия к другому.

         Методы воздействия рассматриваются как совокупность приемов, реализующих воздействие на потребности, интересы, склонности, установки, самооценки, состояния личности. К методам прямого неимперативного воздействия относят просьбу, убеждение, внушение, а к методам прямого императивного воздействия причисляют приказы, требования, принуждение. Отдельно выделяется манипуляция как скрытая форма управления субъектом. Можно выделить методы непосредственного и опосредованного воздействия на личность. При взаимодействии с ребёнком наиболее эффективным является опосредованное воздействие, которое позволяет донести необходимую информацию, сформировать важные качества и свойства личности через различные психологические приемы и техники. Несмотря на то, что весь урок построен на методе воздействия на личность подростка, учитель не всегда может сформировать то или иное качество или определенную компетенцию, реализуя непосредственное педагогическое воздействие. Поэтому считаю необходимым описать методы психологического воздействия, которые может использовать педагог в образовательном процессе независимо от предметной области, в рамках которой он работает. К ним я отнесла психологические упражнения, игры, элементы тренинга, техники и притчи, позволяющие организовать опосредованное психологическое воздействие на личность подростка, формируя у него навыки самоанализа, преодоления фрустрации, позитивного восприятия действительности.

         Рассмотрим упражнение: «Уровень счастья». Подросткам необходимо нарисовать вертикальную линию, внизу которой располагается «0%», а вверху «100%» (размер линии не имеет значение). Далее предлагается отметить на данной шкале «уровень своего счастья», проанализировав, на сколько процентов он выражен в данный момент. После этого подросткам необходимо представить, что счастье - это их естественное состояние и соответственно уровень счастья равен 100% в большинстве случаев. Если уровень счастья ниже 50%, можно выполнить упражнение «Я благодарен за…». Необходимо написать минимум 10 пунктов, отвечающих на вопрос: кому/чему я благодарен и за что? Это некий список всего того, за что можно быть благодарным судьбе на данный момент. После выполнения этого упражнения идет обсуждение по вопросам: «Задумываемся ли мы над этим вопросом?», «Слышим ли благодарность в свой адрес и от кого?», «Как часто озвучиваем свою благодарность близким людям?». Здесь важно донести до подростков мысль, в которой содержится ключевая фраза: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Также предлагается в данный список включить различные благодарности, например, за солнечный день, свое здоровье, жилье, красоту, любовь.

         Другим вариантом данного задания является упражнение «В чём мне повезло в этой жизни». Ученики разбиваются по парам, им предлагается в течение трех минут рассказывать своему однокласснику о том, в чем им повезло в этой жизни. После этого подростки меняются ролями. В конце упражнения проводится краткий обмен впечатлениями. Данное упражнение, кроме собственной ценности, создает хороший настрой на работу и повышает уровень жизненного оптимизма.

         Можно предложить обучающимся в основной школе игру «Зато», цель которой заключается в снижении уровня фрустрации или стресса. Подросткам необходимо вкратце описать на листке бумаги несбывшееся желание, актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент (допускается анонимность авторства). Затем все листки учителем собираются и озвучивается их содержание. Задача подростков заключается в том, чтобы привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью таких связок, как: «зато...», «не очень-то и хотелось, потому что...», «могло бы быть и хуже!» или «здорово, ведь теперь ...». После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, учитель предлагает обсудить результаты игры и ту реальную психологическую помощь, которую получил для себя каждый ученик.

         С интересом подростки выполняют упражнение «Я в лучах солнца». В центре листа бумаги необходимо нарисовать круг (солнце) с лучами. Затем ученикам предлагается в круге написать большую букву «Я» и каждый луч подписать своим положительным качеством (похвалить себя). После выполнения упражнения идет рефлексия, проговариваются возникшие трудности и то, с чем они связаны. Оно позволяет увидеть свои ресурсы, сильные стороны и является особо полезным для тревожных детей, агрессивных и так называемых «трудных» подростков. Учителю важно понимать, что скорректировать поведение ребенка можно только опираясь на его сильные стороны, показывая ученику его ресурсы. Педагоги же в большей мере ориентированы на обсуждение недостатков ребенка, что только фиксирует его на негативе, вызывает конфликты. Завершается это упражнение тем, что нужно озвучить каждое свое положительное качество, начиная с местоимения «Я», например: «Я умный», «Я добрый», «Я смелый» и прочее.

         Данные упражнения направлены на формирование у подростков позитивной установки, такого способа восприятия жизненных ситуаций, в котором акцент делается на положительных моментах своей жизни: на том, что есть (а не на том, чего не хватает), на ресурсах (а не опасностях и угрозах), на своих достоинствах (а не недостатках), на опыте успеха (а не грузе неудач), на радостях (а не на печалях). Учитель должен знать, что в подростковом возрасте некоторые подростки склонны к суицидальным тенденциям, это связано с заниженной самооценкой, неумением преодолевать препятствия, незнанием своих ресурсов. Поэтому следующая техника - «Мой щит» - особенно важна для обучающихся подросткового возраста.

         Чтобы не стать педагогом в глазах школьников, психолог как минимум не должен делать нечто важное, присущее толь­ко педагогу. Прежде всего - вести уроки. Причем, с моей точки зрения, любые, в том числе - занятия по психологии в их классическом обязательном урочном варианте, с фиксацией результатов в дневнике и журнале. Такую деятельность мо­жет осуществлять приглашенный специалист - например, психолог соседней школы. Уроки- это не единственный мо­мент. Важен и стиль поведения психолога: способ, которым он приглашает детей прийти на обследование, устанавливает связь с родителями, организует развивающие и просветительские занятия, контролирует их посещение и делает замечания и многое другое. Обсуждая другие моменты, связанные с пози­цией психолога в отношениях со школьниками, так или иначе вернемся к вопросу от том, как остаться психологом, не пополнив в глазах детей педагогический коллектив.

         «Психолог- доверенное лицо». Школьник, доверяя психологу, веря в целесообраз­ность его работы и открытость его намерений, в достаточной степени осознанно предоставляет ему информацию о себе, особенностях своего развития и состояния. Он доверяет ему использовать эту информацию - сообщать в нужном объеме учителям, родителям, ему самому с тем, чтобы создать бла­гоприятные условия для решения школьником задач разви­тия, образования и социализации в рамках школьной среды. Подчеркну, он делает это достаточно осознанно: он знает, когда его тестируют и зачем, когда за ним наблюдают, он знает, что результаты затем обсуждаются на консилиумах и с педколлективом, родителями. Он понимает, зачем ему, уче­нику, это нужно, он может обсудить этот вопрос с психоло­гом. Важно и то, что психолог не скрывает и тот факт, что ответственность за свое обучение, поведение, успешность раз­вития несет и сам ребенок. И ему тоже предстоит меняться, предпринимать усилия, заниматься для того, чтобы решить свои проблемы. Психолог может ему в этом помочь. Психо­лог не во всем поддерживает школьника: какие-то суждения, поступки он может осудить, не принять. Но при этом ребенок знает: все, что психолог делает, он делает с установкой на помощь ему, поддержку и принятие.

         Мой выбор данной профессии продиктован также тем, что психология помогает в общении с людьми разного возраста, статуса и положения в обществе. Она учит терпимости, быть человеком сильным, относиться с юмором к трудностям.

         На мой взгляд, психолог должен быть альтруистом. Ведь помощь людям - это удивительное дело. В этой профессии нужно не просто уметь и знать, как это делать, а ещё и уметь сопереживать и эмоционально отдаваться любимой профессии, выбранному мастерству.

         Психолог своего рода - скульптор, творец, создатель зрелой и гармоничной личности. Я стараюсь постоянно развиваться в своей профессии, участвую в вебинарах и конференциях, конкурсах разного уровня. Общение придаёт значимость в моей деятельности и помогает росту профессионального мастерства.

Перейти к  публикациям для педагогов    

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.