Галямова Марина Александровна
музыкальный руководитель
МАДОУ детский сад № 57
Иркутская область
город Ангарск
Конспект музыкального занятия
с детьми среднего дошкольного возраста (4 – 5 лет)
«Звонко цокают копытца, в гости к нам лошадка мчится!»
Ход занятия:
Дети проходят в музыкальный зал.
Вводная часть:
Муз. рук - ль: Здравствуйте, ребята! Проходите в музыкальный зал.
Предлагаю начать нашу встречу со знакомой нам песенки. (, ребята., ребята. ядом со стульчикамирелки, треугольник, колокольчики)
Песня – игра со звучащими жестами «Хлоп – топ» муз. С. Перкио, модель Т.Э. Тютюнниковой
Игра – настройка на правильную посадку «Руки как у вас лежат?»
(автор М.Ю. Картушина)
Основная часть.
М.Р: Ребята, вы любите играть? Послушайте музыкальную загадку про одну из ваших любимых игрушек (на цифровом фортепиано включается тембр ксилофона)
Музыкальная загадка «Послушай и скажи» (слушание пьесы «Лошадка» В. Симанского)
М.Р: Узнали? Конечно же, это музыка про лошадку. Ребята, как мы называем человека, который рисует? (художник). Если у художника много рисунков, он их собирает в альбом для рисования (показывает). А как мы называем человека, который сочиняет, придумывает музыку? (композитор). Часто композиторы сочиняют произведения специально для детей и тоже собирают их в альбомы, только не для рисования, а музыкальные, записанные нотами (показывает). Русский композитор Пётр Ильич Чайковский сочинил такой музыкальный альбом и назвал его «Детский альбом». В его «Детском альбоме» есть пьеса, которая называется «Игра в лошадки». Хотите послушать эту музыку?
Представьте, что одной девочке приснился волшебный сон. Добрая фея превратила её в принцессу, мячик – в карету, игрушечных лошадок – в настоящих и отправила принцессу во дворец на бал.
Слушание пьесы П. Чайковского «Игра в лошадки» с просмотром фрагмента мультфильма
М.Р: Ребята, а вы хотите сыграть в оркестре «Игру в лошадки»? Тогда отгадайте по звучанию инструменты, на которых мы будем играть.
Музыкально – дидактическая игра «Отгадай инструмент по голосу» (на развитие тембрового слуха). (Муз. рук-ль воспроизводит на цифровом фортепиано деревянных и металлических муз. инструментов)
М.Р: Представим, что эти инструменты у нас в руках и попробуем сыграть «Игру в лошадки»
Творческая импровизация «Скачут лошадки» (мелодия П.И. Чайковского, авторский текст Галямовой М.А.):
- Музыкальный руководитель исполняет песню «Скачут лошадки» и играет на воображаемых инструментах. Дети совместно с музыкальным руководителем играют на воображаемых инструментах.
- Музыкальный руководитель исполняет песню, одновременно воспроизводя метрическую пульсацию на фортепиано: в 1ой части – используется тембр ксилофона, во 2ой – тембр металлофона), воспитатель играет на детских музыкальных инструментах. Дети еще раз играют на воображаемых инструментах.
Авторский текст и инструментовка «Скачут лошадки»
к мелодии «Игра в лошадки».
Часть |
Такты |
Инструменты |
Текст |
1–я |
1 – 8 |
клавесы (деревянные палочки), тон – блок, трещотки |
Скачут лошадки, На праздник торопятся. Быстро проносятся Мимо людей.
|
1–я |
9 – 16 |
ксилофон (глиссандо) |
Ну, а принцесса В карете наряженной Хочет приехать На бал поскорей |
1 – я
|
17 – 24
|
ксилофон (глиссандо) |
Ну, а принцесса В карете наряженной Хочет приехать На бал поскорей |
2 - я
|
25 - 32
|
металлофоны (глиссандо) |
В небе салюты Сверкают волшебные И загораются Сотни огней |
2– я
|
33 - 40
|
бубны (удар ладошкой), бубенчики |
Люди принцессу в карете Приветствуют. Ну, а лошадки Бегут всё быстрей |
3 – я |
41 - 48 |
клавесы (деревянные палочки), тон – блок, трещотки |
Скачут лошадки, На праздник торопятся. Быстро проносятся Мимо людей. |
3 – я
|
49 - 56 |
ксилофон (глиссандо) |
Ну, а принцесса В карете наряженной Хочет приехать На бал поскорей |
3 – я |
57 – 71
72 |
ксилофон (глиссандо)
металлофон (глиссандо) |
Ну, а принцесса В карете наряженной Хочет приехать На бал поскорей (с повтором) Тпру – у! |
М.Р.: А сейчас исполним «Игру в лошадки» на инструментах.
Музицирование на ДМИ в оркестре
Двигательная игра «Эй, лошадка»
Эй, лошадка! И - го- го
Но, лошадка, но-но («пружинка», в руках держать «вожжи»)
Скок, лошадка, скок, скок (дети ударяют носком правой ноги об пол «бьют копытом»)
Выше ножки! Топ-топ
Веселее! Гоп-гоп (шаг на месте с высоким подъемом колен)
Колокольчик динь - дон
Громче, громче звон, звон (дети поднимают руки вверх и легко встряхивают кистью «колокольчик»)
Гоп, лошадка, гоп, гоп (шаг на месте с высоким подъемом колен)
Тпру, лошадка! Стоп, стоп!
М.Р: Пока принцесса веселилась на балу, лошадки паслись на лужайке и ели вкусную траву. Вдруг они услышали чудесную песенку – её пели знакомые нам зверята. Поможем зверятам спеть?
Распевание. Видеораспевка «Зверята» муз. и сл. И. Конвенан, видеопроект Галины Цвыровой
М.Р.: «Иго – го – го!» - заржала лошадка, а кто споёт песенку про меня?
Пение. «Конёк» муз. И. Кишко, сл. Г. Демченко
Заключительная часть.
М.Р. Бал закончился, принцессе пора домой, а нам – в группу. У нас есть замечательные наездники – это наши мальчики, и прекрасные барышни – это наши девочки. Барышни, садитесь в карету, наездники нас ждут.
Коммуникативная игра «Барыши и наездники» («Игра в лошадки» 1я часть)
Ход игры: Мальчики – «наездники», девочки – «барышни». Дети образуют тройки: впереди – «наездник», сзади – две «барышни» (первая - справа, вторая – слева) кладут одну руку на плечо «наезднику», другой придерживают край платья. Под музыку двигаются прямым галопом, с остановкой на звучание колокольчика «барышни» меняются местами.
М.Р.: Ребята, мне сегодня с вами было интересно. А вам? Что было интересно Диане? Артёму? (и т.д.). Кто помнит название музыки, которую мы сегодня слушали? А фамилию композитора, который её сочинил?
Я благодарю вас и до следующей встречи, ребята!
Под фонограмму пьесы «Игра в лошадки» дети покидают музыкальный зал.