ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Турукина Наталья Андреевна,

Гинцяк Лариса Григорьевна,

учителя начальных классов

МАОУ СОШ №50, г. Екатеринбург

Изучение и формирование читательской компетенции у обучающихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения

 

Формирование читательской компетенции является одним из важных критериев оценки уровня развития познавательной деятельности детей и показателем успешности усвоения программы школьного обучения. Возникающие трудности в процессе обучения чтению могут свидетельствовать о том, что наблюдаются проблемы в развитии того или иного психического процесса: внимания, памяти, мышления, речи, имеющие первичный или сопутствующий характер (Е. Л. Гончарова, О. Е. Грибова, Е. А. Земская, И. А. Зимняя, Р. И. Лалаева, М. Н. Русецкая, Т. А. Фотекова, Г. В. Чиркина).

Исследователи рассматривают три уровня формирования и совершенствования процесса чтения: обучение чтению, формирование способности воспринимать художественный текст, развитие читательской компетенции. Отмечается значимость литературного образования в развитии читательской компетенции.

Для понимания и разъяснения понятия «читательская компетенция» обратимся к словарю Д. Н. Ушакова, в котором понятие компетенция (от лат. «competencia») рассматривается как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Определение понятия «читательская компетенция» было дано Т.А. Разуваевой, которая полагает, что читательская компетенция обучающихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книги до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) читательская компетенция определяется как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно её использовать в личных и общественных целях.

Анализ теоретических источников, эмпирическое и интерпретационное изучение образовательных потребностей школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья позволили нам определить объект, предмет и цель научного исследования.

Объект исследования – процесс формирования читательской компетенции у обучающихся младшего школьного возраста с ТНР.

Предмет исследования – организация логопедической работы по формированию читательской компетенции у обучающихся младшего школьного возраста с ТНР на уроках литературного чтения.

Цель исследования – изучить состояние читательской компетенции у обучающихся младшего школьного возраста с ТНР и определить основное содержание логопедической работы, направленной на формирование читательской компетенции у данной группы учеников на уроках литературного чтения.

Данное исследование выполнено на материале эмпирического изучения читательской компетенции у обучающихся вторых-третьих классов МАОУ СОШ № 50 г. Екатеринбурга. В рамках оказания логопедической помощи в аспекте формирования читательской компетенции на уроках литературного чтения было обследовано 30 младших школьников с ТНР. Перед нами были поставлены задачи получения качественных и количественных эмпирических данных о состоянии развития читательской компетенции у обучающихся с ТНР с их последующей интерпретацией на основании имеющихся теоретических исследований и дальнейшего определения на основе полученных результатов основного содержания работы по формированию читательской компетенции на уроках литературного чтения.

В процессе проводимого исследования применялись:

– тестовая методика экспресс–диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой (2000);

– речевые пробы, предложенные Р. И. Лалаевой (1988) и Е. В. Мальцевой (1991);

– методики раннего выявления предрасположенности к дислексии (МРВД) А. Н. Корнева (1982);

– стандартизированная методика исследования навыка чтения (СМИНЧ) А. Н. Корнева (1982);

– методика обследования навыка чтения О. Е. Грибовой (2012).

Обследование читательской  проводилось в соответствии с выделенными ступенями овладения навыком чтения Т.В. Егоровым. Использовались тексты из учебного пособия В. Г. Горецкого, Л. И. Тикуновой «Контрольные работы по чтению в начальной школе», материалы для самостоятельных монологических высказываний (пересказ басни Л. Н. Толстого «Курица и золотые яйца», рассказ по серии сюжетных картин «Воробей и козлята» из учебного пособия И. В. Бараннникова, Л. А. Варковицкой «Русская речь в картинках».

Анализу подлежали следующие параметры сформированности читательской компетенции:

– качество лексико-грамматического оформления самостоятельного устного высказывания;

– сформированность навыков программирования связного речевого высказывания.

На основании результатов логопедического обследования обучающихся младших классов школы для детей с ТНР были сформулированы следующие логопедические заключения: общее недоразвитие речи II уровня у ребенка с моторной алалией (5 человек); общее недоразвитие речи III уровня у ребенка с псевдобульбарной дизартрией легкой степени (25 человек).

При оценке параметров сформированности читательской компетенции учитывались:

– качество лексико-грамматического оформления самостоятельного устного высказывания: грамматическое оформление в аспекте наличия аграмматизмов; лексическое оформление;

– сформированность навыков программирования связного речевого высказывания: синтаксическая организация высказывания; способность передать смысл прочитанного рассказа.

В отношении оценки первого параметра были получены следующие данные о преобладании у детей следующих видов ошибок (90 % от общего количества обследованных школьников с ТНР): замены слов, близких по оппозиционным значениям; нарушение представления в устной речи последовательности событий; перестановка слов в предложении; преобладание в монологической речи существительных по сравнению с глаголами и местоимениями; пропуск членов предложения (сказуемое пропустили 10 % школьников, подлежащее – 6 %, дополнение – 27 % обучающихся).

При изучении второго параметра сформированности читательской компетенции были выявлены основные трудности в виде пропусков частей текста, искажения смысла всего рассказа (51 % обучающихся).

Примерами недостаточности показателей параметров сформированности читательской компетенции могут служить пересказы обучающихся с ТНР.

Катя Л., ученица второго класса: Жил старик. Курица снесла у него яйца золотые. Захотел он золота побольше, а потом зарезал ее. В курице ничего не оказалось.

Иван Б., ученик второго класса: Гуляли котята. Увидели птицу и съесть захотели. Прыгнули они вдвоем и птица улетела. Котята убежали.

Максим В., ученик второго класса: Кошки мышь ловили. Рядом был пенек. Села птица на пенёк. Кошки, они любили есть птиц. Потом они захотели эту птицу поймать. Они прыгнули на нее. Потом птица улетела.

Особый интерес вызвали результаты, полученные при обследовании способов чтения текстов, соответствующих требованиям программы обучения и выделенным Т. Г. Егоровым ступеням овладения навыком чтения. Полученные данные свидетельствуют о том, что 1 % обучающихся вторых-третьих классов владеет побуквенным чтением, чтение послоговое с переходом на целые слова отмечается у 49 % детей, плавное чтение было констатировано у половины школьников. При этом среди обследуемых детей не было ни одного ребенка, который прочитал бы текст без ошибок.

Были выделены типичные ошибки, допускаемые при чтении текстов (их количество у одного школьника составляло от 1 до 56):

– на уровне буквы: пропуски букв в стечении согласных, в начале слов (8,5 % от общего количества обследованных детей); реверсии букв (7 %); антиципации букв по принципу более удаленной по расположению буквы в слове (7,4 %); смешение оптически сходных букв: «е»–«ё» (45 % испытуемых), «и»–«у» (24 %), «р»–«б» (5 %); добавление «лишних» букв в слово (2,4 %);

– на уровне слога: реверсии слогов (7 %); пропуск слогов в начале и в середине слов (3,4 %);

– на уровне слова: ошибки в прочтении окончаний слов (31 % от общего количество испытуемых); замены на основании смыслового сходства слов, к которым относятся ошибки «угадывающего» чтения смыслового характера (12 %); замены на основании оптического сходства слов, к ним относятся ошибки «угадывающего» чтения оптического характера (10 %); перестановки слов (2 %);

– на уровне предложения: пропуски слов, относящихся к служебным и самостоятельным частям речи (31 %); персеверации слов (4 %); аграмматизмы: неправильное употребление форм времени, числа и рода (2 %);

– на уровне текста: пропуски и повторы строк, частей текста (15 %); искажение смысла прочитанного текста (51 %).

– на уровне интонационного оформления высказывания: несоблюдение норм форм орфоэпии (2 %); ошибки в выборе ударения в знакомых и в незнакомых словах, преобладание выбора ударения на последний слог (11 %); ошибки в определении границ и интонационном оформлении предложения: нарушения соблюдения пауз в конце предложения, логического ударения в предложении, выборе интонации (5 %).

Таким образом, анализ полученных результатов показал, что школьники с ТНР имеют особые образовательные потребности, которые необходимо учитывать при формировании читательской компетенции. Одним из самых распространенных недостатков, препятствующих полноценному формированию читательской компетенции у обучающихся с ТНР, является недостаточность навыков программирования связного речевого высказывания, что влечет за собой искажение понимания смысла прочитанного текста. Отмечено, что наибольшие трудности у младших школьников вызывает понимание смысла стихотворений (39 % от общего количества обследованных обучающихся).

На основании полученных результатов изучения читательской компетенции у обучающихся с ТНР, данных теоретических источников и требований ФГОС НОО нами были рассмотрены возможности формирования читательской компетенции у младших школьников данной категории на уроках литературного чтения посредством применения игровых приемов логопедической работы.

В системе начального образования литературное чтение является одним из основных предметов. Уроки литературного чтения формируют у детей функциональную грамотность, которая выступает как основа для эффективного обучения по другим предметам начальной школы.

Традиционная задача начального образования заключается в обучении чтению, при этом иногда недооценивается важность получения младшим школьником литературного образования, что невозможно без целенаправленного формирования читательской компетенции. Особую актуальность решение этой задачи имеет для обучающихся с ТНР, поскольку литературное образование обладает мощным потенциалом развития речи и преодоления ее нарушений.

Анализ нормативных и теоретических источников позволил выделить основные направления работы по формированию читательской компетенции на уроках литературного чтения: преодоление нарушений устной речи и дислексических ошибок; совершенствование навыков звуко-буквенного, оптико-пространственного анализа и синтеза; формирование техники чтения; формирование понимания прочитанного и прослушанного произведения; формирование умения самостоятельного выбора книг.

Опираясь на положение о том, что создание проблемных и поисковых ситуаций стимулирует развитие когнитивной, в частности речевой, активности детей, мы применяли на уроках литературного чтения следующие формы организации читательской деятельности младших школьников: дискуссионные беседы; рисование иллюстраций к прочитанным текстам и пересказ текстов с опорой на них; инсценировка произведений; создание «рисованных» фильмов; проведение литературных викторин и конкурсов; ведение читательского дневника; создание и пополнение классной библиотеки; проведение уроков читательского мастерства и внеклассного чтения; организация семейного чтения и т.д.

Использовались приемы работы, направленные на формирование читательской компетенции: орфоэпические упражнения; упражнения на формирование внимания к слову (методика «Эдигей»); зрительные диктанты; «жужжащее» чтение и др.

Младший школьный возраст является сензитивным периодом формирования читательской компетенции, что предопределяет необходимость активной и целенаправленной работы по ее формированию у школьников с ТНР с учетом особых образовательных потребностей детей.

  Перейти к  публикациям для педагогов  

Список литературы:

  1. Аксенова А.К. Подготовка детей с трудностями в обучении к овладению навыком беглого чтения. М.:Просвещение.-1987.-345 с.
  2. Байкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнением. СПб.: КАРО. - 2005. - 364 с.
  3. Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение.-2005. -298 с.
  4. Блудов А.А., Белова Н.В. Дизартрия.NET//Лечение нарушений произношения у детей и взрослых. СПб.: Наука и Техника.-2009.-160 с.
  5. Бородич А.М. Методика развития речи. М.: Просвещение.-1981.-156 с.
  6. Воробьева В.К. Курс лекций по предмету «Психолингвистика» . М.: Просвещение. - 2004-2005 г.г. – Электронный ресурс
  7. Воробьева В.К., Спиридонова Л.Д. ПЕРВАЯ ГЛАВА С. 21
  8. Воробьева В.К., Шаховская С.Н. ПЕРВАЯ ГЛАВА С. 20
  9. Волкова Л.С. Логопедия. М.: Владос. – 2009 г.
  10. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Смысл; ЭКСМО,. - 2005. - 189 с.
  11. Выготский Л.С. Развитие устной речи.  М.: Детская речь. –., 1966. Ч. 1.- 245 с.
  12. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе.М.:Академия.-1994.-245 с.
  13. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение - 328 с.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.