ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Андронова Светлана Геннадьевна

педагог-психолог

МАДОУ №82 «Гусельки»

РФ

Архангельская область

Г. Северодвинск

 

Семинар - тренинг по профилактике эмоционального

(профессионального) выгорания педагогов.

Участники: педагоги ДОО

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОО.

Задачи:

- установить доброжелательную атмосферу между участниками, сплотить коллектив;

- расширить знания о синдроме эмоционального выгорания;

- определить  степень выраженности эмоционального выгорания педагогов;

- снизить эмоциональное напряжение;

-способствовать формированию позитивных установок в отношении самих себя и окружающих, мотивировать к самопознанию;

- познакомить со  способами регуляции эмоционального состояния.

Материал:

- мультимедийная презентация по теме;

- диагностические листы самодиагностики по количеству участников;

- лист ватмана с изображением  дерева, магнитная доска, самоклеющиеся стикеры;

- листы бумаги, художествен­ные материалы: краски, мелки или фломастеры;

- магнитофон и записи спокойной релаксационной музыки, релаксационный текст;

- памятки «Методы борьбы со стрессом».

Время проведения: приблизительно 1,5 часа. Общее время зависит от количества участников.

 

Ход мероприятия.

1.Вводная часть.

Педагог-психолог:

            Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на семинаре -тренинге. Сегодня мы поговорим о причинах возникновения стрессовых ситуаций в педагогической практике и методах профилактики стресса. Научимся преодолевать негативные эмоции и расслабляться.

 

  • Игра-разминка «Передай эмоцию радости»

Цель:активизация участников, создание атмосферы доверия, доброжелательности,  принятия друг друга.

Педагог-психолог:

- Я предлагаю вам передать друг другу эмоцию радости, добавляя к ней что-то своё и тем самым усиливая её от участника к участнику.

Например, первый участник показывает улыбку, второй- повторяет за ним, плюс добавляет движение одной рукой, третий-негромкий смешок, четвёртый- громкий  смех …, последний- начинает бегать, смеяться, петь и хлопать.

 

  1. Основная часть.

2) Беседа «Эмоциональное выгорание»

Педагог-психолог:

            Профессия педагога относится к сфере профессий типа «человек-человек», то есть профессий, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые наиболее подвержены влиянию эмоционального «сгорания».

            Эмоциональное выгорание - синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, личностных и психофизических ресурсов работающего человека. Оно наступает в результате внутреннего накопления отрицатель­ных эмоций без соответствующей разрядки или освобождения от них.

Показ информации на слайде (кратко).

На развитие синдрома (СЭВ) у педагоговмогут оказывать влияние следующиефакторы:

1.Постоянное эмоциональное погружение в рабочий процесс в течение дня, невозможность «переключиться», «выйти» из него на время, побыть в одиночестве или еще как-то отдохнуть. Не­обходимость постоянно быть в контакте с детьми и коллегами, общаться с ними.

  1. Большие нагрузки.Вынужденная подработка часто вызывает чувство усталости и ухудшает настроение.
  2. Высокое эмоциональное напряжение и внутренний кон­троль, необходимость удерживать свои негативные эмоциональ­ные реакции (раздражение, злость, страх, тревогу и т. д.) во вре­мя сложных или конфликтных ситуаций в общении с детьми или их родителями.
  3. Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом.
  4. Несоответствие результатов затраченным силам.
  5. Ограниченность времени для реализации поставленных целей
  6. Установление и поддержание контакта с семьями, в том числе «трудными».
  7. Отсутствие необходимых навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями и т.д.

развивать психологические навыки при столкновении с «семейным контекстом» в педагогической работе с детьми.

9.Повышенная психологическая и юридическая ответствен­ность за жизнь, здоровье и благополучие воспитанников;ответственность перед начальством, родителями

  1. Частое изменение нормативов, условий труда и методиче­ских предписаний в сфере дошкольного образования - это соз­дает ощущение нестабильности, предъявляет новые требования, например заполнение большого количества отчетов и прочей документации.
  2. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.
  3. Обесценивание профессионального вклада педагогов со стороны «трудных» родителей, иногда – администрации или чиновников образования, со стороны общества, в целом.

13.К стрессу могут привести проблемы в семье.

 

Педагог-психолог:

Отсюда – появление внутренней неуверенности  в себе и профессиональных достижениях.

Мы не уверены в своих силах, критикуем себя и боимся, что нас будут критиковать коллеги. В стремлении контролировать ситуацию мы забываем расслабляться. В настоящее время синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса.

Чтобы понять, имеется ли  у вас эмоциональное выгорание, предлагаю провести самодиагностику.

 

3) Упражнение «Самодиагностика»

Цель:определение степени выраженности эмоционального выгорания.

            Педагогам предлагается оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака на основании ниже предложенной таблицы. Оценка, имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем выше балл.

Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится. Желающие могут поделиться впечатлениями. Педагог-психолог подводит педагогов к тому, что «выгорание» – это достаточно длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно.

 

 

 

 

 Симптомы

Степень выраженности, частота

1

2

3

4

5

Поведенческие

Сопротивление выходу на работу

 

 

 

 

 

Частые опоздания

 

 

 

 

 

Откладывание деловых встреч

 

 

 

 

 

Уединение, нежелание видеть коллег

 

 

 

 

 

Нежелание видеть детей

 

 

 

 

 

Нежелание заполнять документацию

 

 

 

 

 

Формальное исполнение обязанностей

 

 

 

 

 

Аффективные

Утрата чувства юмора

 

 

 

 

 

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

 

 

 

 

 

Повышенная раздражительность

 

 

 

 

 

Ощущение придирок со стороны других

 

 

 

 

 

Равнодушие

 

 

 

 

 

Бессилие, эмоциональное истощение

 

 

 

 

 

Подавленное настроение

 

 

 

 

 

Когнитивные

Мысли о смене профессии, уходе  с работы

 

 

 

 

 

Слабая концентрация внимания, рассеянность

 

 

 

 

 

Ригидность мышления, использование стереотипов

 

 

 

 

 

Сомнения в полезности работы

 

 

 

 

 

Разочарование профессией

 

 

 

 

 

Циничное отношение к коллегам, учащимся

 

 

 

 

 

Озабоченность собственными проблемами

 

 

 

 

 

Физиологические

Нарушение сна (бессонница/уход в сон)

 

 

 

 

 

Изменение аппетита (отсутствие\переедание)

 

 

 

 

 

Длительно текущие незначительные недуги

 

 

 

 

 

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

 

 

 

 

 

Усталость, быстрая физическая утомляемость

 

 

 

 

 

Головные боли, проблемы со стороны желудочно-кишечного тракта

 

 

 

 

 

Обострение хронических заболеваний

 

 

 

 

 

Педагог-психолог:

            К сожалению, в современных условиях невозможно полностью исключить в работе эмоциональное выгорание. Однако возможно существенно уменьшить его разрушительное влияние. И сегодня мы попытаемся разобраться в том, что поможет преодолеть профессиональное выгорание,  как нам справиться с тревогой, внутренним напряжением, утомлением.

Одним из условий профилактики эмоционального выгорания  относится развитие способности формировать в себе позитивные установки – в отношении самих себя и других людей.

            Предлагаю выполнить упражнение «Плюсы моей работы». Каждому нужно будет написать на листеплюсы своей работы.

 

4) Упражнение «Плюсы моей работы»

Цель: осознание педагогами позитивных моментов педагогической деятельности (вербализация позитивных моментов своей педагогической деятельности); сплочение коллектива.

Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

            Педагоги пишут, а потом по очереди прикрепляют свои стикеры на дерево. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Педагоги обсуждают плюсы педагогической деятельности.

Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что в работе есть много плюсов, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна.

 

Педагог-психолог:

            Существует ещё один способ для снижения тревожности- рационализация страхов и тревог.  Когда чувствуете, что сталкиваетесь с какой-либо проблемой, и тем более, преувеличиваете ее значение, нужно задать себе несколько вопросов.


5) Упражнение  «Вопросы к самому себе».

Цель: рационализация страхов и тревог, снижение ситуационной тревожности.

Педагог-психолог:

При возникновении какой-либо проблемы нужно задать себе следующие вопросы:
• Это на самом деле большая проблема?
• Подвергается ли в данный момент риску что-то по-настоящему важное?
• Действительно ли это хуже, чем все то, что было прежде?
• Покажется ли это таким же важным через 2 недели, полгода, год, 10 лет..?
• Стоит ли это того, чтобы так переживать?
• Стоит ли за это умереть?
• Что может случиться, если не справлюсь?
• Могу ли я справиться с этим?

            Помните, что ваши нервы и психическое здоровье дороже всех проблем мира!

 

Педагог-психолог:

            А теперь предлагаю выполнить упражнение, в котором вам нужно будет    рассказать  другим о своих положительных качествах.

 

6) Упражнение «Имена-качества»

Цель:формирование у педагогов позитивной установки в отношении самих себя; обмен положительными эмоциями и  чувствами.

            Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 2 - 3 положительных качества на 1-ю букву имени. Например: «Марина -  мечтательная, миролюбивая».

Примечание: При затруднении участника связать свое имя с качеством ему помогают другие, но при этом педагог-психолог должен помочь завершить словесный ряд положительным качеством педагога.

 

7)Упражнение «Опиши сильные стороны коллеги»

Цель:осознание участниками уникальности своей личности, повышение самооценки.

Материалы:листы по количеству участников, на каждом из них написаноимяодного из педагогов.

 

Педагог-психолог:

            У каждого из вас на листе написано имя коллеги. Вам нужно назвать три качества, характеризующие его сильные стороны. Задача остальных - угадать, о ком идет речь.

 

 

Педагог-психолог:

            Для сохранения психического здоровья каждого очень важно умение переключаться.

8) Упражнение  «Распредели по порядку»

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей длясохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».

Педагогам предлагается распределить по порядку (ранжировать по степени значимости, на их взгляд)следующий перечень:

  • дети;
  • работа;
  • муж;
  • я;
  • друзья, родственники.

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

  • я;
  • муж;
  • дети;
  • работа;
  • друзья, родственники.

 Затем участникам предлагается поразмышлять над полученными результатами .

 

Педагог-психолог:

А теперь я предлагаю немного расслабиться и выполнить упражнение«Пишущая машинка».

9)Упражнение  «Пишущая машинка»

Цель: формирование позитивного настроя, выработка навыков сплочённых действий,  мобилизация внимания участников.

Педагог-психолог:

Давайте представим себе, что все мы – большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита).Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т. д. Пробел между словами – всем нужно встать.

Педагог-психолог распределяет по кругу буквы по алфавиту.
            Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала. А напечатаем мы фразу: «Здоровье – дороже золота» Уильям Шекспир.

 

Педагог-психолог:

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Предлагаю выполнить упражнение под названием «Удовольствие».

 

10) Упражнение «Удовольствие»

Цель: формирование  позитивного мышления педагогов (осознание ресурсов на восстановление жизненной энергии).

Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

- Чтобы сделать свои будни ярче, предлагаю вам  создать собственный БЛОКНОТ УДОВОЛЬСТВИЙ, в который вы будете записывать все, что доставляет вам удовольствие. Так каждодневную рутину мы превратим в собственный творческий проект, который утешит и вдохновит.

 

Педагог-психолог:

            А какие способы для психопрофилактики эмоционального выгорания и борьбы со стрессомможете предложить вы? Пожалуйста, поделитесь рецептами.

 

11) Упражнение «Психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания и борьба со стрессом»

Материалы: ватман, стикеры в виде лучей.

                Участникам раздаются стикеры. На них предлагается записать способы, с помощью которых можно бороться со стрессом. Сти­керы педагоги приклеивают на стенд или ватман по кругу, чтобы получилось солнце. В центре солнца пишется заголовок «Ме­тоды синдрома эмоционального выгорания и борьбы со стрессом».

            После выполнения упражнения идёт обсуждение.

Педагог-психолог обобщает способы психопрофилактики эмоционального выгорания (например, примерный перечень):

  • сохранять баланс между работой и отдыхом (хобби, спорт, выезд на природуи т.п);
  • планировать список важных дел на месяц, год;
  • поддерживать уверенность в себе, своих способностях;
  • накапливать опыт успешного преодоления стресса;
  • владеть приемами эффективной коммуникации;
  • развивать способность формировать в себе позитивные установки – в отношении самих себя и других людей.

            Условием эмоциональной устойчивости является саморегуляция.  Саморегуляция – это способ сознательного управления своим состоянием и организмом. К техникам саморегуляции относят упражнения по управлению дыханием. Под воздействием психических нагрузок возникает эмоциональное напряжение. Дыхательные техники позволяют справляться с напряженными ситуациями педагогического взаимодействия. Поэтому управление дыханием – самый простой способ реагировать в неоднозначной ситуации. В ситуации, когда раздражены или сердятся, люди забывают делать нормальный вдох и выдох.

            Педагог-психолог предлагает выполнить дыхательное упражнение.

12) Дыхательное упражнение «Дыхание» животом».

Педагог-психолог:

Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.

 

Педагог-психолог:

- А теперь предлагаю каждому нарисовать своё настроение.

 

13) Коллаж «Мое настроение»

Материалы:листы бумаги, художествен­ные материалы: краски, мелки или фломастеры.

                Раздать педагогам листы бумаги. Предложить выбрать художествен­ные материалы. Включить спокойную мелодию. Попросить участников нарисовать свое настроение, эмоции и чувства. Когда они закончат рисовать, задайть вопросы.

  • Какие эмоции испытывалив процессе работы?
  • Почему выбрали эти цвета?

            После того этого предложить педагогам склеить работы в один коллаж. Сфотографировать коллаж на память.

  1. Заключительная часть.
  • Рефлексия

Цель: установление обратной связианализ опыта, полученного в группе(чему вы научились, что было самым интересным, что нового узнали, какой вывод сделали).

            Каждый участник группы должен завершить фразу: «Сегодня на встрече…».

  • Релаксация под музыку

Педагог-психолог:

            Сядьте удобнее. Закройте глаза и полностью расслабь­тесь.Представьте, что вы находитесь на берегу моря. Соле­ный ветер приятно освежает лицо, а теплые лучи солн­ца нежно согревают его. Вы лежите на мягком теплом песке, и ваше тело наполнено блаженством. Вам хорошо, приятно, комфортно, шум волн успокаивает вас. Теплый песок греет расслабленное тело. Вы слышите звуки чаек, дельфинов... Где-то вдали проплывает пароход, с которого доносятся звуки фортепиано, саксофона...

            Но тут налетел ветер, небо затянули тучи и начался ливень. Но он такой теплый, приятный, что вы решили остаться на берегу и отдыхаете, наслаждаясь свежестью замечательного дня. Крупные капли текут по вашему лицу, шее, рукам, по груди, животу, ногам и стекают на землю. Вместе с каплями ливень забирает вашу уста­лость, плохое настроение, негативные мысли, оставляя только самое хорошее, что есть в вас.

            Вот тучи рассеялись, и ливень закончился. Вновь за­сияло яркое солнце. Проговорите про себя все то, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Включите в список благодарностей и это море, на берегу которого вы лежите, и этот солнечный день, ваше здоровье, здо­ровье близких, красоту, любовь, мир. Как только вы за­вершите эту работу, откройте глаза. Каждый откроет глаза тогда, когда захочет.

  • Упражнение «Рукопожатие по кругу»

Участники, стоя в кругу, пожимают друг другу руку.

            В конце встречи педагогам предлагается памятка «Методы борьбы со стрессом».

 

 Перейти к  публикациям для педагогов  

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ АНДРОНОВА С.Г.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.