ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

 Поспелова Татьяна Юрьевна

старший воспитатель

МБДОУ ДС № 39 «Золушка» г. Туапсе

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», как отмечал В.В. Путин.

Особенно актуальна в современных условиях роль наставничества как формы профессиональной адаптации и повышения квалификации педагога в образовательной организации, так как в сравнении с классическими формами повышения квалификации (обучение на курсах переподготовки и повышения квалификации, посещение методических мероприятий, самообразование и другие) имеет ряд преимуществ:  обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности, имеет «обратную связь».

Организация наставнической деятельности направлена на развитие и саморазвитие профессиональной деятельности начинающих воспитателей, их закрепление в образовательном учреждении через оказание систематической адресной помощи с учетом потребностей и индивидуальных качеств педагогов.

Молодой педагог, приходя в организацию,  в новый коллектив, нуждается в помощи более опытных коллег. Поэтому уже более десяти лет я являюсь наставником начинающих воспитателей, активно участвую в их профессиональном становлении.

Основными задачами своей деятельности как педагога-наставника считаю:

— побуждать молодого воспитателя к поиску эффективных современных методов и приемов образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

— ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей профессиональной деятельности;

— способствовать успешной адаптации молодого специалиста в образовательном учреждении;

— ускорить процесс профессионального становления воспитателя и развития способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности.

Помогая молодым педагогам, стараюсь сформировать у них необходимые для успешной педагогической деятельности нравственные и профессиональные качества, научить секретам профессии, воспитать желание постоянно развиваться, овладевать культурой труда, принимать активное участие в жизни коллектива.

Наставническую деятельность осуществляю в несколько этапов.

На первом (адаптационном) этапе знакомлюсь и налаживаю общение с молодым воспитателем. В ходе беседы помогаю ему уточнить круг профессиональных обязанностей, провожу диагностику профессиональных затруднений. Затем вместе с молодым педагогом мы выбираем  эффективные формы взаимодействия с учетом его основных проблем и потребностей, разрабатываем индивидуальный план осуществления наставничества.

Цель второго (основного) этапа – реализация индивидуального плана наставничества, помощь молодому воспитателю в развитии профессиональных умений, определении и реализации личного плана саморазвития. Для этого использую активные формы и методы профессиональной поддержки:практикум, совместная разработка содержания занятий, праздников и развлечений, помощь в подборе методического материала, взаимопосещения педагогических мероприятий с последующим обсуждением эффективных методов и приемов и другие.

Главным условием достижения положительных результатов наставнической деятельности считаю профессиональное общение на основе доброжелательности и взаимного уважения молодого педагога и наставника, общей заинтересованности в педагогическом взаимодействии. При этом придерживаюсь следующих правил: не приказывать, не поучать, не подсказывать готовые решения, не выносить суждений.

Основной формой развития педагогических умений начинающих воспитателей считаю практикум, в ходе которого использую проблемные ситуации, деловые игры и другие активные методы профессиональной помощи.

Особое внимание  уделяю вопросам этикета общения педагога с детьми, с родителями воспитанников и коллегами. Используя ситуации на основе личного опыта, опыта коллег помогаю молодым воспитателям находить эффективные пути предупреждения и разрешения конфликтов.

При подготовке к любым мероприятиям с детьми, содержание которых разрабатывает молодой педагог, внимательно слушаю его, затем в ходе диалога помогаю определить наиболее эффективные методы и приемы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, современных требований дошкольного образования. А также предусмотреть проблемные ситуации, которые могут возникнуть в результате использования новых игрушек, пособий, не апробированных ранее методов и приемов. При этом я не стремлюсь учить, как что-либо делать, а создаю условия для того, чтобы молодой педагог сам выбрал наиболее целесообразные способы действия.

После посещения мероприятий с детьми, с родителями, проведенных молодым педагогом или наставником, мы вместе анализируем и обсуждаем их результативность, эффективность выбранных методов и приемов, формы проведения.

На третьем этапе (контрольно-оценочном) по результатам беседы и анкетирования анализирую уровень профессиональной компетентности молодого педагога, эффективность нашего профессионального взаимодействия.

 Результативность данного опыта наставничества подтверждают профессиональные достижения начинающих педагогов:они  продолжают работать в нашем детском саду, успешно прошли аттестацию, их профессиональный авторитет постоянно повышается. Опыт осуществления образовательной деятельности представлен воспитателями на методических мероприятиях муниципального уровня, на заседаниях районных проблемных групп.  Педагоги являются победителями и призерами профессиональных конкурсов муниципального, регионального и всероссийского уровня, а их воспитанники — победители и призеры  интеллектуальных и творческих детских конкурсов.

Кроме того, оценив результативность деятельности в роли педагога- наставника для своего профессионального развития, поняла, что наставничество не дает мне стоять на месте, стимулирует постоянно искать и применять новые, более эффективные в современных условиях способы организации образовательной деятельности с детьми, педагогической поддержки родителей, анализировать их эффективность, чтобы затем предлагать начинающим воспитателям. Систематическое взаимодействие с молодыми коллегами позволяет не только делиться собственным опытом, но и учиться у них, совершенствовать свои профессиональные навыки и умения, осваивать современные технологии и формы дошкольного образования, стили профессиональной деятельности.

Считаю, что организация профессиональной адаптации и повышения квалификации молодых педагогов в образовательной организации в форме наставничества способствует их успешному вхождению в выбранную профессию и служит отправной точкой для дальнейших профессиональных исканий, находок и успехов. А также способствует профессиональному развитию педагогов-наставников, помогает им увидеть и наметить новые перспективы своей педагогической деятельности.

Таким образом, данный опыт наставнической деятельности результативен, его применение не требует создания специальных условий, поэтому он может быть использован для организации наставничества в любой образовательной организации.

 Перейти к  публикациям для педагогов  

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.