Ведерникова Люция Робертовна
Педагог-психолог
МОАУ «СОШ № 85»
Г.Оренбург
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №85»
Методическая разработка игрового тренинга для детей 9-10 лет:
«Развитие эмоционального интеллекта
младших подростков на основе игровых технологий: «Мой тотем»
Автор-составитель: Ведерникова Люция Робертовна,
педагог-психолог
Оренбург, 2021г.
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Дэниел Гоулман писатель, психолог, научный журналист (США)
Эмоциональный интеллект включает в себя пять компонентов: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение.
Актуальность игрового тренинга:
Особую важность развитие эмоционального интеллекта приобретает в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, возможности к рефлексии и умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства.
Наш тренинг ориентирован на 9-10 летних ребят, т.к. переход из статуса младшего школьника в статус пятиклассника часто сопровождается повышенным уровнем контроля своего поведения, обязанностей и умения вести себя более сдержанно в процессе выполнения повседневных школьных требований, предъявляемых к детям учителями, а в дальнейшем и коллективом.
Задачи игрового тренинга:
- Формирование представлений об особенностях, причинах и последствиях проявления как своих, так и эмоциональных состояний других людей.
- Развитие навыков саморегуляции эмоций младшими подростками.
- Обучение младших подростков конструктивным способам выражения эмоций во взаимодействии с людьми.
Цель игрового тренинга:
Игровой тренинг направлен на формирование и сохранение психологического здоровья младших подростков, развитие интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, нахождение путей и способов преодоления трудностей, установление атмосферы дружелюбия, формирование коммуникативных навыков, умение распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
И ещё… Этот тренинг прекрасная возможность начать…начать понимать себя и других, как ребятам, участвующим в этом тренинге, так и взрослым-ведущим.
Участники: обучающиеся 4кл., 10-14 чел.
Необходимый материал: краски Аквагрим, кисточки, небольшие барабаны или имитация таковых, двойные карточки с номерами + бейджики, влажные салфетки для лица и рук, гель для рук антисептик, бумажные полотенца.
Заранее выясняем, нет ли аллергических реакций у участников на краски для лица.
Ведущие заранее формируют музыкальное сопровождение.
Ход игрового тренинга.
Введение.
- Ребята! Сегодня мы поиграем в игру, которая называется «Мой Тотем»!
Старинные предания говорят, что как будто бы у каждого человека есть свой Тотем. Тотем, ребята - это некое сочетание ваших характерных качеств схожих с повадками определенного представителя животного мира. Проще говоря, на какое животное, своими характерными чертами вы похожи, или хотели бы быть похожи.
- Сейчас, пока будет звучать музыка, мы-ведущие раздадим вам карточки с номерами и бейджики, на карточках вы напишите ваши имена и животное, с которым вы себя ассоциируете, например, «Юля – Лань», «Миша – Тигр» и т.д.
На фоне жизнерадостной музыки ребята заполняют свои карточки и закрепляют их в бейджиках. Второй экземпляр карточек с такими же номерами остаётся у ведущих.
Как только Ведущие увидели, что все ребята определились с выбором, музыка останавливается.
- Мы видим, что каждый из вас сделал свой выбор. Молодцы! Давайте сядем в круг и по очереди (по часовой стрелке) каждый расскажет почему он выбрал для Тотема именно это животное: как похож и с чем связан такой выбор.
- Отлично!
- А теперь разделитесь на пары. Хорошо. Сейчас мы раздадим вам краски для грима, и вы разукрасите лицо партнера в соответствии с его Тотемом. Перед тем, как приступить к работе обработайте руки антисептиком. Так же вы можете пользоваться влажными салфетками и бумажными полотенцами. Будьте очень внимательны при работе с красками и кисточками.
Раздаём краски, кисточки, салфетки и полотенца.
- В процессе выполнения задания, придумай презентацию-танец вашего Тотема.
- Приступайте! Вы всегда можете рассчитывать на нашу помощь! На выполнение этого задания у вас 40 минут.
Через 40 минут, по готовности, мы снова садимся в круг.
- Посмотрите друг на друга! Какие вы все необычные, красивые!
Каждому участнику Ведущие раздают маленькие барабаны или предметы имитирующие барабан.
Ведущие помещают карточки с номерами участников в темную коробку или непрозрачный мешок и перемешивают их.
- Сейчас, в соответствии с жребием, каждый из вас представит через танец свой Тотем. Партнер выбранного участника на своём барабане задаёт ритм, в соответствии с которым выбранный участник начинает свою презентацию-танец. Остальные могут поддерживать звуками своего барабана, но не выбиваться из заданного ритма.
Ведущие в процессе исполнения подбирают музыкальное сопровождение.
После того, как заканчивает последний участник, звучит гонг, затем торжествующая музыка.
Ведущий:
- Мы с вами создали Волшебный Мир, в котором живут ваши Тотемы! Но это ведь ЧАСТЬ ВАС! А значит, внутри каждого из вас всегда будет жить волшебство и сила ваших Тотемов.
Общий танец.
- А теперь помогите друг другу трансформироваться «обратно», сотрите грим с лица друг друга.
После очищающих процедур все снова собираются в круг.
- Ну как, ребята, вам понравилась эта игра? Пусть каждый по кругу скажет, что он чувствовал, когда был Тотемом: изменилось ли его внутреннее состояние по сравнению с тем, как было в начале.
Дети делятся впечатлениями.
По завершению:
- Давайте возьмемся за руки, закроем глаза. Почувствуем тепло ладони соседа справа.., почувствуем тепло ладони соседа слева.., прислушайтесь к своему сердцу. Мы благодарим вас!... Сделайте глубокий вдох…, на выдохе открываем глаза и говорим «благодарю»…
- На сегодня ВСЁ!
Фоном звучит позитивная музыка, пока дети собираются и уходят.
Перейти к публикациям для педагогов
Литература.
Вдохновитель: Валерий Кейсельман «Психологический тренинг. Эксериментальные тренинги на природе», 2008г.