Ошкина Наталья Александровна
учитель-логопед
МАДОУ МО г. Краснодар «Центр-детский сад №180»
Тема: «Профилактика задержки речевого развития у детей раннего возраста»
К сожалению, к специалисту - логопеду дети с нарушениями речи нередко попадают перед школой, в лучшем случае - после 5 лет. К этому времени самый значимый для развития ребенка возраст упущен, что создаёт в дальнейшем много проблем не только с устной речью, но и с письменной.
Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать ему наиболее благоприятные условия. Необходимо понимать, что сон, крик, движение отражают уровень развития ЦНС.
У ребёнка должны наблюдаться следующие явления:
- 10-14 недель - непроизвольная улыбка;
- 2-3 месяца – улыбка на родное лицо;
- 4-6 месяцев – избирательная улыбка на голос.
Наиболее благоприятны для психического развития малыша физический контакт с матерью, их общение.
После 4 месяцев ребенок начинает слышать речь, издаёт звуки близкие родному языку.
В 6 месяцев он уже произносит четыре и больше слогов подряд , постоянно «разговаривает» сам с собой и с другими.
Первые слова нормально развивающийся малыш произносит в 9-10 месяцев. В 1 год и 5 месяцев он уже использует отдельные аморфные слова, играющие роль предложений. В 2 года говорит «Я!». А трехлетний ребёнок беседует с окружающими развёрнутой фразой.
Период до трёх лет является сенситивным для развития речи. В это время любое неблагоприятное воздействие на организм ребёнка способно привести к его отставанию. Сюда можно отнести различные соматические заболевания, психические травмы. Отрицательное влияние на ребёнка часто оказывает стрессовое состояние матери и других членов семьи.
На первом году жизни важны нарушения связанные с режимом. Преждевременное отнятие от груди, отлучение от соски до одного года, прекращения укачивания, это так называемая сенсорная депривация.
Чтобы ребёнок своевременно заговорил, он должен ориентироваться на речь.
Факторы риска бывают не только социально-психологическими, но и биологическими: действующими в период внутриутробного развития, родов и первые месяцы после рождения; зависящими от семейной отягощённости речевыми расстройствами, вызванными хроническими заболеваниями родителей, тяжелой беременностью, когда мозг хронически испытывает недостаток кислорода.
С возрастом мозг ребёнка увеличивается в объёме, созревает. Зрелостью мозга называется образование связей между его клетками. Они должны с самого рождения получать как можно больше раздражителей, стимуляторов.
Малыш всё впервые познаёт через кожные ощущения, поэтому у него должны быть из разных материалов игрушки. Кожный анализатор сообщает другим анализаторам все необходимое. Если ребёнок не будет ни к чему прикасаться, он не научится видеть и слышать. Необходимо разрешать ребёнку трогать предметы, разные на ощупь.
Однако самый древний анализатор – обонятельный. Чувствуя запах, ребёнок запоминает его, видит предмет, который так пахнет, и слышит его название. Таким образом, с помощью него познаёт действительность.
Следующим анализатором можно назвать вкус, важно чтобы ребёнок получал разнообразную вкусную пищу, для того чтобы этому анализатору хватало раздражителей и клетки соответствующей зоны использовались, а не дремали. Ребёнок все берёт в рот и нельзя запрещать ему это делать (если предмет не повредит здоровья). Вкус ассоциативно связан с источником.
Важнейший анализатор – это зрение, с помощью которого человек познаёт мир на расстоянии. В норме ребёнок должен соединить слово со зрительным образом. Чем больше он видит предметов и связывает их со словом, тем богаче его лексика. Зрительные раздражители должны быть яркими и красивыми. С полутора-двух лет ребёнка уже надо водить на выставки, в парки, привлекая его внимание к прекрасному.
С первых месяцев жизни надо развивать слуховой анализатор, затем слуховую память и на следующих этапах фонематический слух. Иногда ребёнок, по заключению взрослых, «плохо слушает», но если его постоянно окружают говорящие люди, в квартире все время работают радио или телевизор, он не будет обращать внимание на то, что обращено непосредственно к нему. Кроме шумных игр, у ребенка должны быть и тихие минуты, во время которых он может прослушать классическую музыку.
В головном мозге большой участок управляет движениями кистей рук. Уровень произносительной речи находится в прямой зависимости от степени их развития. С этой целью стоит использовать пальчиковые игры, игры с мозаикой, конструированием, шнуровку, застегивание пуговиц, обведение контуров, штрихование. Помогут здесь и самодельные мешочки, неплотно набитые фасолью, которую ребёнок будет перебирать, перебрасывать мешочек из руки в руку и т.д.
Речевая деятельность-это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы.
Постепенно у ребёнка развивается способность свободно овладеть мускулатурой своих органов речи. Но этот процесс нельзя пускать на самотек, оставлять его без должного внимания. Поэтому, начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции, необходимо проводить специальную гимнастику (комплекс упражнений), направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата. Здесь делается акцент на качество выполнения, точность и плавность. С этой целью лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей.
Таким образом, если стимулировать развитие всех, органов чувств, развивать мелкую и общую моторику ребёнка, учить его прислушиваться к окружающим звукам, любить его и быть терпеливым и ласковым – он заговорит.