ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Васильева Елена Сергеевна
Педагог – психолог 1 КК
МДОАУ «Детский сад № 99 «Домовенок» г. Орска»
Оренбургская область
Г. Орск

 «Роль педагога-психолога ДОО в организации сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях реализации инклюзивной практики»

Диагностика детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ

                      Поступающие в дошкольное учреждение дети в своем большинстве проходят период адаптации к новым социальным условиям.

При этом психолог решает следующие задачи:

- анализ конкретного единичного случая в контексте новых, изменившихся условий;

- выявление причин дезадаптации и нарушения эмоционально-личностной сферы ребенка;

- оценка психоэмоционального состояния ребенка в начале периода адаптации и через месяц посещений ДОУ.

В программу обследования включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросники, беседа.

Работа проводится поэтапно:

Первичная диагностики (в период поступления ребенка в ДОУ)

Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями и воспитателями.

Контрольная диагностика (повторная) – через месяц посещения ребенком ДОУ.

                         Обследование на первом этапе может проводиться одновременно в двух направлениях: первое – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе - оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (так называемые «Карты наблюдений»).

Родителям предлагается анкета, в которой они оценивают психоэмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних условиях.

«Карту наблюдений» предлагается заполнить воспитателям для оценки психоэмоционального состояния детей в начале периода адаптации и через месяц посещения ими детского сада.

На втором этапе проводится психопрофилактическая и коррекционная работа по решению проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям ДОУ.

При проведении контрольного этапа сравниваются результаты по картам наблюдений в начале адаптационного периода и через месяц посещения детьми детского сада.

Особо пристального внимания педагога – психолога заслуживают дети с, так называемыми, «особенностями поведения». Если педагог – психолог, опираясь на результаты собственных наблюдений  и  наблюдений воспитателя (и других специалистов ДОУ), предполагает, что у ребенка присутствует, либо: задержка психического развития, задержка речевого развития,  неравномерность психического развития, какие – либо пограничные состояния и т.д., он должен действовать по следующему алгоритму:

1) Убедиться, что особенности поведения ребенка не являются «побочным эффектом» его тяжелой адаптации к новым условиям;

2) Организовать встречу с родителями (законными представителями) ребенка. Мягко и в корректной форме сообщить родителям, что именно  беспокоит его, как специалиста, в поведении ребенка. Выступить с предложением проведения психологической диагностики ребенка (строго по достижению им возраста 3-х лет);

3) Провести психологическую диагностику ребенка на предмет соответствия его развития возрастным нормам, в том числе с целью анализа динамики развития ВПФ за весь период нахождения ребенка в ДОУ. Диагностика проводится при наличии письменного согласия родителей (законных представителей);

4) По итогам диагностики, при обнаружении различных дефектов развития, либо ярко-выраженной отрицательной динамики развития – регресса, педагог-психолог собирает внеплановый психолого-педагогический консилиум (ППк) с целью определения дальнейшей стратегии сопровождения: направление ребенка на обследование на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК), на обследование к психоневрологу (при необходимости), либо, индивидуализации планов коррекционно-развивающей работы с данным ребенком;

5) Обследование ребенка на ППк, также,  возможно с письменного согласия родителей (законных представителей), см. Положение о ППк.

Психолого-педагогическое сопровождение детей

с ООП в дошкольной организации

                        В целях обеспечения всесторонней и компетентной помощи детям с ООП в дошкольной организации создается психолого-педагогические консилиум (далее ППк) на основании приказа руководителя.

Психолого – педагогический консилиум - это форма межпрофессионального сотрудничества всех педагогов, специалистов коллегиально вырабатывающих стратегию психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в процессе воспитания и обучения.

Цель ППк: создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

Задачи ППк:

1)Выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;

2.Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

3.Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования;

4.Контроль за выполнением рекомендаций ППк.

Плановый ППк  рекомендуется проводить в соответствии с графиком работы ППк, но не реже одного раза в полугодие. Внеплановый ППк проводится по просьбе педагога или любого из специалистов, в случае необходимости (длительная болезнь, неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в обучении или коррекционной работе).

Материалы консилиума используются как основа для составления психолого – педагогической характеристики ребёнка на ТПМПК.

ППк проводиться по нескольким причинам:

-ребенок поступил в детский сад со справкой ТПМПК с рекомендованной формой обучения;

- по обращению воспитателя или родителя с целью психологического и логопедического обследования, которое может проводиться с письменного согласия родителей (законных представителей ребенка).

Документация по ППк:

1) Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк.

2)Положение о ППк.

3) График проведения плановых заседаний ППк на учебный год.

4) Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме.

5)Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического  консилиума по форме.

6) Протоколы заседаний ППк.

7)Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение. (В карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика или педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное заключение консилиума, копии направлений на ТПМПК, согласие родителей (законных представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение, вносятся данные  об обучении ребенка в группе, данные по коррекционно-развивающей работе, проводимой специалистами психолого-педагогического  сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и выдается руководящим работникам ОО, педагогам и специалистам, работающим с обучающимся).

8) Журнал направлений обучающихся на ТПМПК по форме.

Основными направлениями  психологического сопровождения детей с ООП являются:

-диагностическая работа;

-коррекционно-развивающая работа;

-профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями.

Диагностическое направление включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе психолого-коррекционной работы.

В соответствии с решением ТПМПК психологом определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.

Одной из важных задач является разработка коррекционно-развивающих программ психологической помощи.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ООП, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

 - развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

 -развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

 -формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации.

  -развитие социальной компетентности, навыков общения с окружающими.

Консультативно - просветительское и профилактическое направление:

Работа по данному направлению обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ООП.

Разрабатываются рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводятся мероприятия, способствующие включению педагогов и родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

На индивидуальных консультациях с педагогами и родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы.

Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.

Каждый член группы психолого-педагогического сопровождения должен соблюдать профессиональную этику, не распространять сведения, полученные в результате психолого-педагогического обследования, консультативной работы или других видов деятельности, если это может нанести вред ребенку или его семье.

Таким образом, организация комплексного психолого-педагогического сопровождения призвана обеспечить высокий качественный уровень содержательной работы с детьми с ООП, а также  способствует развитию активной родительской позиции в вопросах  воспитания и развития детей. 

 

                                Материал подготовил:

                                                        педагог-психолог 1 КК МДОАУ № 99

                  Васильева Е.С.

Перейти к  публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.