Кияметдинова Юлия Владимировна
воспитатель
МБОУ Наро-Фоминская СОШ № 4 СУИОП образовательная площадка 2
РФ, Московская область, Наро-Фоминский г.о., д.Таширово
Из опыта работы педагога: «Применение мнемотехники «Рифмирование» в работе с детьми младшего дошкольного возраста».
В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. Не смотря, на их юный возраст, они отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но при всем при этом, и им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность. У большинства детей начинает преобладать клиповое мышление. Детям не всегда получается сосредоточиться на одном деле. При этом надо понимать, что, когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Умение быстро запоминать облегчит обучение ребенка, он с легкостью будет получать хорошие оценки, добиваться успеха и учиться с удовольствием.
Очень часто педагоги и родители сталкиваются с проблемой запоминания детьми дошкольного возраста обобщающих понятий. Решить эту проблему может помочь мнемотехника рифмирования. Это позволяет детям быстро запомнить достаточно большой объем слов по лексическим темам. Зарифмованные тексты детям более проще запомнить, чем монотонное перечисление слов по теме.
Мнемотехника - это искусство запоминания. Точнее, совокупность приемов и способов, которые облегчают запоминание и увеличивают объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Зачем нужна мнемотехника
1)Если детям необходимо запомнить информацию в большом объеме;
2)Если мы хотим быть уверены в правильности и точности запоминаемого детьми материала;
3)Если у дошкольников возникают проблемы с запоминанием;
4)Мнемотехника является хорошим тренингом для мозга.
Предлагаю вашему вниманию свои рифмовки по нескольким лексическим темам.
Лексическая тема «Домашние птицы»
Утки крякают – Кря-кря!
Индюки кричат – Бла-бла!
Гусь гогочет – Га-га-га!
Курица – Кудах-тах-тах!
На забор взлетел петух,
Закричал он во весь дух:
-Кукареку! Детвора!
Птичий двор поет с утра!
Лексическая тема «Насекомые»
Вот паук – злой старик,
Паутину ткать привык.
Мухи, бабочки и блошки,
Мотыльки, сороконожки,
В общем, насекомые,
Ребятам все знакомые,
Коль в паутину попадут,
В паучьих лапах пропадут!
Лексическая тема «Игрушки»
Кукла, мишка, Буратино,
Совок, конструктор, пирамида,
Кубики и погремушки –
Очень нужные игрушки!
Все игрушки уберем
И с тобой гулять пойдем.
Лексическая тема «Зоопарк»
Вот верблюд, жираф и слон,
Морж, тюлень, медведь, гиббон,
Панда, тигр, носорог,
Леопард, песец, сурок,
Бегемоты, крокодилы,
Черепахи и гориллы.
В зоопарке побывали
И животных мы назвали!
Лексическая тема «Перелетные птицы»
Цапли, утки, журавли,
Скворцы, ласточки, грачи,
Соловьи, дрозды, кукушки –
Перелетные пичужки!
Птиц всегда мы охраняем,
С радостью весной встречаем.
Данные рифмовки можно легко сочетать с изображением на печатных карточках или фигурками птиц, насекомых, животных или предметов, указанных в тексте. Это заметно облегчит процесс запоминания у наших малышей, а также расширит возможность их игровой деятельности. Надеюсь, этот материал пригодится педагогам и родителям в работе с детьми по изучению и запоминанию материала лексических тем.
Автор: воспитатель высшей категории Кияметдинова Юлия Владимировна