Хорева Наталья Евгеньевна
воспитатель
МБДОУ д/с №36
Нижегородская обл., г. Арзамас
Ваш малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.
В любом возрасте детям очень непросто начинать посещать детский сад. Вся жизнь маленького ребёнка кардинальным образом меняется. В семье, где у маленького человека сложившаяся и привычная жизнь, врываются ощутимые перемены: постоянное присутствие сверстников рядом, четко упорядоченный режим дня, длительное отсутствие родных и близких рядом, резко сокращается количество персонального внимания, а также появляется необходимость слушаться посторонних взрослых людей.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к новому этапу своей жизни. Адаптация - приспособление организма к новым условиям жизни, а для маленького ребёнка детский сад, конечно же, является новым и неизвестным пространством с новым личностным окружением и новыми социальными отношениями. Адаптация зависит от многих факторов, например таких, как сложившиеся семейные отношения или условия пребывания в детском саду, а также личностные и психофизиологические особенности самого ребёнка. Поэтому привыкание к детскому саду у каждого ребёнка проходит индивидуально, но стоит отметить некоторые закономерности этого процесса.
У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.
Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При легкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям все нормализуется. Ребенок, как правило, не заболевает в период адаптации.
При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.
Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние ребенка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Тяжелая адаптация отрицательно влияет как на состояние здоровья, так и на развитие детей.
От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?
Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:
- Сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
- Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения с взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
С тяжелой степенью адаптации, кроме вас и воспитателей, Вам может помочь педиатр или психолог детского сада. Мальчики в ясельном возрасте гораздо более уязвимы в этот период, потому что больше привязаны к маме и очень болезненно переживают разлуку с ней. Для того, чтобы привыкание ребёнка к детскому саду происходило гораздо легче и спокойнее, необходимо придерживаться следующих правил поведения:
1) Необходимо настраивать ребёнка на мажорный лад. Радоваться вместе с ним тому, что он уже такой большой и дорос до детского сада.
2) В выходные дни создавать такой же режим дня, как и в детском саду.
3) Создать спокойный, теплый и бесконфликтный климат в семье. Берегите его ослабленную нервную систему.
4) По возможности на время сократите походы в общественные места, в гости, а также сильно сократите просмотр мультиков, телевизора или игр на телефоне.
5) Не реагировать на эмоциональные выходки и не наказывать за детские капризы. 6) Быть в тандеме с воспитателем, сообщая ему всю необходимую информацию об особенностях ребёнка.
7) При сильных изменениях в поведении ребёнка, как можно раньше обратиться к психологу в детском саду или к детскому врачу.
Полная адаптация детей к детскому саду возможна не раньше, чем за 2 - 3 месяца. И во время этого периода необходимо заботиться о том, чтобы ребёнок не слишком болезненно ощущал разрыв жизни до садика и во время адаптации. Например, в первое время можно одевать малыша в любимую одежду с героями мультиков, которые ему нравятся или давать ему с собой любимую вещь или игрушку. Проявляйте искренний интерес к его жизни в саду. Стремление к действию возникает при доброжелательном и терпеливом участии взрослого, благодаря их постоянным поощрениям. Первое время ребёнок может сильно уставать после детского сада. Если малыш приходит домой сильно уставшим или нервным, это не значит, что его адаптация проходит тяжело, просто необходимо время, чтобы он привык к новому образу жизни. Помните, что с посещением детского сада ребёнок лишается части физического контакта с мамой. Малышам важно, чтобы дома их продолжали брать на руки, обнимать, целовать, укладывали спать. Особенно первое время старайтесь больше времени уделять ребенку: разговаривайте, играйте, читайте с ним. Подчеркивайте, каким большим стал Ваш любимый малыш, как здорово, что он пошел в сад, стал сильным, и как много нового он узнает в детском саду. Будьте нежными, терпеливыми и доброжелательными. И, скорее всего, негативного опыта, связанного с первым посещением детского сада удастся избежать. Мы желаем Вам удачи!!!