ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Дугужева Людмила Рашидовна

Педагог-психолог

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное учреждение общеразвивающего вида «Детский сад №35 «Росинка»

Карачаево-Черкесская республика,  г. Черкесск

Здоровье сберегающие  приемы. Релаксация (картотека)

Упражнение «Воздушный шар».

В положении стоя закрыть глаза, руки поднять вверх, глубоко вдохнуть и набрать в себя воздух. Р. предлагается представить, что он большой воздушный шар, наполненный воздухом. В данном положении необходимо зафиксироваться в течение 1-2 минуты, затем представить, что в шаре появилось небольшое отверстие. Следует медленно выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д.

Упражнение "Задуй свечу"

выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Упражнение"Ленивая кошечка"

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения "Озорные щечки"

на расслабление мышц лица:

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Упражнение "Рот на замочке"

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы.Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).

Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Упражнение "Злюка успокоилась"

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот,зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

 

Упражнение «Ловкая рука»

Способствует улучшению правописания, расслабление мышц плечевого пояса.

Выполнение: поднять руку вверх, прислонить её к голове рядом с ухом со стороны затылочной части. Мягко выдохнуть воздух через сомкнутые губы, при этом второй рукой за головой обхватить локоть поднятой руки и этой рукой произвести движения поднятой руки в четырех направлениях /вперед, назад, прижимая и отводя/. Поднятая рука должна как бы сопротивляться.

 

Упражнение «Приземление»

Способствует фокусированию внимания и энергии на выполнении определенной деятельности.

Выполнение: встать прямо, ноги в стороны, руки на поясе. Правую ступню зафиксировать по направлению вправо. Левую - прямо вперед. Согнуть правое колено, при этом выдохнуть, затем при вдохе выпрямить правую ногу. В процессе упражнения держать себя крепко за пояс руками. Это усиливает работу мышц пояса. Повторить упражнение, меняя положение ног.

 

Упражнение «Кнопки мозга»

Используется с целью профилактики утомляемости, улучшает

кровоснабжение головного мозга.

Выполнение: одной ладонью закрыть пупок, большим и безымянным пальцами другой руки массировать глубинные точки нижних оснований ключиц по направлению вправо и влево от груди. В процессе выполнения данного упражнения полезно представить, что продолжение носа - кисточка, и ею можно рисовать на потолке «бабочку восьмеркой» или скользить по воображаемому «интегральному кресту» или строке текста.

 

Упражнение «Силач».

Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя,что Вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закры­вающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

Упражнение «Весы»

Предложите ребенку (далее Р.) представить, что его ладони - чашечки весов. При необходимости - реально «нагрузить» весы, надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз».

Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов.

Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, пальцами от себя.С силой вытянуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук. Аналогичное упражнение можно выполнять лежа, весами при этом становятся ноги.

Упражнение «Травинка на ветру».

Р. изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

Упражнение «Раскачивающееся дерево».

Строится аналогично предыдущему упражнению (корни - ноги, ствол - туловище, крона - руки и голова, которое может выполняться как сидя, так и стоя. Важно, чтобы каждый Р. представил себя «своим»деревом: ведь ель, береза и ива совсем по-разному реагируют на ветерок, начало бури и ураган.

Упражнение «Парусник».

Р.изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на выдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в исходное положение.

Упражнение «Дракон».

Р. изображает дракона,облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт рукам-крыльям. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.

Упражнение «Двигательный репертуар».

Детям предлагается свободно двигаться по комнате самыми разнообразными способами, не касаясь друг друга и сосредоточившись на ощущениях, возникающих в теле.Они могут передвигаться с разной скоростью: медленно, максимально быстро (медленно, чуть медленнее и т. п. ; с различным уровнем напряжения (максимально напряженно, чередуя напряжение-расслабление разных групп мышц, максимально расслабленно). В ходе этого процесса их просят вспомнить и воспроизвести (телом)различные ощущения: холода, жары, вкусной еды, неприятных запахов, сильного ветра в спину и т. п.Эти и следующие упражнения направлены на расширение диапазона движений по следующим параметрам: быстрые - медленные, мягкие - жесткие, сильные - слабые; тяжелые - легкие, непрерывные - отрывистые, свободные - с сопротивлением.

Упражнение «Огонь и лед».

Исходное положение - стоя в кругу. По команде «Огонь!» - дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый Р. выбирает произвольно. По команде «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Преподаватель (далее П.) несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения той и другой.

Упражнение «Рыбки и водоросли».

Упражнения со сменой ролей: плавные, легкие движения водорослей - на месте, а рыб - с передвижением в «воде».

Упражнение «Страна кукол».

Когда-нибудь все люди вырастают и забывают, что были детьми. Игрушки, которые мы так любили в детстве, не исчезают бесследно. Они просто уходят в свою страну, куда мы сегодня и отправляемся, став ненадолго разными «куклами».

«Свободная кукла»: индивидуальный танец в том образе, который выберет Р.

«Гуттаперчевая кукла»: движения мягкие, плавные; тело -полностью расслабленно (тело «без костей»). «Пластмассовая кукла»: напряженное тело, законченные движения.

«Марионетка»: кукла, которую кукловод - П. или другой Р. - приводит в движение при помощи нитей, привязанных к различным частям ее тела. Это упражнение направлено на осознавание центров движения.

 

Упражнение «Росток».

И. п. - сидя на корточках; голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Представь себе, что ты - маленький росток, только что показавшийся из земли. Ты растешь, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать тебе «расти».

Называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности других. На счет 1 - медленно выпрямляются ноги; 2 - ноги продолжают «расти», постепенно «оживают» руки, висят как «тряпочки»; 3 - осторожно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); 4 - выпрямляются плечи, шея и голова; 5 - руки поднимаем вверх, смотрим на «солнышко», тянемся к нему. Усложняя задачу, П. может увеличивать этапы «роста» до 10-20.

Упражнение «Репка».

И. п. - на корточках, колени разведены в стороны, плотно сомкнутые в ладонях руки упираются в пол между ног. Из этого положения «репка» медленно растет до полного выпрямления ног. Затем сомкнутые ладони медленно поднимаются до уровня груди, разворачиваются пальцами вверх и поднимаются немного выше головы. Там ладони размыкаются и разводятся в стороны; «репка» выросла, ее листья (ладони) ловят солнышко.

Упражнение «Потянулись - сломались».

И. п. - стоя. Руки и все тело устремлены вверх (пятки от пола не отрывать).

П.: Тянемся, тянемся вверх, выше и выше. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (пятки прижаты к полу). А теперь представьте, что наши кисти сломались (хлопок, безвольно повисли. Теперь руки «сломались» в локтях (хлопок, в плечах (хлопок, упали. Повисла голова (хлопок, «сломались» в талии (хлопок, подогнулись колени (хлопок, опустились (упали) на пол. Лежим расслабленно, безвольно, удобно. Прислушайтесь к себе.

Упражнение «Подвески».

Детям предлагается представить, что они куклы - марионетки, которые после выступления висят на гвоздике в шкафу.

Инструкция: «Представьте себе, что вас «подвесили» за руку, за палец, за плечо и т. д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается».

Упражнение «Сосулька».

Ребятам предлагается представить, что он - сосулька.Исходное положение: стоя, с закрытыми глазами, руки подняты вверх. Следует зафиксироваться в этой позе на 1-2 минуты. Затем Р. предлагается представить, что под действием солнечного тепла, изображаемая им сосулька начинает медленно таять. Расслабляются постепенно сначала кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног.

Упражнение "Любопытная Варвара"

на расслабление мышц шеи:

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение,расслабить мышцы:

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение,расслабить мышцы:

А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение,расслабить мышцы:

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнение "Лимон"

на расслабление мышц рук:

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон”и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

Упражнение "Пара"

(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается в локте, а у партнера выпрямляется.

Упражнение "Вибрация".

Какой сегодня чудный день!

Прогоним мы тоску и лень.

Руками потрясли.

Вот мы здоровы и бодры.

 

Упражнения на расслабление мышц ног:"Палуба"

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

"Лошадки"

Замелькали наши ножки,

Мы поскачем по дорожке.

Но внимательнее будьте,

Что вам делать, не забудьте!

"Слон"

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

 публикациям в сборнике для педагогов

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.