Изгаршева Наталья Константиновна
Учитель логопед
МБДОУ «Центр Развития Ребенка- детский сад № 15»
Тульская область, город Алексин
Полезные игрушки
В современном многообразии игрушек часто тяжело сориентироваться: что полезно дошкольнику, во что ему будет интересно играть, какой игрушкой можно порадовать малыша?
Можно выделить основные требования к детским игрушкам, которые необходимо знать при их выборе для детей дошкольного возраста. Однозначно, что в подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может.
Каждому малышу на этапе раннего возраста нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучить окружающую действительность, стимулируют коллективные игры. Детской психике будет комфортно, если ребенка в возрасте до 7 лет будет окружать 10-15 игрушек в постоянном обиходе. При этом если уже сейчас у вашего ребенка большее число игрушек, то часть из них можно убрать. Просто спрятать с глаз ребенка, а через месяц произвести замену. Так, игрушки будут постоянно сменять друг друга и не надоедать ребенку: малыш попросту забудет о них и будет воспринимать, как новые.
Игрушки для детей от 2 до 3 лет
Ведущей деятельностью малышей от 1,5 до 3 лет является предметно-манипулятивная деятельность. Дети этого возраста учатся пользоваться ложкой, мыть руки с мылом, открывать и закрывать замочки, одеваться и так далее. Поэтому самыми полезными игрушками для малышей раннего возраста являются обычные бытовые предметы.
Также им будут интересны и полезны игрушки, развивающие наглядно-действенное мышление, мелкую моторику и познавательную активность:
Шнуровки;
сортеры;
рамки-вкладыши;
Бизиборды;
Игрушки-каталки;
Матрешки;
пирамидки;
Кубики;
Конструктор с крупными деталями;
Музыкальные игрушки;
Спортивные игрушки;
Книжки;
Кинетический песок;
Наборы для творчества (рисования, лепки, аппликации);
Сенсорные коробки;
Лопатки,
совочки,
сита;
Обучающие карточки
Игрушки для детей от 4 до 7 лет
После трех лет для малыша начинается новый этап развития. Самое главное изменение в ребенке этого возраста – он начинает осознавать себя как личность. Меняется ведущая деятельность ребенка. Теперь малыша все больше занимает сюжетно-ролевая игра. Активно развивается воображение. Ребенок способен к продолжительной игре наедине с собой. Но одновременно, он начинает сильно тянуться к общению со сверстниками. Вместе с этим, он начинает задавать большое количество вопросов. Его интересуют все вокруг, а словарный запас, наконец, позволяет обсудить это с родителями. Малыш отлично воспринимает любую информацию, которую преподносит ему взрослый. Ребенок способен к разделению предметов по их предназначению, форме, объему, цвету.
Дети приобретают навыки самообслуживания: сами одеваются и раздеваются, выполняют правила личной гигиены, способны поддерживать порядок в своих вещах. К пяти годам крупные игрушки перестают интересовать ребенка.
Большее внимание привлекают наборы зверушек, солдатики, кукольные семейства. Появляется большая возможность для проигрывания разных ситуаций одними и теми же игрушками, развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, обогащается эмоциональный мир.
К шести годам ребенок подходит к возрасту подготовки к школе. Ребенок уже знает все буквы и цифры, умеет читать, знает счет до 100, способен понимать время. В этом возрасте как никогда повышаются способность к обучению, увеличивается время произвольного внимания, улучшаются социальные навыки.
Ребенок очень хорошо владеет своим телом, развивает ловкость и гибкость, учится играть в активные командные спортивные игры.
Игрушки, полезные для этого возраста:
Игрушки для ролевых игр по профессиям (инструменты врача, плотника).
Игрушки для ролевых игр по бытовому хозяйству (утюг, кухня, стиральная и швейная машина, пылесос, веник с совком).
Азбука, прописи, книжки с интересными заданиями.
Головоломки.
Инструменты для творчества:
ножницы,
цветная бумага,
клей,
пластилин,
гуашь,
акварель.
Раскраски.
Переводные картинки.
Наборы бумажных кукол, к которым нужно вырезать одежду.
Сложные конструкторы (с винтиками, ключами).
Настольные игры.
Спортивные игрушки:
футбольный мяч,
баскетбольное кольцо,
скакалка,
обруч,
шашки и шахматы.
Исходя из всего вышесказанного, можно подвести некоторые итоги и сформулировать основные требования к детским игрушкам.
- Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка.
- Детская игрушка должна быть доброй, от этого зависит психическое здоровье малыша.
- Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие.
- Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. При выборе детской игрушки попробуйте придумать минимум 3–4 игры с ней.
Если у Вас это получилось, то смело предлагайте её детям.