Котелянец Елена Геннадьевна
Учитель-логопед
МБДОУ «Золотой ключик»
ЯНАО, г. Ноябрьск
Статья «Применение мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда»
Подготовила: Котелянец Е.Г., учитель-логопед, МБДОУ «Золотой ключик», г. Ноябрьск
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету»
(К.Д. Ушинский)
Речевые возможности детей с ограниченными возможностями здоровья позволяют логопедам разнообразить методы, способы и технологии коррекционного воздействия для устранения речевых недостатков. Наиболее подходящим, на наш взгляд, является технология мнемотехника.
Мнемотехника – это «техника запоминания», от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным, т. к. в современном мире много закодированной информации в виде символов, схем и важно ребенка научить перекодировать информацию из символов в образы.
Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.
Суть мнемотехники заключается в использовании мнемотаблиц (схем): на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, постепенно весь текст зарисовывается схематично. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте педагоги неосознанно используют простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
Таким образом, мнемотехника облегчает детям овладение связной речью, расширяет не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.