ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Дюсупова Татьяна Леонидовна

Логопед

Муниципальное казенное учреждение «Тисульский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Российская Федерация

Кемеровская область – Кузбасс

Тисульский муниципальный округ

пгт Тисуль

Обычная работа с необычными детьми

 

«Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру…»

Амонашвили Шалва Александрович

 

Муниципальное казенное учреждение «Тисульский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» свою рабочую деятельность осуществляет с 1995 года. Уже более 20 лет специалисты центра оказывают социальные услуги несовершеннолетним и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Так как одной из самых тревожных проблем в России стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей-инвалидов, с 2015 года начали работать с семьями, воспитывающих детей-инвалидов.

В Тисульском муниципальном округе проживает около ста семей, воспитывающих детей-инвалидов, часть из которых маломобильны, некоторые не могут посещать детские учреждения, родители таких детей сталкиваются с проблемой, о которой не имели представления, как заниматься воспитанием и обучением ребенка с нарушением развития. Такие семьи остро нуждаются в психолого-педагогической помощи, а в нашем округе нет специализированных учреждений для таких детей. Поэтому мы начали искать новые формы работы с детьми-инвалидами и решили, что домашнее визитирование – это то, что нужно. Поставив перед собой цель – оказание адресной помощи семьям, воспитывающих детей-инвалидов в привычных для них условиях проживания, разработали программу «Обычная работа с необычными детьми». И работа началась. Для начала получили доступ к списку индивидуальной программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов, проживающих на территории Тисульского муниципального округа, выбрали семьи, проживающие в пгт Тисуль и близлежащих населенных пунктах, и отправились на встречу. Во время первого визита в семьи, знакомились с родителями и ребенком, разъясняли цель нашей работы. Некоторые сразу охотно соглашались на сотрудничество с нами, некоторые отказывались, боясь впустить «чужака» в свое окружение. Это сейчас, уже спустя несколько лет, родители сами обращаются к нам за помощью, поняв, что для ребенка важно общение с другими людьми, кроме мамы и папы. После согласия родителей на работу с ребенком, устанавливаем контакт с ним, в этом нам помогают куклы Бибабо и детские музыкальные инструменты, составляем индивидуальную программу социальной реабилитации и план мероприятий, в зависимости от медицинских показателей, а так же потребностей, возможностей, интересов и возрастных особенностей ребенка-инвалида.

Программа «Обычная работа с необычными детьми» содержит в себе несколько подпрограмм: «Сказкотерапия», «Игротерапия», «Логоритмика», «Творческая мастерская». Детям очень нравится принимать участие в театрализации сказок, участвуя в ней, они знакомятся с окружающим миром, у них происходит развитие коммуникативных навыков, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, развивается эмоциональная сфера. Игра, ручной труд, логоритмика способствуют овладению навыками мелкой моторики, помогают развивать речь, развивают психологические процессы, сенсорные и двигательные способности детей.

Также в своей работе с детьми-инвалидами используем здоровьесберегающие технологии, как традиционные, так и нетрадиционные (артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика, самомассаж и Су-Джок-терапия, биоэнергопластика и кинезиологические упражнения, гимнастика для глаз), что, несомненно, даёт положительные результаты в развитии и обучении ребенка, а именно улучшается эмоциональное и соматическое состояние; повышается работоспособность, уверенность в себе и способность к произвольному контролю, снижается утомляемость, развивается дыхательный и артикуляционный аппарат.

Работу проводим с детьми-инвалидами в возрасте от трех до 18 лет, занимаемся еженедельно по 1-3 занятия в первую или вторую половину дня. Срок предоставления социальных услуг устанавливаем от степени ограничения основных категорий жизнедеятельности, возраста и индивидуальных особенностей развития ребенка-инвалида. С родителями (законными представителями) детей-инвалидов в возрасте от 0 до 3 лет проводим только консультацию, информируем родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребенка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолении кризисных ситуаций, оказываем методическую помощь по коррекции нарушений в развитии ребенка.

В 2020 году, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией из-за пандемии COVID-19 нам пришлось освоить еще одну новую форму работы – дистанционную. Специалисты прошли курсы повышения квалификации «Технологии дистанционной помощи детям с нарушением речи, слуха и интеллекта», таким образом, получили представление, что это за форма и как ее использовать в своей работе. Сначала наладили онлайн-связь с одной семьей, попробовали работать. Конечно же, сразу не получилось все гладко, то интернет выскочит, то звук потеряется, то изображение. Но ничего, справились. Сейчас осуществляем дистанционную работу через Skype и Whatsapp в виде онлайн-занятий с детьми и онлайн-консультаций для родителей. Данную форму продолжаем и до нынешнего времени. Введение дистанционной формы работы позволило нам работать с детьми систематически. К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки. Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, с нарушением эмоционально-волевой сферы. В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится нашим незаменимым помощником, «руками» специалиста по ту сторону экрана.

Непрерывность и систематичность в работе с детьми-инвалидами в дистанционной форме и визитирования дает, несомненно, положительные результаты в их развитии, приведу несколько примеров:

Когда мы первый раз посетили семью Игоря В. (у него помимо основного диагноза еще грубое нарушение речи) родители дали согласие на работу с ребенком, но потом стали всячески избегать встречи, вроде и не отказываются и на контакт не идут. Так продолжалось несколько лет. И вот, пришло время идти Игорю в школу, и родители поняли, что проходить обучение он не может из-за задержки речи. Семья вышла на контакт с нами и попросила о помощи. Сейчас работа с ребенком ведется около года систематически дистанционно и домашнее визитирование, прерываемся только по болезни ребенка, Игорь стал произносить односложные и двусложные слова, даже предложения из двух слов. Ему очень нравится заниматься с нами, а родители считают, что мы волшебники и жалеют, что упустили время.

Саша Е. из многодетной семьи, ему было 4 года, когда мы приехали к нему первый раз, он не умел сидеть, не говоря уже стоять и ходить, он просто лежал в кроватке, не разговаривал вообще. У Саши ДЦП и тяжелое нарушение психического развития. Родители не занимались Сашей. Просто не знали как. Мы начали регулярно выезжать на дом к этой семье и проводить коррекционно-развивающие занятия, привлекая родителей в процесс. После нескольких месяцев работы с ребенком и с родителями, Саша стал самостоятельно ползать, сидеть и вставать возле опоры. А спустя год, он стал произносить некоторые простые слова, ходить, держась за руку взрослого. Пусть неуверенными шагами, но он пошел. Родители благодарны нам за оказанную помощь и поддержку.

Помимо развития и обучения детей-инвалидов ежегодно проводим весеннюю акцию «Неделя добра», мероприятия, приуроченные к Международному дню инвалидов, Новогоднюю акцию «Выезд Деда Мороза и Снегурочки с поздравлением и вручением подарков детям-инвалидам».

Мы привлекаем детей к участию в разных творческих конкурсах. Например: в областном конкурсе «Шедевры крошек», организованного ГКУ СРЦ «Маленький принц» приняли участие 2 ребенка и получили сертификаты за участие. 3 ребенка приняли участие в межрегиональном дистанционном конкурсе «Детское творчество», организованного международным образовательным порталом города Красноярска «Солнечный свет» и получили дипломы за участие.

За время работы домашнего визитирования и дистанционной формы работы родители высказывают только слова благодарности в адрес специалистов нашего центра, выполняют рекомендации, с нетерпеньем ждут нашего приезда, отмечают положительную динамику в развитии детей. У детей улучшается память, мышление, эмоциональное состояние, развитие речи, совместные занятия заметно меняют детско-родительские отношения в лучшую сторону.

Подводя итог вышесказанному приходим к выводу, что домашнее визитирование и предоставление детям-инвалидам социальных услуг с использованием дистанционных технологий в домашних условиях на территории Тисульского муниципального округа на данный момент являются востребованными формами работы, но мы не собираемся останавливаться на достигнутом, а будем стремиться к дальнейшему развитию, искать новые формы, технологии и направления работы.

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.