ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"
Педагогическое средство массовой информации (0+)
89881539093
ped.portal@mail.ru

Всероссийский интерактивный образовательный портал "Аксиома"

Педагогическое средство массовой информации (0+)
МЕНЮ

Владимирова Евгения Владимировна

психолог

ГБУ РБ МЦ «Семья» служба семьи в Бакалинском районе

РБ Бакалинский район с.Бакалы

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РБ

ГБУ РБ ЗАПАДНЫЙ МЦ «СЕМЬЯ» СЛУЖБА СЕМЬИ

В БАКАЛИНСКОМ  РАЙОНЕ

 

  

«Согласовано»

Заместитель директора   ГБУ РБ Западный

МЦ «Семья»

____________ Г.Г. Залютдинова

«____»_____________2022г.

«Утверждаю»

Директор ГБУ РБ Западный МЦ «Семья»

_____________ Р.Н. Ахметзянова

«___»______________  2022г.

 

 

 

 

«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК »

РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Владимирова Е.В.,

психолог

Руководитель:

Быкова Г.М.,

Руководитель службы

в Бакалинском  районе        

Бакалы 2022г.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Титульный лист

1.Паспорт программы

2.Пояснительная записка

2.1.Обоснование актуальности

2.2.Целевая группа

2.3.Цель программы

2.4.Задачи программы

2.5.Ожидаемые результаты, целевые индикаторы и методы их оценки

3.Механизм реализации программы

3.1.Этапы и сроки реализации программы

3.2.Формы и методы работы

3.3.Ресурсы

3.4.Направления деятельности и их содержание

3.5.План мероприятий

3.6.Контроль и управление (координация) программой.

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Работа с гиперактивными детьми «Золотой ключик».

Автор программы

Владимирова Е.В., психолог службы семьи  в Бакалинском районе.

Территория реализации программы

Служба семьи  в Бакалинском районе.

Учреждения, реализующие программу

ГБУ РБ Западный МЦ «Семья» служба в Бакалинском районе.

Руководитель программы

Быкова Г.М руководитель службы семьи в Бакалинском районе.

Актуальность программы

Реализация данной программы позволит организовать коррекционную и развивающую работу с гиперактивными детьми. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

Целевая группа

Дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель программы

Развитие и повышение концентрации и объема внимания детей; развитие способностей планирования своих действий и самоконтроля над ними.

Задачи программы

1. Воспитать уверенность детей в себе;

2. Снизить эмоционального напряжения;

3. Развить приемлемые способы выплескивания отрицательной энергии, снятие отрицательных эмоций;

4. Помочь в снятии страхов;

5. Помочь в преодолении негативных переживаний;

6. Помочь планировать детям свои действия, управлять  собственным поведением;

7. Развивать внимание детей, произвольности;

8. Развить  коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе.

Ожидаемые результаты

1.Умение использовать родителями теоретические знания об особенностях гиперактивного поведения и способах помощи при возникновении критических ситуаций.

2.Развитие у детей способности к саморегуляции, самоконтролю.

3.Повышение уровня психологической защищенности.

4.Умение применять методы психологической защиты.

5.Формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого.

Целевые индикаторы

Процентное отношение количества людей, обратившихся за помощью и оценивших программу положительно на решение к общему числу обратившихся по данной проблеме

Этапы и сроки реализации

I. Организационный (подготовительный) (2022г.)

II. Практический (основной) (2022г.)

III. Итоговый (аналитический) (2022г.)

Формы и методы работы

Формы: лекции, беседы, тренинги, родительские собрания, круглые столы. Индивидуальная и групповая работа, работа в микросреде.

В зависимости от методики воздействия:

 - психотерапевтическое воздействие (трудотерапия, арттерапия, музыкотерапия и др.)

 - пассивная социальная помощь (консультирование, социальный патронаж и др.)

 - активная социальная помощь (клубная и кружковая работа и др.)

Методы работы:

 - исследовательские (диагностические): опрос, тестирование, наблюдение и др.

 - практические: арттерапия, трудотерапия, беседы, кружковая работа.

Ресурсы

Кадровые: психолог Владимирова Е.В.

Методические: методические пособия, буклеты, памятки, информационный стенд, тестовые методики

Направления и их содержание

Психологическое, диагностическое, коррекционное, развивающее, обучающее

Мероприятия программы

План программных мероприятий на 2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  «Норовистые дети похожи на розы –

им нужен особый уход.

И иногда поранишься о шипы,

чтобы увидеть их красоту”.

(Мэри Ш. Курчинка)

 

 

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                                                                                         2.1. Обоснование актуальности.

Одна из наиболее часто встречающихся проблем, которую мы отметили для себя: гиперактивность детей. Именно в младшем возрасте чаще всего обнаруживаются нарушения внимания, которые вызывают большие трудности при усвоении учебного материала.

С одной стороны школа предъявляет высокие требования к дисциплине учащихся, к умению слушать учителя, сосредоточиться на уроке. С другой стороны увеличивается количество детей, которые по разным причинам не могут усваивать программу из-за неусидчивости, расторможенности, несобранности и т.д. При этом большинство таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития. Тем не менее, путь ребёнка с симптомами гиперактивности в детском саду и школе начинается с неудач. Во время уроков им сложно справиться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы. Такие дети очень скоро выключаются из процесса выполнения задания. Их письменные работы выглядят неряшливо и пестрят ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или простого угадывания ответа без анализа всех возможных вариантов. Отсутствие ощущения успеха вызывает вторичные эмоциональные расстройства и снижение самооценки. Хотя некоторые из них всё же достигают неплохих результатов, но и они не реализуют полностью свои интеллектуальные возможности. Поэтому, мы пришли к выводу о создании программы по коррекции и профилактике гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

Данная программа предназначена для организации коррекционной и развивающей работы с гиперактивными детьми.

2.2.Цель программы: развитие и повышение концентрации и объема внимания; развитие способностей планирования своих действий и самоконтроля над ними.

2.3.Целевая группа – дети дошкольного и младшего школьного возраста, проживающие в Республике Башкортостан, в  Бакалинском районе

2.4. Задачи программы:

  1. Воспитать уверенность детей в себе;
  2. Снизить эмоционального напряжения;
  3. Развить приемлемые способы выплескивания отрицательной энергии, снятие отрицательных эмоций;
  4. Помочь в снятии страхов;
  5. Помочь в преодолении негативных переживаний;
  6. Помочь планировать детям свои действия, управлять собственным поведением;
  7. Развивать внимание детей, произвольности;
  8. Развить коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе.

2.5. Ожидаемые результаты, целевые индикаторы и методы их оценки.

Ожидаемый результат:

1.Умение использовать родителями теоретические знания об особенностях гиперактивного поведения и способах помощи при возникновении критических ситуаций.

2.Развитие у детей способности к саморегуляции, самоконтролю.

3.Повышение уровня психологической защищенности.

4.Умение применять методы психологической защиты.

5.Формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого.

Организованная таким образом работа позволит снизить количество детей с гиперактивным поведением и позволит оптимизировать детско-родительские взаимоотношения.

Целевой индикатор и метод оценки: процентное отношение количества людей, обратившихся за помощью и оценивших программу положительно на решение к общему числу обратившихся по данной проблеме.

  1. Механизм реализации программы

3.1.Этапы и сроки реализации программы

  1. Организационный (подготовительный)

 - анализ нынешнего состояния;

 -  планирование реализации основных направлений программы;

 - создание условий реализации программы;

 -  начало реализации программы;

 - стартовая диагностика.

  1. Практический (основной)

 - поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами;

 - промежуточный мониторинг результатов, анализ итогов работы по реализации программы на конец учебного года;

 - корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами.

III. Итоговый (аналитический)

 - завершение реализации программы;

 - подведение итогов, выводы

3.2. Формы и методы работы

Формы: лекции, беседы, тренинги, родительские собрания, круглые столы. Индивидуальная и групповая работа, работа в микросреде.

В зависимости от методики воздействия:

 - психотерапевтическое воздействие (трудотерапия, арттерапия, музыкотерапия и др.)

 - пассивная социальная помощь (консультирование, социальный патронаж и др.)

 - активная социальная помощь (клубная и кружковая работа и др.)

Методы работы:

 - исследовательские (диагностические): опрос, тестирование, наблюдение и др.

 - практические: арттерапия, трудотерапия, беседы, кружковая работа.

3.3. Ресурсы.

Кадровые: психолог Владимирова Е.В.

Материально-технические: песочный стол, сухой бассейн.

Методические: методические пособия, буклеты, памятки, информационный стенд, тестовые методики.

3.4. Направления деятельности и их содержание:

 - работа с родителями детей по повышению психолого-педагогической компетентности в области детской психологии, в области межличностного общения, в области разрешения конфликтов.

 - работа с родителями детей по построению теплых доверительных отношений в семье, быть открытым для ребенка, поддерживать его, демонстрировать свою любовь, видеть разные пути решения.

 - работа с родителями по нормализации психоэмоционального фона ребенка, по повышению его самооценки.

 - работа с детьми, нуждающихся в срочной психоэмоциональной поддержке

 

 

 

 

3.5. ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2022г.

Содержание работы

Сроки

Ответственные исполнители

I этап. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ)

1

Разработка памяток для родителей гиперактивных детей

В течение года

психолог службы семьи в Бакалинском районе Владимирова Е.В.

 

2.

Оформление информации на стенде для детей о психологической поддержке и рекомендательная информация для родителей

В течение года

психолог службы

семьи в Бакалинском районе Владимирова Е.В.

 

3.

Подбор необходимой методической литературы.

В течение года

психолог службы

семьи в Бакалинском районе Владимирова Е.В.

 

4.

Диагностика

По мере необходимости

психолог службы

семьи в Бакалинском районе Владимирова Е.В.

 

II этап. ПРАКТИЧЕСКИЙ (ОСНОВНОЙ) ЭТАП

1.

Работа с детьми проходит в форме занятия.

Занятия проходит в учебно-игровой форме с включением разных подвижных и интеллектуальных игр, упражнений, физминуток. Используются видео, аудио записи. С привлечением различных театральных и игрушечных персонажей. С обязательным проведением гимнастики и самомассажем.                           

 Структура занятия:                                    

 1. Игры-разминки. (5 мин.)   Цель: создание положительных эмоций, настрой группы. Воспитание уверенности в себе.                                                                  2. Дыхательное упражнение (3-5 мин.). Цель: оптимизация тонуса мышц.                                                             3. Кинезиологические упражнения. Самомассаж. Разминка для глаз. Чтение скороговорок. (5 мин.) Цель: развитие межполушарного взаимодействия                                             4 Развивающие игры и упражнения. (10-15 мин)  Игры на развитие средств общения; Цель: развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе.                                                      Игры, упражнения на снижение агрессии, ослабление негативных эмоций;

Цель: развивать приемлемые способы выплескивания отрицательной энергии, снятие отрицательных эмоций. Снижение эмоционального напряжения; помощь в снятии страхов.                                                                     Игры на развитие произвольности, внимания; Цель: развитие внимания, произвольности, самоконтроля; планирование своих действий, управление собственным поведением;                                                                                           5. Релаксация. Слушание музыки. (3-5 мин.)  Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук, ног, тела                                                 

В течение года

психолог службы

семьи в Бакалинском районе Владимирова Е.В.

 

III этап. ИТОГОВЫЙ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ)

1

Критерии оценки эффективности реализации программы.

1.Умение использовать родителями теоретические знания об особенностях гиперактивного поведения у детей.

2.Развитие у детей способности к саморегуляции, самоконтролю.

3.Развитие у детей способности к саморегуляции, самоконтролю.

4.Повышение уровня психологической защищенности.

В течение года

психолог с службы семьи в Бакалинском районе Владимирова Е.В.

 

 

           

 

             3.6. Контроль и управление программой.

Ответственный за реализацию программы руководитель службы семьи в Бакалинском районе Быкова Г.М.

Ответственная за реализацию программных мероприятий психолог службы  семьи в Бакалинском районе Владимирова Е.В.

Сроки предоставления отчетности директору ГБУ РБ Западный МЦ «Семья»  Р.Н.Ахметзяновой: январь 2022г.

Литература:

  1. Афонина А.В., Груздева Н.В. «Пойми меня и действуй правильно!»: Методическое пособие для психологов, педагогов и родителей - Иваново, 2007г.
  2. Бурменская Г.А., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. - М.: Изд-во МГУ, 2000 г. - 158 с.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - Санкт-Петербург, 1997
  4. Гульнара Ломакина. Гиперактивный ребёнок. Как найти общий язык с непоседой / Москва, Центрполиграф, 2009г.
  5. Добсон Дж. Непослушный ребенок. Практическое руководство для родителей. - М.: Пенаты, 2004. - 52 с.
  6. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - №1. – 2000г. - С.31- 36.

7.И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной.Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. - М., 2002г. - 101 с.

  1. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивность у детей // Школьный психолог. 2000г. № 4. С. 2-9.. Заваденко Н.Н., «Факторы для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей», Мир психологии №1, М., 2000 г.
  2. Захаров А.И. Неврозы у детей. - Санкт-Петербург, 2001г.
  3. Коломинский Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. / Под ред.. - М., - 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 Занятие 1                                                                                                                    1.Игра-разминка «Общий круг».                                                                                  - Давайте сейчас сядем, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас (дети рассаживаются в круг).  - А теперь, чтобы убедиться, но никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед. (Ведущий заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами).                            

2.Дыхательное упражнение.                                                                                                 Вдох - закрыть глаза, выдох - открыть. Каждый раз, открывая глаза, необходимо отмечать то, что видите (можно произносить название объектов вслух).                                                                                                                                     3. Кинезиологические упражнения «Уши».                                           Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх -наружу от верхней части к мочке уха (пять раз). Помассировать ушную раковину. Работа со скороговоркой.                                     4. Развивающие игры и упражнения. «Что слышно?» (По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило)                                  "Фотограф"                                                                                                       Выбирают фотографа. Участники изображают групповую фотографию. Фотограф запоминает расположение и позы участников, после чего выходит за дверь. Дети меняют позы (не более четырех). Вернувшись, фотограф должен расставить всех по местам так, как было.                                            «Рубка дров» (сглаживание агрессии и импульсивности)                             Каждый участник должен представить, что он рубит дрова, пантомимически поставить полено на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить на полено. При этом громко выкрикнуть: "Ха". Повторить действия несколько раз.                                                                                                               5. Релаксация «Поза покоя».                                                                                                  Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить.                                            Произнести медленно, тихим голосом, с длительными паузами.                        Все умеют танцевать,                                                                                      Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно -

Расслабление приятно

Занятие 2

1.Игра-разминка «Передай хорошее настроение»

Ведущий придумывает настроение (задумчивое, веселое, радостное, удивленное и т.д.) Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано.                                                                            2. Дыхательное упражнение.                                                                             «Тянемся к солнышку». Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело: начиная с пальцев рук, потом тянемся запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Задержать дыхание — «кончиками пальцев рук тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться. Дышать надо в медленном ритме, дыхание должно содержать четыре равные по времени фазы: «вдох — задержка — выдох — задержка». Вначале каждая из них может составлять 2–3 секунды с постепенным увеличением до семи секунд. Движения выполняются на фазе вдоха или выдоха, во время задержек дыхания — паузы.

  1. Самомассаж «Обезьяна расчесывается».

Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у основания волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.

  1. Развивающие игры и упражнения.

«Ау». Один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом.

"Ловим комаров"

-Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Ведущий в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: ведущий показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!"

"Что исчезло?"

Перед каждым ребенком разложены предметы. Нужно внимательно посмотреть на них и запомнить. Закрыть глаза (в это время учитель убирает один предмет). Задача - назвать исчезнувший предмет.

  1. Релаксация «Олени».

-Представьте себе, что вы - олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки, уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох - пауза, выдох - пауза.

Посмотрите: мы - олени,

Рвется ветер нам на встречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени...

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко, ровно, глубоко».

Занятие 3

  1. 1. Игра-разминка « Зеркало».

- У каждого из вас дома есть зеркало. Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга. Решите, кто из вас человек, а кто – зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть зеркало повторяет все действия человека. Только нужно стараться делать это точно, ведь неточных зеркал не бывает».

  1. Дыхательное упражнение.

Сидя на полу или на стульях. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается на выдохе, пропевать отдельные звуки «а», «о», «у» и др. и их сочетания.

 

  1. Кинезиологические упражнения.

«Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы pyк, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке - от указательного пальца к мизинцу и в обратном - от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются по­очередно каждой рукой, затем - двумя одновременно.

"Кулак - ребро - кулак"

Сжать левую руку в кулак, развернуть его пальцами к себе, большой палец отставить в сторону. Ребром выпрямленной ладони правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Поменять положение рук.

Работа со скороговоркой.

4.Развивающие игры и упражнения.

"Костер"

Сесть в круг, представить, что в центре круга - костер. Выполнить команды :

"жарко" - отодвинуться от воображаемого костра;

"руки замерзли" - протянуть руки к костру;

"ой, какой большой костер" - встать и помахать руками;

"искры полетели" - похлопать в ладоши;

"костер принес дружбу и веселье" - взяться за руки и ходить вокруг костра.

«Шалтай-Болтай»

Ведущий читает отрывок из стихотворения Маршака, а дети изображают героя. Для этого они поворачивают туловище вправо и влево, свободно болтая мягкими, расслабленными руками. Кому этого недостаточно, может крутить еще и головой.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

После произнесения последней строчки, дети должны резко наклонить тело вперед и вниз, перестав болтать руками и расслабиться.

Примечание. Чередование быстрых, энергичных движений с расслаблением и покоем очень полезно для гиперактивного ребенка, так как в этой игре он получает определенное удовольствие от расслабления. Чтобы добиться максимального расслабления, повторите игру несколько раз подряд. Чтобы она не наскучила, можно читать стихотворение в разном темпе, а ребенок соответственно будет замедлять или ускорять свои движения.

"Неожиданные картинки"

Сесть в круг, приготовить восковые мелки и подписанные листы белого картона. По команде учителя рисовать какую-нибудь картинку, по следующей команде передать ее соседу справа. Продолжать дорисовывать незаконченную картинку соседа. Игра продолжается до тех пор, пока рисунки не сделают полный круг.

  1. Релаксация "Загораем"

-Давайте сядем на стул, представим себе, что ноги загорают на солнце. Поднимите ноги и держите на весу. Ноги напряглись, стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох - пауза. Выдох - пауза.

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим... держим... напрягаем...

Загораем! Отпускаем.

 

 

 

 

Занятие 4

1.Игра-разминка «Прикосновение».

Попросите детей прикоснуться к чему-нибудь на одежде своего соседа. Затем предложите другие варианты: дотронуться до кроссовок, светлых волос, до чего-нибудь красного и т.д.

  1. Дыхательное упражнение

Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.

  1. Кинезиологические упражнения.

«Кулак-ребро-ладонь». Ведущий показывает детям три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребята выполняют движения вместе с ведущим, затем по памяти в течение восьми-десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками. При затруднениях нужно предложить детям помогать себе вслух или шепотом - командами «кулак-ребро-ладонь».

Работа со скороговоркой.

  1. Развивающие игры и упражнения.

«Пальцы - звери добрые, пальцы - звери злые»

Дети представляют, что их пальчики добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Ведущий предлагает детям превратить свои пальчики, например, на, правой руке - в добрых волчат, а на левой - в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться.

Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей.

Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.

«Доброе животное»

Ведущий тихим, таинственным, голосом, говорит: -Bcтaньтe, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим, все, вместе! На вдох - делаем, шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем, 2 шага вперед, на выдох - 2 шага назад. Вдох - 2 шага вперед. Выдох - 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук шаг назад и т.д. Мы все берем, дыхание и стук сердца этого животного себе.

«Курицы и петух»

На скамейке – «насесте» тесно стоят курицы, крепко уцепившись ступнями. «Петух», заложив руки за спину, гордо прохаживается вокруг «насеста». Неожиданно он толкает одну из «куриц». Та должна удержаться на «насесте», не столкнув при этом соседей. Тот, по чьей вине курицы упали, становится петухом.

5.Релаксация «Превращения».

"Жираф": движения головой вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.

"Осьминог": круговые движения плечами назад-вперед, плечи поднять, опустить (оба плеча одновременно, затем по очереди).

"Птица": руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад-вперед. "Обезьяна": наклон вперед, круговые движения туловищем вправо-влево. "Лошадь": поднимать по очереди ноги, сгибая в коленях.

"Аист": подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).

"Кошка": потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем - левую.

Занятие 5

1.Игра-разминка с массажным мячиком.

2.Дыхательное упражнение.

Вдох через нос, выдох через углы рта (поочередно через правый и левый угол рта): плавно, прерывисто.

Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом. Медленно и плавно выдохнуть через рот.

  1. Кинезиологические упражнения.

«Восьмерка».

Упражнение выполняется в воздухе, перед собой, на уровне головы, указательным пальцем поднятой вперед руки.

1 упр. — выполняем правой рукой;

2 упр. — выполняем левой рукой;

3 упр. — выполняем обеими руками, сложенными «стрелочкой».

Повторяем упражнение 5—6 раз, темп спокойный.

Разминка для глаз.

Зажмурить глаза, открыть их. Повторить 5 раз.

Делать круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх -налево - вниз. Повторить 10 раз.

Вытянуть руку вперед. Следить глазами за ногтем указательного пальца медленно приближая его к носу и удаляя. Повторить 5 раз.

Посмотреть вдаль (в окно) в течение одной минуты.

  1. Развивающие игры и упражнения.

«Обзывалки».

-Ребята, передавая - мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обгoваривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это - могут быть названия овощей, фруктов, грибов или - мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "A ты, ... - морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, ... солнышко!" Игра проводится в быстром темпе.

«Внимание».

На доске вывешиваются картинки в определённом порядке. Дети, запомнив порядок, отворачиваются. Ведущий меняет порядок. Что изменилось?

«Послушай тишину».

Сесть на пол. Закрыть глаза и послушать звуки на улице за окном, в комнате, свое дыхание, биение сердца.

5.Релаксация «Кулачки».

-Сожмите пальцы в кулачок покрепче, руки положите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох - пауза, выдох;- пауза! (повторяется 3 раза)

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем

Отпускаем, разжимаем.

Занятие 6

1.Игра-разминка с массажным мячиком.

2.Дыхательное упражнение.

Выдохнуть, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабляться, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, отмечать то, что видите, - все изгибы и формы, линии и углы, сначала попробуйте замечать только темное, затем только светлое.

  1. Кинезиологические упражнения.

«Восьмерка».

Упражнение выполняется в воздухе, перед собой, на уровне головы, указательным пальцем поднятой вперед руки.

1 упр. — выполняем правой рукой;

2 упр. — выполняем левой рукой;

3 упр. — выполняем обеими руками, сложенными «стрелочкой».

Повторяем упражнение 5—6 раз, темп спокойный.

Работа со скороговоркой.

  1. Развивающие игры и упражнения.

Слепые фотографы».

Детям предлагается запомнить (сфотографировать) несколько предметов и их расположение, а после этого завязывают им глаза и перемешивают предметы. Играющие должны на ощупь определить предметы и расставить их так же, как они лежали.

5.Релаксация. Прослушивание музыки.

Занятие 7

1.Игра-разминка «Эхо». Дети сидят в кругу.

-Вы когда-нибудь слышали эхо в лесу? Звук повторяется несколько раз. Причем каждый последующий раз все тише и тише. Сейчас мы с вами поиграем в эхо. Я крикну какое-нибудь слово. Мой сосед повторит его, но чуть-чуть тише, следующий – еще тише и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не крикнет свое слово, а остальные по кругу не повторяют его.

2.Дыхательное упражнение.

Вдох через нос, выдох через углы рта (поочередно через правый и левый угол рта): плавно, прерывисто.

Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом. Медленно и плавно выдохнуть через рот.

  1. Кинезиологические упражнения. «Лягушка».

Сесть за стол. Положить руки на стол: одна рука лежит на столе ладонью вниз, вторая сжата в кулак. Быстро менять положение рук.

Работа со скороговоркой.

5.Развивающие игры и упражнения.

«Чужими глазами»

В этой игре дети тоже должны создать общую картину.

Одному ребенку завязывают глаза, он будет художником. Второй игрок станет его глазами. Задаётся тема для рисования. Проводить линии на рисунке имеет право только ребенок с завязанными глазами. Но управлять его движениями с помощью слов будет партнер. В его задачу входит руководство руками художника, причем дотрагиваться до «мастера» ему запрещается. Соответственно к обоим игрокам предъявляются довольно высокие требования, один из них должен быть терпеливым и внимательным, стараться понять и правильно выполнить инструкции, а второй — уметь четко выражать свои мысли, делать их понятными для другого, контролировать свои действия, избегая выполнения задания за партнера, даже когда он что-то делает неправильно. Поэтому данная игра является непростой. Тем не менее, она вызывает у детей живой интерес, и обычно каждый стремится побывать в той и другой роли (по сути — то ведущего, то ведомого) и потом поделиться впечатлениями, какая из них давалась ему легче.

5.Релаксация «Кораблик» Дети стоят, образуя круг.

-Представьте, что вы на корабле. Качает. Прижимаем по очереди ноги к полу, чтобы не упасть.

Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать! Крепче ногу прижимаем, А другую расслабляем.

Занятие 8

1.Игра-разминка «Волшебный клубочек».

Дети передают друг другу клубочек, остальные держатся за ниточку, которая не должна порваться, передавая клубок, дети говорят комплименты.

2.Дыхательное упражнение.

Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом. Медленно и плавно выдохнуть через рот.

  1. Кинезиологические упражнения. «Замок».

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение парами.

Разминка для глаз.

Зажмурить глаза, открыть их. Повторить 5 раз.

Делать круговые движения глазами: налево - вверх - направо – вниз; направо - вверх - налево - вниз. Повторить 10 раз.

Вытянуть руку вперед. Следить глазами за ногтем указательного пальца медленно приближая его к носу и удаляя. Повторить 5 раз.

Посмотреть вдаль (в окно) в течение одной минуты.

4.Развивающие игры и упражнения.

«Кричалки, шепталки, молчалки»

У ведущего специальные сигнальные карточки в виде кружков, красного, синего и желтого цветов. После того, как ведущий поднял красный круг, дети начинают громко разговаривать; желтый круг - говорить шепотом. Заканчивается игра зеленым кругом - дети должны замолчать.

«Внимание».

На доске вывешиваются картинки в определённом порядке. Дети, запомнив порядок, отворачиваются. Ведущий меняет порядок. Что изменилось?

5.Релаксация «Любопытная Варвара».

Дети повторяют движения, о которых говорит ведущий.

-Любопытная Варвара

Смотрит влево...

Смотрит вправо.

А потом опять вперед -

Тут немного отдохнет.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, дальше всех!

Возвращается обратно -

Расслабление приятно! Вдруг посмотрит она вниз - Мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно - Расслабление приятно!

Занятие 9

1.Игра-разминка с массажным мячиком.

2.Дыхательное упражнение.

Вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот. Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро втягивалась внутрь и вверх, как это происходит во время кашля

Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать, экономно выдыхать.

Поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами по ноздрям - выдох. Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох, выдох. Упражнение выполнять поочередно.

  1. Кинезиологические упражнения. «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы pyк, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке - от указательного пальца к мизинцу и в обратном - от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются по­очередно каждой рукой, затем - двумя одновременно.

Самомассаж.

Покусывание и «почесывание» губ зубами; языка зубами от самого кончика до середины языка. Интенсивное «хлопанье» губами и растирание губами друг друга в различных направлениях.

Размять поочередно пальцы левой руки, затем правой;

стряхивать с рук воображаемые капли воды (6-7 раз);

«Поиграем на пианино» (пальцы двигаются как при игре на инструменте).

4.Развивающие игры и упражнения.

«Запрещенное движение»

Вариант 1. Встать лицом к ведущему. Под музыку повторять движения, которые он показывает. Затем выбрать одно движение, которое запрещается выполнять, даже если ведущий показывает его. Тот, кто повторит, выходит из игры.

Вариант 2. Ведущий называет вслух цифры. Играющие повторяют их хором, кроме одной, повторять которую запрещено. Когда ведущий называет запрещенную цифру, нужно хлопнуть в ладоши.

«Танграм».

Собрать фигуру из геометрических фигур (групповая работа).

5.Релаксация «Штанга».

- Встаньте. Представьте себе, что вы поднимаете тяжелую штангу.

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом (наклон вперед).

Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, поднять руки вверх).

Крепко держим... и бросаем!

Наши мышцы не устали

И еще послушней стали.

Нам становится понятно:

Расслабление приятно!

Занятие 10

1.Игра-разминка. Инсценировка сказки «Репка».

2.Дыхательное упражнение.

Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом. Медленно и плавно выдохнуть через рот.

Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотянуться до пола. Левая ладонь при этом скользит вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. Принять исходное положение, сделать глубокий выдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону.

  1. Кинезиологические упражнения. «Лезгинка»

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Работа со скороговоркой.

4.Развивающие игры и упражнения.

«Слушай хлопки».

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Путаница»

Встать в круг, взяться за руки. Водящий выходит из комнаты или отворачивается. Не отпуская рук, дети «запутываются» в кругу. Задача водящего: распутать «путаницу».

5.Релаксация «Поза покоя».

Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится ведущим медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно -

Расслабление приятно.

Занятие 11

1.Игра-разминка. «Передай настроение»

Ведущий придумывает настроение (задумчивое, веселое, радостное, удивленное и т.д.) Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано.

2.Дыхательное упражнение. «Тянемся к солнышку».

Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно «растягивая» все тело: начиная с пальцев рук, потом тянемся запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. Задержать дыхание — «кончиками пальцев рук тянемся к солнышку». Выдохнуть, опуская руки, расслабиться. Дышать надо в медленном ритме, дыхание должно содержать четыре равные по времени фазы: «вдох — задержка — выдох — задержка». Вначале каждая из них может составлять 2–3 секунды с постепенным увеличением до семи секунд. Движения выполняются на фазе вдоха или выдоха, во время задержек дыхания — паузы.

  1. Кинезиологические упражнения. «Замок».

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении последовательно должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение парами.

Разминка для глаз.

Зажмурить глаза, открыть их. Повторить 5 раз.

Делать круговые движения глазами: налево - вверх - направо – вниз; направо - вверх - налево - вниз. Повторить 10 раз.

Вытянуть руку вперед. Следить глазами за ногтем указательного пальца медленно приближая его к носу и удаляя. Повторить 5 раз.

Посмотреть вдаль (в окно) в течение одной минуты.

4.Развивающие игры и упражнения.

«На одну букву».

Сесть в круг. Ведущий произносит про себя алфавит, остальные дети говорят «стоп», на какой букве он остановился, на такую букву остальные придумывают слова. Выигрывает тот, кто последний назовет слово на заданную букву.

Игра «Бывает – похлопай, не бывает – потопай».

«Ожившие игрушки».

Психолог просит обучающихся представить, что они находятся в магазине игрушек. Игрушки оживают и начинают двигаться так, чтобы не разбудить сторожа. Задача - изобразить какую-нибудь игрушку. Игра проходит в абсолютной тишине. Учитель также должен угадать, кого изображают дети.

5.Релаксация «Солнышко».

-Встаньте, закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Опустим руки, теперь они у нас отдохнут. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

Занятие 12

1.Игра-разминка «Зеркало».

- У каждого из вас дома есть зеркало. Давайте сегодня поиграем в зеркала. Встаньте парами друг против друга. Решите, кто из вас человек, а кто – зеркало. Потом вы поменяетесь ролями. Пусть зеркало повторяет все действия человека. Только нужно стараться делать это точно, ведь неточных зеркал не бывает».

2.Дыхательное упражнение.

Вдох. Дети расслабляют мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

3.Кинезиологические упражнения.

«Теплые ручки». Поднять правую руку вверх, двигая ею в разных направлениях. Левая рука при этом придерживает плечо (предплечье) правой руки, оказывая сопротивление ее движению и одновременно массируя ее. Затем руки меняются.

Растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук.

4.Развивающие игры и упражнения.

«Последний штрих».

У каждого лист бумаги и карандаш. Дети рисуют любой рисунок. Это может быть отдельный предмет, человек, животное, а может быть целая картина. Когда рисунки готовы, все отворачиваются, а сами тем временем внесите в рисунок «последние штрихи», то есть дорисуйте какие-то мелкие детали к уже нарисованным или изобразите что-то совсем новое. После этого дети поворачиваются. Пусть, взглянув еще раз на творение своих рук, они скажут, что здесь изменилось. Какие детали нарисованы не рукой «мастера»? Кто сумел это сделать, тот считается выигравшим.

5.Релаксация «Гора».

- Встаньте, спинку держите ровно, голову не наклоняйте, руки опустите вниз. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело - как гора. Одна половинка горы говорит: "Сила во мне!" - и тянется вверх. Другая говорит: "Нет, сила во мне!" - и тоже тянется вверх. "Нет! - решили они, - Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих". Потянулись вместе, сильно-сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!

Занятие 13

1.Игра-разминка. «Передай движение».

Ведущий придумывает движение и передает его соседу. Когда дети передали его по кругу, движение придумывает следующий.

2.Дыхательное упражнение.

Вдох. Дети расслабляют мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, синего цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

 

 

3.Кинезиологические упражнения. «Лягушка».

Сесть за стол. Положить руки на стол: одна рука лежит на столе ладонью вниз, вторая сжата в кулак. Быстро менять положение рук.

Самомассаж «Сова».

Поднять вверх правое плечо и повернуть голову вправо, одновременно делая глубокий вдох; левой рукой захватить правую надкостную мышцу и на выдохе опустить плечо. Разминать захваченную мышцу, выполняя глубокое дыхание и смотря как можно дальше за спину. То же — с левым плечом правой рукой.

4.Развивающие игры и упражнения.

«Я весь во внимании».

Можно ввести участников в игру с помощью представления, действие которого происходит на кинопробах. Юным актерам предлагается изобразить человека, который «весь во внимании», то есть полностью поглощен своими мыслями и чувствами, поэтому он совершенно не замечает того, что происходит вокруг него. У начинающей звезды экрана есть конкуренты. Они будут всячески мешать ему, хорошо сыграть свою роль. Для этого они могут рассказывать анекдоты, обращаться к актеру за помощью, пытаться удивить или рассмешить его, чтобы привлечь к себе внимание. Единственное, чего они не имеют права делать, — это дотрагиваться до актера. Но и у актера есть ограничения в правах: он не может закрывать глаза или уши. После того как режиссер (то есть ведущий) скажет: «Стоп», все участники перестают играть. Можно даже взять интервью у начинающего артиста, пусть он расскажет, как ему удалось быть внимательным и не отвлекаться на специально создаваемые помехи.

5.Релаксация «Деревце».

- Встаньте, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Делаем спокойно вдох и выдох, плавно поднимаем руки вверх. Держим их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Тянемся всем телом. Вытягиваясь вверх, представляем крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опускаем руки и расслабляемся. Молодцы!

Занятие 14

1.Игра-разминка с массажным мячиком.

2.Дыхательное упражнение. Самомассаж «Обезьяна расчесывается».

Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно. Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В более сложном варианте руки перекрещиваются у основания волос (большие пальцы — по средней линии!); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно.

3.Кинезиологические упражнения. «Кулак-ребро-ладонь».

Ведущий показывает детям три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь. Ребята выполняют движения вместе с ведущим, затем по памяти в течение восьми-десяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками. При затруднениях нужно предложить детям помогать себе вслух или шепотом - командами «кулак-ребро-ладонь».

Работа со скороговоркой.

4.Развивающие игры и упражнения.

«Компас»

Выстроиться друг за другом («паровозики»), закрыть глаза. Водящий – «компас» - идет первым с открытыми глазами, меняя направление. Он должен так вести группу, чтобы все находились в безопасности.

«Танцы-противоположности» (сглаживание агрессии и импульсивности).

Разбиться на пары. Под ритмичную музыку одному из партнеров исполнять грустный танец, другому - веселый. Через минуту поменяться ролями.

«Танграм».

Собрать фигуру из геометрических фигур (групповая работа).

  1. Релаксация «Голубое небо».

-Сядьте прямо, положите руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представить, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т. д.) , выдыхаем свое беспокойство, страх, напряжение. Можно вдыхать спокойствие, уверенность, легкость.

Занятие 15

1.Игра-разминка.

«Я грустный (радостный), когда…»

2.Дыхательное упражнение.

Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом. Медленно и плавно выдохнуть через рот.

Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотянуться до пола. Левая ладонь при этом скользит вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. Принять исходное положение, сделать глубокий выдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону.

3.Кинезиологические упражнения. «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы pyк, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом порядке - от указательного пальца к мизинцу и в обратном - от мизинца к указательному пальцу. Вначале движения выполняются поочередно каждой рукой, затем - двумя одновременно.

4.Развивающие игры и упражнения.

«Ушки на макушке»

Дети сидят на своих местах. Ведущий договаривается с детьми, что сейчас он будет произносить разные слова, когда они услышат определенный звук (например, "р"), то должны встать с места. Если такого звука нет - оставаться на месте.

«Танграм».

Собрать фигуру из геометрических фигур (групповая работа).

«Менялки»

Сесть в круг, выбрать водящего (при помощи любой считалки), который встает и выносит свой стул за круг. Стульев становится на один меньше, чем играющих. Водящий говорит: « Меняются местами те ребята, у кого светлые волосы» и т. д. Имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами. Водящий старается занять свободное место.

5.Релаксация.

Прослушивание музыки.

Занятие 16

1.Игра-разминка. Выбирается по желанию детей.

2.Дыхательное упражнение.

Вдох через нос, выдох через углы рта (поочередно через правый и левый угол рта): плавно, прерывисто.

Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом. Медленно и плавно выдохнуть через рот.

  1. Кинезиологические упражнения. «Лезгинка».

Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Работа со скороговоркой.

 

 

4.Развивающие игры и упражнения.

«Корректор»

Для игры нужна старая книга или журнал, где есть большие тексты. Ведущий просит вычеркнуть в тексте какую-то одну букву. На выполнение задания дается 5-10 мин. После того, как дети выполнили задание, следует проверить текст и похвалить обучающихся. Можно усложнить задание: попросить детей вычеркнуть не одну, а три буквы разными способами: подчеркнуть, обвести в кружок, зачеркнуть.

«Пчелка»

Все участники "превращаются" в пчелок, которые «летают» и громко жужжат. По сигналу «Ночь» - пчелки садятся и замирают. «День» - снова летают и громко жужжат.

5.Релаксация «Солнышко».

-Встаньте, закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Опустим руки, теперь они у нас отдохнут. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Дыхательные упражнения

  1. Лечь на спину, положить одну ладонь на грудь, а вторую на живот. Сделав предварительно глубокий выдох, плавно и неторопливо вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая руку. Грудная клетка при этом, должна оставаться в покое. Выдох производить плавно, через рот и по возможности полнее (3-5 ритмических дыханий).
  2. Сделать плавный вдох носом, поднять прямые руки вперед и развести их вверх и в стороны. Положить ладони на грудную клетку и сделать выдох (3-6 раз).
  3. После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, слегка увеличивая и уменьшая отверстие между губами. Щеки не надувать (10 раз).
  4. Вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот. Следить за тем, чтобы во время выдоха передняя стенка живота быстро втягивалась внутрь и вверх, как это происходит во время кашля (7-10 раз).
  5. Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный, монотонный свист. Свистеть легко, свободно. Губы не напрягать, экономно выдыхать.
  6. Поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами по ноздрям - выдох. Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох, выдох. Упражнение выполнять поочередно.
  7. Широко открыть рот и подышать носом. Закрыть одну ноздрю средним пальцем - вдох. Выдох - через другую ноздрю (затем поменять).
  8. Вдох через нос, выдох через углы рта (поочередно через правый и левый угол рта): плавно, прерывисто.
  9. Быстрым, плавным движением развести прямые руки в стороны, развернув их ладонями вверх на уровне плеч, слегка прогнувшись назад. Одновременно сделать быстрый глубокий вдох носом. Медленно и плавно выдохнуть через рот.
  10. Вдохнуть через нос, наклонить туловище вправо, правой рукой дотянуться до пола. Левая ладонь при этом скользит вдоль туловища вверх до подмышечной впадины. Принять исходное положение, сделать глубокий выдох носом и повторить упражнение в противоположную сторону.
  11. Левая рука на поясе. Вдох носом, сделать три пружинящих наклона корпусом влево, подняв правую руку над головой. Выдохнуть через рот. Затем, выпрямляясь, быстро вдохнуть носом, сменить руки (правую на пояс, левую - над головой), повторить наклоны в правую сторону.
  12. Вдох - закрыть глаза, выдох - открыть. Каждый раз, открывая глаза, необходимо отмечать то, что видите (можно произносить название объектов вслух).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Разминка для глаз

  1. Зажмурить глаза, открыть их. Повторить 5 раз.
  2. Делать круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх -налево - вниз. Повторить 10 раз.
  3. Вытянуть руку вперед. Следить глазами за ногтем указательного пальца медленно приближая его к носу и удаляя. Повторить 5 раз.
  4. Посмотреть вдаль (в окно) в течение одной минуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Упражнения на снятие эмоционального напряжения

"Рубка дров"

Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.

Каждый участник должен представить, что он рубит дрова, пантомимически поставить полено на пень, высоко над головой поднять топор и с силой опустить на полено. При этом громко выкрикнуть: "Ха". Повторить действия несколько раз. Выполнять упражнение в течение 2-х мин.

"Танцы-противоположности"

Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.

Разбиться на пары. Под ритмичную музыку одному из партнеров исполнять грустный танец, другому - веселый. Через минуту поменяться ролями.

"Крик в пустыне"

Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.

Сесть в круг. По сигналу учителя начать громко кричать. При этом наклоняться вперед, доставая руками пол.

"Давай поздороваемся!"

Цель: снятие эмоционального напряжения, воспитание самодисциплины.

По сигналу учителя хаотично двигаться по классу и молча здороваться со всеми. Один хлопок учителя - здороваться за руку; два хлопка - дотрагиваться плечами; три хлопка - прижиматься спинами.

 Перейти к публикациям в сборнике для педагогов

 

Публикации в СМИ

  • Идет прием заявок

    Заполнить заявку

    или отправить без вложения файла

     

    Сведения об участнике

    Фамилия, имя участника.

    Должность

    Наименование образовательного учреждения

    Республика

    область

    район

    город, поселок или село

    Наименование раздела публикации

    Название работы

     

    Ваш точный адрес эл. почты

    Информация об оплате орг. взноса за получение сертификата о публикации за одного участника (можно одной оплатой):

    ·       точное время оплаты

    ·       сумма оплаты

    ·       фамилия с карты того, кто оплачивал

    (иные данные не нужны)

     

     

    Отправить статью и заявку на электронную почту

    ped.portal@mail.ru

    Требования к статье :

    • принимаются статьи только на русском языке 
    • приветствуется наличие картинок  в оформлении
    • кроссворды, головоломки и т.д. должны быть указаны с ответами
    • объём текста должен быть не менее 2-х печатных страниц (14-й кегль. Междустрочный интервал — одинарный)
    • ссылки на источники 

    Мы оставляем за собой право редактировать вашу работу (техническое оформление).

    Администрация сайта не несет ответственности за достоверность информации, представленной в опубликованном материале. Автор берет на себя всю ответственность за соответствие содержания опубликованного им материала законам, действующим на территории Российской Федерации. Материалы на сайте открыты для просмотра всеми желающими, а также доступны для копирования в ознакомительных целях. Все права на опубликованные материалы остаются за их авторами.

  • Размещение статей ежедневно после 19-00 по МСК

    Размещение статей происходит ежедневно и без выходных после 19-00 по МСК. Примерное время на предоставление ответа около 3-х часов.

    На СМИ  только живое общение с редакторами, которые не оставят без внимания ни одну статью. 

  • Свидетельство о регистрации в СМИ

© 2024. публикации для педагогов.