Налбандян Амалия Эдвардовна
воспитатель
МБДОУ № 36 «Аленький цветочек»
город Туапсе
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте дети испытывают потребность в общении с природой, начинают понимать взаимосвязь экологических цепочек. Наиболее эффективным направлением экологического развития детей дошкольного возраста является формирование практического навыка взаимодействия с объектами живой природы, через виды детской деятельности - экспериментирование, наблюдение, экологические игры.
Важное значение в воспитании подрастающего поколения имеет эстетическое оформление облика территории дошкольного учреждения. Поэтому была разработана концепция организации экологической среды вокруг дошкольного учреждения приближенного к естественной среде обитания растений Туапсинского района.
При выборе растений для создания экологической среды учитывалась климатическая особенность Туапсинского района, а также правильное размещение растений к сторонам света, то есть с севера на юг.
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также и полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Организация труда дошкольника в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.
Проводя экскурсию по территории детского сада, внимание детей было обращено на опустевшие цветочные клумбы и пришли к выводу, что нужно создать новые цветники и засадить их цветами. Воспитатель предложил детям помочь взрослым с оформлением клумб и выбрать цветы для посадки.
Цель методической разработки: Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей.
Задачи :
Образовательные задачи:
1.Формировать представления детей о разнообразии цветов.
2.Формировать у детей опыт техники безопасности при посадке растений и ухода за ними.
- Научить способу выращивания рассады цветов из семян.
- Сформировать представления детей о зависимости роста и цветении растений от солнца, света и воды и места их расположения по частям света.
- Научить пользоваться компасом, напочвенном термометром.
Развивающие задачи:
1.Обогащать словарь детей новыми словами (бороздки, рассада, лунки, астра, петуния, цинния, бальзамин ).
2.Развивать интерес к разнообразию цветов, и бережное отношение к ним.
Воспитательные задачи:
1.Развивать социальные навыки умения работать в группе.
2.Поддерживать у детей инициативу и самостоятельность.
3.Воспитывать стремление сохранять красоту окружающего мира.
Планируемый результат:
В процессе реализации проекта дети старшей группы научились: выращивать растения из семян (ухаживать за ними, применяя полученный опыт на практике);
- в свободной речи использовать ботанические названия цветов;
- у детей сформировались коммуникативные навыки работы в группе (научились договариваться, выполнять поручения).
- научились видеть и сохранять красоту окружающего мира;
- определять части света и ориентироваться в пространстве.
Заключение:
Участие в реализации проекта позволило нашим воспитанникам сделать несколько последовательных шагов в реальную окружающую действительность, чтобы изучить ее, осознать и оставить собственный позитивный след. Последнее особенно важно для современных городских детей, отгороженных от сложных реальностей мира стенами квартир и учебных заведений, вынужденных наблюдать жизнь через монитор компьютера или по телевизору.
Важным является тот факт, что эта работа проводится в месте проживания ребят, в родном поселке Октябрьский. Наши дети научились понимать, что и от них зависят позитивные изменения. Участие в проекте позволило сформировать предпосылки к экологической культуре поведения у детей дошкольного возраста. Наряду с этим, повысилась мотивация к практической деятельности с объектами природы, произошло становление созидательной инициативы и самостоятельности.